Каталог Храм во имя Архистратига Божия Михаила Публикации «В сущности, человеку надо немного…»

Храм во имя Архистратига Божия Михаила

с. Листвянское (ныне с.Листвянка)


«В сущности, человеку надо немного…»

 




01 Церковь

Я уроженка села Листвянка, в настоящее время живу в Астрахани. В память о своей Родине собираю материал об истории села, о людях, когда-то проживавших там. Регулярно читаю «Черепановские вести», из которых узнала немало нового об истории района. Думаю, моим землякам будет интересно вспомнить или узнать о людях и событиях времён минувших.

Достоверность приведённых фактов подтверждена документально материалами, собранными мною в Госархиве НСО, из личной переписки с внучкой священника И.И. Плотникова, проживающей в Санкт-Петербурге, другими источниками.

Многим уроженцам села Листвянка, родившимся в 40-70-х годах минувшего столетия, хорошо знакомо здание, изображенное на этой старой фотографии. Когда-то оно располагалось на самом высоком месте при въезде со стороны Черепаново. При советской власти здесь хранили зерно. Затем служило клубом. Хорошо помнят местные старожилы и школу через дорогу от него – деревянный одноэтажный  бревенчатый дом. Но мало кто из жителей и школьников тех лет знает о людях и событиях, напрямую связанных с этими двумя зданиями. Уже давно нет ни того, ни другого строения, но память о школе сохраняется в умах и сердцах бывших учеников. Оба помещения: и клуб – бывшая церковь, и школа, когда-то были тесно связаны с именем одной личности.

Была украшением села

В здании нашей бывшей школы проживала семья священника Иннокентия Ильича Плотникова, служившего в листвянской церкви, возведённой в 1910 году в честь Архистратига Божия Михаила. С её открытием село выделилось в отдельный приход 46-го округа Благочиния Барнаульского уезда Томской епархии.

Здание церкви было построено в стиле неоклассицизма и, по-видимому, являлось настоящим украшением села. Купол и звон колоколов были видны и слышны в соседней деревне Татарка, что в трёх километрах от Листвянки. По этой фотографии искусствоведами Марией Викторовной Плотниковой (внучкой священника И. И. Плотникова) и её мужем Анатолием Яковлевичем Басыровым совсем недавно был установлен архитектурный стиль церкви – в тот период времени, когда она являлась еще зернохранилищем. Фото и информация о церкви размещены на сайте http://temples.ru/card.php?/D=20350.

Церковь в Листвянке просуществовала до 1937 года. До Листвянского прихода протоиерей И. И. Плотников служил в анисимовской церкви. У него и жены Марии Викторовны было шестеро детей: Алексей, Иоасаф, Татьяна, Николай, Вера и Виктор. Двое старших родились в селе Анисимово, остальные четверо – наши земляки. В 1912 году отец Иннокентий организовал в Листвянке церковно-приходскую школу.

Псаломщиками при храме были Дмитрий Поливанов, также служивший ранее в анисимовской церкви. Помогала здесь и Елизавета Андреевна Гахова, уроженка Листвянки. Старостой церкви была Прасковья Кондратьевна Иванова. Любовь Васильевна Хромова служила просвирней. Сторожами работали Василий Кузьмич Чепурных и Степан Перервин. В 1913 году в листвянской церкви насчитывалось более тысячи прихожан – кроме листвянских к приходу относились и жители двух соседних сёл.

И.И.Плотников(1879-1937)

И.И.Плотников(1879—1937)

С установлением советской власти и организацией колхозов жизнь в селе резко изменилась. Началось выселение кулаков – крестьян, нанимавших на временные работы в своём хозяйстве помощников (батраков). На основании таких решений из Листвянки было выселено около 20 семей. Подобным разбирательствам подверглась и семья священника. Несмотря на то, что помощников для работы в своём хозяйстве не нанимал, в 1930 году его семью лишили избирательных прав, из Листвянки не выселили, но школу закрыли.

В 1937 году церковь была разорена, священные книги сожжены, иконы разбиты, кресты и колокола вывезены куда-то на конных подводах. Уцелел лишь язык одного из колоколов, который в настоящее время хранится в листвянском школьном музее.

«Решение «тройки» отменить…»

Немногим позже из села увезли и служителей церкви. Их судьбы были определены решением «тройки» НКВД. Кроме четверых, официально имевших отношение к храму псаломщицы Гаховой, старосты Ивановой, просвирни Хромовой и сторожа Чепурных, были арестованы ещё 6 человек: Степан Михайлович Анохин, Анна Яковлевна Ковалёва-Галушкина, Евфросинья Петровна Клёцкина-Сонина, Домна Порфирьевна Карнюхина, Степанида Дмитриевна Коншина и Афанасий Петрович Сонин. Все они, неграмотные или малограмотные, без определённых занятий или занимавшиеся хлебопашеством, обвинялись в совершении уголовных преступлений. Плотникова, Анохина, Хромова, Чепурных, Коншину, Корнюхину 22 сентября 1937 года расстреляли.

В конце 60-х годов начались проверки дел осуждённых следственным отделом управления Комитета госбезопасности Новосибирской области. По результатам проверки дел наших земляков подготовлено заключение, в котором подведён итог: «Решение «тройки» НКВД в отношении 11 лиц отменить».

Так, спустя 22 года, официально закончилась жуткая, трагическая история, внезапно охватившая наших земляков, малограмотных людей, в большинстве своём уже преклонного возраста, занимавшихся до рокового 1937 года привычным крестьянским трудом. О своей реабилитации узнала, возможно, только Прасковья Кондратьевна Иванова, вернувшаяся домой через 5 лет. Судьбы остальных отправленных в лагеря остались неизвестными. Старожилы предполагают, что они умерли в ссылке.

Имя Иннокентия Ильича Плотникова, просветителя-предшественника начала XX века, и информация о нём внесены в базу данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: новомученики и исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую православную церковь – сайт http://213.171.53.29/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans?notextdekor.

Потомки священника Плотникова

О семье Плотниковых известно следующее. Сыновья Алексей и Николай были участниками Великой Отечественной войны. Николай погиб в 1942 году. Алексей после войны жил и умер в Томске. Второй сын священника Иоасаф умер в 1932-м в возрасте 22-х лет при неизвестных обстоятельствах на призывном пункте в Черепаново. Дочь Вера жила в Ташкенте, работала в общевойсковом училище, умерла в 1976-м. Дочь Татьяна, в замужестве Якунина, с 1940 года с матерью и младшим Виктором жили в Искитиме. Умерла в 2007 году в Новосибирске.

Наверняка все дети И. И. Плотникова учились в школе, организованной их отцом. Теперь старожилы помнят только Виктора, круглого отличника, окончившего Листвянскую семилетку. Среднюю школу Виктор окончил в городе Искитим в годы войны. Обучаясь в старших классах, он одновременно заменял учителя младших классов. Затем поступил на архитектурный факультет Новосибирского строительного института.

03 В.И.Плотников

В биографии Виктора Иннокентьевича Плотникова написано: «…Выставка произведений Третьяковской галереи, экспонировавшаяся в Новосибирске, произвела на юношу столь сильное впечатление, что он решил изучать искусство и уехал в Ленинград. Там с отличием окончил Таврическое художественное училище, затем искусствоведческий факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Не имея материальной поддержки в послевоенные годы, он сочетал учёбу с вечерней работой в детских студиях изобразительного искусства...». Окончив с отличием институт, стал аспирантом, защитил кандидатскую диссертацию, а спустя несколько лет и докторскую. Доктор искусствоведения, профессор ленинградского института им. Репина, Виктор Иннокентьевич много лет посвятил изучению проблемы народности и национального своеобразия искусства. Учёный уделял большое внимание проблемам современного искусства и художественной критики.

Жизнь В. И. Плотникова оборвалась в автокатастрофе в Азербайджане (1978 год), где он находился в научной командировке. Накануне отъезда он записал в своём дневнике: «В сущности, человеку надо немного: быть человеком, воспитать человека и не быть забытым».

Дочь Виктора Иннокентьевича Мария является старшим научным сотрудником Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Она и её муж А. Я. Басыров – уроженцы Ленинграда. В 1975 году окончили факультет теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, оба члены Союза художников. Мария Викторовна работает в отделе народного искусства, хранитель фондов. Анатолий Яковлевич состоит в живописной секции и работает как художник. Он участник многочисленных выставок, в том числе и в Германии. В выставках участвуют работы трёх поколений художников – сына Луки Басырова, его отца Анатолия Яковлевича и деда Виктора Иннокентьевича Плотникова.

С наилучшими пожеланиями

Галина Васильевна Полянская (Кутлусурина),

доцент Астраханского государственного технического университета

Метки: