Духовенство Семенов Димитрий Евтихиевич Жизнеописание

Семенов Димитрий Евтихиевич

Пресвитер Димитрий Евтихиевич Семенов (1873—1918)

Пресвитер Димитрий Евтихиевич Семенов родился 30 октября 1873 года в селе Бешпагир Ставропольской губернии в семье священника [1] . Родители воспитали его в горячей вере, страхе Божием и послушании.

В 1883 году он поступил в Ставропольское духовное училище [2] , в котором русский и церковнославянский языки с октября 1888 года по август 1889 года преподавал Иван Иванович Восторгов – будущий священномученик Иоанн [3] . По итогам годичных испытаний в училище в 1889 году Димитрий Семенов был переведен в первый класс Ставропольской духовной семинарии [4] . Однако учеба давалась ему тяжело, и в 1893 году по прошению отца он был уволен из третьего класса [5] .

Получив свидетельство на звание учителя народных училищ, с 1 октября 1894 года по 1 августа 1896 года Димитрий Семенов состоял учителем в Ставропольской дирекции народных училищ [6] , в том числе в 1896 году являлся заведующим Бешпагирским одноклассным училищем. В начале 1896 года он женился на девице Елене Тимофеевне, которая стала ему верной спутницей на всем жизненном пути. Несмотря на отсутствие семинарского аттестата, Дмитрия Евтихиевича не покидало стремление к пастырскому служению: когда семья ожидала рождения первого ребенка, он подал прошение о переводе в духовное ведомство.

С 5 августа 1896 года он был принят на службу в духовное ведомство и определен на диаконо-учительское место к церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Винодельного Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии [7] , после чего рукоположен в сан диакона [8] . В июле 1897 года переведен к Спасо-Преображенской церкви села Новоселицкого Александровского уезда Ставропольской губернии [9] , где служил около двенадцати лет, продолжая трудиться также в области народного просвещения, – состоял учителем церковно-приходской школы [10] .

В период проведения столыпинской аграрной реформы и активного переселения крестьян в Сибирь, во втором полугодии 1908 года диакон Димитрий Семенов ходатайствовал о назначении его разъездным священником в Томскую епархию. Он был одним из первых среди клириков Ставропольской епархии, решивших посвятить свою жизнь пастырскому служению в Сибири в это сложное время – период «брожения умов» и переоценки ценностей, падения пастырского авторитета и разложения прихода [11] . В условиях активного развития Сибири зауральские епархии испытывали острую потребность в священнослужителях, не только для вновь открываемых приходов, но и для действовавших уже многие годы. Святейший Синод рекомендовал епархиальным преосвященным европейской части России «располагать благонадежных священнослужителей» к поступлению на службу в Сибири, «не скрывая от них трудности служения в новых местах, но указывая на высоту ожидающего их апостольского подвига» [12] .

Ходатайство диакона Димитрия Семенова было представлено в Святейший Синод архиепископом Ставропольским и Екатеринодарским Агафодором с благоприятным отзывом от 30 октября 1908 года [13] . Вопрос о переводе отца Димитрия был рассмотрен Томской духовной консисторией 23 февраля 1909 года, и принято определение принять его на службу в Томскую епархию на священническое место, просить Высокопреосвященного Агафодора рукоположить диакона Димитрия Семенова во священника [14] . Накануне праздника Входа Господня в Иерусалим отцом Димитрием было получено из Томска извещение о переводе его с 19 марта 1909 года в Томскую епархию [15] . 31 мая 1909 года в Казанском кафедральном соборе города Ставрополя архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский) рукоположил диакона Димитрия Семенова в сан священника [16] . Архипастырское послание владыки о величии священнического служения и «испытании крепости веры», с призывом «ходить достойно своего звания» [17] , стало для отца Димитрия напутствием перед отъездом в Сибирь.

В Томскую епархию священник Димитрий Семенов приехал в июне 1909 года. В Томске он выдержал экзамен по священнической программе, после чего приступил к пастырским обязанностям в Михайло-Архангельской церкви села Таскаевского Каинского уезда Томской епархии, где священническое место было вакантным с декабря 1908 года [18] . Сразу же по прибытии на новое место службы он стал членом епархиальной кассы взаимопомощи и впоследствии исправно вносил взносы [19] . В его послужном списке за 1909 год записано: «Прогонов не получал. Грамоту и переместительный указ имеет» [20] . С собой в Сибирь семья Семеновых взяла трех младших детей от двух до четырех лет, а старшие две дочери продолжили обучение в Ставропольском епархиальном женском училище на попечении дедушки и бабушки, живших в селе Бешпагир.

Более четырех лет своего пастырского служения священник Димитрий Семенов посвятил заботам о благоустройстве прихода Михайло-Архангельской церкви села Таскаевского [21] . 1909–1913 годы были для молодого пастыря временем напряженного труда и деятельного участия в жизни прихожан. Он много сделал для утверждения христианского благочестия, устройства приходской жизни, охранения паствы от исказителей веры. Хотя в приходе не было иноверцев, раскольников и сектантов, однако они в большом количестве проживали в соседних селах и активно пытались вовлекать православных в свои общины.

Пастырское окормление прихода осложнялось тем, что наряду с селом Таскаевским в него входили деревни Новомихайловская, Кармышакская и Бакмасиха, находившиеся на расстоянии 7–15 верст от церкви. В первые годы служения отца Димитрия к приходу также относился небольшой поселок Петропавловский, который был удален от церкви на 25 верст (к 1912 году, со строительством в нем церкви, он был выделен в самостоятельный приход). В целом же в приходе Михайло-Архангельской церкви в 1909 году было 402 двора, 3161 человек. К 1912 году население прихода увеличилось до 3,5 тысяч человек. За время служения отца Димитрия приход увеличился почти на 50 дворов (341 человека) [22] .

С глубоким смирением, безропотно батюшка разделял со своими прихожанами тяжелые экономические и бытовые условия жизни. Климат здесь был суровый, зимы морозные, весной и осенью долго стояли холода, промыслы и заработки отсутствовали [23] . Наиболее трудными выдались 1910–1912 годы, когда неурожаи хлебов были несколько лет подряд. Только в 1912 году в Каинском уезде от неурожая пострадали 25884 десятины яровых хлебов, крестьянам требовалось 201313 пудов зерна на посев и 106547 пудов – на продовольствие. В это время они особенно нуждались в пастырской поддержке [24] . Несмотря на экономические трудности, неустанными заботами и стараниями священника Димитрия Семенова, являвшегося председателем церковно-приходского попечительства, к 1913 году удалось отремонтировать здание церкви, построенное еще в середине 1850-х годов: стены были окрашены снаружи, внутри обиты картоном и «украшены живописью». Пополнена церковная утварь: приобретены серебряно-золоченый потир с принадлежностями, три напрестольных креста, одно большое и два малых Евангелия, Дарохранительница. В воскресные и праздничные дни отец Димитрий произносил проповеди из книг и вел нравственные беседы с прихожанами. Увеличились кружечные доходы причта за требоисправления: если в 1909 году было получено около 400 руб., то за три неурожайных года доход вырос в 1,5 раза и составил 599 руб. 70 коп.

Одновременно батюшка нес труды по окормлению сельских школ, относившихся к приходу Михайло-Архангельской церкви. За время его служения в них значительно улучшилась материальная база и увеличилось количество учеников. В селе Таскаевском находилось сельское училище министерства внутренних дел, в котором отец Димитрий состоял заведующим и законоучителем. В 1912 году в училище обучалось уже 48 мальчиков и 29 девочек (в 1909 году их было 37 и 12 соответственно). В наиболее крупном поселении, приписанном к приходу, в деревне Бакмасихе имелась школа грамоты, которая в 1911 году благодаря энергичной деятельности настоятеля была преобразована в одноклассную церковно-приходскую школу и получила «прекрасное школьное здание стоимостью в 2500 руб.» (из которых 1600 рублей были изысканы отцом Димитрием на месте) [25] . В 1912 году в ней обучалось 33 мальчика и 17 девочек (в 1909 году их было 18 и 7 соответственно) [26] . За заслуги по церковно-школьному делу 2 сентября 1912 года священник Димитрий Семенов был награжден набедренником [27] .

В период службы в Томской епархии отец Димитрий был в отпуске один раз – с 20 сентября по 25 октября 1911 года, явился раньше на 5 дней. Отпуск потребовался для того, чтобы перевезти в Сибирь старших дочерей Ксению и Раису для продолжения обучения в Томском епархиальном женском училище. Таким образом, семья Семеновых воссоединилась, а летом 1913 года появились новые семейные хлопоты и заботы, связанные с рождением в июне долгожданного сына Николая [28] .

Летом 1913 года батюшка, обеспокоенный болезнью престарелого отца и желавший оказать действенную помощь в его лечении, вынужден был направить архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору прошение с просьбой о переводе его в Ставропольскую епархию. С 24 сентября 1913 года священник Томской епархии Димитрий Семенов был назначен на второе священническое место к церкви села Бешпагир Ставропольской епархии. Одновременно священник Иаков Терновский, служивший на этом месте с октября 1909 года, был перемещен на первый штат, а настоятель церкви, священник Евтихий Семенов (отец священника Димитрия) уволен за штат [29] . Получив новое назначение, отец Димитрий с семьей возвратился в село Бешпагир Ставропольской губернии в октябре 1913 года. Старшая дочь Ксения осталась в городе Томске, а Раиса помогала родителям при переезде. Второй раз за все время службы священник Димитрий Семенов был в отпуске с 9 января по 9 февраля 1914 года, незадолго перед смертью отца († 8 марта 1914 года) [30] .

В Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир батюшка служил около пяти лет до своей мученической кончины в июне 1918 года. В приходе насчитывалось 950 дворов, 7908 человек, главным образом местные крестьяне. В пределах прихода жили раскольники и сектанты: 13 хлыстов, 13 поповцев и 8 беспоповцев [31] . Имелось три школы министерства народного просвещения и две – церковно-приходских, в которых обучалось 179 мальчиков и девочек [32] . И в этом приходе жизнь отца Димитрия была наполнена деятельной любовью к ближним, заботой о христианском просвещении детей.

К лету 1918 года священник Димитрий Семенов состоял на службе в духовном ведомстве около 22-х лет, в том числе около 13 лет диаконом и 9 лет священником. Он добросовестно и честно исполнял свой пастырский долг, чем снискал уважение и любовь своей паствы. В справке Ставропольского епархиального совета за конец августа – начало сентября 1918 года отмечалось «очень хорошее» его поведение [33] . Его жертвенное пастырское служение было увенчано мученической кончиной. Священник Димитрий Семенов был убит в возрасте 44-х лет в период гонений на Церковь в 1918 году и являет собой пример стойкости и мужества.

Гражданская война распространилась на территорию Ставропольской губернии в начале июня 1918 года, когда Добровольческая армия начала здесь наступательное движение. Части Красной армии, озлобленные военными неудачами, концентрировались в губернском городе Ставрополе. С начала июня на подступах к городу шли ожесточенные бои противоборствующих политических сил. Занятие красноармейцами населенных пунктов сопровождалось многочисленными фактами насилия и произвола [34] . В начале сентября 1918 года в местной газете было опубликована информация Ставропольского епархиального совета о «зверской расправе» красноармейцев над священником села Бешпагир Димитрием Семеновым [35] . 20 сентября 1918 года газета «Кубанский край» сообщила, что отец Димитрий был казнен за произнесение в церкви проповедей к народу о том, что разбой – это преступление [36] . В архивных документах и печатных изданиях содержатся следующие сведения о его мученической смерти.

14/27 июня 1918 года, в день вступления красноармейцев в Бешпагир, они пришли в дом батюшки и потребовали их накормить. Насытившись, сообщили, что «теперь […] священник будет цел» и ушли. Однако в тот же день отец Димитрий был арестован красноармейцами дважды. Буквально через полчаса за ним прислали конвой и повели в волостное правление, в помещениях которого расположился штаб красноармейцев. Здесь «всячески над ним глумились». Матушка просила его освободить, и священника отпустили, но через некоторое время опять арестовали. Его обвиняли в том, что он оказал гостеприимство отряду полковника Шкуро при прохождении его через Бешпагир [37] . Красноармейцы долго пытали отца Димитрия и издевались над ним, а потом сказали: «Ну, теперь готовься». Он попросил разрешить ему помолиться перед смертью. Едва молитва была окончена, палачи набросились на него и шашками изрубили ему голову. Бездыханное тело сбросили под кручу, недалеко от места казни. «Теперь не будет призывать опомниться», – такие слова красноармейцев приводят очевидцы [38] . Отец Димитрий был казнен за селом в ночь с 14/27 на 15/28 июня 1918 года вместе с несколькими жителями Бешпагира и до двадцати человек, доставленных сюда из соседних сел [39] . На следующее утро брошенное тело священника было найдено за селом, хоронить его запретили [40] .

Когда большевики ушли из Бешпагира, жители села похоронили казненных. Современники отмечали, что особенно трогательны были похороны священника Димитрия Семенова: «Почти все село вышло проводить прах мученика и многие оплакивали его безвременную кончину» [41] . Погребение батюшки состоялось в ограде Крестовоздвиженской церкви. Красноармейцы, вернувшиеся в село через несколько дней, грозились убить инициаторов погребения казненных, но не успели [42] .

24 августа 1918 года в Ставропольский епархиальный совет поступило прошение вдовы убиенного священника Елены Тимофеевны Семеновой о назначении ей «усиленной пенсии». В прошении она сообщала об «исключительных обстоятельствах смерти» мужа, «зверски замученного красноармейцами», и отмечала «крайне бедственное материальное положение семьи в связи с полным разграблением имущества красноармейцами». Матушка осталась одна с шестью детьми: Ксении в это время был 21 год (вероятно, проживала в городе Томске), Раисе – 20 лет, Леониду – 16 лет, Галине – 11 лет, Елене – 9 лет, Николаю – 5 лет [43] . Последний сын Димитрий родился 20 октября 1918 года, уже после смерти отца [44] . Семья отца Димитрия осталась без средств к жизни (сведений о назначении им пенсии не имеется), в начале 1919 года умерли дочь Раиса и младенец Димитрий [45] .

Сохранился приказ Ставропольского военного губернатора А.М.Валуева от 23 июля 1919 года, в соответствии с которым «за расстрел священника Дмитрия Семенова» был предан военно-полевому суду 26 июля 1919 года служивший в Красной армии крестьянин селения Старобельского Харьковской губернии Иван Пантелеймонович Головинский, 31 года. Он обвинялся в том, что вместе со своим братом Василием и еще тремя красноармейцами, фамилии которых не установлены, состоя в боевой цепи Красной армии, получил от командира роты Гайворонского приказание расстрелять священника Димитрия Семенова, что и было им приведено в исполнение [46] .

После закрытия Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир в 1936 году и полного разрушения ее здания в 1943 году [47] могила отца Димитрия была утрачена. Имя убиенного иерея Димитрия Семенова внесено в Синодик архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Ставропольской митрополии, в годину гонений за веру Христову пострадавших, и с 2019 года возносится на уставных панихидах в день Собора Новомучеников и исповедников Церкви Русской во всех храмах Ставропольской митрополии.

[1] Сведения о Семеновой Варваре Александровне (матери Димитрия) из клировой ведомости за 1914 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 104об. -105.

[2] Разрядный список… // Кавказские епархиальные ведомости. 1884. № 15. 1 августа. С. 552.

[3] О назначении вторым законоучителем православного исповедания при Ставропольской гимназии священника поселка Кирпильского о. Иоанна Восторгова // ГАСК. Ф. 73. Оп. 1. Д. 775. Л. 6об.

[4] Разрядный список… // Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. № 14. 16 июля. С. 250.

[5] Разрядный список… // Ставропольские епархиальные ведомости. 1893. № 13. 1 июля. С. 158-160.

[6] Клировая ведомость за 1914 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 99об.

[7] Перемены по службе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1896. № 16. 16 августа. С. 973; Запись в клировой ведомости за 1895 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 53. Д. 394. Л. 7.

[8] Информация о Таскаевском приходе // Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 г. Томск, 1911. С. 433-434.

[9] Прошение диакона Спасо-Преображенской церкви села Новоселиц Илии Кондратова и диаконо-учителя села Винодельного Димитрия Семенова епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору от 23 июля 1897 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 55. Д. 529. Л. 48; Перемены по службе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1897. № 15. 1 августа. С. 869.

[10] Клировая ведомость за 1907 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 65. Д. 549. Л. 14.

[11] В 1909–1911 годах из Ставропольской епархии были переведены в Томскую епархию еще 6 диаконов (в том числе окончивших пастырские курсы в Москве) и один выпускник Ставропольской духовной семинарии.

[12] Указ Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Томскому и Барнаульскому Макарию по вопросу об удовлетворении церковных нужд в переселенческих епархиях от 30 апреля 1908 г. // Томские епархиальные ведомости. 1908. № 15. 1 августа. С. 1-2.

[13] Список лиц, изъявивших желание занять места священно и церковнослужителей в переселенческих приходах Сибирских епархий. 1909 г. // РГИА. Ф. 799. Оп. 15. Д. 967. Л. 43, 45.

[14] Журнал Томской духовной консистории от 23 февраля 1909 г. // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1502. Л. 727-727об.

[15] Клировая ведомость за 1909 г. // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3927. Л. 59.

[16] Архиерейские служения // Ставропольские епархиальные ведомости. 1909. № 23. 6 июня. С. 704.

[17] Пастырское послание Высокопреосвященнейшего Агафодора, архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, Боголюбивым пастырям Ставропольско-Екатеринодарской церкви // Ставропольские епархиальные ведомости. 1909. № 13. 28 марта. С. 397-406.

[18] Праздные места // Томские епархиальные ведомости. 1909. № 1. 1 января. С. 13; Там же. № 6. 15 марта. С. 120; Там же. № 7/8. 1-15 апреля. С. 170.

[19] Список членов кассы взаимопомощи, сделавших взносы в первой половине 1910 г. // Томские епархиальные ведомости. 1910. № 19. 1 октября. С. 524.

[20] Клировая ведомость за 1909 г. // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3927. Л. 59.

[21] Клировая ведомость за 1912 г. // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4304. Л. 88об. -89.

[22] Там же. Л. 85-91.

[23] Мамырин Г. Краткие сведения о Томской губернии. Полтава, 1912. С. 30-31.

[24] Белянин Д.Н. Столыпинская переселенческая политика в Томской губернии (1906—1914 гг.). Кемерово, 2003. Режим доступа: https://statehistory.ru/books/Dmitriy-Belyanin_Stolypinskaya-pereselencheskaya-politika-v-Tomskoy-gubernii--1906—1914-gg---/5 .

[25] Отчет Томского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1911–1912 гг. // Томские епархиальные ведомости. 1913. № 12. 15 июня. С. 343-344.

[26] Клировая ведомость за 1912 г. // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4304. Л. 85-91.

[27] Клировая ведомость за 1912 г. // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4304. Л. 88об. -89.

[28] Клировая ведомость за 1914 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 99об. -100.

[29] Перемены по службе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1913. № 41/42. 15 октября. С. 1220–1221; Движения и перемены по службе // Томские епархиальные ведомости. 1913. № 21. 1 ноября. С. 504.

[30] От правления Ставропольской епархиальной братской кассы // Ставропольские епархиальные ведомости. 1914. № 15/16. 20 апреля. С. 453.

[31] Клировая ведомость за 1914 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. Л. 106.

[32] Там же. Л. 97об.

[33] Дело об исходатайствовании пенсии вдове убитого священника … // ГАСК. Ф. 237. Оп. 1. Д. 105. Л. 1об.

[34] Рапорт и. д. прокурора Ставропольского окружного суда в Управление юстиции при Главнокомандующем вооруженными силами на Юге России. 6 марта 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-3435. Оп. 1. Д. 4. Л. 6-11об.

[35] Судьба священников // Ставропольские ведомости. 1918. № 41. 2 сентября. С. 3.

[36] С[ело] Бешпагир Ставропольской губернии. После них // Кубанский край. 1918. № 80. 20 сентября. [С. 4.]

[37] Протокол допроса членом Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России, бароном А.К.Врангелем в качестве свидетеля протоиерея Кирилла Окиншевича. 1 апреля 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 25. Л. 21об.; Сведения о злодеяниях большевиков в отношении церкви и ее служителей в Ставропольской епархии. 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 25. Л. 6.

[38] С[ело] Бешпагир Ставропольской губернии. После них. // Кубанский край. 1918. № 80. 20 сентября. [С. 4.]

[39] С[ело] Бешпагир Ставропольской губернии. После них // Кубанский край. 1918. № 80. 20 сентября. [С. 4.]; Информация Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России, по селению Бешпагиру Ставропольского уезда Ставропольской губернии. [Не ранее 28 июня] 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 28. Л. 10.

[40] Протокол допроса … протоиерея Кирилла Окиншевича // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 25. Л. 21об.; Сведения о злодеяниях большевиков … // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 25. Л. 6.

[41] С[ело] Бешпагир Ставропольской губернии. После них. // Кубанский край. 1918. № 80. 20 сентября. [С. 4.]

[42] Там же.

[43] Дело об исходатайствовании пенсии вдове убитого священника … // ГАСК. Ф. 237. Оп. 1. Д. 105. Л. 1-1об.

[44] Там же. Л. 7.

[45] Там же. Л. 4об.

[46] Приказ № 464 Ставропольского военного губернатора от 23 июля 1919 г. // ГАСК. Ф. Р-870. Оп. 1. Д. 9. Л. 201.

[47] Краткая историческая справка // Храм Воздвижения Креста Господня с. Бешпагир: страница прихода [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.beshpagirnika.com (Дата обращения: 14.01.2021).