Каталог Храм во имя Архистратига Божия Михаила История

Храм во имя Архистратига Божия Михаила

с. Козихинское (ныне с. Козиха)





История


К 1914 г. о храме в селе Козиха имеются следующие сведения: «Церковь деревянная однопрестольная, во имя святого Архистратига Божия Михаила, построена в 1906 г., земли при ней 66 десятин. Состав прихода: село Ко­зихинское Барнаульского уезда, прихожан обоего пола 1459 душ. Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта при го­товых причтовых домах: жалование от прихожан 600 руб., руга от них же 475 пуд. и доходы от треб» [7, с. 262]. С 1907 г. по ноябрь 1919 г. в храме служил священник Александр Владимиров*.

Мирное течение приходской жизни нарушила революция. В марте 1918 г. в Козихе начал работу первый сельский совет. Первое, что сделал

* По данным справочной книги за 1914 г., «священник Александр Петрович Владимиров, 40 лет, окон­чил курс в Томской духовной семинарии, рукоположен во священника 30 августа 1898 г.» (Справочная книга по Томской епархии за 1914 г. С. 262.).

сельсовет — отобрал земли у местных богачей и 90 десятин церковной земли и передал безземельным крестьянам. И пока, как пишет активный участник этих событий Григорий Макаев, «поп Владимиров бесновался», сам Макаев поднял над зданием маслозавода первый в истории Козихи красный флаг [3, с. 294].

Летом 1918 г. власть перешла к белым, и вскоре началась мобилизация в колчаковскую армию. Отец Александр Владимиров, в проповедях назы­вавший советскую власть «властью большевиков-безбожников», по мет­рическим книгам составил список из 84 имен молодых жителей Козихи призывного возраста. Но под влиянием Г. Макаева и других сторонников советской власти сельский сход постановил призывников не выдавать, отправить их на правый берег Оби [3, с. 297]. После этого на село была наложена контрибуция в размере 50 тысяч рублей, но жители Козихи пла­тить отказались. Тогда 27 ноября 1918 г. в село прибыл отряд колчаковцев, остановившийся на постой в доме священника Александра Владимирова. Прибывшие арестовали Г. Макаева и еще четырех козихинцев и повезли их на санях в Новониколаевск. По дороге один из солдат предложил расстре­лять арестованных, но вмешался офицер: «Когда поп поил нас самогонкой, он же просил не убивать их по дороге, а то его самого убьют. В тюрьме их все равно и без нас расстреляют» [3, с. 299-301]. Вот так, по мнению исто­рика О. Лыкова, стало известно, что священник выдал белым сторонников советской власти [3, с. 301]. Далее в воспоминаниях Г. Макаева сообщается, что «...священника кто-то из его единомышленников, оставшихся на воле, припугнул столь успешно, что он публично заявил земской полиции, что арестованные козихинцы большевиками не являются» [3, с. 302-303].

Отец Александр скончался от сыпного тифа 18 ноября 1919 г. в возрасте 47 лет. Приобщен был священником Димитрием Любомировым. Погребение 20 ноября совершали священники 16-го благочиния: Александр Акципетров, Феодор Сапфиров, Константин Герцанов, Димитрий Любомиров, Сергий Филидов, Иоанн Панкрышев, диакон Леонид Цветушков, и.д. псаломщиков Иоанн Лукин и Иоанн Кузьмин. Погребен на кладбище в церковной ограде [2, ф. 156, оп. 1, д. 3212, л. 85]. Вероятно, он был бы репрессирован после восстановления советской власти в декабре 1919 г., если бы не скончался.

В ноябре 1919 г. (видимо, во время болезни о. Александра) требы в ко­зихинском храме совершал священник села Верх-Ирмень Иоанн Панкры­шев (и однажды священник села Мало-Ирменского Константин Герцав) [2, ф. 156, оп. 1, д. 3212, л. 30-32].

В декабре 1919 г. крещения и отпевания в храме совершали два священ­ника: Василий Топорков, который был записан псаломщиком в метрической книге как «полковой священник», и протоиерей Иоанн Преображенский, который подписывался «заведующий приходом» [2, ф. 156, оп. 1, д. 3212, л. 34-36, 89]. Более подробной информации об этих двух служителях Церкви, а также и о том, кто был священником в Козихе с 1920 по 1925 г., не имеется.

С 1925 г. священником стал диакон козихинского храма о. Василий Крас- ноперов. Он упоминается в метрических книгах за 1925—1927 гг. и в списке священнослужителей Новосибирской епархии за 1927 г. [2, ф. 156, оп. 1, д. 3214; ф. р-1978, оп. 1, д. 13]. 21 ноября 1930 г., в день престольного празд­ника, священник Красноперов был арестован и через полгода расстрелян по обвинению в антисоветской агитации*.

Диаконами в козихинской церкви служили Афанасий Коновалов (ян­варь — март 1918 г.) и Василий Красноперов (1920—1925) [2, ф. 156, оп. 1, д. 3212, л. 84].

Псаломщики Афанасий Филиппович Коновалов (1913), Андрей Троиц­кий (с апреля до начала июля 1918 г.), Иоанн Кузьмин (весь 1919 г., 1925­1927 гг.) [2, ф. 156, оп. 1, д. 3212, 3214].

Официально храм был закрыт постановлением крайисполкома 14 ию­ля 1935 г. № 1151. По воспоминаниям старожилов села, церковное здание после закрытия превратили в клуб, показывали в нем немое кино для жи­телей села [2, ф. р-1418, оп. 1, д. 15, л. 53-60].

В селах Новосибирской области в годы войны (1941—1945) храмов не бы­ло, поэтому верующие собирались по праздникам для совместной молитвы в частных домах, что считалось нарушением законодательства, так как об­щина верующих не была официально зарегистрирована. В 1944 г. в отчете уполномоченного в Совет по делам религий приводятся следующие факты: «16 июля 1944 г. в с. Козиха Верх-Ирменского района днем до 20 женщин преклонного возраста собрались и ходили с иконами в поле. Бывало, что на этих собраниях служили незарегистрированные священники, где мо­лились о дожде. Инициаторами были 5 женщин из кулацких семей» [2, ф. 1418, оп. 1, д. 11, л. 14].

На 1945 г. о здании козихинского храма имеется следующая запись в отчете уполномоченного: «Колхозный склад. Деревянное, очень ветхое, опасно для использования как церкви. Было переоборудовано под клуб, купола, кресты, колокольня сняты». По воспоминаниям старожилов села, здание в конце концов разобрали на бревна, из которых построили обще­житие в соседнем селе Березовка [2, ф. р-1418, оп. 1, д. 15, л. 53-60].

Источники и литература

  1. Архив УФСБ по Новосибирской области.
  2. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО).
  3. Лыков О. М. Ордынская хроника. Книга первая. От Ординской волости к Ордын­скому району. Новосибирск, 2007.
  4. Лыков О.М. Ордынская хроника. Книга вторая. Трагедия и подвиг Ордынской зем­ли. Новосибирск, 2010.
  5. Михайлов И. С. История Пророко-Ильинского храма села Верх-Ирмень: вып. квалификац. работа. Новосибирск, 2015.
  6. Смирнова Л.М. (видеоинтервью) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://yadi.sk/d/p-bOcDIm8538WQ (дата обращения: 25.08.2019).
  7. Справочная книга по Томской епархии за 1914 г. Томск, 1914.
  8. Сталинский путь (газета Ирменского района). 1937. 26 августа.

Hieromonk Simon (Istyukov)

The History of Churches and the Clergy in the Villages Where the Courtyards of the Archangel Michael Monastery of the Novosibirsk Diocese are Now Located, in the Period 1917—1945

The work researches the history of churches and the clergy in the villages Kozikha, Novy Sharap and Verkh-Chik in Ordinsky district of the Novosibirsk region in 1917—1945.

Keywords: the Novosibirsk diocese, Kozikha, Novy Sharap, Verkh-Chik, the clergy, churches, metric books

Иеромонах Симон (Истюков)
Судьбы храмов и духовенства в селах, где ныне располагаются подворья Михаило-Архангельского мужского монастыря Новосибирской епархии, в период 1917—1945 гг

Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Выпуск 6


В 1997 году монашеской общине, численностью 16 человек, был передан заброшенный кирпичный гараж в селе Козиха. Этот гараж был построен в семидесятых годах на месте разрушенного в середине тридцатых годов пятикупольного деревянного храма во имя Архистратига Божия Михаила.

Из «Справочной книги по Томской епархии за 1909 -1910 гг.» стало известно, что деревянная церковь во имя Святого Архистратига Божия Михаила в селе Козихинское (ныне село Козиха) построена в 1906 году, земли при церкви не было, расстоянием от г. Томска — 335 верст. В состав прихода входило село Козихинское Барнаульского уезда. Прихожан обоего пола 2043 души.

Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта при готовых причтовых домах: жалованье от прихожан 600 рублей, руга от них же 475 пудов и доходы от треб.

Священником в то время служил Александр Владимиров, и.д. псаломщика Георгий Пузанов.

Александр Петрович Владимиров, 34 лет, окончил Томскую духовную семинарию, рукоположен во священника 30 августа 1898 года, состоял депутатом от духовенства благочиния 20 округа на окружных училищных съездах. На настоящем месте с 1907 года.

Георгий Михайлович Пузанов, 19 лет, из 3 кл. Томской духовной семинарии, состоял в настоящей должности с 12 января 1910 года.

В селе Козихинском была церковная школа грамоты с 5 учащимися и училище гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существовало с 1908 года.

В годы лихолетья церковь Архистратига Михаила разделила судьбу многих церквей. Ее закрыли и разрушили.

И вот, в 1997 году монашеская община приступила к строительству монастыря. С января по апрель подготовили выделенное помещение для богослужения, и на Пасху 1997 года прошло первое богослужение.

К 2003 году   была завершена внутренняя перепланировка помещения под храм, келии и трапезную.

Постепенно благоустраивается территория, возводится кирпичная стена вокруг монастыря. Построены столярная, слесарная и швейная мастерские. В обители выпекается хлеб, есть свой автопарк. Братия занимаются сельским хозяйством, разведением крупнорогатого скота, лошадей. Имеются земли под посев зерновых культур.

В районе с. Кирза действует монастырская пилорама, обеспечивающая пиломатериалом все монастырские стройки. Братия сами заготавливают деловую древесину и дрова.

В семи километрах от с. Верх-Чик расположена монастырская пасека. Здесь   же находится пруд для разведения рыбы и сенокос для рабочего скота.

В монастыре ежедневно совершается суточный богослужебный круг.

Священники монастыря выезжают в близлежащие села для совершения Таинств и треб. Ведется просветительская работа с военнослужащими полигона в селе Шилово, в котором братией построен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» в 2003 году.

Свою отеческую заботу о монастыре проявляет Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский. В 2004 году Владыка совершил монашеский постриг трёх насельников монастыря.

В настоящее время численность монашеской братии составляет 80 человек. Наместник монастыря — игумен Артемий (Снигур).

Источник информации: http://www.orthedu.ru/


История обителиВ с. Козиха Ордынского района Новосибирской области на месте, где сейчас находится  храм и братский корпус,  до революции была деревянная приходская церковь во имя Архистратига Михаила, построенная в 1903г. и освященная в 1906г. святителем Макарием (Невским), архиепископом Томским и Барнаульским. Церковь была построена на пожертвования жителей с. Козиха. 21 ноября 1930г., в день престольного праздника, служащий в храме священник Василий Красноперов был арестован и через полгода расстрелян по обвинению в антисоветской агитации. Более подробные сведения о репрессированных в 1930 г. священники из сел Ордынского района: Козиха, Красный Яр, Верх-Ирмень, Пичугово см. здесь.

В «Списке церковных зданий недействующих православных церквей, находящихся в Новосибирской области и г. Новосибирске на 1 июня 1945 года», составленном уполномоченным по делам Русской Православной Церкви указано, что храм в с. Козиха Ирменского района был закрыт постановлением Облисполкома № 5959 от 22 июля 1933г., на дату составления отчета (1945 г.) в храме находился колхозный склад, о состоянии здания сказано следующее: «здание деревянное очень ветхое, опасно для использования как церковь. Было переоборудовано под клуб, купола, кресты, колокольня сняты» (Источник: ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 15. Л. 53-60.)

Как рассказал один из сельских сторожилов, «церковь превратили в клуб, показывали в ней немое кино для жителей села, потом разобрали на бревна, из которых построили общежитие в соседнем селе Березовка».

В 1996г.  группой монашествующих во главе с иеромонахом Артемием (Снигуром), ныне епископом Петропавловским и Камчатским, в соседней деревне Малоирменка (в 15 км от Козихи) было начато строительство храма на месте, где раньше тоже стоял храм, и был создан Михаило-Архангельский приход.

В 1997г.  монашеская община начала строительство храма и двухэтажного братского корпуса на месте прежней разрушенной церкви села Козиха. Средств было очень мало, и стены утепляли саманом, который сами же и делали из глины и соломы. Жили в небольшом доме, раньше служившем кочегаркой.

Козиха. Начало строительства храма.1997г.

Козиха. Начало строительства храма.1997г.

17.07.1997 Священный Синод благословил открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в с.Малоирменка (наместник – иеромонах Артемий(Снигур)).

В том же 1997 году монастырю для организации подворья был передан храм в селе Верх-Ирмень.

Игумен Артемий (ныне -епископ Петропавловский и Камчатский)

Игумен Артемий (ныне -епископ Петропавловский и Камчатский)

В 1998г. монашествующие из дер.Малоирменка переехали в с.Козиха, а в дер.Малоирменка был создан Михаило-Архангельский женский монастырь (настоятельница – монахиня Мария(Серопян)). Михаило-Архангельский приход был упразднен. Все подворья остались у мужского монастыря.

В 1998—1999 годах были построены храмы в других селах Ордынского района: Новый Шарап, Красный Яр, Петровское, Верх-Чик.

В 2002 году силами АОЗТ «Ирмень» в селе Верх-Ирмень был построен второй храм – в честь пророка Божия Илии. В том же 2002 году были переданы монастырю для организации городского подворья Приход во имя равноапостольного князя Владимира в г.Новосибирске по ул.Филатова, д.14 и стройплощадка под строительство большого двухэтажного Собора.

В 2006 году в с.Новошилово Новосибирского района был построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (в 2008г. был передан Епархиальному подсобному хозяйству).

В 2008 году Архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном было совершено освящение первого этажа Троице-Владимирского Собора.

В 2011 году наместник монастыря игумен Артемий (Снигур) был назначен епископом Петропавловским и Камчатским. С ним уехало пять монахов из числа братии монастыря. В том же 2011 году произошло преобразование Новосибирской Епархии в Митрополию. Игумен Лука (Волчков) назначен епископом Искитимским и Черепановским, иеромонах Феодосий (Чащин) – епископом Каинским и Барабинским.

Божественная Литургия в Троице-Владимирском соборе 24_08_2013

Божественная Литургия в Троице-Владимирском соборе 24_08_2013

В августе 2013 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было совершено освящение второго этажа Троице-Владимирского Собора на подворье монастыря в г. Новосибирске.

История обители