Каталог Собор в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя Публикации Священник Михаил Рыженков. Первая церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя при Каинском форпосте

Собор в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя

г. Каинск (ныне г. Куйбышев)


Священник Михаил Рыженков. Первая церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя при Каинском форпосте

 



Священник Михаил Рыженков. Первая церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя при Каинском форпосте


История города Каинска и окрестных деревень в XVIII веке

История города Каинска начинается в 1722 году, когда посреди Барабинских степей на берегу реки Каинки высочайшим повелением был основан «Каинский Пас» — форт для защиты южных земель Российской империи. В то время в этих местах проживали барабинские татары, кото­рые нуждались в защите от калмыков и киргизов и нашли её в лице Российского государства. Вокруг укреплённого форта стали селиться люди и вскоре образовалась слобода.

Через 11 лет после основания форпоста через Каинск прошёл Московско-Сибирский тракт — транспортная и торговая артерия России, что и обусловило дальнейшее развитие поселения. Территория страны в середине XVIII века почти непрерывно увеличивалась за счёт освоения и завоевания новых земель, что коснулось и Каинского форпо­ста. В 1740-х годах произошло расширение укреплений Барабинской степи, к которым относился и Каинск.

В составе гарнизона крепости были казаки и служилые люди, продо­вольствие для которых доставлялось из Тары и Томска. По словам А. Д. Колесникова, «задержка с доставкой провианта нередко вызывала голод. Например, в 1740 году произошла задержка с доставкой хлеба и командир Каинского форпоста Лукнев жаловался, что хлеб не достав­лен, казаки помирали голодною смертью» 1 . Такие условия жизни дикто­вали свои правила, поэтому в слободе и форте развивались различные промыслы, служилые люди и разночинцы занимались рыбной ловлей, охотой для своего пропитания, для лошадей косили сено 2 .

К концу 1740-х годов в окрестностях Каинска упоминается уже три русские деревни: Развалова, Тайлакова и Белова. Сам форпост, по описа­

1 Колесников А. Д. Русское население Западной Сибири в XVIII — начале XIX вв. — Омск, 1973. — С. 258.

2 Бурматов А.А. Куйбышев // «Историческая энциклопедия Сибири». — Новоси­бирск, 2009. — С. 220.

138

нию начала 1750-х годов, представлял собой обнесённое частоколом поселение, вокруг которого был вырыт ров, а также устроены надолбы и рогатки. По углам форта были сооружены бойницы для пушек 3 .

Границы государства отодвигались на юг, необходимость защиты местного населения от набегов отпала, форпост стал преобразовываться в крестьянское поселение. «Уже к 1750 году постоянные гарнизоны в форпостах были ликвидированы, казаки вступили в крестьянское состояние» 4 . В исследовании Д.А.Колесникова «Русское население Западной Сибири в XVIII — начале XIX веков» приводится описание разведки новых земель в Сибири в середине XVIII века. Так, в 1755 году некий прапорщик Уксусников по поручению начальства отправляется в Барабинскую степь для прокладки удобного маршрута от Усть- Таркского форпоста до Каинска и попутно делает «обстоятельное описа­ние Барабинской степи... какие годные на той степи места, где можно учи­нить поселение, по скольку дворов и какие имеются угодия» 5 . Прапорщик Уксусников, по всей видимости, прекрасно справился с поставленной задачей. Он проложил новый маршрут от реки Оми до Каинска и сооб­щил, что «на Барабинской степи имеются к поселению и для жилья чело­вечества удобные места около реки Оми, где есть к строению и на дрова берёзового лесу и пахотной земли и сенокосных покосов со удовольстви­ем» 6 . Эти места он определил как безопасные для проживания, так как они были закрыты от набегов вражеских войск Колывано-Воскресенской и Иртышской линиями защиты 7 .

Основание нового Барабинского тракта требовало устройства новых поселений на его протяжении, что означало некую внутреннюю мигра­цию, в частности, местная администрация планировала заселять тракт ямщиками из зауральских уездов. Однако Сенат указом от 21 августа 1755 года предписал «учинить из ближних мест к той Барабинской степи разночинцев, коих там довольно» 8 . Согласно данному указу произошло переселение некоторого числа крестьян и разночинцев из Томского и Тарского уездов Сибирской губернии в Барабинские степи близ Каинска для устройства нового Барабинского тракта. Для переселения

3 Колесников А. Д. Русское население Западной Сибири. — С. 258.

4 Бурматов А.А. Демографическая история Каинска-Куйбышева и его округи. — Новосибирск, 1997. — С. 100.

5 Колесников А.Д. Русское население Западной Сибири. — С. 258.

6 Там же.

7 Гусаченко В. Л., Матвеева Л. Л., Тимяшевская Л.В. Каинск исторический. — Ново­сибирск, 1995. — С. 9-26.

8 РезунД.Я., ВасильевскийР.С. Летопись сибирских городов. — Новосибирск, 1989. — С. 173.

139

выбирали «людей добрых и состоятельных, отделяя от домов отцов — детей, от братьев — братьев» 9 . Всего за год (1755—1756) было пересе­лено около 250 семей. Им в обязанность вменялось содержать зимовья от Каргатского до Каинского форпоста «для содержания подводной гонь­бы, ремонта старых и строительства новых мостов и гатей» 10 . Уксусников в донесениях от 1756 года сообщал, что по реке Оми и в слободе при Каинском форпосте проживают томские разночинцы и новопереселён- ные крестьяне, коих ещё в 1755 году там не было. Около форта строятся новые деревни для вновь прибывшего населения 11 .

Первые упоминания о Спасском храме относятся к 1740-м годам. Изначально гарнизон форта состоял из присылаемых из Томска казаков- годовальщиков, которых ежегодно меняли. Гарнизон был небольшой — не более 100 человек. С превращением во второй половине XVIII века форпоста в земледельческую слободу, стоящую на важном торгово- транспортном пути, увеличился и приток населения, что обусловило необходимость постройки здесь православного храма 12 .

В 1752 году «в приходе Спасской церкви Каинского форпоста заре­гистрировано 7 новорождённых (4 в семьях казаков и 3 в семьях разно­чинцев), в 1753 году зарегистрированы 21 новорождённый и 2 умерших. В 1759 году соответственно 60 и 21. Другими словами, отмечался рост населения» 13 .

К 1763 году, за 20 лет существования, приход Спасской церкви с близлежащими деревнями разросся до 337 человек. Учитывая высокую степень воцерковления населения России в XVIII веке, можно сделать вывод, что население Каинска не превышало 400 человек. Это предполо­жение косвенно подтверждается последующими данными: через 20 лет, в 1782 году, когда Каинский форт был преобразован в уездный город, «окружность территории Каинска составляла 1 версту 350 саженей, население — 658 человек, частных жилых домов — 106, лавок и амба­ров — 7, в городе была деревянная церковь. Здесь ежегодно с 1 по 6 января проводилась ярмарка» 14 .

9 Баяндин В.И. Куйбышев Каинск: исторический опыт социально-экономического и культурного развития. (Тезисы региональной научно-практической конференции). — Куйбышев, 1997. — С. 195.

10 Бурматов А.А. Демографическая история Каинска-Куйбышева и его округи. — С. 101.

11 Колесников А. Д. Русское население Западной Сибири... — С. 259.

12 Там же.

13 Там же. — С. 258-260.

14 Бурматов А. А. Демографическая история Каинска-Куйбышева и его округи. — С. 101.

140

В заключение необходимо отметить важнейшую роль Барабинского тракта в истории становления и развития города Каинска, который благо­даря удачному местоположению всего за 60 лет — с 1722 по 1782 год — из оборонительного форта стал уездным городом. Сюда начинают сте­каться ямщики, ссыльные преступники, но главным образом — кресть­яне: по данным IV ревизии, проводившейся в 1780-х годах, среди посе­ленцев 83,6 % составляли именно государственные крестьяне 15 .

Итак, мы видим, что история города Каинска начинается в начале XVIII века как история военного укрепления, сооружённого для защиты южных границ Российской империи от калмыков и татар, но уже в сере­дине того же столетия он становится важным звеном экономического развития южных рубежей Российской империи, в городе активно разви­вается торговля, чему способствует удачное расположение на одной из главных экономических артерий.

Строительство деревянной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя в 1743—1770 годах

Выше была описана история города Каинска в XVIII веке и, в част­ности, сказано о том, что в остроге в 1740-х годах была построена дере­вянная церковь. Далее будет предпринята попытка более подробно изло­жить обстоятельства постройки данного храма, освящённого в честь Нерукотворного образа Спасителя.

Сразу оговоримся: существует предположение, что первый храм в Каинском остроге был возведён в начале 1720-х годов, то есть непо­средственно вместе с постройкой оборонительных сооружений. Но ника­ких документальных свидетельств, подтверждающих это предположение, в ходе исследования найдено не было. Возможно, такие свидетельства будут обнаружены в будущем.

Различные исторические источники так повествуют об обстоятель­ствах строительства первого храма: задача Каинского форпоста была стратегическая — защищать сибирских колонистов от набегов кочевни­ков, охранять Московский тракт. Казаки честно несли службу. Немало их погибло. Но погибших и умерших воинов невозможно было отпеть по христианскому обычаю, так как не было здесь ни церкви, ни даже свя­щенника. Поэтому служилый народ обратился с петицией к митрополиту

15 Фальк И.П. Записки путешествия академика Фалька. От Петербурга до Томска // «Полное собрание учёных путешествий по России». — Т. 6. — СПб., 1824. — С. 450-451.

141

Тобольскому и Сибирскому Антонию (Нарожницкому) с покорнейшей просьбой «благословить на выстройку деревянной церкви» 16 .

Владыка не отказал казакам. И в феврале 1751 года был торже­ственно освящён храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. К сожалению, место для постройки церкви было выбрано неудачное — в низине реки Каинки. В бурные вёсны река выходила из берегов, затап­ливала храм. Жители вновь обратились к митрополиту с просьбой — перенести церковь на противоположный берег Каинки.

Выше говорилось о положительной роли Московско-Сибирского тракта (Барабинский участок) в становлении Каинска, но в судьбе Спасского храма этот тракт сыграл несколько иную роль. Дело в том, что будущий тракт пролегал по левому берегу Каинки, где как раз и распола­гался храм, в связи с чем, во исполнение высочайшего указа 1755 года императрицы Елизаветы Петровны о прокладке нового тракта, было предписано «перенести Спасскую церковь и Каинский форпост на пра­вый берег реки» 17 . В том же 1755 году, согласно грамоте митрополита Тобольского и Сибирского Сильвестра (Гловатского) от 11 марта 1755 го­да 18 , храм был перенесён на правый берег реки Каинки. На прежнем месте, где находилась церковь, был поставлен деревянный крест.

Через 15 лет после перенесения старый сруб храма окончательно сгнил, поэтому жители Каинска были вынуждены вновь обратиться в консисторию для получения разрешения на постройку нового храма. Разрешение было поучено: 10 марта 1770 года епископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров) подписал грамоту № 347 «О заложении вновь деревянной церкви во имя Нерукотворенного Спасителева обра- за» 19 , постройка нового храма заняла три года, и он был освящён 18 сен­тября 1773 года. Но верующие мечтали о каменном соборе. Их мечта исполнилась только спустя 17 лет.

Резюмируя вышесказанное, важно отметить, что деревянный Спасский храм, построенный в 1743 году, за 30 лет подвергся двум вынужденным реконструкциям: переносу на новое место в 1755 году и полной перестройке в 1770 году. К середине 1780-х годов второй дере­вянный храм также пришёл в плачевное состояние, что и обусловило необходимость строительства каменного храма на месте прежнего.

16 Павлова Н.И., Гайер И.Н. Особенности застройки города Куйбышева (Каин­ска) Новосибирской области в период 1722—1917 гг. // «Баландинские чтения». — 2015. — Т. 10. — Вып. 1. — С. 256.

17 Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. — С. 172.

18 Павлова Н.И., Гайер И.Н. Особенности застройки города Куйбышева... — С. 256.

19 Там же.

142

Строительство нового каменного храма

Для возведения каменного собора в городе Каинске было несколько причин. Во-первых, город постоянно развивался и население его уве­личивалось. Маленький деревянный храм не мог удовлетворить духовные запросы постоянно возрастающего населения. К тому же здание храма за 15 лет после постройки значительно обветшало. И наконец, неболь­шой по размерам храм не соответствовал статусу уездного города Российской империи — уездному городу требовался каменный собор.

Закладка нового каменного храма в честь Нерукотворного образа Спасителя произошла 14 декабря 1787 года 20 на Московской улице (сегодня улица Краскома). Государство не принимало участие в финанси­ровании работ. По православной традиции он возводился за счёт пожерт­вований горожан. Те, у кого не было денег, приносили молоко и яйца. Эти продукты добавлялись в строительный раствор — для прочности.

Строительство Спасского собора в Каинске продолжалось без мало­го 40 лет (1787—1836 гг.), хотя город был не бедным, а скорее даже зажиточным, и жертвовал многие суммы. Львиную долю денег давали купцы. Однако средств всё равно не хватало. Именно по этой причине храм в три придела строился очень долго: в 1804 году завершилось строи­тельство первого придела во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящён 29 февраля 1804 г.), в 1828 году — второго придела в честь Нерукотворного образа Спасителя; в 1836 году — третьего придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящён 30 сентября 1836 г.) 21 .

Конечно, все православные христиане Каинска принимали посиль­ное участие в постройке собора, но существовали и крупные жертвовате­ли-благодетели. Основными ктиторами выступили мещанин Куишлов- ский, крестьянин Кожевников и псаломщик Димитрий Лашков 22 . Третий придел храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1836 году был сооружён преимущественно на пожертвования купеческой семьи Поздышевых 23 . Через 40 лет, в 1877 году, крупное пожертвование сдела­ли купцы Иван Петрович Ерофеев и Дмитрий Фёдорович Мясников. Суммы их пожертвования хватило на возведение нового иконостаса, а также на приобретение подсвечников и лампад к иконостасным обра­

20 Там же.

21 Шабунин Е.А. Спасский Собор г. Каинска. — [Электронный ресурс]. // Портал: Образование и Православие. — URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/kainsk/1 .htm (дата обращения — 15.04.2021).

22 Там же.

23 Там же.

143

зам 24 . Кроме того, оба эти купца были старостами Спасского собора: Дмитрий Фёдорович Мясников с 1869 по 1872 год, а с 1872 по 1880 год Иван Петрович Ерофеев 25 . Купец Иван Петрович Ерофеев скончался в 1887 году, но завещал пожертвовать 1000 руб. на нужды собора с тем, чтобы причт пользовался процентами «с оных» за поминовение души его — Ерофеева — и его сродников 26 . Не осталась в стороне семья куп­цов Ерофеевых и при ремонте иконостаса среднего придела Спасского храма в 1901 — 1902 годах. Как писала тогда местная пресса: «Украше­нием собора будут служить разноцветные электрические лампочки по иконостасу и карнизам собора, пожертвованные купцом Ерофеевым» 27 .

Стараниями народа собор получился великолепный: высокий, огромных размеров. Он был построен из белого кирпича, главный купол собора венчал позолоченный крест, рядом возвышалась высокая коло­кольня. Когда начинали петь колокола, то их звон слышали жители бли­жайших сёл. Храм был рассчитан на 300-350 человек. Простота, лако­ничность, симметрия, гармония и даже строгость присущи этому собору. В нём удивительным образом сочетались аннинское барокко и сибирский стиль. Кстати говоря, подрядчики, строившие церковь, известны — это купцы Поздышевы 28 . А вот имя архитектора до сих пор не найдено. Быть может, он был в Томской губернии проездом. Быть может, именно он внёс новую идею — стиль аннинского барокко — в строительство каменного собора.

Между прочим, упоминания о Спасском соборе есть в путевых записках Радищева.

К Спасскому собору были приписаны: кладбищенская Духовская церковь и Никольская церковь при женской прогимназии; оба храма находились в городе Каинске. В конце XIX века в состав прихода входили: город Каинск и деревни Мошнина, Абрамова, Старо-Гребенщикова, Старо-Кандакова, Малинина и Сарапулова. Духовенством Спасского собора вёлся учёт количества прихожан: в 1886 году их число составило

24 Резун Д.Я. Ерофеевы // «Энциклопедический словарь по истории купечества и ком­мерции Сибири». Т. I. — Новосибирск, 2012. — С. 285.

25 Там же.

26 «Томские Епархиальные Ведомости». — 1887. — № 22.

27 «Сибирский вестник». — 1902. — № 71.

28 Резун Д.Я. Ерофеевы. — С. 285.

144

4321 человек 29 , в 1909 году — 3572 человека 30 , в 1911 году — 2733 че­ловека 31 , а в 1913 году — 3362 человека 32 .

Спасский собор можно назвать центром просвещения города Каинска: помимо церковно-приходской школы, к храму относились три училища Министерства народного просвещения, а также школы грамоты близлежащих деревень Абрамово и Малинино.

Приходское училище открылось в 1870-х годах, штат состоял из двух преподавателей, обучалось в нём около 70 учеников. Данное учебное заведение прекратило своё существование в 1917 году, но здание оста­лось и в настоящее время оно является памятником архитектуры госу­дарственного значения. В церковно-приходской школе преподавали и священнослужители собора, диаконы Иоанн Златомрежев и Всеволод Фирсов, также преподавала Хиония Даниловна Кривина 33 .

Работа с населением проводилась и на базе Каинского отделения Томского тюремного комитета и филиала Томского епархиального проти- вораскольнического братства во имя Святителя Димитрия Ростовского, который, по обычаю, возглавлял настоятель Спасского собора 34 .

На протяжении XVIII-XIX веков собор также был центром обще­ственной жизни Каинска. По воскресным дням и в дни больших церков­ных праздников в храм стекались почти все жители небольшого уездного города. Кроме того, служители храма выполняли функции государствен­ных органов по учёту населения, вели специальные метрические книги и клировые ведомости, в которых подробнейшим образом фиксировали количество рождений, браков, смертей и прочего. В этих, ныне архивных, документах сохранились сведения и о самих священниках, которые несли своё служение в Спасском храме.

29 Клировые ведомости Спасского собора г. Каинска за 1886 г. // ГАТО. — Ф. 170. — Оп. 1. — Д. 2687. Л. 5.

30 Клировые ведомости Спасского собора г. Каинска за 1909 г. // ГАТО. — Ф. 170. — Оп. 1. — Д. 3926. — Л. 5.

31 Клировые ведомости Спасского собора г. Каинска за 1911 г. // ГАТО. — Ф. 170. — Оп. 1. — Д. 4161. — Л. 5.

32 Метрическая книга о рождении, браке, смерти Спасской церкви г. Каинска за 1913 г. // ГАНО. — Ф. Д-159. — Оп 1. — Д. 2122. — Л. 39.

33 Шабунин Е.А. Спасский Собор г. Каинска. — [Электронный ресурс]. // Портал: Образование и Православие — URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/kainsk/1.htm (дата обращения — 15.04.2021).

34 Там же.

145

Кратко подведём итоги. История города Каинска начинается как история военного укрепления, сооружённого для защиты южных границ Российской империи от калмыков и татар. Но уже в середине XVIII века он становится важным экономическим центром развития южных окраин Российской империи.

Активно развивающемуся городу был необходим духовный центр, им становится храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, построенный в 1743 году. За небольшой период времени храм подвергся двум вынуж­денным реконструкциям: переносу на новое место в 1755 году и полной перестройке к 1770 году. К середине 1780-х годов второй деревянный храм также пришёл в плачевное состояние, что и обусловило необходи­мость строительства каменного храма на месте прежнего.

Некогда небольшой деревянный храм середины XVIII века в начале XIX века усилиями благочестивых прихожан и общественных деятелей стал каменным собором — центром общественной жизни Каинска.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Материалы о праздновании юбилея каинского протоиерея Николая Васильевича Митропольского

Двадцатипятилетний юбилей каинского протоиерея Николая Васильевича Митропольского

(«Томские Епархиальные Ведомости». 1888. № 13 от 1 июля)

Прихожане каинского Спасского собора 1 декабря минувшего 1887 года через городского голову, купца Андрея Петровича Ерофеева, лично подали просьбу его Преосвященству, Преосвященнейшему Исаакию, епископу Томскому и Семипалатинскому, которою просили Его Преосвященство разрешить им поднести отцу протоиерею Николаю Митропольскому наперсный крест за двадцатипятилетнюю усердную и полезную его службу в Каинске, и Преосвященный уверил прихожан, что разрешение будет дано.

Немедленно прихожане попросили телеграммою московского купца Корнилова прислать им почтой наперсный золотой крест ценой около 400 рублей и вскоре были извещены, что крест послан 5 декабря. Сообразив, что крест будет получен к празднику Рождества Христова, прихожане порешили поднести его отцу протоиерею в этот высокотор­

146

жественный день; на что 23 декабря испрашивали телеграммою разре­шение у Преосвященнейшего; просили также указать и время, когда при­личнее это сделать.

Одновременно, 24 декабря, получены были и крест, и разрешения архипастыря — поднести крест 25 декабря по прочтении Часов.

Прихожан по этому случаю к Литургии пришло больше обыкновен­ного, так что обширный каинский собор был переполнен богомольцами. Некоторые хозяйки отложили свои хлопоты по кухне, чтобы быть свиде­тельницами торжественной церемонии. К окончанию Часов к амвону подошли почётные граждане. Во главе их были городской голова, дер­жавший крест на подносе, и церковный староста купец Венедикт Петрович Ерофеев с адресом в руках. Часы кончились, Царские врата отворились, и из алтаря вышел отец протоиерей со служившими с ним. Сам он остановился на амвоне, а священник и диакон ниже его. Сейчас же церковный староста прочитал адрес от прихожан, в котором они высказали заслуги отца протоиерея и просили его принять его в дар.

На адрес этот отец протоиерей сказал ответную речь, по окончании её принял от головы поднос с крестом и прочитал молитву на освящение наперсных крестов. По окончании молитвы и окроплении креста святой водой певчие запели «Спаси, Господи, люди твоя...», а отец протоиерей в это время возложил на себя крест. После сего дьякон сказал и ектенью, и многолетие.

Адрес прихожан, прочитанный при поднесении наперсного креста протоиерею Николаю Митропольскому

(«Томские Епархиальные Ведомости». 1888. № 13 от 1 июля)

Ваше преподобие, отец протоиерей Николай Васильевич!

С благословения нашего архипастыря по случаю исполнения два­дцатипятилетнего служения вашего в городе Каинске мы решили озна­меновать этот день выражением наших чувств беспредельной и глубо­чайшей признательности к вам.

25 лет вы неустанно, денно и нощно, в минуты нашей радости и горя были вместе с нами. 25 лет мы слышим неотпустительное и благоговей­ное ваше служение в храме Божием. 25 лет вы безотказно и бескорыстно удовлетворяете наши духовные нужды.

Вспоминаем возникновение женской прогимназии. Не будь вас, пожалуй, и не было бы сделано это благое дело. Не одних наших детей поучаете вы Закону Божию, в полном смысле слова вы — наш законоучи­тель.

147

Ваш пример жизни, ваше слово с кафедры, вами установленные воскресные беседы, слово утешения в горести, радование нашим радо­стям. Всё это мы чувствуем и видим стремление ваше научить нас жить по закону, немало ваших трудов положено на заботу о святом храме сем, мы не можем оценить ваших трудов, труды — эти подвиги души, оценке не поддаются. Всё это побудило нас возблагодарить вас по силам нашим, поднести вам золотой наперсный крест с украшениями, который и просим принять как знак нашей искренней любви и признательности за всё добро, сделанное нам. Поручаем себя Вашим святым молитвам, в свою очередь сердечно молим Бога, да продлит Он Вашу полезную жизнь на много-много лет.

Декабря 25 дня 1887 года.

Ответная речь протоиерея Николая Митропольского на адрес прихожан, прочтенный при поднесении наперсного креста

(«Томские Епархиальные Ведомости». 1888. № 13 от 1 июля)

Добрые мои прихожане!

За двадцатипятилетнее моё служение вам и сему храму вы подноси­те мне дорогой дар — золотой наперсный крест. Дорог он и по материа­лу, из которого сделан, но для меня дороже золота ваше усердие и ваше расположение ко мне. А выражая своё усердие и расположение, вы под­носите мне ещё более ценный дар — вашу любовь ко мне. Не будь любви, не было бы и расположения, не будь расположения, не было бы и дара. Так, любовь — начало и конец в этом деле.

Я и прежде был уверен в вашей любви ко мне, а теперь узнают о ней и другие, и очень многие, так как сейчас выражаете её вы публично и тор­жественно не предо мною только, не перед городом только и приходом, но перед всей нашей епархией, потому что дар свой вы подносите мне с благословения и разрешения добрейшего нашего архипастыря, о чём объявлено будет в печати. Таким образом ваш крест есть и похвала моя.

За то вы меня любите, что я вас сердечно любил и люблю, всё, что только я делал, делаю для вас в алтаре, перед Престолом Божиим, света или кафедры: на беседах ли, в ваших ли домах или на службе в учили­щах, — делаю по любви к вам и с любовью. Дай Бог, чтобы взаимно наша любовь крепла больше и больше, вместе с нами перешла в вечность. «Любы николиже отпадает» (1 Кор. 13, 8), — говорит апостол, то есть никогда не прекращается.

Дорог для меня крест и по обязательствам, которые мы берём на себя и возлагаем, дорог и по воспоминаниям прошлого. Возлагая на себя крест, невольно вспоминаешь заповедь Господню: «Отвергнись

148

себя, и возьми крест свой» (Мф. 16, 24). То есть неси с терпением тяготу, которую возложил на тебя Бог. Возьми крест свой, сказано всем, значит, у каждого из нас есть свой крест более или менее тяжёлый.

Но у священников, кроме крестов общих, есть ещё и особый свой крест — священник чаще, чем иные, должен отказываться от своей воли: не хочется, а ступай; нет времени — найди его, оставив всё иногда и важ­ное; не можется, а перемоги — сделай; хочется есть, пить, спать, но нужно отложить всё это на некоторое, а иногда и на продолжительное время. Приятно провести время в кругу своей семьи вместо беседы, но откажи себе и в этом удовлетворении, тяжела ноша, а неси ея.

Сорок второй год я в священстве. Из них 25 лет — у вас. Своим заду­шевным адресом вы засвидетельствовали, что не только я несу свой крест безропотно, несут его также другие служители прихода. Благодарение Господу Богу, Он всегда посылал мне деятельного сотруд­ника. Но вы хорошо знаете, что и мне, и моему сотруднику — обоим нам — часто бывает так нелегко, что вы часто с удивлением спрашивае­те: да как это вам Бог помогает? Спрашиваете и в своём вопросе находи­те ответ: нам помогал и помогает Бог. Чем же? Силою Креста Господа нашего Иисуса Христа.

Так что и я, и всякий священник, любящий своих духовных чад, с дерзновением может сказать: всё могу о укрепляющем меня Господе нашем Иисусе Христе, Который немощных препоясывает силою Своего Креста!

Сами вы знаете, что я и смолоду не обладал крепостью телесных сил и потому всегда нуждался в помощи свыше, а теперь под старость нуж­даюсь в ней тем более. Помолитесь Господу Богу, чтобы Он укрепил мои старческие силы на служение в церкви Божией, чтобы явиться мне на Суде Его не постыдным делателем в вертограде Христовом. С такими чувствованиями я приемлю ваш дар и благодарю, благодарю и приемлю.

149

1 2 3 4 5

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Синодик о упокоении клириков Спасского собора

г. Каинска

XVIII век

Священник Михаил Григорьевич Пушкарёв Священник Дмитрий Васильев Священник Стефан Иванович Елисеев Священник Терентий Афанасьев Диакон Иван Иванович Шапошников Пономарь Дорофей Иванович

XIX век

Протоиерей Николай Митропольский Псаломщик Феодор Чиннов (1814—1859 гг.) Пономарь Иоанн Иоаннович Островзоров (f 1875 г.)

152

XX век

Протоиерей Николай Вавилов (1840—1925 гг.)

Священник Василий Бобриков (1870 — после 1914)

Священник Леонтий Голубович

Священник Сергей Соколов

Священник Михаил Румянцев

Священник Сергий Белорусов

Священник Василий Орлов

Священник Михаил Сперанский (1856—1903)

Священник Александр Солнцев

Диакон Всеволод Фирсов

Диакон Иаков Кондратьев

Диакон Сергей Переводчиков

Диакон Николай Смеловский

Диакон Алексий Скопин

Псаломщик Егор Куршин

Псаломщик Филипп Денисов

Псаломщик Константин Волков

Псаломщик Алексий Костров (1859—1903)

153

Богословский сборник. Вып. 15