Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
с. Завьяловское (ныне с.Завьялово)
Учитель завьяловской школы
Завьяловский храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где П.В. Гевлич служил псаломщиком в 1906—1914 годах, после реставрации. На заднем плане — новое здание Завьяловской средней школы; сто лет назад на ее месте стояла церковно-приходская школа, в которой Павел Васильевич был первым учителем. Фотография 2012 г.
«...Не отрицаю того, что я бывший церковный псаломщик»
ГЕВЛИЧ ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1883—1938 гг.)
Павел Васильевич Гевлич родился 15 февраля 1883 года в г. Мариинске бывшей Томской губернии и происходил из мещан. Он окончил Томскую церковную двухклассную школу. В ней готовили учителей для приходских школ грамотности. В церковных школах давался учительский курс обучения Закону Божьему, чтению церковных и гражданских книг, церковному пению, письму, арифметике, истории Церкви и Отечества. Главными обязанностями ученика церковной школы считались домашняя молитва, регулярное посещение церковных богослужений и школьных занятий. Многие из выпускников становились не только учителями, но и церковнослужителями. После окончания церковной школы 2 сентября 1900 года Павел Гевлич был определён псаломщиком. В 1906 году его посвятили в стихарь, и с этого же года по 1914 год он служил псаломщиком при храме Покрова Пресвятой Богородицы села Завьялово [1].
Этот храм построил на свои средства Иван Герасимович Богомолов, томский купец 1-й гильдии, в 1896 году, а 25 августа 1897 года епископ Томский Макарий (Невский) совершил освящение нового храма, и в нём начались богослужения.
Через некоторое время при храме открылась школа грамотности, в которой изучались основы Закона Божьего, церковного пения, а также чтения, письма и счёта. Целями обучения и воспитания были утверждение в народе православного учения и христианской нравственности. Первым учителем в Завьяловской школе грамотности стал Павел Васильевич Гевлич. Вскоре при церкви и школе организовали хор, и руководил им тоже Павел Васильевич [2]. При храме имелась церковная библиотека, в которой было более 600 книг.
В 1907 году желающих заниматься в школе было около 70 человек. В отдельном доме открылась церковно-приходская трёхклассная школа, где детям давались уже более глубокие знания по Закону Божьему, арифметике, чтению, письму, истории, церковному пению. С детьми по-прежнему занимался Павел Васильевич [3].
В тот же период его супругой стала Ольга Николаевна Гевлич, а в 1914 году у них родилась первая дочь, Анна.
В 1917 г. семья переехала на жительство в село Пичугово Верх-Ирменского района, где Павел Васильевич учительствовал в местной сельской школе, но в конце 1920 г. он вернулся вместе с семьей в Завьялово и еще около года проработал в Завьяловской начальной школе. Содержать семью на учительскую зарплату было очень трудно.
В 1922 году газета «Советская Сибирь» писала:
«В связи с сокращением бюджетного финансирования и переводом сельских школ на местное обеспечение их количество сократилось более чем вдвое, т.к. жители многих деревень отказались от содержания школ. Но и оставшиеся 600 школ были вынуждены влачить жалкое существование. Один букварь приходится на пять учеников. На трёхместной парте сидят шесть-восемь учащихся. Практически отсутствуют карандаши и бумага. В 1921/22 уч. г. губнаробраз выделил на девять школ один карандаш. Многие дети пишут на индивидуальных деревянных досках, а затем дома рубанком или иным инструментом «стирают» свои записи. Катастрофически не хватает топлива. В 1921 г. многие учителя в уездах вообще не получали денежной зарплаты. В деревнях учителям немногих из оставшихся там школ выдают лишь по пуду муки» [4].
В то время у Гевличей уже было трое детей. Чтобы прокормить их, главе семейства пришлось уйти из школы и устроиться на работу весовщиком, а потом конторщиком. Но спустя некоторое время он опять вернулся в школу. Школа уже была отделена от Церкви, приходилось привыкать к новым порядкам, пытаться понять и принять новую идеологию.
Завьяловская церковно-приходская школа, которая открылась в 1907 году. Первым учителем в школе был Павел Васильевич Гевлич (фото 30-х гг 20 в. из Завьяловского краеведческого музея).
В 1920 г. Павел Васильевич стал членом РКП(б), но в 1929 г., в период чистки, его исключили из партии как бывшего церковного псаломщика, не скрывающего своей веры.
Представляют интерес результаты чистки Новониколаевской губернской организации РКП(б)
«В результате «чистки» было исключено или выбыло из партии 2234 чел. или 15% списочного состава, в том числе 54 чел. как «проникшие в РКП с контрреволюционной целью», 50 — как бывшие полицейские, 60 — за взяточничество, 11 — за вымогательство и шантаж, 105 — за злоупотребление властью, 23 — «за срыв продналога», 65 — за дезертирство, под которым чаще всего понимался отказ от направления на работу в низовые органы власти или самовольное оставление этой работы, 223 — за карьеризм и «шкурничество», 126 — «за пьянство, бесчинство и грубое обращение», 3 — за «буржуазный образ жизни», 265 — за «религиозные предрассудки» (участие в отправлении религиозных обрядов или религиозных праздниках), 55 — за национализм, шовинизм, «юдофобство» (антисемитизм), 61 — за уклонение от выплаты продналога, 280 — за невыполнение партийных поручений, 842 чел. — за «пассивное членство» [5].
Несмотря на исключение из партии П.В. Гевлича оставили работать в школе, так как учителей в сельской местности катастрофически не хватало. С 1928 г. и до конца своей жизни, которая трагически оборвалась в 1938 году, он работал учителем Завьяловской начальной школы и в других школах Искитимского района.
Много трудностей и лишений пришлось пережить семье сельского учителя, но его дети, несмотря на это, тоже избрали отцовский путь. Средний сын — Михаил Павлович Гевлич — стал учителем и преподавал в школе в селе Быстровка Искитимского района. Младшая дочь — Елена Павловна Сивкова — стала учительницей в школе посёлка Чупино Искитимского района [6].
Анкета арестованного П.В. Гевлича
Вот что вспоминает Анатолий Терентьевич Дьяков (1933 г.р.), старожил села Завьялово.
«Девять нас было у родителей. Я из младших. У Павла Васильевича Гевлича я не учился, старшие братовья у него учились. Но его вся деревня знала и любила. Добрый был. Бывало, по деревне идёт, а уже за полкилометра детишки шапки с голов снимают. Тогда к учителям особое отношение было — уважительное, почтительное. Ценили таких людей в деревне. А потом он куда-то исчез. Были другие учителя, но этот всем запомнился, часто его вспоминали. Хорошая семья была. Возле Церкви жили».
«Павел Васильевич Гевлич был моим первым учителем, — вспоминает Иван Григорьевич Воробьёв (1924 г.р.). — Детей было очень много в классе, около 40. У всех тогда много детей было. В нашей семье — 8. В две смены занимались. Директор Глазков строгий очень был. В угол на колени ставил и линейкой по голове, бывало, треснет. Когда родители жаловались, говорил: а как же иначе дурь из головы выбьешь? Всех стричься заставлял. А Павел Васильевич, тот тихий был, спокойный, добрый. Ножичком своим всем детишкам карандаши точил до огрызочков. И тихо было на уроках. Слушали его. Но и тот и другой пропали: и Гевлич, и после войны — Глазков».
В 1937 году группа верующих села Завьялово обратилась в Исполнительный комитет Искитимского района Западно-Сибирского края с просьбой возобновить богослужение в Завьяловском Покровском храме, который был закрыт в 1932 году и использовался как зернохранилище. Заявление подписали 145 человек [7].
Незамедлительно Искитимским р/о НКВД было открыто дело №51069 по обвинению самых активных верующих жителей Завьялово, Тулы, Искитима в контрреволюционной пропаганде по статье 58-6-10-11 УК РСФСР [8].
В сентябре 1937 года по этому делу было расстреляно 16 человек. Шестеро из них — завьяловские жители: И. М. Понаморев, П. К. Понаморёва, Г. Г. Гурьев, А. Х. Шушарин, А. М. Никонорова, Г. Г. Сапоцкий.
В октябре 1937 г. обком ВКП (б) направил всем райкомам партии циркуляр об усилении борьбы с «террористической деятельностью». В нём предписывалось «немедленно провести судебные процессы с применением высшей меры наказания — расстрела — не только в отношении непосредственных организаторов и исполнителей террористических актов, но и в отношении лиц, причастных к этим контрреволюционным действиям» [9].
Началась новая волна арестов и расстрелов. 3 ноября 1937 г. на допрос был вызван Павел Васильевич Гевлич.
По требованию уполномоченного НКВД Искитимского района в Завьяловском сельсовете на него написали такую характеристику:
«...гр. Гевлич Павел с 1906 г. по 1914 г. служил псаломщиком при Завьяловской церкви. Кроме этого, был прислужником царского режима, а именно в это время учил детей в школе закону божьему. До революции 1917 г. имел тесную связь с царскими чиновниками и особенно дружеские отношения с помещиками Богомоловым, Кайманаковым и также крепкими кулаками Зыряновым, Сорокиным. В связи с этим он принимал участие в притеснении беднейшего крестьянства. После наступления Советской власти он обратно поступил работать учителем. А с выпуском новой Сталинской конституции повел работу об открытии церкви с контрреволюционной группой — с Шушариным, Пономарёвым, Сапоцким. В период Всесоюзной переписи был счетчиком и в это же время вёл агитацию за церковную веру. В чём и свидетельствуем. Подписи»
В декабре 1936 г. VII Чрезвычайный съезд Советов издал новую Конституцию СССР, провозгласившую политические и гражданские свободы, в том числе свободу совести, предоставившую равные права всем гражданам.
Эта Конституция дала надежду многим людям на то что прекратятся незаконные репрессии, откроются храмы, не нужно будет скрывать свою веру. На деле, однако, издание новой Конституции явилось прологом к неслыханному разгулу террора. Жертвами новых репрессий стали невинные люди, принадлежавшие к самым разным общественным слоям.
Многих расстреливали за веру, измышляя самые невероятные обвинения в диверсиях и саботаже.
8 февраля Павла Васильевича арестовали. 23 февраля ему предъявили обвинение в том, что он «является участником контрреволюционной диверсионной вредительской группы, существовавшей на Чернореченском цемзаводе» и привлекается в качестве обвиняемого по ст. 58-7-9-10-11 УК. Он был заключен в КПЗ Искитимского р/о НКВД.
Последний допрос состоялся 26 февраля 1938 года. Вот выдержки из него.
«Допрос обвиняемого Гевлича Павла Васильевича.
Допрошен 26 февраля 1938 года.
Допросил пом. опер. Уполномоченного Искитимского р/о НКВД .
/Подпись/
Вопрос: Вам предъявляется обвинение по ст. 58-7-9-10-11 УК РСФСР в том, что Вы являетесь активным участником контрреволюционной диверсионной вредительской группы, созданной для борьбы с Советской властью. Признаёте ли это?
Ответ: Виновным себя не признаю и не знаю о существовании такой группы.
Вопрос: Вы лжете; следствием установлено, что по заданию контрреволюционной вредительской диверсионной группы Вы активно среди колхозников села Завьялово распространяли пораженческую провокационную агитацию о скорой войне и гибели Советской власти. Признаёте?
Ответ: Виновным себя не признаю. Контрреволюционную агитацию колхозников я не проводил.
Вопрос: Следствие рассматривает Ваше заявление как попытку прикрыть свою контрреволюционную разрушительную деятельность. Следствие требует от Вас прекратить лгать и дать чистосердечное показание о своей контрреволюционной деятельности против Сов. Власти.
Ответ: Остаюсь на своей точке зрения. Виновным себя не признаю.
Вопрос: Вы продолжаете лгать, ведь Вы являетесь бывшим церковным псаломщиком, имели тесную связь с попом Архангельским, выводили из строя трактора и комбайны, занимались широким распространением контрреволюционной агитации среди колхозников. Признаёте ли это?
Ответ: Виновным себя в диверсионной деятельности не признаю. Но и не отрицаю того, что я бывший церковный псаломщик».
Это были его последние слова на допросе [10]. От веры православной он не отрёкся.
После этого Павла Васильевича этапировали в Новосибирскую тюрьму, а 2 марта постановлением Тройки УНКВД НСО его приговорили к расстрелу. Павел Гевлич расстрелян 18 марта 1938 года. Место погребения неизвестно. Реабилитирован 15 августа 1958 года [11].
1. Справочная книга по Томской Епархии за 1914 г.
2. Памятная книжка Томской губернии на 1904 г.
3. Шабунин Е.А. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Завьялово. «Образование и Православие» http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/463-09.html .
4. Новониколаевская губерния — Новосибирская область. 1921—2000. Хроника. Документы. Новосибирск: Ин-т истории, 2001 г., с. 15.
5. Там же, с.115.
6. Архив УФСБ по НСО Д. 7580, л. 97.
7. Архив УФСБ по НСО Д. 8899, лл. 125, 126.
8. Архив УФСБ по НСО Д. 8899, лл. 253-263.
9. ГАНО Ф. П-4 Оп. 1 Д. 74, Л.14.
10. Архив УФСБ по НСО Д. 7580, лл. 95-100.
11. Архив УФСБ по НСО Д. 8899, приложение.
«Живоносный Источник» №1 (6) за 2012 г.
Автор: Абрамова Галина, Затолокин Игорь Владиславович
Опубликовано: Журнал "Живононсый Источник" №1 (6) за 2012 г.
Ссылка на первоисточник: https://www.orthedu.ru/kraeved/5727-uchitel-zavyalovskoj-shkoly.html