Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
с. Завьяловское (ныне с.Завьялово)
Очерк истории села Завьялово Тогучинского района
Село Завьялово насчитывает в своей истории 250 лет. За это время в нем сменилось много поколений и исторических эпох. Река Малые Изылы на востоке Тогучинского района, приток реки Иня, дала жизнь многим русским селениям, основанным на ней. Надо справедливо заметить, что эта территория была заселенной задолго до прихода русских на нее.
Река Малые Изылы сегодня
Многие реки здесь имеют названия татарского происхождения. Река Иня (Эни) – по-татарски «мать». Название реки Изылы, возможно, является русской транслитерацией татарского слова Езырлык – «весна» или «вешние воды». Возможно, кочевые телеуты переходили на свои стоянки в долину реки Малые Изылы по весне, во время схода льда. Небольшая речка Курундус, впадающая в Малые Изылы, с татарского переводится как «вижу друга». Средневековый кочевник мог стоять на краю леса, смотреть через пойму реки и на другой стороне в степи видеть кочевника из соседних юрт. Также в этих местах могла находиться зона контакта телеутов с русскими. Эти контакты могли быть «дружескими».
По данным карт и переписей XVIII–XIX вв., на этой территории находились Кумышская и Шуйская инородческие управы. Часть кочевых «инородцев» проживала и в русских селениях. Вполне возможно, и в селе Завьялово. По Списку населенных мест 1859 г. деревня Завьялова (Калягина) записана и как деревня приписных крестьян, и как деревня инородческая. Присутствие представителей культуры, отличной от русской, обнаруживается при анализе вещественных источников, найденных в Завьялово. Это древняя керамика. На правом берегу найдена керамика ирменской культуры эпохи поздней бронзы, VI–IV вв. до н. э. Найдены также осколки, предположительно, средневекового сосуда. Всё это доказывает благоприятное положение того места, на котором теперь расположено село Завьялово, для жизни людей до прихода на эту территорию русских.
Село Завьялово в XVIII веке
Многие люди прилагали усилия для установления точной даты основания села (деревни) Завьялово. Эти изыскания не приносили успехов. В установлении периода возникновения деревни помогли ставшие недавно доступными старые рукописные карты. Одна из них – «Карта Колывано-Воскресенских заводов», созданная в 1771 г.
Река Малые Изылы и поселения на ней на карте 1771 года
Это самая ранняя карта из тех, на которых показаны деревни по реке Малые Изылы. Среди них: Сухострелова, Саломатова, Новоизылинская, Калягина, Федорова, Доронина и Новоабышева. Первоначальное название деревни Завьялово – Калягина. В Государственном архиве Новосибирсколй области хранится прошение 1730 г. крестьян деревни Изылинской на выдачу им свободной удобной земли в округе. В прошении говорится: «Постановили-де сын Чертенков с товарищи отыскать под селитьбу порозжее еланное место. От Изылинской деревни дошли они до устья Малых Изылов, от Малых Изылов до Испеси речки, а оттуда на Каракунгусскую вершину, а с нее на каменный брод и Березовую речку. Так отыскали крестьяне в округе порозжее еланное место». Скорее всего, так возникла деревня Чертенкова. Если учесть, что Каракунгусская вершина – это Улантова гора, а Испесь – речка Успесь, из которой формируется Малая Изылы, становится понятно, что в прошении никаких населенных пунктов по этой территории не фиксируется. Скорее всего, деревня Завьялова была основана русскими крестьянами в 1760-х гг. В этот период в наших местах возникло много новых деревень.
Здесь стоит обратиться к истории. Первоначально русские, пришедшие на реки Иня и Томь, имели статус служилых людей. Они охраняли рубежи от набегов кочевников, но позже стали заводить покосы и пашни. Необходимость в защите вскоре отпала. В этот период в предгорьях Алтая были открыты горные заводы по добыче ископаемых и их переработке, например, переплавке меди. Для государства встал вопрос о рабочей силе. И тогда правительство Елизаветы Петровны издало указ 1756 г. По этому указу потомки служилых людей переводились в разряд крестьян и приписывались к горным заводам для несения повинностей. Карты, созданные в это время, предназначались для обозначения деревень, крестьянских жилищ для быстрого их нахождения с целью набора людей на заводские работы. Крестьяне активно сопротивлялись этому, начались побеги и волнения. Так, уходя от приписки, крестьяне образовали большое количество новых деревень.
В местном предании об основании села Завьялово говорится, что основано оно было беглыми каторжниками. Это не совсем так. Основано оно было государственными крестьянами, убежавшими от приписок, после указа 1756 г. Но недолго длилось счастье мужиков. Их вместе с новой деревней нашли и снова приписали к заводам. Дальше бежать было некуда… С этого момента село Завьялово попало на самые разные рукописные карты. Остается вопросом, откуда пришли эти крестьяне. Первоначально Завьялова (Калягина) была малодворной деревней и находилась на самом высоком правом берегу Малых Изылов у речки.
Деревня Завьялова (Калягина) на карте 1798 года
Именно там были найдены предметы, свидетельствующие о богатой истории этого места. Было найдено большое количество фрагментов керамических сосудов с богатым орнаментом – от классического славянского до солярного штампа, монеты – от сибирских с соболями времен правления Екатерины II до двухкопеечных, отчеканенных в периодs царствования Александра I и Николая I. Также были найдены нательные кресты первопоселенцев, некоторые из них относятся к выговским старообрядческим типам. Нашлось и немало предметов быта.
Вещи, найденные во время раскопок близ села Завьялово
Среди них встретились бляшки от конской упряжи, кованые ножи, топоры, ключи. Всё это – важные свидетельства о наиболее раннем периоде существования деревни приписных крестьян.
Село Завьялово в XIX веке
В XIX в. деревня оставалась приписной и входила в состав Тарсминской волости Кузнецкого уезда. На карте 1833 г. можно увидеть план расположения деревни. Она раскинулась теперь по обе стороны от речки. В 1844 г. появились окладные книги. По окладной книге деревень Кузнецкого уезда можно установить фамилии первопоселенцев. Это были: Завьяловы, Борцовы, Перемитины, Яцковы, Калмыковы и Брагины. В 1844 г. в деревне проживало 68 человек, в среднем по 11–12 человек на семью. Население занималось хлебопашеством. Путем естественного прироста население деревни росло.
В результате отмены принудительного труда в 1861 г. крестьяне были распущены с горных заводов. Их благосостояние улучшилось – стали заводить мельницы и торговать. Появился достаток. Но иногда случались и неурожаи. Тогда крестьяне собирали молебен и шли в поля просить у бога дождя. Во избежание голода был заведен общественный хлебозапасный магазин. Деревня в этот момент входила в Горевское сельское общество. В конце XIX – начале XX в. были открыты церковь и школа.
Несколько позже появилась легенда о слепом плотнике Завьялове, который построил школу и церковь. В честь него, по легенде, и стали называть деревню. Завьялово в действительности славилось своими плотниками. На территории села сохранились замечательные дома с резными расписными наличниками и карнизами – памятники сибирского деревянного зодчества конца XIX – начале XX в.
В Завьялово еще сохранились старинные дома с деревянной резьбой
Печально, что некоторые дома разрушаются, а другие разрушены уже давно и не дожили до наших дней. Тем не менее, можно констатировать, что деревня, основанная беглыми крестьянами в XVIII в., к концу века XIX-го выросла в полноценное старожильческое село с развитой инфраструктурой.
Село Завьялово в ХХ веке
В начале ХХ в. Завьялово являлось старожильческим (челдонским) селом. В 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа. Вокруг Завьялово образовалось несколько переселенческих поселков, в которых поселились крестьяне из разных регионов Центральной России. Среди них: Низовка, Долинка, Новоизылинка, Черный Колок и другие. Кроме того, в Завьялово образовалось несколько новых улиц: Галанская – в сторону деревни Голомыскино, которая сейчас является центральной улицей села, Нагорная, Красная Горка, Заречная, от которой в настоящее время осталось всего два дома из двухсот, которые раньше там стояли. Переселенцы строили мазанки – жилища из тына, обмазанного глиной, или саманки с глинобитными стенами. Среди переселенцев встречались фамилии Езан, Рубан, Никитченко, Бондаренко, Калиниченко, Микуляк, Денисенко, Рябков, Родькин, Рыженков, Синельников, Околелов, Спиридонов, Москвин, Семисалов и другие. В перспективное развивающееся село переезжали и старожилы из окрестных селений. Среди них были Кукарцев, Горячев, Гутов, Балаганский, Кудрин, Танаков. Таким образом сформировалось новое население Завьялово.
Во времена Гражданской войны боевые действия обошли Завьялово стороной. В 1919 г. открылась новая школа. В дальнейшем была упразднена церковь. В 30-е гг. в селе прошла коллективизация. В 1934–1936 гг. в рамках индустриализации около села строили железнодорожную ветку в Кузбасс для вывоза угля. К строительству железной дороги активно привлекались жители села. Кроме того, на строительстве этой железнодорожной ветки трудились и заключенные. Они занимались самой черновой и тяжелой работой: долбили каменистую землю, вручную формировали насыпь железной дороги, укладывали шпалы и рельсы… Возле железной дороги в Завьялово осталось место, где похоронены погибшие от истощения и цинги заключенные – строители железной дороги в Кузбасс. На этом кладбище не осталось памятников. Сейчас это место выглядит, как простое поле.
Со строительством железной дороги начались геодезические работы по поиску пластов каменного угля в районе села. И уже к концу 30-х гг. открывается первая Завьяловская шахта и начинается добыча угля. Первоначально шахта находилась возле железной дороги, напротив села. В настоящее время от нее осталась только будка насосной станции.
В 1941–1945 гг. значительная часть жителей ушла на фронт, а часть осталась работать на шахте. Многие с войны не вернулись. В центре села позднее был установлен мемориал, на котором увековечены фамилии жителей Завьялово – погибших героев войны. Но пришли с войны и победители, которые после войны продолжили работу в колхозе и забое. Вместе с ними в Завьялово привезли на шахтерские работы пленных немцев. Немцам выделили участок для поселения прямо напротив деревни, возле первой шахты. Они вырыли на горе много землянок. Их поселок получил в народе название Копай-город.
Копай-город, фото со спутника. Видны западины от землянок. Здесь впервые возникла Завьяловская шахта
Копай-город просуществовал около 15–20 лет. В дальнейшем отделение шахты закрылось, и она переехала на новое место, где возник поселок Шахта, добычу стали вести там. За сутки новая шахта производила около 8 вагонов угля. Немцам позволили вернуться на Родину, им устраивали почетные проводы, но значительная часть их осталась на уже обжитой земле. Среди немцев, оставшихся в Завьялово, можно выделить следующие фамилии: Вильман, Данн, Копп, Шефер, Ротбаер и др. Невдалеке возникло второе отделение совхоза Доронинский, которое получило название село Березиково. Много немцев переселилось туда и в поселок Гремячинский. В 1961 г. открыли Центральную шахту и заложили шурф в районе деревни Низовка. В 60–70-е гг. в Завьялово был посажен бор, на реке Малые Изылы возвели дамбу, и возник большой пруд, в котором разводили рыбу. Строились кирпичные здания – школа, коттеджи, 16-квартирный дом, государственные магазины. Параллельно менялся традиционный уклад жизни сельчан. Многие представители молодежи, заканчивая школу, уезжали в город за образованием и на родину больше не возвращались (шла урбанизация).
Село Завьялово и его окрестности на современной карте
В период с 1960-е по 1990-е гг. в Завьялово активно шел процесс исчезновения старых домов и улиц. Население села значительно сократилось. В 1991 г. полностью закрыли и затопили шахту. Жители шести окрестных деревень, около 3–5 тыс. человек, остались без работы. Это обстоятельство усилило отток населения и создало депрессивную обстановку. Но оставался колхоз, который переименовали в ОАО Доронинское. Завьяловцы по-прежнему пашут поля, занимаются молочным животноводством, обработкой продукции, держат личные подсобные хозяйства. В селе есть две фермы, недавно появился карьер, есть семь магазинов, двухэтажные жилые коттеджи, школа. Хочется надеяться, что село с такой богатой историей будет жить и процветать.