Сан: епископ
Год рождения: 1886
Год смерти: 1939
Образование: Выпускник Киевской духовной академии
Год окончания: 1910
По какому разнаряду: кандидат богословия
Место последнего служения (проживания): Чебоксары
Дата приговора: 8-11.06.1938
Приговор: 10 лет тюремного заключения
отец — Юденич Дмитрий, священник
мать — в 1937 проживала в Рославльском р-не Смоленской обл.
брат — Юденич Александр Дмитриевич, протоиерей
Родился 8 августа 1886 года в с. Сергиевском Рославльского уезда Смоленской губернии в семье священника. В 4 года остался без отца. В 1900 году окончил Рославльское духовное училище, в 1906 году — Смоленскую духовную семинарию, в 1910 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 12 ноября 1910 г. был назначен преподавателем логики, философии и педагогики в Подольскую духовную семинарию (г. Каменец-Подольск), преподавал также педагогику в частной женской гимназии С. А. Славутинской. 28 сентября 1916 г. был назначен помощником смотрителя Екатеринбургского духовного училища, в то же время преподавал педагогику в епархиальном женском училище; в 1917—1919 гг. являлся редактором «Известий Екатеринбургской церкви». 2 апреля 1918 г. был избран членом временного комитета Епархиального Союза духовенства. В 1919 г. читал лекции по психологии в Екатеринбургском народно-богословском институте. В июле 1919 г., перед вступлением Красной Армии в Екатеринбург, эвакуировался в Тобольск. 7 августа того же года был мобилизован в армию адмирала А. В. Колчака, зачислен в 7-ю Сибирскую дивизию, затем состоял писарем при штабе 7-й Тобольской дивизии (есть свидетельства о том, что Юденич в течение некоторого времени находился в плену у красных). Из Тобольска переехал вместе с дивизией в Омск. 20 декабря 1919 г. поступил писарем в 6-й сводный эвакуационный госпиталь Омска. 21 марта 1920 г. госпиталь был расформирован, в мае того же года Юденич устроился библиотекарем первых кавалерийских курсов в Омске, с весны 1921 г. преподавал на курсах русский язык и литературу (с августа 1920 курсы находились в г. Бийске). 10 июля 1921 г. Юденич уволился со светской службы, принял монашество и был рукоположен во иеромонаха епископом Бийским Иннокентием (Соколовым), викарием Томской епархии, 18 июля причислен к Казанской церкви бийского архиерейского дома, в середине декабря 1922 г. возведен в сан архимандрита. В начале 1923 г. еп. Иннокентий послал архим. Владимира в Барнаул для совершения богослужений в дни Рождества Христова. Три дня служил архимандрит Владимир в Барнаульских церквах, говорил проповеди. После богослужения в полковой церкви о. Владимир произнес проповедь, в которой объяснил антиканоничность обновленчества, в частности «Живой церкви». Проповеди внимательно слушал секретный сотрудник «Поп», а также местные чекисты. 3 января 1923 г. оперуполномоченный Григорьев донес начальству, что архимандрит Владимир «пользуется громадным авторитетом среди населения, является высокоразвитым человеком и, обладая ораторскими способностями, может увлечь верующих на совершение преступных деяний». Григорьев предложил выселить его из Бийска и уезда на основании Постановления ВЦИК от 6 февраля 1922 г. 11 января 1923 г. он был арестован, заключен в арестное помещение губернского ГПУ, 29 января переведен в Алтайский губернский исправтруддом, обвинен по ст. 119 УК РСФСР в «агитации и будировании масс против соввласти». В это же время арестовали и владыку Иннокентия. (Групповое дело «дело архимандрита (будущего епископа) Владимира (Юденича) и архиепископа Иннокентия (Соколова). Бийск, 1923 г.»). Как заявил архим. Владимир впоследствии, по его мнению, «причиной ареста… послужило неблагожелательное отношение ко мне со стороны обновленцев и сделанный ими на меня донос, хотя в проповедях я совершенно не касался политики и соввласти, а говорил на чисто церковные темы».
27 февраля 1923 г. уполномоченный секретного отдела Алтгуботдела ГПУ, ввиду того что «со стороны верующих масс гор. Барнаула принимаются энергичные меры к освобождению епископа Иннокентия и архимандрита Юденича», постановил перевести о. Владимира в полномочное представительство ГПУ по Сибири в Новониколаевск (ныне Новосибирск), туда же была направлена просьба «изолировать Иннокентия и Юденича из пределов Алтайской губ. как вдохновителей реакционного духовенства в борьбе с группой прогрессивного духовенства». Около 3-х месяцев архимандрита Владимира продержали в подвале ОГПУ. Апрель 1923 г. Новониколаевск (Новосибирск), тюрьма. В середине апреля 1923 г. он был переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму. 20 апреля Коллегия ГПУ постановила передать дело на рассмотрение Комиссии НКВД по административным высылкам, которая признала его виновным в том, что он, «находясь в г. Барнауле и г. Бийске, вел злостную агитацию путем проповедей к свержению советской власти» (Статья ст. 87 УК РСФСР) и 16 мая постановила выслать его на 3 года в Коми (Зырян) автономную область. Отбывал ссылку в с. Ижма. По окончании срока ссылки в июле 1926 г. поселился у матери и брата-священника в с. Волково-Егорье Ельнинского уезда Смоленской губернии. 16 февраля 1927 г. съезд духовенства и мирян Барнаульской епархии единогласно избрал о. Владимира на Барнаульскую кафедру. Делегаты съезда приехали к о. Владимиру в Смоленскую губернию, откуда вместе с ним отправились в Москву. Хиротония состоялась 30 марта, ее возглавил, по-видимому, заместитель патриаршего местоблюстителя архиеп. Серафим (Самойлович).По другим данным архиепископ Серафим в хиротонии не участвовал, хиротонию возглавил архиепископ Иннокентий Бийский. С марта 1927 — епископ Барнаульский, викарий Томской епархии. Приехав в Барнаул, еп. Владимир созвал епархиальный совет для обсуждения состояния церковных дел — наиболее актуальным было определение отношения к григорианскому расколу. Епархиальный совет постановил до созыва 2-го епархиального съезда, на котором должен был решаться вопрос о высшей церковной власти, поддерживать связь с ВВЦС. В обстановке неопределенности и ложных сведений из Москвы о состоянии высшего церковного управления еп. Владимир и епархиальный совет предполагали объявить Барнаульскую епархию автокефальной. Однако опыт Томской епархии, в которой объявление автокефалии архиеп. Димитрием (Беликовым) породило расколы и отторжение от Патриаршей Церкви, заставил В. отказаться от такого рода планов. Наблюдения за действиями сторонников Григория (Яцковского) привели еп. Владимира к заключению о неканоничности ВВЦС (впосл. архиерей говорил: «ВВЦС... искусственно создан соввластью для раскола на мелкие группы нашей единой староцерковной церкви»). Однако на состоявшемся в мае 1927 г. заседании епархиального совета сторонникам признания ВВЦС, которых в совете было большинство, удалось склонить еп. Владимира к подписанию решения о подчинении епархии раскольникам. Обращение епархиального совета к клирикам и мирянам епархии о признании ВВЦС было опубликовано и распространено по епархии; 24-25 июня 1927 г. расширенный президиум епархиального совета Барнаульской епархии принял резолюцию, в которой объявил ВВЦС «коллегией православных епископов по устроению Русской Православной Церкви». Почти сразу же еп. Владимир отказался от своей подписи под решением епархиального совета и не принял резолюцию президиума совета. От Бийского еп. Никиты (Прибыткова) владыка получил документы, пересланные из Москвы, из которых становилось ясно, что летом 1927 г. высшая церковная власть организационно укрепилась — при заместителе патриаршего местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) был создан Временный Патриарший Священный Синод и каноническое священноначалие вело борьбу с ВВЦС. Еп. Владимир признал полномочия по управлению Церковью митр. Сергия и Временного при нем Патриаршего Синода и стремился убедить свою паству в правильности этого решения. Благодаря епископу Владимиру многие уклонившиеся в григорианство приходы снова возвратились в общение с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием. Члены епархиального совета, желая избавиться от епископа, боровшегося против ВВЦС, предоставили ему отпуск с выездом в другую епархию. Владыка сначала согласился и избрал местом «отпуска» с. Солдатово Усть-Пристанского района Бийского округа, но через некоторое время объявил, что никуда из епархии не уедет. Ареста он не боялся, был уверен в поддержке паствы, поскольку на кафедру его избрал епархиальный съезд. 5 августа 1927 г. он был арестован в Барнауле (ул.Никитинская, 152), обвинен в «антисоветской агитации», ст. 58–14 и ст. 58–18 УК РСФСР. В конце августа дело было передано на рассмотрение в полномочное представительство ОГПУ по Сибкраю. По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 сентября 1927 г. он был признан виновным в том, что, «будучи епископом Барнаульской епархии, в целях укрепления своего течения, т. н. сергиевского, и дискредитации противников, придерживающихся ВВЦС, вел антисоветскую агитацию, распространяя провокационные слухи о том, что ВВЦС поддерживается властью». (Статья ст. 58–10 УК РСФСР). Епископ был приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Горно-Шорском районе Кузнецкого округа Новосибирской области (ныне Кемеровской обл.) и в Кузбассе. После окончания срока ссылки постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 мая 1930 г. он был лишен права проживать в Московской, Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском, Барнаульском округах, Северо-Кавказском крае, Дагестане с прикреплением к определенному месту жительства на три года. 13 декабря 1930 г. он уехал из Сибири в Суздаль, освобожден от административной ссылки 23 сентября 1933 г. 28 ноября 1933 г. был назначен епископом Сергачским, викарием Горьковской епархии. 22 ноября 1934 года переведен на Чебоксарско-Чувашскую кафедру. Епископ Владимир стремился упрочить положение Церкви. Обладая даром слова, он много проповедовал, рукополагал священнослужителей. В 1935 и 1936 гг. ездил в Москву, где встречался с митр. Сергием и управляющим делами МП прот. А. Лебедевым. Митр. Сергий особо выделял еп. Владимира и всегда радушно его принимал. Епископ Владимир был хорошей жизни, постник. В обращении с духовенством и простым народом проявлял радушие и архипастырскую заботу. 21 декабря 1937 г. он был вновь арестован и заключен в тюрьму г. Алатыря, обвинен в активном участии в «контрреволюционной группе церковников», ведении «антисоветской агитации». Во время заседания суда архиерей заявил, что виновным себя не признает, а признательные показания на допросах во время следствия дал, т. к. был «в болезненном состоянии». По обвинению в том, что «состоял в контрреволюционной церковной группе, проводил антисоветскую и антиколхозную агитацию». Статья ст. 58–10, 58–11 УК РСФСР. Специальной коллегией Верховного суда Чувашской АССР 8-11 июня 1938 осуждён на 10 лет тюремного заключения, считая срок наказания с 21.12.1937 года, с лишением избирательных прав на 5 лет. Определением Спецколлегии Верховного Суда РСФСР от 10 августа 1938 года приговор оставлен в силе. Скончался 4 июня 1939 года в тюрьме города Вологды.
Реабилитация: 02.11.2002 по году репрессий 1923, 04.03 (04).1960 Президиумом Верховного Суда РСФСР по году репрессий 1938, реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Источники:
ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. ЛЛ. 77–78.
РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 564;
Архив УФСБ по Алтайскому краю. Д. П- 5741; Д. 22312- П;
Архив УФСБ по Чувашской Республике. Д. 3849.
Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С. 62.
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 968.
Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т. 2. С. 258.
Сорокин В., прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Духовное образование в РПЦ при свт. Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917—1925) // ХЧ. 1992. № 7. С. 31;
Гришаев В. Ф. Дважды убитые: (К истории сталинских репрессий в Бийске). Барнаул, 1999. С. 33-36.
Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1916. № 51/52, отд. офиц. С. 373
Синодик Чебоксарско-Чувашской епархии. Чебоксары, 2012. С. 37, 212–216
Автор: Иосиф (Ключников), иеромонах.
Смоленские епархиальные ведомости. 1905. № 11/12. С. 567
Смоленские епархиальные ведомости. 1916. № 1, отд. неофиц. С. 4
Союзом любви во Христе соединенные. Письма духовенства из Соловецкого лагеря и северной ссылки / ред. кол.: архим. Ианнуарий (Недачин), мон. Никона (Осипенко) и др. [Архангельск] : Издание Соловецкого монастыря, 2020. С. 237–280
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/3390/
Ж. Р. Багдасарова, Н. Ю. Васильева. Владимир (Юденич) // Православная энциклопедия, т. 8, с. 669-671
http://www.pravenc.ru/text/159086.html
Биография на сайте «Русское Православие»:
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_679
Владимир (Юденич) (1886 – не ранее 1938), епископ Чебоксарский и Чувашский // Древо : открытая православная энциклопедия. URL.:
https://drevo-info.ru/articles/13671522.html
Протоиерей Валерий Лавринов. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской православной церкви (1925—1945). — Екатеринбург: Общество любителей церковной истории, 2018. — ISBN 978-5-604-11711-8, стр. 382
Сто дней Русской Православной Церкви под управлением Ярославского викария (комментарий в свете веры) (рус.), Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Дата обращения 24 марта 2019.
Документы Московской Патриархии: 1934 год
Информационный центр МВД по Чувашской Республике
http://www.orthedu.ru/kraeved/3548-11.html
Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ; Братство во Имя Всемилостивого Спаса.
Жертвы политического террора в СССР URL: base.memo.ru
Метки: Репрессированные