Каталог Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы История

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

с. Верх-Каргатское (ныне с.Верх Каргат)






Село Верх-Каргат свой путь от деревни до хорошего зажиточного села со своим храмом прошло за 130 лет. По тем меркам обычное явление. «До революции 1917 года неотъемлемым элементом села была церковь»1. В селе могла находиться сельская управа, торговые лавки, мельницы, кузницы, предприятия ремесленников и многое другое. То есть в какой-то степени село можно было назвать аналогом современного районного центра. Были случаи что иногда храмы за один день строили, или переносили, так как для жителей того времени духовная потребность в храмовом богослужении была очень важной. Храм был своего рода магнитом, который притягивал к себе не только местных жителей, но и жителей соседних деревень. А от этого зависело тогда настроение, мечты и целеустремленность жителей всего района, а параллельно с духовными связями строилась и развивалась остальная жизнь: решались экономические задачи, планировались необходимые занятия и даже праздники.

Покровская церковь в селе Верх-Каргат названа в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы (празднуется 14 октября по новому стилю, 1 октября по старому стилю). В древних документах Алтайской духовной миссии Барнаульского уезда Томской епархии, в справочной книге Томской епархии за 1910 год значится Верх-Каргатская церковь. Деревянная однопрестольная, построена в 1901 году на средства: Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшим Макарием – начальником Алтайской духовной миссии, пожертвовавшего две тысячи рублей, и пожертвования мирян – 4,5 тысячи рублей. Земли при ней нет, расстояние до Томска – 480 верст. Церковь входила в подчинение Чулымского прихода благочинния – 42 округа Томской епархии.

В Томских епархиальных ведомостях 1902 года, имеется разрешение на освящение храма: «Барнаульского уезда, в селе Верхне-Каргатском вновь построенную церковь разрешено освятить 31 января»2.

Немного позже в этом же 1902 году написано: «9 марта. В деревне Верх-Каргатской, благочиния №21, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы освящен храм»3.

Храм освящен, по устным сведениям, архимандритом Иннокентием (Соколовым), помощником начальника Алтайской духовной миссии 9 марта 1902 года как Покровский в честь Пресвятой Богородицы. Так как свадьбы осенью начинаются с этого же праздника Покрова Богородицы, то этот праздник в честь Божией матери почитался простыми мирянами нашего села очень важным для брачных союзов. В этот день 14 октября в селе ежегодно проходила межрайонная осенняя ярмарка.

К счастью, внуком Андрея Феофановича Удоракина в старом шкафу были найдены поблекшие от времени, пожелтевшие и плохо читаемые, но сохранившиеся некоторые списки мирян, о том, кто? и сколько? вносил денег на строительство православной Покровской церкви, а также на строительство церковно-приходской школы в 1896—1906 годах.

Приход открыт до издания Указа Святого Синода от 14.03.1905 г. и состоял на ответственности священника Александра Попова. Метрические данные найденные И. В. Курысько сохранились с 1905 года по 1917 гг. Хотя в источниках указываются данные о двадцати книгах с 1903—1920 гг. За территорией храма в 1904 году за счет средств местных купцов и сельской управы был выстроен деревянный шестикомнатный дом. Из них четыре комнаты под церковно-приходскую школу и две комнаты под жилье священника. Помещение школы оборудовано сидячими партами, меловыми и грифельными досками, глобусом, набором учебных карт. На территории храма выстроен двухкомнатный деревянный дом для приема мирян и причта.

Между зданием храма и оградой высажено 52 саженца пирамидального тополя и белой березы по всей окружности храма. Территория храма обнесена фигурной оградой с пилястрами. Состав прихода в селе Верх-Каргатское Барнаульского уезда – прихожан 3033 душ. Причт в составе одного священника и одного псаломщика. Содержание причта исключительно за счет доходов от треб. Томское епархиальное управление Святую Покровскую церковь Пресвятой Богородицы вместе с Чулымской православной церковью Михаила Архангела выделило в самостоятельный приход и ввело дополнительно одного диакона и весь причт был взят на государственное обеспечение. Храм был застрахован на 8 тысяч рублей в страховом обществе «Россия». На содержание причта ассигнование из государственного казначейства священнику – 450 рублей, диакону – 250 рублей, псаломщику – 150 рублей, и дополнительно по 9 рублей в год каждому. Проценты с капиталов 4 рубля в год с государственного 4-процентного билета стоимостью в 100 рублей за №96552 и 5 рублей в год с билета госкомиссий погашения долгов за № 721036-54953 используются в церкви. 600-рублевый 4-процентный билет хранится в миссионерской шкатулке в Алтайской духовной миссии. За преподавание закона Божьего в церковно-приходской школе оплачивается священнику 60 рублей, диакону- 40 рублей в год.

Здание церкви деревянное, на каменном фундаменте с высоким цоколем. Стены брусчатые, наслойное сопряжение брусьев по моховой подушке. Заделка углов во французский замок. Внутренние и наружные стены обшиты шлифованным тёсом. Подвесной потолок и купол восседают на 4-х колоннах. Пол на деревянном перекрытии из выдержанных шлифованных досок толщиной 60 мм. Входные двери в храм двуполые дощатые, с двух сторон наслоены листовой оцинкованной жестью и окованы кузнечной чеканкой. Оконные блоки окантованы по всему периметру полосовой сталью. Рамы спарены, остеклены слюдой набором цветных пластин со световым эффектом. В храме четыре отопительных печи из красного огнеупорного кирпича, одеты в металлический кожух с внутренней топкой. Внутренние стены храма и купол окрашены улучшенными красителями воскового цвета с покрытием бесцветным лаком. Наружные стены окрашены устойчивой краской светло-зеленого цвета с нанесением защитной пленки от атмосферных осадков. Полезная площадь храма 286 квадратных метров. Крыша храма покрыта оцинкованной жестью.4

Колокольня церкви была деревянной на каменном фундаменте с внутренней лестницей и площадкой для звонаря. В церкви было три колокола разных размеров и величины. Многие школьники в то время – озорно, с разрешения Якова Гончарова (многие годы он был звонарем в Покровском храме) могли подняться по внутренней лестнице на площадку колокольни. Оглядываясь вокруг, они с нее могли видеть горизонт земли, чарующие березовые рощи и раскинувшееся село. Звонарь Яков приучал нас к созданию колокольного звона с помощью веревок. При дневном свете можно было видеть все, что происходит в окрестностях села и даже за его пределами.

Церковно-приходская школа5

Почти одновременно в селе исполняя указ Государя императора Александра III Александровича от 15.06.1884 года была построена церковно-приходская школа. На докладе Государю о церковно-приходских школах Император наложил резолюцию: «…Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». Первые годы для школы были очень тяжелые. Крестьяне не хотели отдавать своих детей в школу, мотивируя тем, что каждый подросток нужен в собственном хозяйстве, как полноценный работник. В этом направлении с отцами и матерями вели большую повседневную разъяснительную беседу первые преподаватели школы – Александр Афанасьевич Попов – священник храма, Наталья Ивановна Несмеянова, Агурий Скляр, Митрофан Григорьевич Курысько, Екатерина Федоровна Цыбульник. Уже в 1905 году все четыре школьных класса были заполнены учащимися – мальчиками и девочками. Вот, что сказал родителям священник храма отец Александр: «Учение – родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу». А через шесть лет из учеников был создан церковный детский хор. К этому времени кроме священника в храме служили диакон, псаломщик, пономарь и звонарь. Так как храм есть великое и святое место, где с особенной милостью, невидимо присутствует сам Господь Бог, то православные христиане полюбили священный Божий Дом. В праздничные и свободные дни посещали церковь с «Верою во единого Бога…».

В школе на уроках Закона Божьего отец Александр пояснял очень многие вещи, например, как нужно диакону держать конец ораря – тремя перстами правой руки и тем самым указывать народу время для молитвы, певцам для пения, священнику – для начала действий.

(Стр. 40) Диакон Петр Никитин имел ангельскую быстроту и постоянную готовность к служению Богу.

Поклонение во время богослужения служит явным знаком нашего богопочтения, чтобы и само тело участвовало в служении Богу.

Коленопреклонение – смирение мирян перед Богом, употребляется особенно в Великий Пост при пении стихов «Да исправится молитва моя». Диакон тоже нам читал, что священник преподает благословением именем самого Господа Иисуса. Он выражал его словами «Мир всем» или «Благословение Господне на Вас того благодатию и человеколюбием всегда ныне, присно и вовеки веков».

Целование святых икон выражает особенное почитание и благоговение к ним. Возжжение свечей во время богослужения служит знаком теплоты наших молитв к Богу и сердечного сокрушения о грехах и благоговение перед святыми иконами.

Далее отец Александр поведал нам, а мы должны были затем рассказать своим родным, что богослужение проводится в церкви в воскресный день и совершается в честь Воскресения Спасителя, в понедельник – в честь бесплотных Сил Небесных, во вторник – в честь св. Иоанна Предтечи, в среду и пятницу – в память (стр. 41) страданий Спасителя и в честь животворящего Креста Господня, в четверг – в честь святых апостолов и святителей, особенно Николая Чудотворца. Наша церковь особенно прославляет этого святого молитвами и многие наши миряне этим избавляются от опасностей жизни. В субботу – в честь Божией Матери и в память всех усопших с верою. Этот день покоя, напоминающий христианину о вечном покое, посвящается прославлении Божией матери, св. мучеников и для поминовения их с верою и надеждою вечного упокоения.

На следующем уроке Закона Божьего отец Александр свою тему посвятил понятию о праздниках и разделении их. Наша христианская церковь отмечает в храме все святые праздники богослужением верующих. По порядку событий из жизни Спасителя или Божией матери. Важнейшим – праздник Пасхи, как высший из всех праздников, потом двунадесятые, так как их двенадцать. Пасха, как праздник праздников бывает в различные дни месяцев марта и апреля, в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Все со временем этот день исчисляют сами, если будете хорошо уяснять учение о Боге.

«По порядку событий вы запишете себе в тетрадь:

Рождество Пресвятыя Богородицы – (стр. 42) 8 сентября, в церкви поется: «Рождество твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос, Бог наш».

Священник не только удовлетворял религиозные потребности крестьян, но был для них учителем и судьей. Крестьяне были глубоко преданы своей православной христианской вере, но вместе с тем отличались полной веротерпимостью, не говоря уже о баптистах, которых в селе было около двух процентов. Все они были в примирении между собой.

Отец Александр на уроке преподавал о совершении молитвы. В главе добродетелей – молитва, их основание, милосердие к ближними смирение перед ними в совокупности с чистотой сердца – составляют основу и силу молитвы.

Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, который по неведомым причинам оставил твое прошение неисполненным. Предметы молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а не временные и вещественные. Основная часть и первоначальная молитва должна состоять из прошений о прощении грехов. Проси того, что считаешь себе нужным и полезным, но исполнение и неисполнение твоего прошения представляй воле Божией.

Несите все хорошее в светлое будущее. Оно вам пригодится. Ваши отцы (стр. 43) в большинстве неграмотные, им тяжело и трудно в современной жизни. Неграмотный – тот же слепой. Но ваши отцы трудолюбивы, честны, и порядочны. Многие среди ваших отцов умело ведут свое крестьянское хозяйство, содержат в наглядном состоянии его, стараются привить вам науку, которая необходима для собственного блага, а некоторые среди вас своими знаниями принесут пользу нашей полутемной матушке России». Потом отец Александр на несколько минут замолчал, приподнял свою голову стремительным взглядом обвел класс и сказал: «Вроде бы я доходчиво вам рассказываю, а на седьмой парте Кундугузов вертится и не слушает урок, в чем дело? Встаньте и потрудитесь сказать классу, Трофим, почему отвлекаетесь от урока?» Как и все мы приученые отцом Александром, Трофим встал, как то ссутулился и невнятным голосом пробурчал, попросил извинения. Отец Александр разрешил ему сесть и слушать урок, сказав: «Завтра спрошу, как ты его запомнил».

Дисциплина прививалась с первой парты. Когда отец Александр входил в класс на свои уроки, мы ученики, приветствовали его стоя. Он говорил: «Здравствуйте, дети!», мы хором отвечали: «Да хранит Вас Бог!» Отец Александр подходил к классному столу, клал свою объемистую коричневую папку на стол, потом проходил между партами из конца в конец и своим (стр. 44) орлиным взором каждого из нас осматривал – кто и как одет, кто в чем пришел. Если обнаруживал на ком-то рваную или грязную одежду, с оторванным воротником или рукавом, то сперва интересовался, кто ее порвал. Если ученик сделал это по злости, в драке или шутя, отец Александр обращался к виновнику и говорил, что когда пойдете из школы домой вместе с тем, кому порвал рубаху, то скажешь своей матери, что ты это сделал и пусть она сразу же и починит. А ты, Миша, завтра мне расскажешь и покажешь, что его мать сделала. Слово священника для родных было законом, к тому же за шалость или агрессивность сына или дочь наказывали.

Осмотрев всех в классе, отец Александр своим властным голосом сказал: «Детки, садитесь!» Мы всем классом без стука и шума садились за парты. На его уроках Закона Божия было тихо, и мы со вниманием слушали, что бы хорошо усвоить урок, что бы отец Александр похвалил и выставил достойную оценку.

Неграмотный мужик не спешил отдавать своих детей в школу, они должны работать на отцовском хозяйстве. Отец Александр ходил ко многим мужикам, беседовал с каждым в отдельности, увещевал, чтобы отпускали детей в школу, что бы те получили образование, которое пригодится им в личной жизни: «Если ваши дети станут грамотными, вы сами получите облегчение (стр.45) в своей тяжелой крестьянской жизни». Когда их дети приносили свидетельство об окончании школы, родители за них были до слез рады и благодарны.

Священник Александр – он многогранен и ослепительно ярок, а его личность для крестьян была значительна и необходима для верующих. За его разумные, добрые советы в повседневной жизни крестьян он пользовался их любовью и авторитетом. Простота и доступность того, с какой отец Александр в церкви, в школе, а так же за ее пределами говорил: «Нельзя подражать женщинам сварливым, хвастливым, скорбящим, влюбленным, людям подлым, сквернословящим, безумствующим, пьяницам и ворам. Ибо то, чему подражают, становится привычкой и натурой подражающего, который перенимает и усваивает эти дурные качества». Эти слова навсегда запомнились бывшим школьникам – Логину Медведеву и Андрею Рыжинскому. Он всегда был строг ко всяким бытовым неурядицам. Отец Александр благодарил мирян за посещение церкви и желал им, что бы Бог дал им то, что они больше всего чают. Он нам давал добрые советы для хороших дел. Он у нас сформировал ум, волю и характер. Мы – школьники, всегда слушали его с умилением.

«Попу ризу, а бедному – пуд муки и сула олеш» – так сказал Никита Цыбульник при раздаче даров бедным в честь (стр. 46) одного из церковных праздников. Много вспоминает бывший член Церковного совета Андрей Рыжинский о церковных беседах священника с мирянами.

Отец Александр говорил, что будущее в жизни деревни будет прекрасной. Оно будет светлое, любите его, стремитесь к нему, учитесь прилежно, старайтесь запечатлеть, вложить в свою голову то, что преподается на уроках, тренируйте свою память, что бы она была вашей спутницей на жизненном пути. Но для того, что бы правильно смотреть на будущее, необходимо знать прошлое, современное, происходящие реформы. Можно сказать словами поэта, что сеялось разумное, доброе, вечное зерно.

На уроках Ветхого и Нового Завета отец Александр говорил о Божьих заповедях, приводил много примеров и сравнений в житейском быту, прививал нам честность, порядочность, преданность, храбрость не только для отечества, но и для себя, они возвышают достоинство человека.

Среди священников, которые были настоятелями нашего храма, отец Александр считался в то время наиболее выдающимся, наиболее образованным, наиболее уважаемым человеком своего века. Обо всем этом поведал председатель Церковного совета, глубоко верующий человек из местных купцов – Андрей Феофанович Удоракин.

(Стр. 47) Вот, что рассказали бывшие ученики церковно-приходской школы села Верх-Каргат: Матвей Гончаров, Андрей Рыжинский, Логин Медведев, Иван Есипов о священнике Покровского храма Александре Афанасьевиче Попове.

Отец Александр с матушкой Натальей Ивановной шли на службу: Отец Александр – в церковь, а Наталья Ивановна – в школу, где преподавала уроки музыки и пения. Отец Александр был глубоко верующим человеком, горячо любящим свою родину, ее историю и народ. Его близкое знакомство с литературою и умение прекрасно читать придавали его беседам в храме с прихожанами особый интерес. В заботах о религиозном просвещении он предпринимал с ними паломничество в Церковь Архангела Михаила в с. Нижне-Чулым и Свято-Вознесенскую Церковь в селе Хапово. В паломничестве участвовало около тринадцати человек, с ними была подвода, но они шли по проселочным дорогам пешком. Была теплая, безветренная погода. Прохожие и встречные на их пути кланялись и крестно молились, желали им благополучия, и что бы с божией помощью целыми и невредимыми они вернулись домой. Андрей Рыжинский вспоминает, что паломничество в Чулым было после Святой Троицы. Они все ночевали в церковно-приходской школе. При первом колоколе звонаря они уже ходили вокруг (стр. 48) церкви. Утро было теплое и ласковое. В этот день в Церкви было много прихожан. Андрей Рыжинский и Матвей Гончаров хорошо запомнили их священника Михаила Ерлексова и диакона Григория Самодурова. Богослужение сначала вели настоятель церкви Архангела Михаила отец Михаил Ерлексов и наш священник отец Александр. Логин Медведев рассказывал, что наш хор был лучше по звучанию, мелодичности и монолитности потому, что в нашем хоре сильные мелодичные голоса высокого тембра. Иван Есипов говорит: «Я и сегодня наслаждаюсь богатым голосом вашим, Андрей Иванович!» «Да, это правда – подтверждает и Логин, — разве вы забыли, Андрей Иванович, что от вашего голоса в момент, когда хор торжественно пел в храме гасли свечи при службе большой литургии». Все смеются. М. Гончаров вспоминает, какие богатые природные голоса были у Анны Рихта, Лукерьи Полянской, Агрофены Курысько и еще у молодой Лены Краленко. С ними наш хор был всегда на высоте.

После возвращения с паломничества мы тот час же направились к церкви, и там под открытым небом, пока никого не было устроили спевку. Наши голоса привлекли внимание односельчан, и скоро около нас собралось много народу, с удивлением смотревшего на нас. В числе пришедших был отец Александр, затем подошли диакон Петр Никитин и псаломщик Петр Заразенко. Открыли дверь храма, церковь заполнилась верующими и под звон колоколов началась божественная служба.

20 апреля 1917

«20 апреля 1917 года за №1842 священник Александр Попов церкви села Верх-Каргатского, согласно прошению, уволен за штат»6, но он проджолжал жить в деревне и служить.

«20 апреля за №1853, прослушавший богословские классы в Томской Семинарии священник Кирилл Бойко назначен на священническое место к церкви села Верх-Каргатского, благочиния 42 округа».7 Но о нем мало сведений, может быть он также пострадал с остальными священниками.

Баптисты 19168.

В селе Верх-Каргатском было около двух процентов баптистов. Все жили мирно, но иногда местные ребятишки их не понимали:

«Сохранилась также запись, относящаяся к 1916 г., где сказано, что по ул. Черниговской в послеобеденное время на берегу речки напротив усадьбы Никиты Быкова и Степана Мешегрёбова собралось много баптистов (около 30 человек, одетых в белые холщевые женские, мужские, детские рубашки, и их пресвитер Пилипенко Иван стоял в воде по грудь и производил священие членов секты, по очереди погружая в воду. В отдаленности от них стояли гурьбой подростки и дети на возвышенности берега и смеялись над их обрядом. А вот список церковного хора, относящийся к 1919 г».

28 мая 1918 — 2 июня 1918

28 мая 1918 — 2 июня 1918 — Каинск и Барабинск были захвачены чехословаками

1923 г. Первый арест. Снятие Колоколов

Годы революционных преобразований в селе Верх-Каргат оказались во многом неблагоприятными для покровского православного храма, священнослужителей и паствы. Уже в 1923 году активно начали посещать село активисты Здвинского районного комитета коммунистической партии большевиков (ВКП(б)) Лука Горбунов и Иван Холькин. Они в сельском клубе среди сельчан вели антирелигиозную пропаганду, советовали молодым парням и девушкам не ходить в церковь, запрещали венчаться в церкви и крестить детей. В начале 1923 года в селе была создана атеистическая группа из малограмотных коммунистов. В нее вошли Дмитрий Альбовский, Николай Резута, Иван Зоря, Иван Пастушков, Иван Моргачев, Иван Макаренко, Михаил Тесленко. Грамотным среди них был только Лука Горбунов, остальные не знали даже азбуки.

Атеисты-безбожники без зазрения совести вторгались в храм во время богослужений, которые вели отец Иоанн и диакон Логин Медведев. Они заставляли верующих покинуть храм и разойтись по домам, а от священника Иоанна Стадниченко стали требовать сдать колокола, что бы не одурманивать верующих. Отец Иоанн Стадниченко вместе с верующими обращались к местным чиновникам, что бы они запретили атеистам беззаконие и оскорбление служителей религиозного культа и благородных мирян.

Ранней весной — 16 марта 1923 года священник Иоанн Стадниченко, диакон Логин Медведев и псаломщик Яков Гончаров были арестованы, препровождены в Здвинский районный отдел НКВД, где их продержали в камере около трех суток, а за это время безбожники – атеисты Дмитрий Альбовский, Михаил Тесленко, Иван Пастушков, Николай Резута, Иван Макаренко сняли с колокольни колокола и вывезли их на переплавку в Барабинское депо. Так была поругана вера православных и обезглавлен наш храм. Через три дня арестованные были отпущены. Вернувшись в село они узнали, что храм остался без колоколов и были потрясены беззаконием местных властей. Крестно, на коленях, перед иконой Иисуса Христа они просили, что бы Бог заступился за своих оскорбленных чад.

Список Хоров

Список двух хоров при Свято-Покровском храме с. Верх-Каргат на конец 1929 года.

  1. Володин Павел
  1. Волох Андрей
  1. Гончаров Матфей
  1. Зоря Григорий
  1. Игнатьев Феодор
  1. Косарев Антоний
  1. Крывстенко Иосиф
  1. Кундугуз Трофим
  1. Курысько Сергей
  1. Лазерев Аверьян
  1. Лысенко Аверьян
  1. Ляшко Марк
  1. Медведев Лонгин
  1. Медведев Савелий
  1. Полянский Николай
  1. Рихта Григорий
  1. Рыжинских Андрей
  1. Симонов Петр
  1. Столяренко Дмитрий
  1. Тобатчиков Андрей
  1. Удоракин Андрей
  1. Филиппов Феодор
  1. Хлюстов Герасим
  1. Хмелев Василий
  1. Хмостов Евфимий
  1. Хомрачев Савелий
  1. Цыбульников Никита
  1. Апарина Евдокия
  1. Барзилина Кристина
  1. Барлетова Татьяна
  1. Бахтина Александра
  1. Буцулина Галина
  1. Гончерова Меланья
  1. Гончерова Наталья
  1. Горюнова Марфа
  1. Гринько Екатерина
  1. Дзюба Фекла
  1. Дмитрева Евдокия
  1. Золочевская Клавдия
  1. Зоря Матрена
  1. Зюбан Параскева
  1. Коротецкая Анна
  1. Кроленко Елена
  1. Кукурузова Наталья
  1. Курысько Акулина
  1. Медведева Екатерина
  1. Медведева Ирина
  1. Мельникова Анна
  1. Мешегребова Ходора
  1. Мусихина Екатерина
  1. Полянская Ирина
  1. Рихта Анна
  1. Симонова Александра
  1. Цыбульник Анна
  1. Ягина Варвара
  1. Яровая Акулина
  1. Фоменко Дарья

К 1930-му году население села составляло 5086 душ обоего пола, 863 домохозяйства. В 20-х годах сельским сходом было принято решение о строительстве нового храма – более вместительного. Ежегодно в селе рождаемость составляла примерно 180-210 человек (при смертности 90-92 человека в год, из них 40-50% — младенцы от 1 года до 8 лет)

27 апреля 1937

Последним священником обновленческой Покровской церкви был Отец Иоанн (в миру – Иван Максимович Стадниченко). Богослужения в храме велись по день ареста Отца Иоанна 27.04.1937г. И. М. Стадниченко был невинно осужден «тройкой» НКВД и вместе с одиннадцатью других священнослужителей Здвинского района 28.08.1937г приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 5 сентября 1937 года. Постановлением Новосибирского областного суда 16.03.1959 года Иван Максимович Стадниченко был реабилитирован.

1939 год.

Святая Покровская церковь Решением №1254 от 26 июня 1939 года Новосибирского совета по делам религий была закрыта со снятием куполов и передана местным властям. В здании храма был открыт клуб, а в прилегающем к нему причтовом доме – библиотека.

Смерть храма

В семидесятых годах ХХ в. здание храма было разобрано и материал перевезен в отделение Верх-Каргатского совхоза.

Воскресение церкви

В 2012 году начались работы по восстановлению храма. Село приписано к Церкви Здвинскаго района. Настоятель Здвинского храма во имя святого апостола Иоанна Богослова иерей Роман Венцак.

Ставраниями земляка Сергея Апарина, а так же других жителей села в 2012 году началось строительство нового храма, в котором принимают посильное участие все односельчане.

Спасибо, всем кто трудится в этом благом деле! Да поможет Вам Бог!

1 http://thedb.ru/items/Chem_otlichaetsya_SELO_ot_DEREVNI/

2 Томские епархиальные ведомости, 1902 г., №4, с. 2.

3 Томские епархиальные ведомости, 1903 г., №10, с. 5.

4 Рукопись «Мудрость священников», И. В. Курысько, — с. 24

5 Эта глава составлена краеведом И. В. Курысько, и приводится по его рукописи «Мудрость священников» постранично с некоторыми исправлениями.

6 Томские епархиальные ведомости. — 1917. — № 10, с. 220

7 Томские епархиальные ведомости. — 1917. — № 10, с 218

8 Стр. 216

 

Протоиерей Владимир Крицак

«Под Покровом между столетиями» 


Документ подготовили: