Храм во имя прп. Петра Афонского
с. Верх-Чиковское (ныне д. Верх-Чик)
Судьбы храмов и духовенства в селах, где ныне располагаются подворья Михаило-Архангельского мужского монастыря Новосибирской епархии, в период 1917—1945 гг
В дер. Верх-Чик Ордынского района Новосибирской области на месте, где сейчас находится храм, до революции 1917 г. была деревянная приходская церковь во имя преподобного Петра Афонского. На 1914 гг. об этом храме имеются следующие сведения:
«Церковь деревянная, однопрестольная, построена в 1901 г., земли при ней пахотной и сенокосов в с. Верх-Чиковском 99 десятин и в дер. Мало-Чиковской 45 десятин и для нужд церковных школ по 15 десятин.
Состав прихода: с. Верх-Чиковское, Барнаульского уезда и деревня Мало-Чиковская в 4 верстах. Прихожан обоего пола 3339 душ.
Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта при гот. причт. домах: жалованье от прихожан 600 руб., руга от них же 475 пуд., сумма от казны — 400 руб. и доходы от треб». [22, С. 262].
В 1917—1918 гг. священником в Верх-Чикской церкви был Иоанн Туголуков[1], с 1919 г. – Арсений Двинянинов [2], [3], ранее служивший в этом храме с 1906 г. до (по крайней мере) 1914 г. [22, С. 262]. В августе 1921 г. уже упоминается другой священник – Дионисий Беняш [3, Л. 233]. Этот же священник числится служащим в Верх-Чиковском храме в списке священнослужителей Новосибирской епархии за 1927 г. [19, Л. 2].
В начале 1917 г. псаломщика, скорее всего, не было (отсутствуют записи в метрической книге). С апреля 1917 г. до конца 1918 г. псаломщиком в Верх-Чикской церкви был Михаил Лазарев. Скончался он 20 января 1919 г.[2] В 1919 г. псаломщика, скорее всего, не было, т.к. священник постоянно в метрической книге помечал: «священник Арсений Двинянинов (один)», а в прежние годы всегда указывалось имя псаломщика [2], [3].
В «Списке религиозных общин и культов Новониколаевского округа, зарегистрированных до 1 ноября 1925 г.» значится община «Верхне-Чиковская, правосл.культа, с. Верхне-Чиковск., договор не заключен» [20, Л. 16], т.е. приход в 20-е гг. существовал.
В начале 1930 г., в разгар коллективизации, в В. Чике «… у попа за какую-то задолженность взяли швейную машинку, и секретарь (партийной) ячейки купил её за 10 рублей (т.е за бесценок). Когда ему стали говорить, что это неправильно, то он арестовал беднячку, и она ночевала (под арестом) в амбаре…» [11, С. 54].
Известно, что еще летом 1937 г. храм действовал, в нем служил священник, известный только по фамилии, — Выговский. В газете Ирменского района «Сталинский путь» за 26.08.1937 г. написано: «В с. В. -Чик поп Выговский в здании церквы проводил тайные собрания, занимался вербовкой трудящихся в церковные общины. При чем собирал их на свои контрреволюционные сборища в то время, когда правление колхоза созывает собрание колхозников. Цель этого мракобеса ясна – отвлечь колхозников от участия в жизни колхоза и укрепления его мощи. Попом была сорвана ликвидация неграмотности, так как он «разъяснял» колхозникам, что учиться их время уже отошло. В своем изуверстве он дошел до того, что насильно крестил детей 10-летнего возраста на квартире у колхозника Ершова. Свои действия он проводил через непосредственно организованную им группу кулаков Полякова, Сорокина, Шилина и др., при чем Шилина эта «святая гнида» направила на вредительство, заставив его накосить колхозной пшеницы и отвезти домой» [23, С. 2].
Скорее всего, священник был арестован и расстрелян. 31 августа 1937 г. в Протоколе заседания краевой комиссии по вопросам культов записано: «Слушали: ходатайство Ирменского райисполкома о ликвидации молитвенного пункта в с. Верх-Чик. Постановили: учитывая, что религиозная община отказалась в дальнейшем от содержания церкви, а также наличие большинства ходатайств трудящихся (815 из 835) в закрытии церкви и передаче здания на культурно-просветительские цели – удовлетворить, молитвенный пункт в с. Верх-Чик ликвидировать здание церкви передать сельсовету на культурно-просветительские цели» [16]. Протокол был утвержден постановлением ЗапСибкрайисполкома №1458 от 07.09.1937 г. [14].
Итак, в 30-е годы храм был закрыт. По состоянию на 1945 г., храм в честь прп. Петра Афонского в с. Верх-Чик Ирменского района использовался как глубинный пункт Заготзерно, здание «…деревянное, капитально перестроено под клуб с переделкой внутри и снятием куполов, колоколен и крестов; последние 3-4 года ссыпается зерно» [21].
Верующие обращались в 1944 году к уполномоченному с ходатайством об открытии храма, ходили к нему на прием, но безуспешно. В докладе уполномоченного о проделанной работе за 4-й квартал 1946 г. он писал, что им оставлено без рассмотрения первичное ходатайство верующих с. Верх-Чик, т.к. «…заявление подписано 5 верующими. Церковное здание переоборудовано под клуб, осенью 1946 г. временно было занято глубинкой Заготзерно, после вывозки отремонтировано для клуба» [7]. 17 декабря 1968 г. здание было уничтожено пожаром.
Таким образом, типичная судьба сельского прихода в 20-30-е гг. выглядит следующим образом. Сведений о жизни общины в 20-е гг. в большинстве случаев не имеется, известны только имена клириков по состоянию на 1914 г. и на 1927 г. и отчасти – из сохранившихся метрических книг 20-х гг. Далее, в некоторых храмов богослужения прекращаются в 1929-30 гг. в связи с коллективизацией и арестами духовенства. Другая часть приходов, несмотря на все притеснения религиозных общин в 30-е гг., продолжает свое существование до 1937 г., когда уже арестовывается и, как правило, расстреливается все оставшееся духовенство. Постановления властей о закрытии храмов появляются часто уже через несколько лет после прекращения богослужений. После закрытия церковные здания используются для «культурных целей» (школы, клубы) или для засыпки зерна.
[1] Диакон Иоанн Туголуков окончил семинарию вольнослушателем и был рукоположен в сан священника 3 мая 1915 г. епископом Томским и Алтайским Анатолием в Томском кафедральном соборе. ТЕВ. 1915. №10. С. 449.
[2] ТЕВ. 1919. №4 (15-28 марта). С. 24.
Список литературы
- Архивное уголовное дело №15384 за 1931 г. // Архив УФСБ по Новосибирской области.
- Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Д-156. Оп.1. Д. 3120.
- ГАНО. Д-156. Оп.1. Д. 3121.
- ГАНО. Д-156. Оп.1. Д. 3252, 3253, 3254.
- ГАНО. Д-156. Оп.1. Д. 3212.
- ГАНО. Д-156. Оп.1. Д. 3214.
- Доклад уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви о проделанной работе за 4-й квартал 1946 г. // ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 23. Л. 25-39.
- Отчет уполномоченного за период с 01.07.1944 по 01.10.1944 // ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 11. Л. 14.
- Информационный доклад уполномоченного за 4-й квартал 1945 г. // ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-60.
- Лыков О.М. Ордынская хроника. Книга первая. От Ординской волости к Ордынскому району. Новосибирск, 2007. 453 с.
- Лыков О.М. Ордынская хроника. Книга вторая. Трагедия и подвиг Ордынской земли. Новосибирск, 2010. 568 с.
- Михайлов И.С. История Пророко-Ильинского храма села Верх-Ирмень: выпускная квалиф. работа. Новосибирск, 2015. 84 с.
- Постановление ЗапСибкрайисполкома №538 от 08.04.1936 г. // ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 2868. Л. 77.
- Постановление ЗапСибкрайисполкома №1458 от 07.09.1937 г. // ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 3145. Л. 56.
- Протокол №5-30 заседания Краевой комиссии по вопросам культов от 2 апреля 1936 г. // ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 2868. Л. 79.
- Протокол заседания краевой комиссии по вопросам культов от 31 августа 1937 г. // ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 3145. Л. 57.
- Решение Ордынского РИКа от 29.11.1945 // ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 16. Л. 28.
- Смирнова Лидия Михайловна (видеоинтервью) // https://yadi.sk/d/p-bOcDIm8538WQ
- Список приходов и священнослужителей Новосибирской епархии за 1927 г. // ГАНО. Ф. Р-1978. Оп. 1. Д. 13. Л. 1-4об.
- Список религиозных общин и культов Новониколаевского округа, зарегистрированных до 1 ноября 1925 г. // ГАНО. Ф. Р-1978. Оп. 1. Д. 13. Л. 16-19.
- Список церковных зданий недействующих православных церквей, находящихся в Новосибирской области и г. Новосибирске на 1 июня 1945 года // ГАНО. Ф. Р-1418, Оп. 1. Д. 15. Л. 53-60.
- Справочная книга по Томской епархии за 1914 гг. Томск, 1914 г. 594 с.
- Сталинский путь (газета Ирменского района). 26.08.1937.
Автор: Иеромонах Симон (Истюков)
Опубликовано: Судьбы храмов и духовенства в селах, где ныне располагаются подворья Михаило-Архангельского мужского монастыря Новосибирской епархии, в период 1917–1945 гг. // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Вып. 6. Якутск, 2019. С. 116-122.