В реставрационной мастерской Новосибирского художественного музея восстановили запрестольный крест XIX века

Запрестольный крест XIX века – один из наиболее ярких экспонатов Епархиального музея. Однако одно время состояние креста оставляло желать много лучшего. Требовалась реставрация, причем весьма серьезная – это было понятно даже неспециалистам.

Татьяна Геннадьевна Щеглова, художник-реставратор станковой темперной живописи Новосибирского государственного художественного музея рассказывает, что когда впервые увидела экспонат, даже растерялась. Она сразу оценила его состояние как аварийное.

posle.jpg

По ее мнению, крест какое-то время хранился неправильно, находился в помещении без должного температурно-влажностного режима и явно был подвержен резким перепадам и долгому воздействию слишком высокой для произведения темперной живописи температуры. На кресте с двух сторон не только присутствовали многочисленные вздутия левкаса и красочного слоя с утратами и угрозой дальнейших осыпей, но и имелись трещины в самой основе, нуждающиеся в восполнении древесины. На косой перекладине требовалась подклейка отщепа. Было повреждено и покрытие боковых сторон креста. Для того, чтобы перенести крест в реставрационную мастерскую, пришлось временно защитить его поверхность при помощи так называемой профилактической заклейки из папиросной бумаги.

Далее была произведена длительная работа со сложным укреплением левкаса, аккуратной укладкой вздутий, восполнением утраченных его фрагментов и восстановлением живописи. Щели между перекладинами креста были заполнены смесью из древесных опилок, с добавлением волокон пеньки вымоченной в рыбьем клее.

По словам Татьяны Геннадьевны, на кресте были выявлены инородные записи, как вполне профессиональные, так и кустарные, выполненные и темперой, и масляными красками. То есть в разное время изображения на кресте уже восстанавливали и поновляли, причем в этой работе участвовали по крайней мере четыре художника; это реставратор определила по разным стилям написания.

«Видны четыре разных стиля, самые поздние и непрофессиональные записи, выполненные маслом, были частично удалены во время сложных реставрационных работ, и далее живопись восстановлена аналогично стилю близлежащего профессионального письма. Потому что очень важно, чтобы стиль написания был единым или, по крайней мере, восстановленное изображение не отличались по стилю от соседних фрагментов» – говорит Татьяна Геннадьевна.

Художник-реставратор признается, что в связи с перечисленными выше трудностями, работа была особенно кропотливой, требовала повышенного внимания, но в результате запрестольный крест удалось полностью восстановить.

Передача запрестольного креста Епархиальному музею состоялась в мае этого года.


27 июля 2020
Поставьте свою оценку Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...