Топорков Василий Васильевич, Фото 1929 г.

Сан: протоиерей

Год рождения: 1874

Образование: Пермская духовная семинария

Год окончания: 1894

Место последнего служения (проживания): Ойрот-Тура (Горно-Алтайск)

Дата приговора: 1934

Приговор: ГУЛАГ

Топорков Василий Васильевич, протоиерей, ноябрь 1919 г.полковой священник в с. Козиха.

Топорков Василий Васильевич родился в августе 1874 г, в селе Серегово Чердынского уезда Уральской области в семье священника.
1894 — окончил Пермскую духовную семинарию студентом.
1894 — псаломщик Меркушинской церкви Верхотурского уезда Екатеринбургской епархии.
С 1 октября 1895 законоучитель министерского сельского училища села Шороховское Ялуторовского уезда Тобольской епархии ( по назначению Епископа Антония Тобольского и Сибирского)
Октябрь 1897 — законоучитель с. Шороховского и Кокушинского министерского сельского училища. .
Март 1899 — следователь по первому благочинью Ялуторовского уезда
С 1 по 20 сентября 1899 — миссионерские противораскольничьи курсы в Тюмени.
В 1900 году награжден набедренником его преосвященством Антонием Тобольским и Сибирским.
1901—1906-село Елунинское Ирбитского уезда, Екатеринбургской епархии.
1906—1908-село Новопышминское Камышловского уезда екатеринбугской епархии.( по назначению Епископа Владимира Екатеринбургского и Ирбитского)
С февраля 1908 по 1915 гг. — с. Галкинское Камышловского уезда Екатеринб.епархии ( по назначению Епископа Владимира Екатеринбургского и Ирбитского) .
В 1915 году — помощник благочинного, член Камышловского духовного управления Екатеринбургско епархии. .
с 1916 по апрель 1919 гг. – священник села Бобровское Екатеринбургской епархии ( по назначению Епископа Серафима Екатеринбургского)
12 Мая 1919г. – полковой священник 1 Ударного Полка 1 Ударной Сибирской дивизии войск Колчака.
Май 1919—ноябрь 1919 гг. — полковой священник в с. Козиха Новониколаевского ( Новосибирского) уезда.
Был задержан особым отрядом, затем отпущен в с. Тулинском, потом заболел тифом, выжил.
1920—1922 гг. – служил в селе Завьяловское Новониколаевского уезда.
1922—1923гг. — служил в селе Волчиха Славгородского уезда.
1923 г. – служил в с. Ракиты Славгородского уезда.( был арестован Омским ОГПУ ПО ОБВИНЕНИЮ В КОНТР. РЕВОЛ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, через два месяца в ноябре 1923 г. отпущен, подписка о невыезде снимается через месяц)
!924 г. уезжает к сыну Василию в с. Тевриз.
С Мая 1924 г. по 1925 гг. служил в селе Петелино Тарского уезда.
!925-1927 – священник г. Сургута Тобольского округа.
С мая по декабрь 1927 года служил в селе Чукреево Благовещенского района Ирбитского округа
С декабря 1927 года по февраль 1928 года служил в селе Долматаво, Шадринского уезда.( по назначению Епископа Аркадия Кунгурского)
В феврале 1928 г. арестован по ст. 58,3 УК Шадринским ОГПУ, через месяц освобожден без предъявления обвинения.
1928 – с. Падерино Шадринского уезда.
1929 г. с, Закамышловское, благочинный 1-го Камышловского церковного округа, арестован Камышловским ОГПУ, ст,58, отправлен в концлагерь.
1929 – 1934 – Красновишерский концлагерь.
1934- г. Ойрот-Тура ( Горноалтайск) жил у сына Топоркова Василия Васильевича, лесовода, областного специалиста по лесному производству, расстрелянного в 1937 году, как сын священника.
Дальнейшая судьба прадеда Топоркова В.В. не известна.
Возможно, тоже расстрелян.
Жена-Екатерина Александровна. Дети — Нина, Василий, 1900 года рождения, Николай и Елена.

https://geneaforum.ru/post239.html


По рассказам правнучки Валентины Николаевны:

«Многие его правнуки, в том числе и я, узнали о его жизни совсем недавно. Родители боялись нам что-нибудь рассказывать о своем отце и деде. Те внуки, которые жили вместе с ним в Михайловке, вспоминают, что дедушка был очень добрым человеком. Часто привозил детям гостинцы, и его приезд для всех был праздником. Мама рассказывает, что дедушка был требовательным, но в то же время добрым, никогда не кричал на детей, пытался всё спокойно объяснить. Не любил праздного времяпрепровождения. Требовал, чтобы дети постоянно работали по хозяйству или читали книги. В доме всегда был порядок. В семье воспитывалось уважение к труду и хлебу. Бросить хлеб на пол считалось великим грехом. Кроме этого, прадед был высокообразованным человеком, знал несколько иностранных языков, хорошо играл на музыкальных инструментах и прекрасно пел. У моего прадеда, благочинного протоиерея, было немалое количество церковных наград и ордена Российской империи.

2Топорков Василий Васильевич родился в августе 1874 г. в селе Серегово Чердынского уезда Уральской области (в то время Пермская губерния) в семье священника, помощника настоятеля, Василия Васильевича Топоркова, 1832 г.р. Мой прадед был родом из большой многодетной семьи, в которой насчитывалось 10 детей. Семья была дружной, образованной. Все девочки окончили Епархиальные училища, а сыновья — вначале Соликамское духовное училище, затем Пермскую духовную семинарию. Он был женат на Зубаревой Екатерине Александровне, 1874 г.р. — из Вятского священнического рода. Их дети: Нина, 1899 г.р., Василий, 1900 г.р. (мой дед), Николай 1905 г.р., Елена, 1908 г.р. В 1894 г. окончил Пермскую духовную семинарию студентом. 1894 г. — псаломщик Меркушинской церкви Верхотурского уезда Екатеринбургской епархии. С 1 октября 1895 г. — законоучитель министерского сельского училища села Шороховское Ялуторовского уезда Тобольской епархии (по назначению Епископа Антония Тобольского и Сибирского). Октябрь 1897 г. — законоучитель с. Шороховского и Кокушинского министерского сельского училища. Март 1899 г. — следователь по первому благочинию Ялуторовского уезда. С 1 по 20 сентября 1899 г. — миссионерские противораскольничьи курсы в Тюмени. В 1900 г. награжден набедренником его преосвященством Антонием Тобольским и Сибирским. 1901—1906 гг. — село Елунинское Ирбитского уезда Екатеринбургской епархии. Принят в Екатеринбургскую епархию с определением на священническое место к церкви села Ялунинского Ирбитского уезда. (Священник села Шороховского Тобольской епархии Василий Топорков — 14 августа. ЕЕВ 1901г., №16 (16/V111). Распоряжением епархиального начальства, утверждённым 11 сентября Его Преосвященством, катехизатором на 1902 г. по 3 округу Ирбитского уезда назначен священник села Ялунинского Василий Топорков. ЕЕВ 1901 г., №19 (1/Х).) 1906—1908 гг. — село Новопышминское Камышловского уезда Екатеринбургской епархии (по назначению епископа Владимира Екатеринбургского и Ирбитского). С февраля 1908 г. по 1915 г. — с. Галкинское Камышловского уезда Екатеринбургской епархии (по назначению епископа Владимира Екатеринбургского и Ирбитского). (Перемещены священники с. Галкинского С. Вербицкий и с. Нового Камышловского уезда Василий Топорков один на место другого — 2 января 1909 г. ЕЕВ 1909 г., №6 (8/II). ) В 1915 г. — помощник благочинного, член Камышловского духовного управления Екатеринбургской епархии. 1915 г. — с. Галкинское Камышловского уезда, Богородицкая церковь. (Священник — Василий Васильевич Топорков, духовный следователь по 1 округу Камышловского уезда, 39 лет, окончил курс Пермской семинарии, имеет скуфью. Логиновское Екатеринбургское училище, Тихоновская церковь. Является членом братства святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца.) С 1916 г. по апрель 1919 г. — священник села Бобровское Екатеринбургской епархии (по назначению епископа Серафима Екатеринбургского). 12 мая 1919 г. — полковой священник 1-го Ударного Полка 1-ой Ударной Сибирской дивизии войск Колчака. Май 1919 г. — ноябрь 1919 г. — полковой священник в с. Козиха Новониколаевского (Новосибирского) уезда. Был задержан особым отрядом, затем отпущен в с. Тулинском, потом заболел тифом, но выжил. 1920—1922 гг. — служил в селе Завьяловское Новониколаевского уезда. 1922—1923 гг. — служил в селе Волчиха Славгородского уезда. 1923 г. — служил в с. Ракиты Славгородского уезда (был арестован Омским ОГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности, через два месяца, в ноябре 1923 г., отпущен, подписка о невыезде снимается через месяц). 1924 г. — уезжает к сыну Василию в с. Тевриз. С мая 1924 г. по 1925 г. служил в селе Петелино Тарского уезда. 1925—1927 гг. — священник г. Сургута Тобольского округа. С мая по декабрь 1927 г. служил в селе Чукреево Благовещенского района Ирбитского округа. С декабря 1927 г. по февраль 1928 г. служил в селе Долматово Шадринского уезда по назначению епископа Аркадия Кунгурского. В феврале 1928 г. арестован по ст. 58.3 УК Шадринским ОГПУ, через месяц освобожден без предъявления обвинения. 1928 г. — с. Падерино Шадринского уезда. 1929 г. — с. Закамышловское, благочинный 1-го Камышловского церковного округа, арестован Камышловским ОГПУ, ст.58, отправлен в концлагерь. С 25 сентября 1929—1934 гг. — Красновишерский концлагерь. Попал в лагеря особого назначения Уральской области. ( 14 января 1930 г. осужден на 3 года заключения в концлагерь по политическим убеждениям, до ареста работал священником в с. Закамышловское Шадринской области (сведения из ГААОСО, архивно-следственное дело №17317). Упр. Вишерскими лагерями Особого Назначения — заключенный Топорков В. В. прибыл в лагеря на Крановишерские заводы 15 мая 1930 г. под № 4672 245944. До этого он содержался в Шадринском Управдоме). 1934 г. — Ойрот-Тура (Горно-Алтайск), жил у сына Топоркова Василия Васильевича, лесовода, областного специалиста по лесному производству, который был расстрелян в 1937 году как сын священника. В 1934 г. был арестован по 58-й статье, как и большинство священников, и «тройкой» НКВД приговорен к отправке в ГУЛАГ. Дальнейшая судьба прадеда В. В. Топоркова неизвестна».

В.Н.:

«Я познакомилась с материалами судебного дела прадедушки в архивах ФСБ. И вот на что обратила внимание. Его обвинили в том, что он хранил религиозную литературу и будто бы вел среди населения контрреволюционную агитацию. А на самом деле о. Василий, как и другие священники, хотел одного — чтобы против воли народа не закрывали церкви. А также — чтобы крестьян не облагали непосильными налогами. Прочитала я в деле и его высказывания о том, что его беспокоило больше всего: как сохранить церковь от разрушения и поругания. В самые трагические минуты своей жизни он вел себя достойно, не оправдывался, не просил помилования. На допросе он заявил, что по своему собственному желанию стал служить полковым священником в 1-м Ударном Полку армии адмирала Колчака. Он твердо стоял за свои убеждения, мужественно защищал церковь от поругания и отстаивал право человека на свободу вероисповедания. При этом он ссылался на советскую Конституцию: «В советской Конституции записано, что человек имеет право на свободу вероисповедания, так почему же закрываются церкви, почему священников сажают в тюрьмы?»


«Живоносный Источник». 2012 г. №1 (6)

Метки:

++