Каталог Храм в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресенская церковь) История

Храм в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресенская церковь)

г. Томск






История Воскресенской церкви города Томска

История казачьего храма

1

Воскресенская церковь является почти ровесницей Томска и расположена в центральном историко-культурном районе города — на Воскресенской  горе — месте основания Томска. Свое начало история церкви берет в 1622 году,  когда в северо-восточной части томского острога  был устроен Свято-Успенский мужской монастырь с  деревянной церковью, которая позднее, после отделения монастыря от крепости, была переименована

в Воскресенскую и стала приходским храмом. Здесь  хранились знамена и регалии томских полков. Церковь не раз горела и к концу века окончательно обветшала. И поэтому 14 февраля 1789 года  состоялась закладка фундамента нового двухэтажного каменного здания храма. Ветхий деревянный  Воскресенский храм был разобран и вывезен на берег реки Томи со всей утварью, где его полностью  сожгли, а прах развеяли по ветру над рекой — таков  был обычай. Новая каменная церковь строилась 18 лет. Нижний алтарь храма в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме был освящен  18 октября 1803 года, а верхний, во имя Успения  Пресвятой Богородицы (в память о монастыре),  16 июня 1807 года. Долгие годы храм был холодным и не отапливался,  пока в 1894–1895 гг. на средства томского купца  Павла Борисовича Шумилова и церковного старосты Алексея Евграфовича Кухтерина верхний этаж  церкви не был отремонтирован. Теперь здесь были  установлены печи для обогрева верхнего придела,  и службы можно было вести круглый год. В нижнем  приделе церковные службы начинались только с  Пасхальных праздников.

Стоит отметить, что прихожане храма вели достаточно деятельную приходскую жизнь. В июле  1891 года при церкви были открыты попечительство  о бедных, а 29 октября 1896 года — церковно-приходская школа, для мальчиков и девочек, в которой  обучалось 88 человек. 19 декабря 1897 года на отдельно от храма строящуюся каменную звонницу был поднят большой Воскресенский колокол, отлитый в 1896 году по инициативе томского купца Андрея Афанасьевича Васильева  в честь коронации императора Николая Второго  и императрицы Александры Федоровны. Томский  «Царь-колокол» был изготовлен на знаменитом колокольном заводе Оловяшникова в Ярославле и весил 1005 пудов 35 фунтов, то есть примерно 17 тонн.  Он был третьим по величине в Сибири, после иркутского и тобольского. На протяжении всей истории Воскресенской  Церкви в число ее прихожан входили томские казаки.  Например, в списках прихожан за 1742 год значится  более 150 фамилий конных, отставных казаков и казачьих детей. После прихода к власти большевиков Воскресенская церковь была национализирована и передана  в бесплатное пользование сформированной приходской общине. После обновленческого раскола в  Русской Православной Церкви приход храма, как и  вся Томская епархия, подчинился обновленческому  Епархиальному управлению. А с 1928 года церковь  делили между собой «григорианцы» и сторонники  митрополита Сергия (Страгородского). Первые владели нижним приделом, вторые верхним. Еще в 1922 году, согласно акту губернской комиссии по изъятию церковных ценностей, из Воскресенской церкви была изъята часть серебряной церковной утвари — большие и малые кресты, подсвечники,  кадило, лампады и т. д. В 1930 году был снят и разбит 1000-пудовый царьколокол, который, как и другие колокола с томских  церквей, пошел на переплавку. По сохранившемуся  преданию, безбожники начали разрушать звонницу  в лютый мороз прямо во время службы в храме, и  прихожане, желая сохранить святыню, образовали  плотное кольцо, а потом начали прикладываться к  колоколу губами, но безбожников даже это не останавливало, и они стали отрывать людей от колокола,  и поэтому он был весь в крови. В 1935 году в Воскресенскую церковь была перенесена из закрытой Семилужской церкви чтимая чудотворная икона Святителя Николая, которая стала  большим утешением для верующих в годину испытаний.

Однако уже на следующий год, 4 июля 1936 года,  Воскресенская церковь по «требованиям трудящихся  масс» была закрыта. Затем в августе, благодаря ходатайству верующих во ВЦИК снова открыта, но в ноябре уже окончательно закрыта. В конце 30-х в помещении церкви находился Госстройреестр (курсы и общежитие рабочих), гараж  для машин, затем зерносклад. В 40-е годы в Воскресенской церкви разместился Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока, эвакуированный из Владивостока, в связи с угрозой  нападения Японии на Дальний Восток. Архив работал здесь вплоть до 1995 года.

В 1974 году постановлением Совета Министров  РСФСР от 4 декабря № 624 Воскресенская церковь  была объявлена памятником архитектуры республиканского значения. В 1980–90 е гг. идет реставрация фасадов церкви и  ее каменной ограды. Были отремонтированы алтари,  восстановлен каркас иконостаса храма, его купол,  крыша, восстановлены позолоченные кресты. 4 апреля 1996 года были освящены и установлены  на звоннице церкви семь колоколов, отлитых в Воронеже на частные пожертвования. А 16 августа того же  года Воскресенская Церковь была вновь открыта для  верующих. Первым настоятелем восстановленного  храма стал протоиерей Петр Кадомцев. В 2004 году была восстановлена звонница возле  церкви и установлен и освящен новый томский царьколокол. Деньги на него собирали несколько лет. Колокол отлили в Воронеже. Его вес — 16 тонн.

10 октября 2014 года настоятелем Воскресенской  церкви был назначен иерей Дионисий Мелентьев. В октябре 2015 года по инициативе заместителя  атамана Томского ОКО СВКО по духовно-просветительской работе Алексея Сафронова и отца Дионисия  при храме была открыта первая воскресная православная казачья школа, целью которой стало обучение казаков основам Православной веры. По прошествии курсов школы казаки получили сертификат об  успешном ее окончании. В этом году Воскресенской церкви исполнилось  395 лет. Возвышаясь над всем городом, своей историей, своей непоколебимостью, своей архитектурной  красотой, колокольным звоном и молитвой она служит символом торжества жизни над смертью, света  над тьмой и Божественной любви и святости над злом.

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

«КАЗАЧЬЕ БРАТСТВО» Томск №4 август 2017