Храм во имя Святой Живоначальной Троицы
г. Томск
Строительство Свято-Троицкой церкви
В 1841 г. среди православных верующих г.Томска начался сбор средств на строительство Троицкой церкви, строительство которой было начато в этом же году и продолжалось до 1844 г.По окончании строительства церковь была освящена Преосвященным Афанасием епископом Томским и Енисейским.
Крупнейшим жертвователем и попечителем строящейся церкви стал старообрядец мещанин Петр Иванович Поздеев. Проект храма заказали у губернского архитектора Карла Густавовича Турского. Архитектурный надзор за строительством осуществлял помощник Губернского архитектора Г. Летучий.
В 1858 г. к центральному храму был пристроен северный придел в честь священномученика Харалампия Магнезийского.
С 1876 по 1887 г.г. стараниями бывшего городского головы, купца Первой Гильдии Димитрия Ивановича Тецкова, был устроен южный придел в честь великомученика Димитрия Солунского. Придел освящен 16 октября 1887 года.
В начале 20 века томским купцом Н.Тихоновым вокруг храма был разбит сад.
В Томском государственном областном архивном фонде за № Ф.6, в котором собрана документация о деятельности «Томской губернской строительной и дорожной комиссии» имеется датированное 1836 г. дело, озаглавленное «Переписка с Томской духовной консисторией о строительстве единоверческой церкви в г. Томске». В результате освидетельствования первоначально предполагавшийся для отвода под строительство земельный участок на Воскресенской горе оказался маломерным, о чем была уведомлена Томская духовная консистория.
В архивном фонде Ф.170 «Томская духовная консистория» имеются датированные 1860, 1865 гг. клировые ведомости о церкви Троицкой Единоверческой со следующей информацией:
Церковь построена в 1844 году тщанием прихожан и благотворителей. Зданием каменная с таковою же колокольнею.
Престолов в ней три – в настоящей во имя Св. Троицы и приделах с сев. Стороны во имя Св. Священномученика Харлампия, а с южной – св. Великомученика Димитрия Солунского. Утварью достаточна. По штату при ней положены один священник и один псаломщик.
«Земли при церкви состоит усадебной вместе с погостом церковным десят. 2037,7 квадр.саж.». Дом для священника на церковной усадебной земле деревянный, построен тщанием прихожан и церковные средства в 1890 году и составляет собственность церкви. Состояние дома: требует ремонта – «подведения фундамента и нижних рядов».
Копии с метрических книг хранятся в целости с 1867 г. в церковном архиве, а за время 1843—1866 г.г. хранятся в архиве Консистории. Исповедные росписи находятся в целости с 1842 года.
Имеющиеся в приходе школы – два одно классных Министерства народного просвещения училища, Воскресенское мужское и Воскресенское женское, в сем году обучалось в первом мальчиков 162, во втором девочек 128.
В архивном фонде Ф.Р-430 «Томский горисполком» имеется датированное 1926—1937 г.г. дело, озаглавленное «Документы о деятельности религиозной общины Троицкой единоверческой церкви» со следующей информацией:
Троицкая религиозная община в г. Томске зарегистрирована 22 июня 1925 г., и ей переданы в бесплатное и бессрочное пользование храм и богослужебное имущество, перечисленной в представленной общиной описью в соответствии с постановлением о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства.
23 мая 1925 г. был подписан договор между представителями верующих Троицкой единоверческой общины и Томским городским исполнительным комитетом совета рабочих и крестьянских депутатов о принятии в бессрочное и бесплатное пользование храма с богослужебными предметами и порядке их использования.
Из описи градо-Томской Троицкой единоверческой церкви и ее имущества, составленной в 1920 г., следует:
Церковь построена по плану №1 в 1844 г. В 1858 г. с северной стороны пристроен придел во имя Св. Священномученика Харлампия, каменный. В 1876 г. пристроен с другой стороны каменный придел во имя св. Великомученика Димитрия Мироточивого, освящен 16 октября 1887 г.
Закрытие Свято-Троицкой церкви большевицкой властью
В условиях гонений в 1920 г. Приходской совет Свято-Троицкой церкви заключил договор с «Томским Административным Отделом» о бессрочном бесплатном пользовании храмом. В 1920-х годах единоверческая община Свято-Троицкой церкви была немногочисленной, находилась в каноническом общении с православным духовенством и верующими ориентации Святейшего Всероссийского Патриарха Тихона (Белавина), в отличие от большинства Томских церквей, отпавших в обновленчество. От большевицких властей, по ходатайству причта Свято-Троицкой церкви, было получено разрешение на проведение крестных ходов от Петропавловского храма. Крестные ходы немногочисленными единоверцами (к 1930 г. – 66 человек), проводились до начала 1930-х г.г.
В начале августа 1936 г. были закрыты Никольская и Воскресенская церкви г. Томска. Епископ Томский Серафим (Шамшев), управлявший Томской епархией с 1936 по 1937 г., лишился кафедры в закрывшейся Воскресенской церкви. Владыка попросил большевиков разрешить перенести кафедру и совершать богослужения в одном из приделов Троицкой церкви. В декабре 1936 г. Томский Горсовет позволил Троицкой церкви принять общины Воскресенской и Никольской церквейво главе с епископом Томским Серафимом. Троицкая церковь ненадолго стала кафедральным храмом. Однако единоверцы, не смотря на то, что в их храме стал служить правящий архиерей, стали чинить всякие препятствия пришедшим общинам – перегородили храм перегородкой и не принимали богослужений владыки Серафима. Сегодня печально сознавать, что верующие православные люди, которых в одном храме собрал Промысел Божий, даже пред лицом смертельной опасности со стороны безбожной власти, не смогли объединиться, продолжали разделяться между собой. В августе 1937 года, после совершения Божественной Литургии, Преосвященный Серафим был арестован и 17 сентября расстрелян во рву Каштачной горы. Во время ареста архиерея, большевиками в Троицком храме был учинен погром. По свидетельствам очевидцев, во дворе церкви комсомольские активисты жгли иконы, книги, церковные архивы.
Фактически Церковь перестала действовать, согласно решению Горсовета 27 сентября 1937 г. Хотя распоряжение Новосибирского Крайкома о её закрытии подписано лишь 8 февраля 1940 г. В церкви разместили склад Заготзерно, затем контору автоколонны «Сибхозтраса». Из имущества некогда богатой единоверческой церкви Угрозыск передал в Горфо 20 мая 1939 г. 40 кг свечей, 292 флакона машинного масла, 77 церковных риз, 247 единиц мелкого церковного облачения, одну икону в футляре, одну малую металлическую иконку.
В результате хозяйствования разных владельцев храм сильно пострадал: кресты были снесены, стены Димитриевского придела были полуразрушены, все деревянные части внутри церкви: дверные косяки, двери, полы, оконные рамы — сорваны.
Открытие Свято-Троицкой церкви, служение в Советском периоде
После начала богослужений в открывшемся Петропавловском соборе г. Томска в январе 1944 г., люди, истосковавшиеся по церковной молитве за четыре года войны, хлынули в церковь. Но одного действующего храма было недостаточно для большого города.
19 июня 1945 г. группа верующих (209 человек) обратилась в Томский Облисполком об открытии Воскресенской церкви г. Томска, но был получен отказ. Здание было отдано под архив Дальнего Востока и Томской области.
24 августа 1945 г. уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при Томском Облисполкоме Макаренко поступило заявление от группы верующих об открытии Троицкой церкви: «Просим дать ваше разрешение об открытии Троицкой церкви в городе Томске Вокзального района, так как ходить нам очень далеко в церковь Петра и Павла, находящуюся на Алтайской улице».
Постановлением от 29 декабря 1945 г. Совет по делам РПЦ при СНК СССР, согласно заключения Томского облисполкома и заявления верующих, разрешил открыть Троицкую церковь в г. Томске.
Община Троицкой церкви, зарегистрированная 11 января 1946 г. приняла «в бессрочное бесплатное пользование одноэтажное кирпичное церковное здание по Октябрьской улице № 41, с находящейся при ней сторожкой и богослужебными предметами по особой описи».
Священнику Михаилу Петрову, бывшему иподиакону Дмитрию (Виктору Черепанову), старосте Алексееву пришлось начинать восстановвление храма с нуля. За короткий срок удалось собрать необходимые средства и стройматериалы для восстановления поруганной святыни.
К большой радости верующих 15 февраля 1946 г. в праздник Сретения Господня, церковь была вновь освящена, и с тех пор не является единоверческой.
Силами верующих храм постепенно отстраивался, и одновременно в нем налаживалась приходская жизнь. Духовенство пользовалось невероятным авторитетом среди прихожан. Прошедшие лагеря и ссылки, измождённые телом, но крепкие духом, они совершали ежедневные богослужения, исповедовали, отпевали и крестили тысячи прихожан. Помимо сугубо пастырской деятельности, они занимались реставрацией, строительством, хозяйственной деятельностью, являясь инициаторами всех начинаний по благоустройству восстанавливаемого прихода. Их имена встречаются в стареньких поминальных книжках до сих пор.