Храм в честь Рождества Христова
г.Татарск (ныне г.Татарск)
Приложение № 2. Копия
В Сибирский Краевой Исполком.
Церковного Совета Христо-Рождественского
религиозного общества (обновленцев) при
Татарской городской церкви, Барабинского округа
Заявление
Постановлением Сибкрайисполкомом от 4 марта 1928 г. за № 18-121 предложено Барабинскому О.А.О. расторгнуть договор, заключённый нашим религиозным обществом (обновленцев) с Барабинским О.А.О. 5 ноября 1927 года и храм с богослужебными предм имуществом передать о-ву верующих, заключившего договор 30 апреля 1922 года.
Церковный Совет настоящим имеет честь довести до сведения Сибкрайисполкома следующее:
- Договор 30 апреля 1922 г. был заключён Татарским исполкомом с верующими Тарарского о-ва до разделения верующих на различные церковные группировки, которые возникли после, и в означенном договоре не указанно к какой группировке относятся верующие, подписавшие договор , ибо в настоящее время одни из них староцерковники, а другие обновленцы.
- По этому договору, не предусматривающему группировок и разделений, все верующие Ова отдел.(ённые)церковным советом и служителями культа, всецело примкнувшие к обновленчеству, пользовалось храмом с богослужебными предметами до 1924 г. 22 мая, нигде не регистрируя Ово, как обновленческое.
- 22 мая 1924 г., по письму известного протоиерея Максима Русакова, после того осужденного за свои преступления удаления на 4-х летнюю ссылку в Соловки , был совершён им с кучкой его приспешников кулаков переход в староцерковники и на основании этого неё договора
1922 г. 30 апреля, без всякой перерегистрации, община староцерковников начала пользоваться храмом, несмотря на то, что верующие подписавшие договор подали 22 мая 1924 г. протест в Татарский ц/совет в количестве 58 человек. Против совершённого Русаковым перехода в старо- церковничество (Приложенин № 1б).
- В августе 1927 г., когда верующие поняли всю религиозную гниль и контр-революционость староцерковников, опирающихся в своих верхушках (Патриарх Тихон, Пётр Крутицкий, на заграничные контр-революционные банды , образовалась 3 октября 1927 г. религиозное Ово верующих (обновленцев) которому был передан храм с богослужебными предметами по регистрации Барабинским О.А.О. за № 166 и договор от 5 ноября 1927 г.
Казалось бы, что общий договор 30 апреля 1922 г., безразлично относится к церковным группировкам и дававший право на пользование храмом , видевшие многое стены церковных советов, служителей культа и группировок, должен был дать право нашему Ову пользоваться храмом. Но передававшая храм группе староцерковников не передала вместе с храмом договора 30 апреля 1922 г.
Вследствии этого, наше религиозное Ово, не имея на руках договора на пользование храмом, должно было зачитать новый договор, который и был утверждён Барабинским О.А.О. 5 ноября 1927 г...
При заключении нового договора наше религиозное Ово присутствовали сл.(едующими) соображениями:
- Договор 30 апреля 1922 г. ещё в самом начале был неправилен – он был подписан 3 служителями культа, которые являются служителями, а не учредителями .
- Этот договор с 55 подписями. Не обнимал и не страшил собою верующих Татарского прихода, а
только одного г. Татарска,а верующие других селений вводятся в состав прихода, были лишены возможности подписать договор в начале его воспроизведения.
- Ко времени заключения нового договора 5 ноября 1927 г., договор 1922 г. 30 апр. не имел никакой силы, ибо он сам собой был нарушен . Подписавшие его: а) умерли,
б) уехали в другие места (Петров, Мернивидов)
в) состоят на гражданской службе и не имеют никакого отношения к религии (Гураев),
г) состоят членами теперешнего обновленческого Ова (Ушаков, Сидоров, Дударев)
д) 22 мая 1924 г. почти все отреклись от старо- церковничества (Бойченко, Ермашина, Шеперо, Шевченко, Алексеева и др.)(Приложение № 1) подписавшие договор служители культа — Огнев уехал в Чаны, Русаков в ссылке, и тех лиц , подписавших договор 1922 г. 30 апреля почти не осталось, а если остались сколько, то они во всяком случае не могут составить не только Ово, но даже группу верующих.
- Кроме того этот договор должен быть давно расторгнут самой группой подписавших на основании цирк. Н.К.Ф. С.С.С.Р. от 30 сентября 1923 г. № 102 ввиду неуплаты причитающейся суммы налога, а пользовавшимися принад. (лежностями) цер. (кви), не платили налогов числовых и местная власть видела в этом «злостную неуплату», но договор почему то не был расторгнут «в то же время назрело, было с кого требовать налоги, ибо многих уже не было подписавших договор (Приложение № 2)
(Приняв основу договор 30 апреля 1922 г., но внося законности на право пользования храмом, с богослужебными предметами, а давая широкий произвол в действиях то старо –церковникам, не обновленцам, ставил в недоумение Сов. Власть с кого требовать ответственность за храм, ибо вечные церковные
перевороты да переходы совершались без ведома и надлежащей регистрации Сов.власти, а при договоре не было даже устава Ова. Желая пользоваться храмом, с его богослужебными предметами , иметь на законных основаниях и закрепить на законных основаниях ответственность пред Сов. властью за известными, определёнными функциями, обновленческое Ово представило новый договор, который был зарегистрирован в Бараб.(инском) О.А.О. 5 ноября 1927 г., старый 30 апр.(еля) 1922 г. был расторгнут.
Посему Церковный Совет Татарского рел.(игиозного) Ова настоящим ходатайствует пред Сибкрайисполкомом относительно к цирк. Н.К.В.Д. от 5 ноября 1923 г. № 390 (см. Приложение № 3) расторгнуть договор 30 апреля 1922 г., как уже устаревший и не имеющий силу; утвердить договор , заключённый с обновленческим религиозным Овом 5 ноября 1927 г. со всеми последствиями вытекающими из этого договора на право пользования храмом и всеми богослужебными предметами
Подведение подписали: Председатель ц/с Алёшин
С подписью верно
За секретарь подпись
23 мая
подпись
ГАНО Р-47, 1, 766, л. 112 112об 113 113об
Метки: 1930 год, Архивные документы