Духовенство Соколов Александр Александрович Публикации

Соколов Александр Александрович

Документы

(Орфография и пунктуация сохранены)

Из послания епископа Томского и Алтайского Анатолия к православным жителям Мариинского и Томского уездов:

Печальные вести идут из Мариинского и северной части Томского уезда. Под Новый год в селе Ишиме шайкой грабителей, называющих себя большевиками, убит священник Соколов. Под Крещение в с. Белогородке тою же шайкой расстрелян священник Сердобов… В продолжении нескольких месяцев вооруженные шайки бродят по селам Мариинского и Томского уездов, нападая, прежде всего, на священников, грабя их и подвергая их и их семейства всяческим издевательствам и тем заставляя бежать из своих приходов. Многие приходы в названных уездах и храмы в настоящее время без священников; заместить пустующие вакансии не представляется уже возможным. Никто из священников не желает идти на служение в такие гиблые места. Никто не желает разделить участь убитых, ограбленных и поруганных… Бойтесь остаться без пастырей и служителей алтаря и с храмами без служб, превращенными в конюшни…

«Томские епархиальные ведомости», № 7-8, 1919 год.

 

По Сибири

(От собственных корреспондентов)

С. Ишим, Томского уезда. (Налет большевиков – ограбления и убийство священника).

Давно уже в Мариинском уезде оперирует шайка большевиков в 60-70 человек, под водительством бывшего унтер-офицера Лубкова крестьянина деревни Святославка. Члены этой шайки хорошо одеты и вооружены – у них есть пулеметы и винтовки и у каждого, как говорят, по паре револьверов. Шайка эта, разъезжая по деревням на тройках, занимается исключительно грабежом и наводит такую панику на крестьян, что те беспрекословно дают им подводы как под членов шайки, так и под награбленное ею имущество. Мало этого, в нашем районе, пользующемся давно худой славой за преступность его населения, шайка встречает не только вынужденное угрозами содействие, а и сочувствие со стороны некоторых крестьян, примыкающих к шайке. В случае какой-либо тревоги, погони, опасности преследования, шайка бросает подводы и воза с награбленным добром, быстро подвязывает лыжи и разбегается по лесам. Вот тем объясняется безуспешность преследования шайки действующим в нашем уезде отрядом сибирской армии.

В ночь под Новый год (на 14 января по новому стилю) шайка Лубкова нагрянула и на наше село и ограбила местного торговца Кербеца (его имущество увезено шайкой на десяти возах), кое-кого из зажиточных крестьян и священника о. Александра Соколова. Последний находился в церкви и служил там молебен по случаю наступления Нового года. Негодяи ворвались и в церковь, хозяйничали там и обшарили все углы; они лазили и под престол, разыскивая там колыонского мирового судью, который им был нужен для расправы. Грубо обойдясь со священником, стоявшим в облачении, они требовали от него указать местонахождения мирового судьи и, обвиняя его в укрывательстве последнего, арестовали и увезли с собой. Днем 1 января часов около 12, шайка выехала из села и верстах в двух от Ишима застрелила священника, где труп его вскоре был обнаружен и привезен в село. Нужно принять безотлагательные самые экстренные меры к поимке большевистских разбойников и положить конец страшной заразе, разливающейся по нашему району.

«Сибирская жизнь», №11, 1919 год.

 

Памяти о. Александра Соколова

12 января в селе Ишимском шайкой Лубкова зверски убит священник Александр Соколов.

Покойный отец Александр был истинным представителем сельской интеллигенции в полном смысле этого слова. Человек с средним образованием, всегда горячо интересовавшийся общественной и политической жизнью, постоянно выписывавший газеты и журналы, он не только среди местной интеллигенции, но и среди многих более сознательных крестьян пользовался уважением и любовью. Ещё в последние дни самодержавия отец Александр вступил членом в образовавшийся в селе Ишиме нелегальный культурно-просветительский кружок и принимал активное участие в народных чтениях и других работах кружка. С первых же дней революции его можно было видеть на всех общественных собраниях в селе и митингах, где он всегда шёл рука об руку с культурно-просветительным кружком, взявшим в то время на себя руководство новой создававшейся жизнью в деревне.

У покойного осталась огромная семья. Его всегдашней заветной мечтой было дать своим детям надлежащее образование, и это ему удалось частью на свой скромный заработок, а частью на труд своей жены, более 20 лет состоящей учительницей народной школы. И вот интеллигентный труженик пал жертвой дикого произвола.

Жутко становится, когда говорят об его последних минутах. 12 января прибывшая в село Ишим шайка Лубкова, предварительно ограбившая торговцев… начинает разыскивать отца Александра. Он ищет защиты у алтаря: прячется в храме, где его запирают на замок, надевает лучшее пасхальное облачение, берёт крест и садится за чтение Евангелия. Но пьяная ватага из отряда Лубкова разбивает замки у храма, врывается с гармошкой в церковь, тащит из алтаря священника, срывает с него облачение, подбрасывает его на штыки и увозит за деревню, там его раздевают чуть не до гола, и еле живого, стоя, замораживают в поле.

Спи, бедный труженик! Да будет легка тебе мать-земля!

  Сельчанин.  

                                                                                                     «Народная газета», № 16, 1919 год.