Сан: протоиерей
Год рождения: 1877
Год смерти: 1938
Образование: Выпускник Московской Духовной Семинарии
Год окончания: 1899
Канонизирован: Лик святости Священномученик
Год причисления к лику святых: 2000
Место последнего служения (проживания): Новосибирская область
Дата приговора: 07.12.1937
Приговор: 10 лет ИТЛ
Дополнительные данные: Собор новомучеников и исповедников Российских
Павел Смирнов родился 6 декабря 1877 года в селе Тишково Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Феодора Константиновича Смирнова. Позднее его отец служил в Борисоглебской церкви села Генина.В августе 1893 года по окончании курса в Перервенском духовном училище Павел Смирнов поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в июне 1899 года. После окончания семинарии Павел Федорович женился на Клавдии Николаевне (1878 г.р) и у них родилось четверо детей: Зоя (1906 г.р.), Татьяна, Вера (1924 г.р.) и Раиса (1921 г.р.). 10 ноября 1901 года он был определен к Ильинскому храму села Ильинское Серпуховского уезда Московской губернии и 22 января 1902 года рукоположен во священника. С 1 февраля 1902 года отец Павел стал также и законоучителем церковно-приходской школы. Рапорт благочинного Серпуховского уезда священника Стефана Виноградова Преосвященному Владимиру (Богоявленскому) митрополиту Московскому и Коломенскому от 1909 года с просьбой о награде свидетельствует о ревностной деятельности священника Павла Смирнова. За такое служение Церкви отец Павел был награжден многими церковными наградами, в том числе саном протоиерея. Отец Павел и его семья разделили судьбу многих священнослужителей того времени. Они были лишены избирательных прав, во время коллективизации их выгнали из дома, отняли землю и домашний скот. По воспоминаниям знавших их людей, отца Павла с матушкой несколько раз забирали органы ОГПУ-НКВД, но потом выпускали. В 1929 году местные безбожники запретили священнику служить молебны на Пасху в деревнях, входивших в состав прихода. Подошло время Пасхи 1929 года, и отец Павел, несмотря на все запреты и угрозы, совершил вместе с крестьянами пасхальные крестные ходы в деревнях прихода. Месть безбожников не замедлила обрушиться на священника. Отец Павел был арестован и приговорен к 6 месяцам принудительных работ, которые он отбывал в городе Кашире. Здесь он не был лишен свободы, жил не в тюрьме, обязан был лишь работать, где прикажут, но когда случался нерабочий день, он всегда приезжал к себе домой в село. В храме службы не было, а ему, как находящемуся на принудительных работах, служить не разрешили.
В феврале 1930 года властями было намечено начало сплошной коллективизации в этих местах, тогда же должны были быть раскулачены и некоторые хозяйства, включая и хозяйство священника. У отца Павла отобрали дом и домашнее имущество; дом был отдан одному из беднейших жителей села, а имущество разграблено членами сельсовета; семье священника и другим раскулаченным велели поселиться у одного из жителей села, у которого они и сняли комнаты. Авторитет священника, посвятившего всю жизнь просвещению паствы, среди жителей села был настолько высок, что крестьяне выступили против ограбления его семьи и закрытия храма и стали жаловаться в вышестоящие государственные организации. Однако им отказали и признали раскулачивание правильным.
Приближалась Пасха 1930 года. 15 апреля жители села, около семидесяти человек, собрались у сельсовета и выступили с требованием открыть храм, вернуть имущество семье священника и вычеркнуть из списков колхозников тех, кто был внесен в них насильственно. В тот же день были собраны подписи крестьян под прошением об открытии храма и об отмене распоряжения о раскулачивании. Хлопоты жителей села в конце концов увенчались успехом, распоряжение о раскулачивании было отменено, а также дано разрешение на открытие храма, и, когда отец Павел вернулся в село, богослужения возобновились.
Сотрудники сельсовета, местные активисты и члены партии, решили все же добиться закрытия Ильинского храма и стали писать донесения в районный отдел ОГПУ. Один из коммунистов отправил заметку в редакцию газеты «За коллективизацию» с просьбой «поместить заметку под заглавием “Поп работает. Попадья не спит”», в которой изложил свои претензии к священнику, а также свои частные обиды на односельчан и обратился с требованием к властям: «Предлагаю Михневскому РИКу обратить на это свой взор и поставить в известность вышестоящие инстанции и принять срочные меры против разложения села Ильинского».
15 августа 1930 года начальник Михневского административного отдела произвел обыск в доме отца Павла. Результаты, как обыска, так и проведенного им самолично расследования, он изложил в заявлении, где писал, что в доме священника им были найдены копии с ходатайствами о восстановлении в избирательных правах некоторых крестьян, об открытии храма, об уменьшении налогов. Отсюда был сделан вывод, что священник ведет отношения с чуждым элементом и всячески его поддерживает. Но когда он пытался собрать среди жителей села соответствующие сведения о священнике, только четыре человека из всего села согласились свидетельствовать против священника, и те были коммунистами или их родственниками. Остальные сказали, что жена священника действительно ходила по домам, но все как один утверждали, что она ходила не ради агитации, а по хозяйственным надобностям — то за молоком, то к портному и так далее. В заключение начальник административного отдела написал, что большая часть села находится под большим влиянием священника, его супруги и их дочери. В тот же день отец Павел и его жена были арестованы.
Против священника дал показания местный коммунист и его жена, которая сказала: «Священник Павел Федорович Смирнов и его жена являются самими зловредными элементами. После раскулачивания часть населения стала нападать на меня за то, что я активно участвовала в раскулачивании семьи Смирнова. Создается вражда и травля меня частью села, которые подпали под влияние поповской семьи, за то, что я иду против священника и принимаю активное участие во всех проводимых кампаниях, намечаемых партией и советской властью. Я уверена в том, что если в селе будут находиться Смирнов и его жена, то все мероприятия, проводимые партией и советской властью, будут срываться».
Заведующий сельским магазином, исключенный из партии в 1928 году за хулиганство, показал: «В период коллективизации 1930 года священник Смирнов был раскулачен, его жена ходила по деревне и агитировала общество, чтобы последнее ее выручило, кроме того, создавала против советских работников травлю, что якобы по моей инициативе и председателя сельсовета проделана работа, чтобы ее раскулачить...»
На следующий день следователь допросил священника и его жену. Отец Павел, отвечая на вопросы, сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Никакой антиколхозной агитации я не вел. Я должен заявить, что у меня, как священника, есть в селе принципиальные враги, два-три человека. Если говорить откровенно, то все партийцы на нашей гибели норовят себе создать “нравственный” капитал. Так и мой арест в данном случае является только средством для выдвижения отдельных личностей партийцев...» 18 августа 1930 года протоиерей Павел Смирнов и его супруга были переведены в тюрьму в город Серпухов. 7 сентября следствие было закончено. Священнику и его жене предъявили обвинение: «ведение антисоветской агитации против колхозов, собирание нелегальных собраний и организацию массовых выступлений верующих за открытие церкви».25 сентября 1930 тройка ОГПУ приговорила отца Павла и его жену к 3 годам ссылки в город Семипалатинск. Им было разрешено ехать в ссылку вольным порядком за свой счет.
После отбывания ссылки он несколько месяцев жил в Кашире, а затем по рекомендации священника Голубева, который переходил служить из села Карачарово Можайского района в село Глазово, и по благословению епископа Волоколамского Иоанна (Широкова), с 8 марта 1934 года был назначен настоятелем Никольской церкви села Карачарово.
29 ноября 1937 года отца Павла Смирнова арестовали по обвинению в активной контрреволюционной деятельности и содержали под стражей в Можайской тюрьме.
Свидетелями против священника выступили председатели Карачаровского колхоза и сельского потребительского общества и начальник местной почты. Они показали, что сразу же после ареста священника в доме церковной старосты собралось много женщин, которые пришли из разных деревень и были недовольны, что их священника арестовали. Кроме того, еще до ареста священника было замечено, что многие прихожанки носят в храм узелки с продуктами, а многие из разных деревень приходят к священнику домой. Это вызвало возмущение некоторых колхозников, которые стали говорить по этому поводу: «Значит, советская власть чувствует свою слабость и поэтому ничего не предпринимает относительно священника Смирнова». Священник Смирнов в присутствии всех членов сельского актива вел антисоветскую агитацию, доказывая присутствовавшим здесь членам ВКП(б), что выборы Верховного Совета проводятся не демократично, он говорил: «Нам не будет предоставлено право быть избранными, так как кандидатура выставляется общественно-партийными организациями, а не кто хочет, кого бы я желал выставить кандидатом в Верховный Совет, поэтому мне это право не предоставлено, вот ввиду этого и выборы у нас не совсем демократичны». Все присутствующие стали ему излагать положение о порядке выборов в Верховный Совет, на что священник сказал: «Вы мне положение не разъясняйте, я его лучше вас знаю». Однажды во время проведения выборов священник зашел на избирательный участок и, увидев в списке свою фамилию, с улыбкой сказал: «Это член Верховного Совета». Разговаривая по телефону с представителем районного финансового отдела, Смирнов выражал недовольство по поводу взятия с него налога и доказывал, что советская власть незаконно берет с него второй налог.
Будучи допрошен, отец Павел не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях, а на вопрос, кого он знает из священников и кто из них ходит к нему, а также с кем из прихожан он поддерживает тесные связи, отец Павел ответил, что ни священников никого не знает, а также и из прихожан мало кого знает.
7 декабря 1937 года судебная тройка при Управлении НКВД СССР по Московской области приговорила священника Павла Смирнова к 10 годам исправительно-трудового лагеря (Новосибирская о., лагерь НКВД). Отбывать наказание был направлен в Мариинское отделение Сиблага НКВД.
Священномученик Павел умер от сыпного тифа 1 марта 1938 года в день памяти святого мученика Павла Кесарийского в местах лишения свободы в Новосибирской области и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.
В 1996 и 1999 годах был реабилитирован прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий и прокуратурой города Москвы по 1930 году репрессий соответственно.
Примечание: заключение о реабилитации от 14 декабря 1996 г.
По заключению заместителя прокурора Московской области В. И. Шульги Смирнов Павел Федорович на основании ст. ст. 3 и 5 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года подлежит реабилитации.
Награды: наперсный крест (1921), крест с украшениями (1927)
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 г. Священный Синод, Определение от 22 февраля 2001 г.
Память священномученика Павла празднуется в день его мученической кончины 16 февраля/ 1 марта и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).
Источники:
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-46693, л. 3 об.,л. 18 об.,л. 22.
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-46693, л.32
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-46693, л.41
ГАРФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-18808, л. 5
ГАРФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-18808, л. 14 об.
ЦИАМ, ф. 234, д.2049
ЦИАМ, ф. 234, д.2116
ЦИАМ, ф. 203, оп.763, д. 77
ЦГАМО, ф. 66, оп. 11, д.235
ЦГАМО, ф. 66, оп. 25, д.130
ЦГАМО, ф. 2458, оп. 1, д.57
ЦГАМО, ф. 66, оп. 25, д.190
Воспоминания Ларисы Александровны Парусниковой из жития священномученика протоиерея Александра Парусникова.
ЦИАМ, ф. 234, оп. 1. д.2095
Ответ зам. Начальника отдела Главного информационного центра МВД РФ Т. П. Селеверстова №34/12/3-3782 от 19.10.00 на запрос секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых священника Максима Максимова.
Прот. Владислав Цыпин. История Русской Церкви 1917 –1997. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Москва, 1997.
И. К. Смолич. История Русской Церкви 1700—1917. Ч. 1. Москва. 1996.
ГАРФ, ф. 10035, оп. 1, д. П-46693.
http://www.mihaylovskoe.orthodoxy.ru/martyrs/smirnov.htm
Определение Священного Синода от 22 февраля 2001 года// ЖМП. 2001. N 3.
Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6XbuFf8XUfOuW66yUceKf67GZd8vUfe8ctk*
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Январь-Май. Тверь, 2002. / Составитель жития священник Олег Митров. С. 141-142.
Собор Кемеровских святых пополнился 40-м именем, портал «Православие и мир», 04.07.2013:
http://www.pravmir.ru/sobor-kemerovskix-svyatyx-popolnilsya- ...U3U
Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь. 2005. С. 316-321 :
http://www.fond.ru/userfiles/person/244/1293478719.pdf
БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке:
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HY...tk*
Житие священномученика протоиерея Павла. Сайт храма Архангела Михаила в селе Михайловское:
http://www.mihaylovskoe.orthodoxy.ru/martyrs/smirnov.htm
https://drevo-info.ru/articles/27873.html
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-smirnov
Метки: Репрессированные