Сан: иерей
Год смерти: 1937
Место последнего служения (проживания): ст. Ложок
Дата приговора: 18.08.1937
Приговор: расстрел
Скрипников Владимир Петрович, священнослужитель, регент церковного хора, ст. Ложок. Место рождения: Войска Донского обл. Таганрогский уезд, с. Есауловка. Хормейстер и преподаватель пения в школах. Проживал в г. Ленинск-Кузнецкий, ул.Элеваторная, бар.1 кв.7. Арестован 11 июня 1937 г. Осужден 18 августа 1937 г. по ст. 58-6-9-11 УК РСФСР Тройкой при УНКВД по ЗСК, приговор ВМН. Дело П 2785. Реабилитирован в 1956 г.
Воспоминания дочери монахини Александры. 08/08/2012
Екатерина СОСНИНА. Новосибирская монахиня отмаливает грехи палачей своего отца.
«Монахиня матушка Александра приехала в поселок Ложок Искитимского района Новосибирской области из Кемерова для того, чтобы быть ближе к праху отца, который, по ее предположениям, был в числе священников, расстрелянных на территории ОЛП № 4 – штрафного лагеря исктимского ГУЛАГа – в 1937 году. Своего отца, Владимира Петровича Скрипникова, матушка Александра почти не помнит. Его – музыканта, служившего регентом в церковном хоре, – забрали в 1937-м, когда она была маленькой девочкой. Мама всю жизнь вспоминала его с большим почтением. От репрессий пострадали и другие члены семьи Скрипниковых и знакомые священники – их братья и сестры во Христе. Девочка Саша, став взрослой, решила посвятить себя служению Богу, молилась за палачей, просила, чтобы больше никому не довелось пережить ужасы тоталитарного режима. Как сказано в молитве: «Ненавидящих и обидящих нас – прости. И от всякого зла и лукавства к братолюбному сподвигни жительству». В архивах ФСБ, которые матушка Александра изучает с 90-х годов, пытаясь узнать о судьбе папы, документов немного. Самые страшные из них, предполагают историки, были уничтожены еще в те времена, когда лагеря действовали.
– Дело моего отца частично сохранилось в архиве ФСБ Кемеровской области, – рассказывает матушка Александра. – Мне не советовали его читать — предупредили, что там много страшного, я могу не выдержать…
По этим документам она вычислила, что священнослужитель Владимир Скрипников погиб в спецлагере близ станции Ложок. Лагерь в Ложке существовал с 1929 по 1955 год. После 1955 года объект стал называться ПЯ-53. Это был самый жестокий каторжный лагерь, известный своей бесчеловечностью по отношению к заключенным на весь Советский Союз. Многие считали: лучше быть расстрелянным, чем попасть в Ложок. Сюда направляли самых злостных врагов Советской власти, каковыми, по убеждению большевиков, были и священники. Лагерь относился к разряду промышленных подразделений, заключенные были заняты на крайне вредном для здоровья производстве извести и камня.
– Больше года здесь никто не выдерживал. Даже самые здоровые и крепкие в течение этого времени подхватывали болезнь легких – силикоз, и умирали, – делится матушка Александра фактами, собранными ею и ее единомышленником – священником Игорем Затолокиным, который так же посвятил много лет изучению истории лагерей в Сибири. – Тех, кто не мог работать, лишали пайка. Мучимые голодом и жаждой, люди по снегу ползли на задворки зэковской столовой и лизали помои. На второй-третий день они погибали. Люди умирали десятками каждый день. Зимой их не хоронили, а складывали штабелями на территории лагеря. Потом других заключенных заставляли распиливать смерзшиеся трупы и бросать куски в топку лагерного котла. Местные старожилы говорят, что половина ул. Советской в Искитиме построена из шлака, полученного в печах ложковского спецлага. Кроме голода, холода и тяжелой работы, политические заключенные подвергались насилию и издевательствам со стороны уголовников. В системе были приняты такие пропорции: на 70% политических приходилось 30% отъявленных подонков, приговоренных к большим срокам заключения за бандитизм, грабежи, мародерство и прочие тяжкие преступления. В общей сложности искитимский ГУЛАГ был рассчитан на тысячу человек. Есть предположения, что за время его существования здесь погибли порядка 30 тысяч человек, неугодных режиму. Документов о расстреле священников не сохранилось. Одни источники утверждают, что их было 9 человек, другие – что 20. Современные священнослужители, занимавшиеся историческими изысканиями, придерживаются версии, что перед расстрелом священники обратились к своим палачам с просьбой истинно христианской – разрешить им отпеть себя заживо. Командир расстрельной команды не смог отказать, позволил. Есть более жуткая версия, рассказанная недавно умершей в возрасте 90 лет местной жительницей. Якобы священников поставили на краю лога, дали очередь по ногам, а потом лог заровняли тракторами. И еще несколько часов на этом месте шевелилась земля. Так или иначе, спустя год почва там, где похоронили убиенных священников, стала очень влажной, будто кровь невинно убиенных просочилась, чтобы напомнить о жутком злодеянии. А еще спустя некоторое время здесь забил ключ, вода которого обладает чудодейственной силой. Остатки лагеря сохранились до сих пор. Местные сюда не ходят. Одни испытывают мистический ужас перед местом, где погибло столько людей, другие – из чувства здоровой осторожности, так как, по слухам, на территории лагеря находились еще и склады взрывчатки. Зато городские разбивают на берегу затопленного карьера палатки и собирают землянику за колючей проволокой. Земляники здесь действительно очень много. Территорию вокруг лагеря каждое лето распахивали под контрольно-следовую полосу, так что теперь почва здесь благодатная.
Артур – молодой парень в возрасте чуть за двадцать – днем помогает матушке Александре в храме, а ночью служит ночным сторожем непосредственно у источника. Он утверждает, что лично был свидетелем нескольких чудес, произошедших здесь:
– Как-то ко мне приехал друг. У него еще в детстве были переломаны обе ноги и очень болели колени. Мы вместе искупались в источнике, и с тех пор он утверждает, что ноги его больше не беспокоят. Уже несколько лет подряд к Святому источнику приезжает женщина с Украины, чтобы набрать святой воды и возблагодарить Господа за чудо. Ее сын сильно пил, а отведав живоносной ложковской водицы, перестал употреблять алкоголь. Тем не менее, говорит Артур, по ночам служащие храмового комплекса на святом источнике стараются в лес не ходить. «Святые места ведь притягивают не только добрые души, но и нечисть всякую», — объясняет он. Недавно на холме возле источника был заложен храм-памятник в честь Новомучеников Российских. Ежегодно во время Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших, которая приходится на вторую неделю по Пятидесятнице, верующие Искитима, Бердска и Ложка проходят крестным ходом к святому источнику».
Скрипников Владимир Петрович // База данных политического террора в СССР. // URL: openlist.wiki.ru/
Скрипников Владимир Петрович, священнослужитель, ст.Ложок // Екатерина СОСНИНА. Новосибирская монахиня отмаливает грехи палачей своего отца. 08.08.2012. /Аргументы и факты // URL: https://nsk.aif.ru/society/society_persona/110160
Метки: Репрессированные