Сан: архиепископ

Год рождения: 1886

Год смерти: 1938

Образование: Выпускник Казанской духовной академии

Год окончания: 1910

По какому разнаряду: кандидат богословия

Место последнего служения (проживания): Казань

Дата приговора: 25.12.1937

Приговор: расстрел

Родился 5 февраля 1886 года в городе Житомире Волынской губернии в семье статского советника Александра Никитича Пурлевского. Родной брат еп. Фотия (Александра Пурлевского +3.01.1938, расстрел). Семья была многодетной (пятеро своих детей и трое воспитанников-сирот) и очень религиозной. Детство Николая прошло в Житомире, где его отец служил в Палате государственных имуществ (Житомир был центром Волынской губернии), и в родовом имении Пурлевское Житомирского уезда. Первоначальное образование получил в Житомирской 1-й гимназии. На дальнейшую жизнь Николая и его брата Александра огромное влияние оказало знакомство с архиереем Антонием (Храповицким), в то время архиепископом Волынским. В 1906 году по окончании Волынской духовной семинарии поступил в Казанскую духовную академию. 18 октября 1907 года пострижен в монашество с наречением имени Никон. 25 мая 1910 года рукоположен во иеромонаха. В том же 1910 году окончил академию со степенью кандидата богословия и 16 августа назначен преподавателем Житомирского училища пастырства. С 3 ноября 1911 года — помощник смотрителя Кременецкого духовного училища. С 23 августа 1913 года — смотритель Бельского духовного училища. 12 августа 1914 года назначен помощником начальника пастырской миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковском монастыре. С 11 ноября 1916 года — инспектор Вифанской духовной семинарии(г. Сергиев Посад). С 1918 года — наместник Московского Донского монастыря и сотрудник патриарха Тихона (Белавина). 14 апреля 1920 года хиротонисан патриархом Тихоном во епископа Рыльского, викария Курской епархии. С 22 октября 1920 года по 1 января 1923 года являлся настоятелем Курского Знаменского монастыря. В этом же году перемещен епископом Белгородским, викарием той же епархии. В 1921 году за отказ подписать протокол об изъятии мощей Иоасафа Белгородского был избит чекистами и пролежал несколько часов без сознания. В июне 1922 года уклонился в обновленческий раскол. В 1923 году состоял членом Церковного Управления (обновленческого), которое в марте 1923 года назначило его епископом Курским. Во время Поместного собора обновленцев в Москве протестовал против их решения о лишении патриарха Тихона патриаршества и не подписал постановлений собора. В марте 1924 года принес покаяние пред патриархом Тихоном и митрополитом Петром Крутицким в храме Воскресения, что в Барашах и принят в сущем сане епископа. Возвратился на прежнюю Белгородскую кафедру. Но даже кратковременное пребывание владыки Никона на Белгородской кафедре не на шутку испугало местных обновленцев. Епископ Никон прибыл в Белгород на Благовещение 7 апреля 1924 года. Первым своим указом он упразднил институт Синодальных Уполномоченных по Белгородской епархии. Однако на указе поставил порядковый номер 278 и печать, которая была у него ещё со времён подчинения обновленческому Синоду. (Де-юре Патриаршая Церковь в это время находилась вне закона. Советская власть признавала и поддерживала лишь обновленцев). Обновленческое духовенство начало кампанию против епископа Никона. В одном из открытых писем было написано: «Бывший патриарх Тихон рассылает по республике своих ставленников-епископов, как, например, Курского Ювеналия, самозванца и захватчика церковной власти, перекрасившегося Белгородского Никона, принесших смуту и раздор в церковную жизнь, стремящихся организовать контрреволюционное гнездо, дабы опять окутать контрреволюционной сетью верующих с целью нанести удар Соввласти. С ножом в карманах эти епископы вербуют своих ставленников, и некоторые члены клира уже поддались этой гнусной провокации и публично присоединяются к известным врагам Соввласти».В письме, имеющем заглавие «Воззвание Корочанского уездного церковного управления» обновленцы утверждают: «Видя, что монастыри упразднены, он окольными путями начинает демонстративно группировать около себя монашество и, хотя в миниатюре, восстанавливает то, что запрещено Гражданской и Церковной Властями. Награждает монахов саном игумена (а монастырей нет)». Завершается «Воззвание» прямым призывом к расправе над архиереем: «Пора сбросить с себя этот монашеский “гипноз” и указать Никону место не в храмах, а в отдельных местах». Вскоре епископ Никон был арестован 7 июля 1924 г. вместе со своим помощником священником Феодором Шумовыми заключен в Бутырскую тюрьму. Их обвинили «в публичной агитации в проповедях против мероприятий сов. власти, группировке черносотенного элемента вокруг церковного управления и церкви на предмет подрыва устоев сов. власти». Ещё до отправки в столицу владыка Никон успел написать два письма. Поскольку к делу подшиты их оригиналы, логично предположить, что до адресатов они не дошли. Одно адресовано жителю Курска, бывшему полковнику царской армии Николаю Александровичу Мезецкому. (Его арестуют в 1927 году по делу митрополита Назария и отправят в ссылку на 3 года.) А кому владыка написал второе письмо, установить пока не удалось. Оно цитируется целиком, чтобы передать настроение попавшего под стражу архиерея.

«О Господе радоваться!

Сидим вместе с о. Ф. Шумовым. Сегодня допрос покажет дальнейшее; из двух одно – или, что скорее всего и вернее, заключение в тюрьму. Если второе, то, может быть, граждане православные до суда смогут просить взять меня на поруки с переменой на “домашний арест”. Пусть попытаются, кому я пр… /неразборчиво/. Уложите в порядок вещи рассыпанные, а белье и необходимое пусть выдаёт о. Серафим (иеромонах Серафим (Шинкарёв), впоследствии архимандрит, духовник Троице-Сергиевой лавры, скончался в 1979 году). Успокойте хозяйку, что квартира за мной и ей всё будет выплачиваться. Пусть о. Серафим возьмёт деньги из епархиальной шкатулки и хранит у себя, предварительно описав, сколько он берёт. Если Вы пробудете до Петра и Павла, то, конечно, судьбу узнаете уже определенно. Успокойтесь! На всё воля Божия, и посидеть мне полезно, но лишь бы не заболеть.

Привет от меня всем знаемым.

Господь да хранит Вас!

Е.Н.

Дайте знать в Курск прот. Иоанну Моисееву, что я тотчас, как получил его письмо, арестован 24-го, потому пока ничего не могу ему лично написать по поводу его письма. Пусть лучше ждут Арх. Иувеналия». Епископ Никон всё-таки заболел. В анкете, составленной 17 августа того же 1924 года, он сделал примечание: «Прошу принять во внимание моё болезненное состояние (туберкулёз лёгких) в смысле улучшения содержания в заключении». 19 июня 1924 года уполномоченный ГО ОГПУ по Белгородскому уезду, составляя обвинительное заключение, описал обстоятельства дела. После закрытия в Белгороде мужского и женского монастырей их насельники разъезжались из города по деревням. А «епископ Никон, предвидя, что здесь этот элемент ему пригодится для контрреволюционных целей, уговаривал монахов и монахинь не разъезжаться, а некоторым из них оказывал материальное пособие… Своими действиями завоевал себе симпатию среди чёрного монашества, а через них и реакционного слоя населения». По версии ГПУ, владыка Никон, желая укрепить свои позиции, пригласил для работы в Епархиальный Совет на должность заместителя «одного из видных противников сов. власти священника Шумова». И совместно с Шумовым стал всех служителей культа, сочувствующих советам, заменять монахами. Сотрудник ОГПУ отмечает: «Чувствуя себя свободно среди сгруппированного им антисоветского элемента, Никон в проповедях публично призывает отцов и матерей не пускать своих детей в клубы, удерживать таковых от развращения – коммунистического учения, указывая, что дети могут получить истинное учение только лишь в церкви, но не в клубах и других местах»

27 февраля 1925 года Особым Совещанием при НКВД СССР осуждён по обвинению в «к/р пропаганде, к/р деятельности, шпионаже в пользу Польши» и приговорён к 2 годам заключения в концлагере. Отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. 27 июля 1927 года освобождён из Соловецкого лагеря и снова выслан на 3 года в Сибирь (г. Новосибирск).

С 16 апреля 1930 года — епископ Прикаспийский и Бакинский. К месту служения так и не выехал, хотя и числился епископом епархии до осени 1930 года. С 6 ноября 1930 года — епископ Ржевский, викарий Калининской (Тверской) епархии. С 3 апреля 1933 по август того года управлял Вяземским викариатством Смоленской епархии. С 1 ноября 1933 года — епископ Архангельский и Холмогорский. 3 января 1934 года возведен в сан архиепископа. С 5 июня 1937 года — архиепископ Казанский и Свияжский. В 1937 году на май-декабрь пришлись самые массовые закрытия церквей в сельских районах епархии, аресты и расстрелы духовенства. Из доносов на архиепископа Никона: «Говорил духовенству: „Сижу и только отмечаю в списках духовенства: изъят, изъят, и останется ли хоть одна церковь к новому году, сомнительно“. Архиепископ предвидел свой скорый арест. 16-17 декабря 1937 года был арестован в своей квартире на ул. Кирпичнозаводской. При обыске оказалось, что у него нет никакого личного имущества, кроме Библии, книги по Библейской истории и серебряного подстаканника. 17-20 декабря были проведены допросы свидетелей и самого архиепископа Никона. Он отказался признать себя виновным.

Из протокола допроса:

— Вы являетесь руководителем нелегальной контрреволюционной организации церковников тихоновского направления...

— Я это отрицаю.

— Вы вели контрреволюционную антисоветскую агитацию, распространяли контрреволюционную клевету по отношению Советской власти к религии и к духовенству...

— Я и сейчас заявляю, что арестован я как архиепископ, арестован в силу своего служебного положения...»

25 декабря 1937 года Особой Тройкой при НКВД Татарской АССР осуждён по ст.58-10 УК РСФСР, по обвинению в «а/с религиозной агитации, распространении клеветнических слухов о массовых арестах невинных священников, руководстве нелегальной к/р организацией церковников тихоновского направления» и приговорён к расстрелу с конфискацией имущества. Расстрелян 9 января 1938 года в г.Казани. Погребен в общей могиле на Архангельском кладбище.

17 мая 1989 года он был реабилитирован по 1937 году репрессий, 5 июня 2001 года – по году репрессий 1925 прокуратурой Белгородской обл.

Отличительной чертой его характера была замкнутость. Она начала развиваться у него еще со студенческой скамьи и окончательно завершилась в дни его архипастырства.

Сочинения:

«Святейший Патриарх Никон, как церковный деятель». (Кандидатское сочинение).

"Отзывы проф. Покровского и доцента свящ. Н.Н. Писарева об этом сочинении, см. «Прав. Собес.» 1912, июнь, с. 281, 291.

Заявители:

1. Каневская Мария Александровна, племянница

2. Клименко Галина Павловна

ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.84.

Архив УФСБ РФ по Белгородской обл. Архивно-уголовное дело № 7963. Л. 7, 8–8 об.,23 -25, 39 об.

Священник Владимир Русин. Корочанское «прогрессивное» духовенство и епископ Белгородский Никон (Пурлевский) | Покровский храм, село Кунье.

http://kunye.cerkov.ru/episkop-belgorodskij-nikon-purlevskij/

Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.180.

Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.305–307.

Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.5. С.247.

Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.170–171.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.985.

Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.112, 251, 755.

Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.91.

За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.369.

«Церк. Вед.» 1910, № 35, с. 352, 1913, № 36, с. 451, 1914, № 34, с. 410, 1916, № 49, с. 430.

«Прав. Собес.» 1907, ноябрь, с. 671-676, 1909, апрель, с. 178, 1910, февраль, с. 98, июль—август, с. 122, декабрь, с. 27, 46, 781, 1911, декабрь, с. 33, июнь, с. 123, 1912, март, с. 137, 1913, февраль, с. 98, 1916, сентябрь—октябрь, с. 220.

«Именной список ректор. и инспектор. Дух. акад. и семинар. на 1917 год», с. 91.

«Списки архиереев 1897—1944 гг. Патриарха Алексия», с. 18, 31, 54.

ФМП № 43, с. 18.

ФПС I, № 97, с. 4, II, с. 2, IV, с. 5, V, № 135.

ФАМ I, № 189, с. 15.

Кат-АМ № 260а.

«ЖМП» 1934, № 20-21, с. 3, 8, 1935, № 23-24, с. 1.

Regel'son 537, 554.

Субботин П. Ю. Обновленческий раскол на территории Курской и Белгородской епархий в 1920—1930 гг // Научные ведомости. Серия: История. Политология. 2017. — № 15 (264), выпуск 43. — С. 138—148

БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»:

http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2...HU*

http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/db.exe/ans/m/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XWpTJ230Fp7EAbuBe8eifG+cXyDUeuKWsOeceG0Be8eieu0d660fdOfVc8qYs8uWeCQd++

https://ru.openlist.wiki/%D0%9F%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_ (1886)

Страница сайта «Русское Православие»:

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_418

ГАКО. Ф. 750. Оп. 2. Д. 36 Л. 3. — Афанасьев Н.Н., Последний наместник Курского Знаменского монастыря начала ХХ века архимандрит Иеремия (1920 – 1924), сайт Хабаровского краевого общественного движения «Мемориал», http://www.memo27reg.org/ne-prosto-familii/o-poslednem-names...mii

https://drevo-info.ru/articles/13675263.html

Википедия. Свободная Энциклопедия. Архиепископ Никон (Пурлевский)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD_ (%D0%9F%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)

Наш Баку. Никон (Пурлевский) Епископ Бакинской епархии.

https://ourbaku.com/index.php/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD_ (%D0%9F%D1%83%D1%80%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87) _-_%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF_%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B8,_%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD

Книга памяти Белгородской обл. – т.6 (т.4.ч.3)

https://base.memo.ru

Книга памяти Республики Татарстан

https://base.memo.ru/person/show/526489

Архангельская и Холмогорская епархия Соловецкий музей Архангельский краеведческий музей Каргопольский музей

http://www.arhispovedniki.ru/library/research/2399/

https://bessmertnybarak.ru/Purlevskiy_Nikolay_Aleksandrovich/

Метки:

++