Сан: протоиерей
Год рождения: 1879
Образование: окончил Томскую Духовную семинарию
Год окончания: 1902
По какому разнаряду: по 2-му разряду
Место последнего служения (проживания): с. Листвянка
Дата приговора: 22.09.1937
Приговор: расстрел
Плотников Иннокентий Ильич, протоиерей. Родился в 1879 г. в Томске в многодетной семье служащего (десять человек детей: семь сыновей и три дочери). В молодости Иннокентий Плотников работал в Томске в управлении железных дорог. Женился на Марии Викторовне, урожд. Такжиной (род. в 1882 г. в Вятке). В 1902 г. окончил Томскую Духовную Семинарию по 2-му разряду. Рукоположен в иерея 30.03.1906 г. Служение – младший священник 11.1906 – 31.10.1913 гг.Томская губ., Барнаульский у., с. Анисимовское, церковь во имя св. Пророка Божия Илии. Служил в Анисимовском приходе 35 благочиннического округа Баранаульского уезда. В 1912 г. основал церковно-приходскую школу в Листвянке. С 31.10.1913 г. – Томская губ., Барнаульский у. (Новосибирская о., Черепановский р.), с. Листвянка, церковь во имя св. Архистратига Божия Михаила, протоиерей. Награжден скуфьей епископом Томским и Алтайским Анатолием (Каменским) в 1914–1917 гг. ко дню Св. Пасхи. В семье о. Иннокентия было шестеро детей: Алексей (1907–1986) на фото, Иоасаф (1910–1932), Татьяна (род. в 1913 г.), Николай (1915–1942), Вера (1917–1970), Виктор (1925–1978). В 1930 г. семья протоиерея Иннокентия Плотникова была выселена из дома и, возможно, тогда храм в Листвянке был закрыт. Место проживания: Новосибирская обл., Черепановский р-н, с. Листвянка.
Дата ареста: 28 июля 1937 г. Обвинение: «участие в контрреволюционной монархическо-повстанческой организации». Осужден 15 сентября 1937 г., тройка при УНКВД Западно-Сибирского края. Статья: 58-10-11 УК РСФСР. Приговор: ВМН. Место отбывания: Новосибирск, тюрьма (1937 – 22.09.1937 гг.). Расстрел: 22 сентября 1937 г. Дата реабилитации: 1 августа 1959 г., Президиум Новосибирского облсуда. Родственники долгое время ничего не знали о судьбе о. Иннокентия. Матушка (жена о. Иннокентия) умерла в Искитиме в 1947 г. Заявители: Плотникова Мария Викторовна, старший научный сотрудник Гос. Русского музея, внучка.
Ответ Новосибирского КГБ от 14 сентября 1990 г. с информацией о судьбе священника Иннокентия Ильича Плотникова (1879– 1937), деда Марии Викторовны Плотниковой: «На Ваше заявление (Т.И. Якуниной. урожд. Плотниковой) от 30 августа 1990 года сообщаем, что в Управлении КГБ СССР по Новосибирской области имеются следующие сведения о вашем отце: (...) Арестован 28 июля 1937 года по необоснованному обвинению в «участии в контрреволюционной монархически-повстанческой организации», осужден Тройкой УНКВД по Западно-Сибирскому краю 15 сентября 1937 года по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 22 сентября 1937 года в г. Новосибирске. Место захоронения, к сожалению, неизвестно. Плотников И.И. реабилитирован постановлением Президиума Новосибирского областного суда от 1 августа 1959 года».
Обзор архивно-следственного дела И. И. Плотникова № 9363 прислал протоиерей Новосибирского Вознесенского кафедрального собора Виталий Бочкарев, изучавший дело в 1998 году. Имена жителей Листвянки, осужденных вместе с И.И. Плотниковым по обвинению в участии в контрреволюционной монархической организации, отсутствуют в настоящее время в базах данных «Жертвы политического террора СССР» общества «Мемориал». Имя И. И. Плотникова внесено в списки «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета.
Из истории села Листвянка
По воспоминаниям старожилов села:
В селе Листвянка стоял храм в честь Архангела Михаила. Церковь была большая, красивая на фундаменте с купалами и колокольней. В ограде церкви была могилка, но никто не знает чья. Священником был Плотников Иннокентий Ильич. Он окончил Томскую духовную семинарию. Отец Иннокентий обладал красивым голосом. У него была большая семья. В 1937 году церковь разграбили. Утварь увезли, а иконы и книги сожгли. Отца Иннокентия арестовали и увезли, судьба его была неизвестна. Отец Иннокентий был отпет только после того, как узнали о его судьбе. Он был расстрелян через месяц после ареста. Отпет был где-то в 1991 или в 1992 году. Дочь отца Иннокентия Якунина Татьяна Иннокентьевна была в г. Черепаново в 1990 году, в преклонном возрасте. Показывала фотографию семьи, где были сняты вместе с отцом. Внучка о. Иннокентия Томилина Вера Михайловна, правнук Михаил проживают в г. Новосибирске. После трагических событий в храме до 20 марта 1939 года служил священник Бойгулов Иоанн. Вышло постановление, согласно которому предстояло храм закрыть и переоборудовать под школу, и осенью приступить к занятиям. Но затем перестроили под 2-х квартирный дом. Позднее церковь разобрали и на её месте построили зерносушилку. Певчие: Кириллов Роман, Чахов Иоанн, Иванова Праскева и Коротких Елизавета. Праскева и Елизавета отсидели в тюрьме по 10 лет.
Записала библиотекарь духовного центра Ионкина Лидия Федоровна.
г. Черепаново
Информация о бывшей церкви в селе Листвянка
Записано со слов старейших жителей села В. Р. Бубенчиковой, А. М. Ивановой. Записала библиотекарь МОУ Листвянской СОШ Большакова С.Г.:
Примерно в 1904–1907 годах в нашем селе Листвянка была построена церковь. Привезли ее из села Анисимово. В то время селом управляла Анисимовская волость (сейчас Алтайский край), которая входила в уезд Томской губернии. Церковь была построена на въезде в село. Это было самое высокое место, и даже из соседнего села Татарка были видны ее купола. Служителями церкви были батюшки Плотников Иннокентий, а затем Багуйлов Иоанн, монахини Любава Васильевна, Елизавета Андреевна (фамилии неизвестны) и коренная жительница села Иванова Прасковья Кондратьевна. Также при церкви был сторож Клецких Петр Васильевич. Существовала церковь до 1937 года. В этот год ее разорили. На конных подводах были увезены кресты, колокола, иконы, книги. Часть имущества была сожжена. Немного позже из села в неизвестном направлении были увезены все служители церкви. Только через десять лет из мест заключения в село вернулась Иванова Прасковья Кондратьевна. О судьбах других людей ничего неизвестно. Примерно четыре года здание церкви пустовало, а с начала Великой Отечественной войны в него стали завозить на хранение зерно. В 1944 году церковь оборудовали под школу. Лет через пять здание отдали под клуб. В 1980 году здание церкви было совсем разрушено и отдано под строительство жилого дома.
Дополнение: церковь была освящена во имя Архангела Михаила. Престольным праздником считался Михайлов день. Старостой был Полянский Климентий Павлович.
Дополнение внесла Большакова Нина Кузьминична – правнучка Климентия Павловича Полянского.
«В сущности, человеку надо немного…» 24 мая 2018.
«Я уроженка села Листвянка, в настоящее время живу в Астрахани. В память о своей Родине собираю материал об истории села, о людях, когда-то проживавших там. Регулярно читаю «Черепановские вести», из которых узнала немало нового об истории района. Думаю, моим землякам будет интересно вспомнить или узнать о людях и событиях времён минувших. Достоверность приведённых фактов подтверждена документально материалами, собранными мною в Госархиве НСО, из личной переписки с внучкой священника И. И. Плотникова, проживающей в Санкт-Петербурге, другими источниками…
В здании нашей бывшей школы проживала семья священника Иннокентия Ильича Плотникова, служившего в листвянской церкви, возведённой в 1910 году в честь Архистратига Божия Михаила. С её открытием село выделилось в отдельный приход 46-го округа Благочиния Барнаульского уезда Томской епархии. Здание церкви было построено в стиле неоклассицизма и, по-видимому, являлось настоящим украшением села. Купол и звон колоколов были видны и слышны в соседней деревне Татарка, что в трёх километрах от Листвянки. По фотографии искусствоведами Марией Викторовной Плотниковой (внучкой священника И. И. Плотникова) и её мужем Анатолием Яковлевичем Басыровым совсем недавно был установлен архитектурный стиль церкви – в тот период времени, когда она являлась еще зернохранилищем. Фото и информация о церкви размещены на сайте http://temples.ru/card.php?ID=20350. Церковь в Листвянке просуществовала до 1937 года. До Листвянского прихода протоиерей И. И. Плотников служил в анисимовской церкви. У него и жены Марии Викторовны было шестеро детей: Алексей, Иоасаф, Татьяна, Николай, Вера и Виктор. Двое старших родились в селе Анисимово, остальные четверо – наши земляки.
В 1912 году отец Иннокентий организовал в Листвянке церковно-приходскую школу. Псаломщиками при храме были Дмитрий Поливанов, также служивший ранее в анисимовской церкви. Помогала здесь и Елизавета Андреевна Гахова, уроженка Листвянки. Старостой церкви была Прасковья Кондратьевна Иванова. Любовь Васильевна Хромова служила просвирней. Сторожами работали Василий Кузьмич Чепурных и Степан Перервин. В 1913 году в листвянской церкви насчитывалось более тысячи прихожан – кроме листвянских к приходу относились и жители двух соседних сёл.
С установлением советской власти и организацией колхозов жизнь в селе резко изменилась. Началось выселение кулаков – крестьян, нанимавших на временные работы в своём хозяйстве помощников (батраков). На основании таких решений из Листвянки было выселено около 20 семей. Подобным разбирательствам подверглась и семья священника. Несмотря на то, что помощников для работы в своём хозяйстве не нанимал, в 1930 году его семью лишили избирательных прав, из Листвянки не выселили, но школу закрыли. В 1937 году церковь была разорена, священные книги сожжены, иконы разбиты, кресты и колокола вывезены куда-то на конных подводах. Уцелел лишь язык одного из колоколов, который в настоящее время хранится в листвянском школьном музее. Немногим позже из села увезли и служителей церкви. Их судьбы были определены решением «тройки» НКВД. Кроме четверых, официально имевших отношение к храму псаломщицы Гаховой, старосты Ивановой, просвирни Хромовой и сторожа Чепурных, были арестованы ещё 6 человек: Степан Михайлович Анохин, Анна Яковлевна Ковалёва-Галушкина, Евфросинья Петровна Клёцкина-Сонина, Домна Порфирьевна Карнюхина, Степанида Дмитриевна Коншина и Афанасий Петрович Сонин. Все они, неграмотные или малограмотные, без определённых занятий или занимавшиеся хлебопашеством, обвинялись в совершении уголовных преступлений. Плотникова, Анохина, Хромова, Чепурных, Коншину, Корнюхину 22 сентября 1937 года расстреляли.
В конце 60-х годов начались проверки дел осуждённых следственным отделом управления Комитета госбезопасности Новосибирской области. По результатам проверки дел наших земляков подготовлено заключение, в котором подведён итог: «Решение «тройки» НКВД в отношении 11 лиц отменить». Так, спустя 22 года, официально закончилась жуткая, трагическая история, внезапно охватившая наших земляков, малограмотных людей, в большинстве своём уже преклонного возраста, занимавшихся до рокового 1937 года привычным крестьянским трудом. О своей реабилитации узнала, возможно, только Прасковья Кондратьевна Иванова, вернувшаяся домой через 5 лет. Судьбы остальных отправленных в лагеря остались неизвестными. Старожилы предполагают, что они умерли в ссылке. Имя Иннокентия Ильича Плотникова, просветителя-предшественника начала XX века, и информация о нём внесены в базу данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: новомученики и исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую православную церковь – сайт http://213.171.53.29/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans?notextdekor.
Потомки священника Плотникова
О семье Плотниковых известно следующее. Сыновья Алексей и Николай были участниками Великой Отечественной войны. Николай погиб в 1942 году. Алексей после войны жил и умер в Томске. Второй сын священника Иоасаф умер в 1932-м в возрасте 22-х лет при неизвестных обстоятельствах на призывном пункте в Черепаново. Дочь Вера жила в Ташкенте, работала в общевойсковом училище, умерла в 1976-м. Дочь Татьяна, в замужестве Якунина, с 1940 года с матерью и младшим Виктором жили в Искитиме. Умерла в 2007 году в Новосибирске. Наверняка все дети И. И. Плотникова учились в школе, организованной их отцом. Теперь старожилы помнят только Виктора, круглого отличника, окончившего Листвянскую семилетку. Среднюю школу Виктор окончил в городе Искитиме в годы войны. Обучаясь в старших классах, он одновременно заменял учителя младших классов. Затем поступил на архитектурный факультет Новосибирского строительного института.
В. И. Плотников
В биографии Виктора Иннокентьевича Плотникова написано: «…Выставка произведений Третьяковской галереи, экспонировавшаяся в Новосибирске, произвела на юношу столь сильное впечатление, что он решил изучать искусство и уехал в Ленинград. Там с отличием окончил Таврическое художественное училище, затем искусствоведческий факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Не имея материальной поддержки в послевоенные годы, он сочетал учёбу с вечерней работой в детских студиях изобразительного искусства…». Окончив с отличием институт, стал аспирантом, защитил кандидатскую диссертацию, а спустя несколько лет и докторскую. Доктор искусствоведения, профессор ленинградского института им. Репина, Виктор Иннокентьевич много лет посвятил изучению проблемы народности и национального своеобразия искусства. Учёный уделял большое внимание проблемам современного искусства и художественной критики. Жизнь В. И. Плотникова оборвалась в автокатастрофе в Азербайджане (1978 год), где он находился в научной командировке. Накануне отъезда он записал в своём дневнике: «В сущности, человеку надо немного: быть человеком, воспитать человека и не быть забытым».
Дочь Виктора Иннокентьевича Мария является старшим научным сотрудником Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Она и её муж А. Я. Басыров – уроженцы Ленинграда. В 1975 году окончили факультет теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, оба члены Союза художников. Мария Викторовна работает в отделе народного искусства, хранитель фондов. Анатолий Яковлевич состоит в живописной секции и работает как художник. Он участник многочисленных выставок, в том числе и в Германии. В выставках участвуют работы трёх поколений художников – сына Луки Басырова, его отца Анатолия Яковлевича и деда Виктора Иннокентьевича Плотникова».
Галина Васильевна Полянская (Кутлусурина),
доцент Астраханского государственного технического университета
Имена арестованных летом 1937 года жителей Листвянки Черепановского р-на Западно-Сибирского края по делам №№ 3004, 13900, 2999, 18396, 2998, 4617, 13896,13897, 13898, 13899, 2032 (записаны следователями небрежно, с опечатками):
- Гахова Елизавета Андреевна, 1900 г. рожд., урож. с. Листвянка, Черепановского р-на, малограмотная, до ареста проживала в с. Листвянка, служила псаломщицей в Листвянской церкви. Приговор: 8 лет ИТЛ.
- Анохин Степан Михайлович, 1881 г. рожд., уроженец д. Нов. Слободка, б. Курской губ., Карачанского у., образование 4 класса, проживал до ареста в с. Листвянка, без определенных занятий. Расстрелян 22 сентября 1937.
- Ковалева-Галушкина Анна Яковлевна, 1893 г. рожд., уроженка с. Листвянка, неграмотная, проживала до ареста в с. Листвянка, занималась хлебопашеством. Приговор: 8 лет ИТЛ.
- Иванова Прасковья Кондратьевна, 1890 г. рожд., уроженка Черниговской губ., Новгород-Северского у., с. Колеевка, малограмотная, до ареста – староста Листвянской ц. Приговор: 5 лет ИТЛ.
- = Клецкина-Сонина Евфросиния Петровна, 1911 г. рожд., уроженка с. Листвянка, малограмотная, до ареста проживала в г. Черепаново, занималась хлебопашеством. Приговор: 5 лет ИТЛ.
В базе данных «Мемориала» указана = Клецких-Сопина Ефросинья Петровна, 1911 г.р. , с. Листвянка Черепановского р-на НСО; русская; работница промартели «9 Января». Проживала: г. Черепаново. Арестована 27 марта 1948 г. Приговорена: Новосибирским облсудом 22 июля 1948 г., по обвинению в «участии в антисоветской группе» (ст. 58-10-11 УК РСФСР). Приговор: к 25 годам ИТЛ. Реабилитирована 18 октября 1991 г. Источник: Книга памяти Новосибирской обл. Видимо, в 1948 г. осуждена повторно та же личность, а разночтения написания фамилии в 1937 г. объясняются спешкой и небрежностью следователей в составлении протоколов.
- Карнюхина (Корнюхина) Домна Порфирьевна, 1870 г. рожд., уроженка Рязанской губ, с. Юмашево, без определенных занятий. Расстреляна 22 сентября 1937.
- Копина (м.б. Коншина ?, м.б. Копшина?) Степанида Дмитриевна, 1870 г. рожд., уроженка Ульяновской обл., с. Паракино, проживала в с. Листвянка, без определенных занятий. Расстреляна 22 сентября 1937.
- Чепурных (Чепурин?) Василий Кузьмич, 1871 г. рожд., уроженец Курской губ., с. Новослободского, малограмотный, до ареста работал сторожем в Листвянской церкви. Расстрелян 22 сентября 1937.
- Хромова Любовь Васильевна, 1871 г. рожд., уроженка Ульяновской обл., с. Паракино, мордвинка, малограмотная, до ареста служила в Листвянской церкви просвирней (просфорницей). Расстреляна 22 сентября 1937.
- Сонин Афанасий Петрович, 1916 г. рожд., уроженец д. Татарки, Черепановского р-на, до ареста работал в Черепановском заготзерне. Приговор: 8 лет ИТЛ.
Упоминается в деле и «организатор к -р группы»
Васильев Порфирий Афанасьевич, священник церкви в с. Карасево, потом с. Романово, видимо, неизбежавший ареста. Его тоже нет в базах данных «Мемориала» и Свято-Тихоновского гуманитарного Университета.
БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»; Архив НИПЦ «Мемориал», Москва
Справка из УКГБ по Новосибирской обл. от 14. 09. 1990г. за N 4/II-9363, выданная Якуниной Татьяне Иннокентьевне, дочери о. Иннокентия Плотникова
Справочная книга по Томской епархии за 1909/1910 по 1 марта 1911г. Томск, 1911. С. 610.
Справочная книга по Томской епархии за 1914г. Томск, 1914. С. 519.
Список священнослужителей Томской епархии, удостоенных Его Преосвященством, Преосвященнейшим Анатолием, награждения епархиальными наградами ко дн Св. Пасхи.
// URL: http://213.171.53.29/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans?notextdecor
// URL: http://temples.ru/card.php?/D=20350
// URL: rodinoved.ru
// URL: http://iskitimeparhia.ru/news/2859-v-suschnosti-cheloveku-nado-nemnogo.html/
// URL: http://rodinoved.ru/listvyanka/istoriya/
База данных «Жертвы политического террора в СССР». URL: http://base.memo.ru/
Метки: Репрессированные