Каталог Храм во имя Михаила Архангела Публикации Столетие храма во имя Михаила Архангела в селе Усть-Иня (г. Новосибирск): опыт краеведческого исследования

Храм во имя Михаила Архангела

с. Усть-Иня (ныне г. Новосибирск)



Столетие храма во имя Михаила Архангела в селе Усть-Иня (г. Новосибирск): опыт краеведческого исследования

Алексей ТАЛАШКИН

Сибирский центр колокольного искусства, г. Новосибирск, Россия

Аннотация: В статье собраны имеющиеся на данный момент сведения об истории строительства и деятельности храма во имя Михаила Архангела на территории села Усть-Иня (Октябрьский район г. Новосибирска). Приводятся воспоминания старожил, сведения о священниках, служивших в храме в довоенный период, намечены дальнейшие направления краеведческого исследования.

Ключевые слова: Усть-Иня; храм во имя Михаила Архангела; репрессии.

История новосибирского храма во имя Михаила Архангела для многих жителей города начинается с 1994 года, когда здание городского кинотеатра «Заря» было передано Новосибирской епархии. Факт строительства на этом месте в 1922 году деревянной церкви малоизвестен, сведения о деятельности прихода – обрывочны. Храм был построен на территории деревни Усть-Иня, о которой тоже на данный момент известно немного. Вопреки желанию местных жителей, она была включена в состав быстрорастущего города, а впоследствии оказалась полностью им поглощённой.

Населённый пункт в устье реки Иня на территории нынешней Новосибирской области появился, очевидно, уже к началу XVIII века. Доктор исторических наук Т.С. Мамсик, исследуя поселения Чаусского ведомства, утверждает, что к 1720-м гг. в его составе имелось уже не менее пяти из тех, которые в будущем составят Кривощёковскую волость: Кривощекова и Малая Кривощекова (выселок из первой), Чемская, Кубавинская и Устьинская [12, c. 65]. Эти данные подтверждаются описаниями Миллера, из которых следует, что на территории будущего Новосибирска к 1734 г. существовало 13 деревень. На левом берегу восемь, на правом — пять, в том числе Усть-Инская [12, c. 66].

О деятельности местных жителей в XVIII-XIX веке известно немного. Очевидно, они занимались обработкой земли, охотой и рыбной ловлей, извозом. В конце XVIII века деревня была приписана к находившейся на противоположном берегу Оби Кривощёковской Никольской церкви, об этом свидетельствуют записи в её метрических книгах. Новосибирский историк К.А. Голодяев приводит свидетельство о том, что в 1824 г. «сельское общество «коштом» с жителями окрестных деревень построило в Кривощёково новую деревянную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, волостное правление и полицейскую управу [2, c. 90]. После того, как в Ново-Николаевском посёлке была построена Богородице-Казанская церковь, приход приписали к ней. Церковная школа грамоты в деревне Усть-Иня была открыта в 1896 году [11, c. 136] (на год раньше, чем в посёлке Ново-Николаевском) и располагалась в собственном здании. В 1913 году заведующим Усть-Инской школой был протоиерей Виктор Россов [3, л. 73]. В тот же год на должность второго учителя в школу был назначен Михаил Леденов [19, л. 54]. В 1914 году в церковно-приходской школе обучалось 53 мальчика и 19 девочек [10, л. 15]. В этом же году Усть-Инское сельское общество пожелало перевести церковно-приходскую школу в ведомство Министерства народного просвещения [6, л. 224-224 об.], но осуществить это не удалось. В рапорте, составленном в 1916 году Тимофеем Касаткиным, священником Богородице-Казанской церкви, сказано, что «в Усть-Инском церковно-приходском училище занятия велись двумя учащими исправно, но выпуска учеников, вследствие отвлечения детей школьного возраста на полевые работы, не было» [16, л. 55].

В 1913—1915 гг. жители Усть-Ини были вовлечены в конфликт с ярославским товариществом П.И. Оловянишникова, которое поставило Богородице-Казанскому храму в долг колокола, но уплаты долга не последовало. Завязалась длительная переписка, дело дошло до Томской консистории, которая, в свою очередь, стала искать ответы на местах. Благочинный протоиерей Николай Заводовский писал председателю попечительства Казанской церкви протоирею Виктору Россову [4, л. 92-92 об.] о взыскании 2722 рублей 86 копеек уплаты долга. Россов адресовал вопрос Усть-Инскому сельскому старосте, который ответил о невозможности уплаты так: «Общество не может решить вопрос об уплате долга Оловянишникову, так как сумма долга числится за всеми прихожанами, т.е. жителями Закаменской части г. Ново-Николаевска и Усть-Инским обществом, составляющим 1/5 часть всего прихода; следовательно, обсуждение этого вопроса зависит от церковно-приходского схода, где могут быть рассмотрены все данные, касающиеся задолженности за колокола. На церковно-приходской сход от д. Усть-Ини будут назначены уполномоченные лица» [7, л. 121-122].

По-видимому, вопрос о выделении в собственный приход у жителей деревни вызревал не один год. Переправляться на противоположный берег реки было неудобно, ходить в Казанскую – далеко. Историк С.В. Семёнова в записке, составленной в начале 1990-х для настоятеля храма Михаила Архангела, священника Николая Соколова, указывает на отчет благочинного протоиерея Николая Никольского, из которого следует, что в 1917 году «крестьяне деревни Усть-Иня собираются построить собственную церковь и выделиться в самостоятельный приход».

Сведения о строительстве храма обнаружены в протоколах сельского схода за 1922 год. 7 февраля работы шли полным ходом: «Согласно постановления общего собрания в виду массовой работы по постройке церкви Ломака Андрей освобождается от ямщины и других общественных нарядов» [14, л. 50 об]. А 27 марта того же года сельское общество приняло решение разломать имеющийся в селе общественный магазин и пустить полученные брёвна на строительство храма [15, л. 67 об.]. По воспоминаниям жительницы деревни Усть-Иня Анны Петровны Кузьменко (1909 г.р.), построенная церковь была деревянная с такой же колокольней на каменном фундаменте. Стараниями прихожан благоукрашена, было много икон. Строили храм крестьяне Усть-Ини, выходцы с Малороссии, из-под Чернигова. Кроме того, в деревне было много потомков ссыльных, переселившихся в эти края из Тобольска.

Пожалуй, главными документальными свидетельствами, касающимися этого периода истории храма, являются воспоминания местных жителей и фотодокументы, сохранившиеся в их личных архивах. Группа прихожан-энтузиастов опросила жителей, проживающих на прилежащих к храму улицах с целью выявления домов старожилов. С.А. Кузнецов, председатель Территориального общественного самоуправления «Боровой», расположенного на территории бывшего села Усть-Иня, указал, где живёт старожил Галина Александровна Климова (род. 1931 г.). Её дед – Андрей Алексеевич Ломака фигурировал в протоколах сельского схода как основной строитель. В личной беседе Галина Александровна сообщила, что в Усть-Иню в 1906 году из Черниговской губернии приехало много семейств из рода Ломака: дед Андрей Алексеевич со всей семьёй, семьи Иващенко. В 1922 году её дед стал строителем храма, работали вчетвером. В бригаде был плотник Никифор и ещё два строителя из местных жителей. Во время строительства храма Андрей Ломака состоял в должности казначея, Тимофей Кузьмич Иващенко (1871 г.р.) был председателем церковного совета (старостой). По форме храм был похож на Богородице-Казанский, только поменьше, купол был зелёного цвета. Из убранства храма запомнилась располагавшаяся по правую сторону от входа икона святого великомученика Георгия Победоносца, поражающего змия, и образ святителя Николая Чудотворца; в храме икон было много.

В семейном архиве Климовой сохранились фотографии деда (фото 1), а также фото с отпевания родного брата Андрея – Ивана Алексеевича, где у гроба запечатлена группа прихожан храма во имя Михаила Архангела со священником (фото 2). Снимок датируется примерно 1925 годом. На соседней улице случайно удалось познакомиться с Валентином Васильевичем Обуховым (род. 1938 г.), отец которого, Василий Тимофеевич Обухов, был фотографом-любителем и сделал серию снимков храма в селе Усть-Иня (фото 3-6). Снимки датируются концом 1930-х годов. Храм запечатлен с южной и юго-западной стороны, а также с улицы Трактовой (впоследствии – Большевистской). На снимках видно, что храм был деревянный с такою же колокольней, при храме находился деревянный дом.

Местные жители помнили, что престол был освящен во имя Михаила Архангела, но в официальных документах храм именовался лишь по топонимическим признакам: храм в Инюшке, инюшинский, в селе Усть-Иня, храм в Октябрьском районе Новосибирска. Лишь на одном документе, датированном, предположительно, 1923 г., нам удалось обнаружить приходскую печать, по краю которой шла надпись: «Печать Архангело-Михайл. Церкви с. Усть-Иня Томск. еп.» [8, л. 210 об].

По воспоминаниям А.П. Кузьменко (1909 г.р.), первым священником был отец Николай (фамилии его она не запомнила), который служил в храме до конца жизни и был похоронен возле храма. В 1939 году храм закрыли, а когда стали сносить здание, могилу священника перенесли на кладбище в Октябрьском районе. Псаломщиком служил отец Тимофей (фамилии тоже не запомнила).

Возможно, речь идёт о Тимофее Астафьеве, о котором известно, что родился он в 1875 году, сын крестьянина, образования домашнего. Был послушником Читинского Архиерейского дома, исполнял должность псаломщика Селенгинского собора, Читинского Архиерейского дома, Усть-Кяхтинской церкви. С 1913 года принят в Томскую епархию и назначен на иподиаконскую должность при Томском кафедральном соборе. Там же 24 декабря 1913 года рукоположен во диакона с оставлением на иподиаконской должности. С 12 сентября 1916 года – штатный диакон Успенской церкви г. Бийска. С 1 сентября 1918 года служил на псаломщическом месте в Богородице-Казанской церкви Ново-Николаевска. Примкнул к «обновленцам». С 15 апреля 1922 года – настоятель храма во имя Михаила Архангела в Усть-Ине, «митрополитом» Петром Блиновым награжден 6 января 1923 г. набедренником за труды по постройке церкви [13, л. 3 об – 4] в Усть-Ине. В 1923 году у священника Тимофея Астафьева возникли конфликтные ситуации с местными жителями, он просил о переводе в Вознесенскую церковь Ново-Николаевска, но вступил ли в должность – неизвестно. Иеромонах Симон (Истюков) приводит сведения о том, что Астафьев Тимофей Яковлевич, «служитель церкви», (г. Новосибирск) расстрелян 5 ноября 1937 года [18, с. 277].

Также известно, что в разные годы в инюшинской церкви служили: священник Иоанн Покровский [18, с. 280] (1925—1926; очевидно, именно он запечатлён на общем снимке из архива Г.А. Климовой), протоиерей Виктор Беляев (1930—1931; 14 мая 1932 г. осуждён на 5 лет лагерей [18, с. 268]), протоиерей Пётр Дмитриев (1932—1933), протоиерей Николай Сырнев (1935—1937 [18, с. 102]).

О протоиерее Петре Дмитриеве известно, что в Усть-Ине он не получал никакого содержания и вынужден был продавать на городском рынке свои кустарные изделия [18, с. 100]. В начале 1933 г. в течение месяца священник отбывал принудительные работы в Новосибирской трудовой колонии «в связи с мобилизацией по снегоуборке» [18, с. 125]. 5 ноября 1937 года приговорен к высшей мере наказания, а 13 ноября 1937 – расстрелян [18, с. 277].

В своей автобиографии, составленной в 1944 году, протоиерей Николай Сырнев указывает, что был настоятелем Инюшинской церкви г. Новосибирска с апреля 1935 г. по октябрь 1937 г. [1, л. 39].

Иеромонах Симон (Истюков), исследовавший Архив Московской Патриархии, нашёл сведения о том, что в 1939 году митрополитом Сергием (Старгородским) для церкви в с. Усть-Иня был рукоположен иеродиакон Мина (Горбович), проживавший в Новосибирске [18, с. 107]. Хиротония прошла в Москве, и неизвестно, попал ли иеромонах на место служения. С 1940 года он служил в Ташкентской епархии, с 1946 – в Самарканде, а с 1953 – водворился в число братии Троице-Сергиевой Лавры, где принял схиму и подвизался до кончины 18 мая 1967 г.

Секретарь горсовета Горячев в справке тов. Зеленскому (Новосибирский облисполком), 28 сентября 1939 года сообщал, что «в данное время в городе существуют Турухановская, кладбищенская и Инюшенская церковь, в последние уже шесть месяцев богослужений нет, так как не имеется священнослужителя» [5, л. 1]. В апреле 1940 года в письме митрополиту Сергию протоиерей Павел Протасов сообщал: «Протоиерей Николай Сырнев пока не служит, и в нашей области священников служащих я не знаю» [18, с. 107]. Эти сведения совпадают с воспоминаниями местных жителей, которые говорят о том, что церковь простояла до войны, никто её не ломал, только священников не было и требы совершались в домах прихожан. Храм поддерживался в чистоте, но на ремонт у немногочисленного прихода средств, видимо, не хватало.

Сведения о том, что было с храмом в военные годы, разнятся. Часть местных жителей утверждает, что храм стоял до тех пор, пока его не передали под кинотеатр, часть считает, что кино в здании показывали уже в годы войны. В книге регистрации православных религиозных обществ по Новосибирской области за 1938—1942 гг., составленной советом по делам религий по Новосибирской области, зафиксировано, что здание церкви в Октябрьском районе Новосибирска отдано под жилой дом, деревянный, капитально переоборудованный под квартиры в начале Отечественной войны для эвакуированных [11, л. 2 об-3]. Относилось это к Инюшинскому храму или нет – предстоит уточнить, поскольку местные в своих воспоминаниях единодушны: здание храма во время войны не перестраивалось, бараки для эвакуированных стояли в непосредственной близости, но в самом храме никто не жил. На карте Новосибирска 1947 года крестами обозначено три церкви: Вознесенская, Кладбищенская (Успенская) и Усть-Инская [9, л. 1947].

В 1947 году начинается следующий этап существования храма: исполкомом Октябрьского районного совета депутатов трудящихся 15 мая было вынесено решение за номером 398, по которому здание «бывшей церкви в Инюшке» передавалось под кинотеатр в связи с окончанием её реконструкции. А спустя ещё девять лет было принято решение о строительстве каменного кинотеатра «Заря». На кадастровой карте 1958 года можно рассмотреть расположение деревянных построек, существовавших на то время. Есть среди них и деревянный кинотеатр – здание храма во имя Михаила Архангела, разобранное в начале шестидесятых за ненадобностью и ветхостью. Сейчас на этом месте проложена дорога, ведущая к мосту над железнодорожным полотном по улице Выборной.

Период новейшей истории храма с 1994 по 2014 год подробно описан в издании, выпущенном к 20-летию возрождения прихода [20]. В 2022 году приходу храма во имя Михаила Архангела исполняется сто лет. Сегодня в храме действует воскресная школа и базируются два епархиальных подразделения: Отдел по тюремному служению и Сибирский центр колокольного искусства.

Краеведческая работа, связанная с историей села и церкви, только начата. Требуются дальнейшие исследования в выявлении новых фактов и уточнении уже имеющейся информации. Уходят потомки живых свидетелей деятельности прихода в довоенный период. Местные жители хранят легенды о том, что в одном из близлежащих домов, где жил староста, спрятаны церковные книги, облачения, священные сосуды. В исследовании исторической линии прихода имеются значительные пробелы. Восстановить их можно лишь комплексной работой – краеведческой, этнографической, архивной.

Литература

1. Автобиография // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-1418. Оп. 2. Д. 15. Л. 039.

2. Голодяев К.А. Никольская церковь с. Кривощеково Томской губернии // Баландинские чтения. Новосибирск. 2016. Т. XI. С. 90.

3. Записка благочинного протоиерея Николая Завадовского заведующему Усть Инской школой протоиерею Виктору Россову // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 21. Л. 73.

4. Записка благочинного протоиерея Николая Завадовского председателю попечительства Казанской церкви о. Виктору Россову // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 21. Л. 92-92 об.

5. Записка ответственного секретаря горсовета Горячева в Новосибирский облисполком тов. Зеленскому // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 4. Л. 1.

6. Записка председателя Томского епархиального училищного совета священника И. Левашова священнику Тимофею Касаткину // Гос. арх. Том. обл. Д-159. Оп. 1. Д. 21. Л. 224-224 об.

7. Записка протоиерея Виктора Россова Усть-Инскому сельскому старосте // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 21. Л. 121-122.

8. Заявление священника села Усть Ини Тимофея Астафьева в Ново-Николаевское губернское высшее церковное управление // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 149. Л. 210 об.

9. Карта Новосибирска 1947 г. // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-270. Оп. 1. Д. 14а. 1947.

10. Клировая ведомость // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 54. Л. 15.

11. Книга регистрации православных религиозных обществ по Новосибирской области за 1938—1942 г. // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д.3. Л. 2 об-3.

12. Мамсик Т.С. Первопоселенцы Новосибирского Приобья: По материалам XVII — середины XIX в. / Т.С. Мамсик; отв. Ред. М.В. Шиловский; Рос. Акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. С. 65.

13. Наградный список священнослужителей благочиния Ново-Николаевских церквей // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 148. Л. 3 об – 4.

14. Протокол общего собрания граждан деревни Усть-Иня Барышовской волости от 7 февраля 1922 года // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-1570. Оп. 1. Д. 2. Л. 50 об.

15. Протокол №24 заседания Усть Инского сельсовета Барышовской волости от 27 марта 1922 года // Гос. арх. Том. обл. Ф. Р-1570. Оп. 1. Д. 2. Л. 67 об.

16. Рапорт священника Тимофея Касаткина благочинному церквей Ново-Николаевска // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 16. Л. 55.

17. Справочная книга по Томской епархии за 1909-10 год. Томск: Типография Приюта и Дома Трудолюбия, 1911. С. 136

18. Симон (Истюков), иеромонах. Новосибирская епархия в 1920-е – 1960-е гг.: проблемы внутреннего устройства и взаимоотношений с государством. М.: СПАССКОЕ ДЕЛО, 2020. С. 277.

19. Удостоверение // Гос. арх. Том. обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 21. Л. 54.

20. Храм во имя Михаила Архангела: двадцатилетие возрождения прихода. Новосибирск: издание прихода храма во имя Михаила Архангела, 2014. 139 с.


Автор: Талашкин Алексей

Опубликовано: Журнал "Живононсый Источник" №1 (20) за 2022 г.

Ссылка на первоисточник: https://www.orthedu.ru/kraeved/22607-aleksey-talashkin-stoletie-hrama-vo-imya-mihaila-arhangela-v-sele-ust-inya-g-novosibirsk-opyt-kraevedcheskogo-issledovaniya.html