Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
г. Ново-Николаевск (ныне г. Новосибирск)
М. Н. Добрынин. Некрополь Ново-Николаевска (Закаменское кладбище)
В России кладбища создавались изначально при приходах церквей сёл и городов. Такой порядок соблюдался до начала 80-х годов XVIII века, когда по указу правящего Сената от 24 марта 1771 года землю под кладбища стали выделять на расстоянии 100 саженей (213 м) от последнего жилого дома в населённом пункте, а в селениях на расстоянии 250 сажених (532 метра). Погребение на кладбищах находилось в ведении духовенства, так как обряд погребения тесно был связан с вероисповеданием умершего. В губернских и крупных городах кладбища могли разделяться по конфессиональному признаку. В малых городах, к которым в начале 20 века относился город Ново-Николаевск, кладбище делилось на части пропорционально существующим в этом городе конфессиям.
В Ново-Николаевске первое кладбище (позже его стали именовать Первое Центральное), вероятно, начало действовать в 1897 году (это дата начала первого межевания земель поселка Ново-Николаевского), хотя есть устные свидетельства, что при церкви Александра Невского был погост, но документов, подтверждающих это, не найдено.
Первое Центральное кладбище было частично закрыто 7 декабря 1909 (по старому стилю) и окончательно ликвидировано в 1925—1926 годах. На его месте сейчас находится Центральный парк культуры и отдыха, а также стадион «Спартак».
Второе Центральное кладбище было открыто одновременно с Закаменским кладбищем. Окончательное решение этого вопроса было принято в Третьем Отделении Томского губернского управления 7 Декабря 1909 года (по старому стилю). Действовали эти кладбища до 1942 года, когда они были закрыты, а окончательная их ликвидация произошла в 1969 году. Так же как и сейчас, для начала работы кладбищ нужно было провести предварительно межевание земли и разбить будущее кладбище на конфессиональные участки. Такую работу выполняли тогда в летнее время года, то есть только когда не было снежного покрова на земле. Следовательно, на обоих кладбищах начали хоронить покойников не раньше осени 1910 года. Разбивочные чертежи сохранились в ГАНО в фонде Р1124, оп. 4, дело 8, листы 2, 3, 4, 12, 14, это фонд Гор — коммунхоза, который в Советское время занимался погребением усопших и кому принадлежали кладбища города.
Этот недолгий экскурс в историю кладбищ Ново-Николаевска был необходим для того, чтобы с большей точностью определить выборку из метрических книг разных церквей города. Из разбивочного чертежа Закаменского кладбища видно, что оно имело прямоугольную форму и в восточной части граничило с землями деревенской общины деревни Усть-Иня. Кладбище было разделено на части: Магометанскую, Еврейскую, Лютеранскую, Католическую, Военную, три Православных участка, запасной участок и участок для постройки кладбищенской церкви. Кладбище должно было занимать площадь 8 десятин и 800 кв. саженей (9,065 га, со сторонами прямоугольника 426,8 м на 212,4 м).
Закаменское кладбище закрыли в 1942 году, а окончательно ликвидировали в 70-х годах XX века, но до сих пор на кладбище лежат две гранитные плиты. Под одной захоронены Таракановы, под другой неизвестный мусульманского происхождения.
При сборе материалов для некрополя Закаменского кладбища был применён опыт наших коллег из г. Томска по составлению «Католического некрополя города Томска». В Закаменской части г. Ново-Николаевска в 1909 году была построена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери (Богородице-Казанская церковь). Приход этой церкви включал в себя всю Закаменскую часть г. Ново-Николаевска и деревню Усть-Иня, находившуюся тогда рядом с городом.
Из третьей части (об умерших) метрических книг церкви Казанской иконы Божьей Матери в Закаменской части г. Ново-Николаевска выбирали записи и составляли списки умерших по годам и месяцам, сводя их в таблицу (пример):
1912 год
Дата смерти Ум ./пгр | Кто умер | Сколько лет | От чего |
1 | 2 | 3 | 4 |
НОЯБРЬ | |||
7/9 | Крестьянин Тобольской губ., Тюкаленского уезда, Ново-Покровской вол., деревни Лагушкиной, Аврам Иванович Ярков | 37 | простуды |
13/14 | Крестьянская вдова Саратовской губернии, Балышевского уезда, Баклушенской волости, села Журавки, Матрона Петровна Огешина | 54 | водянка |
18/20 | Крестьянина Курской губернии, Объяновского уезда, Павловской волости, деревни Череновой, Елезара Осиповича Польщикова законная жена Ксения Григорьевна | 19 | при родах |
1 | 2 | 3 | 4 |
25/27 | Крестьянин Тобольской губернии, Ишимского уезда, Салатской волости и села Георгий Иванович Филюгин | 34 | воспаление лёгких |
28/29 | Крестьянин деревни Усть-Ини Родион Максимович Мальцев | 84 | старости |
ДЕКАБРЬ | |||
22/24 | Крестьянин Вятской губернии, Малмыжского уезда, Межиновской волости, деревни Нижне-Изверок Алексей Ильич Барбашов | 25 | простуда |
Работа над некрополем ещё не закончена. Крайние годы в списке ей умерших будут 19101924 гг.
В это же время появляется мусульманское (Татарское) кладбище. Начало его работы, вероятно, 1908 год, так как при выделении земли под компактное проживание мусульман последним выделен участок с привязкой к мусульманскому кладбищу.
1. Католический некрополь города Томска (1841—1919 гг.), под редакцией Ханевича В. А., г. Томск, 2001, с. 4-38.
2. 10 лет на службе городу. Ново-Николаевская городская дума в документах и материалах. НП «Центр архивных технологий», г. Новосибирск, 2008 г., с. 177, 267, 268.
3. Новосибирск, историко-географический атлас, Роскартография, Новосибирская картографическая фабрика, 1993 г., с. 13, 15, 21.
4. ГАНО, фонд Д. 97, оп. 1, д. 198, листы: 4, 4об., 9.
5. ГАНО, фонд Р. 1124, оп. 4, д. 8, листы: 2, 3, 4, 12, 14.
6. ГАНО, фонд Д. 156, оп. 1, д. 2741 — Метрическая книга по Томской духовной консистории Богородице-Казанской церкви г. Ново-Николаевска за 1912 год.
Материалы Первой межрегиональной Западно-Сибирской родоведческой науч-
но-практической конференции / Новосибирское историко-родословное общество ;
сост.: М. Н. Добрынин, Д. Ю. Гладышев – Новосибирск : Издательство НГОНБ, 2018. –
66, [1] с.