Собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского
г. Ново-Николаевск (ныне г. Новосибирск)
Собор, воздвигнутый в честь оберегателя и защитника земли Русской, святого благоверного князя Александра Невского, находится на главной улице города Новосибирска, — Красном проспекте (ранее Николаевский). Это первый каменный храм города и одно из первых каменных зданий Новосибирска, прежде Новониколаевска.
Город Новосибирск, вначале поселок Новониколаевский, возник как поселок строителей Транссибирской железной дороги. Создание Великого сибирского железнодорожного пути явилось крупнейшей государственной акцией на рубеже столетий, событием мирового значения, стоящее в одном ряду с такими крупными стройками человечества, как трансконтинентальные магистрали Северной Америки, Суэцкий и Панамский судоходные каналы.
Весной 1891 года изыскательская партия во главе с Н. Г. Гариным-Михайловским приступила к работе по выбору места для сооружения моста через реку Обь и в зависимости от этого направления трассы будущей железной дороги. При изучении нескольких вариантов изыскатели выбрали самый выгодный — строить железнодорожный мост возле села Кривощеково. Изначально предполагалось сделать мостовый переход возле старинного города Колывань, но в этом месте разлив реки оказался большим. Гарин-Михайловский в своей записке писал: «На 160-верстовом протяжении это единственное место, где оба берега в ложе скалистые. И это самое узкое место разлива: у Колывани разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен».
С началом навигации весной 1893 года на правом берегу Оби, напротив села Кривощеково, появился первый отряд железнодорожных строителей. С началом работ на стройку потянулись сотни крестьян из близлежащих сел, много было приезжей бедноты из России. Днем строители работали, а по вечерам строили бараки, землянки, чтобы не ночевать под открытым небом. Селились по берегам реки Каменки, неподалеку от места работы. Одновременно с поселком в устье Каменки возникло поселение рабочих, которые строили железнодорожную станцию, депо, мастерские. С расширением работ по строительству моста почти целиком было снесено село Кривощеково, многие жители которого переехали на правый берег в новый поселок, названный Александровским и позднее переименованным в Новониколаевский. В 1893 году в поселке Новониколаевском проживало 740 жителей. По первой Всероссийской переписи 28 января 1897 года в поселке было 1 404 жилых дома, проживало 7 832 жителя, а в 1905 году население уже превышало 22 тысячи человек.
Во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали для духовного окормления строителей железной дороги и мостов через сибирские реки по строящейся магистрали курсировал Вагон-Церковь. Вблизи от железнодорожной станции, ставшей градообразующей основой будущего Новониколаевска, была воздвигнута деревянная церковь во имя святого пророка Даниила.
10 октября 1895 года жители посёлка решили просить епископа Томского и Барнаульского Макария (Невского; †1926) благословения на строительство церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского. Был образован комитет во главе с начальником строительства Среднесибирского участка железной дороги инженером Н. Г. Межениновым. Комитет организовал сбор пожертвований на сооружение храма, выбрал для него площадку на возвышенном участке у железнодорожного моста, в начале лесной просеки — главной магистрали будущего города. Место для постройки выбрали с тем расчетом, чтобы храм был хорошо виден из проезжающих поездов и с подплывающих к пристани пароходов.
Строился собор по проекту архитектора К. К. Лыгина. Попечителем стройки комитет назначил инженера В. А. Линка.
Временно, до постройки каменного храма, было разрешено выстроить деревянный молитвенный дом. В течение месяца он был построен на средства жителей и 24 ноября 1895 года открыт. В декабре 1895 года молитвенный дом освятил священник Константин Львов. Первым священником в поселке стал Василий Алексеевич Посельский. Из его послужного списка видно, что он «по прошению прихожан был переведен на настоящее место в качестве сверхштатного для заведования новооткрываемым приходом при строящейся Новониколаевской церкви».
Указом Томской Духовной консистории от 22 декабря 1895 года № 8947 временно устроенный молитвенный дом в Новониколаевском поселке был освобожден от установленных отчислений на содержание духовных учебных заведений. Весь доход от этих сборов должен был поступать в комитет по постройке храма. После окончания строительства кирпичного храма молитвенный дом был разобран и перенесен на новый участок по улице Будаговской (ныне — Большевистская).
В поселке указом Священного Синода от 10 февраля 1896 года № 780 был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика. Последующим указом от 18 марта 1898 года № 2877 штат церкви увеличился еще на одного священника, диакона и псаломщика. Таким образом, причту по штату было положено: два священника, диакон и два псаломщика.
В мае 1896 года пришло известие об отводе бесплатно земли под церковь. Но начать строительство в 1896 году не удалось, вероятно, в связи с нехваткой средств.
Строительству этой церкви императорский двор придавал особое значение. Она строилась в память императору Александру III — основателю Великого сибирского пути. В 1890 году наследник российского престола великий князь Николай Александрович (будущий император Николай II) совершил путешествие на Дальний Восток, направляясь через Вену, Грецию и Египет в Индию, Китай и Японию. Летом 1891 года цесаревич Николай возвращался из Владивостока в Санкт-Петербург через Сибирь, в которой он обратил внимание на малочисленность церквей.
В 1894 году ставший императором Николай II учреждает Особый комитет по строительству церквей и учебных заведений вдоль Транссибирской магистрали. Создается фонд имени императора Александра III, который складывался из взносов благотворителей церкви. По линии Сибирской железной дороги было построено 27 церквей на средства этого фонда: в Новониколаевске, Омске, Каинске, Татарске, Тайге и других населенных пунктах.
Из этого фонда было выделено 47 тысяч рублей на постройку церкви Александра Невского в Новониколаевске. Из выделенных денег 19 тысяч рублей приходилось на долю московских купцов первой гильдии Баевых.
В апреле 1896 года император Николай II жалует под строительство храма и домов причта участок земли в одну десятину (2 400 кв. саженей) земли, принадлежащей Кабинету Его Величества. На строительство храма он пожертвовал 5 000 рублей и на изготовление иконостаса 6 500 рублей. 7 декабря 1899 года государь пожертвовал священническое и диаконское облачения, сшитые из весьма ценной золотой парчи, которая служила покровом на гроб великого князя Георгия Александровича. Также он передал в дар храму иконы афонского письма: Иверская икона Божией Матери и икона св. вмч. Пантелеимона Целителя. В 1991 году эти иконы возвращены храму Новосибирским государственным краеведческим музеем.
15 мая 1897 года состоялся торжественный молебен по случаю закладки храма. Присутствовал губернатор г. Томска генералмайор Ассигкрит Ломачевский, начальник Среднесибирского участка Транссиба Николай Павлович Меженинов и инженер Владимир Александрович Линк, а также большое количество жителей. Стройку возглавил по приказу Министерства путей сообщения инженерпутеец Николай Михайлович Тихомиров.
К концу 1898 года кладка кирпичных стен церкви была закончена. В ней было три престола: главный придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и два боковых — во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Роспись церкви выполнила томская иконописная мастерская И. А. Панкрышева. Собор, по свидетельствам современников, имел богатое оснащение. Ризницу украшали парчовые облачения для священнослужителей, а также образ Георгия Победоносца, пожалованный императрицей Марией Фёдоровной.
Клировая ведомость указывает, что церковь имела достаточную утварь: восемь священнических облачений, семь стихарей, в том числе один из золотой парчи, три серебряных потира с приборами весом от 1 до 5 фунтов, три напрестольных Евангелия, в том числе одно — в серебряном окладе, три серебряных напрестольных креста. Иконостас собора был застрахован в Синодальном страховом обществе на сумму 35 тысяч рублей. Для размещения штата церковнослужителей были построены три деревянных дома.
29 декабря 1899 года церковь была освящена епископом Томским и Барнаульским Макарием.
В «Путеводителе по Великой Сибирской дороге», изданном в 1901 году, приводится описание поселка Новониколаевска: «В центре поселения, раскинувшегося почти на 10 верст вдоль берегов реки Оби и ее притока реки Каменки, сооружен на суммы, пожертвованные Его Императорским Величеством и на жертвы и приношения частных лиц. Красивый каменный храм, долженствующий служить памятником Царю-миротворцу на Великом Сибирском пути…».
Первым настоятелем храма стал переведенный из причта Богоявленской церкви села Боготол 35-летний священник Николай Завадовский. В 1912 году в своем рапорте Высокопреосвященному Макарию, архиепископу Томскому и Алтайскому, благочинный града Новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский сообщает: «Александро-Невская церковь построена в 1899 году на средства из фонда имени Александра III и на пожертвования частных благотворителей, из коих главным жертвователем был государь император Николай Александрович, пожертвовавший 4 апреля 1896 года 5 000 рублей, в декабре 1899 г. — 6 500 рублей; и купцов супругов И. Д. и А. З. Баевых и других лиц при пособии из церковных сумм, разрешенных Епархиальным Начальством.
Храм каменный с тремя престолами: главный во имя Св. Благовернаго Князя Александра Невского и два боковых — во имя Св. Чудотворца Николая Мирликийскаго и святого великомученика Георгия Победоносца.
Главный придел освящен Вашим Преосвященством 29 декабря 1899 года, а последние два — по благословению Вашего Преосвященства в 1904 году (1 и 29 декабря). Причт состоит из трех священников и одного диакона и трех псаломщиков…». И далее: «…исполнивших христианский долг исповеди в текущем году было обоего пола 4 269 человек, в минувшем 1911 году — 4 220 человек».
Окончание строительства Александро-Невской церкви и освящение ее можно считать одним из самых больших успехов церковного строительства в Сибири. Церковь была самой большой и красивой из всех церквей, построенных из средств фонда Александра III, и размещалась на высоком берегу Оби. За постройку храма инженер Тихомиров был удостоен ордена Святой Анны. Исполненный в византийском стиле храм вознёсся своими куполами над двухэтажными купеческими домами и каменными торговыми рядами, идущими вверх по широкому Николаевскому проспекту.
В 1903 году поселок был утвержден безуездным городом Новониколаевском Томской губернии. В 1909 году город получает право городского самоуправления: право выбирать городскую думу и иметь городскую управу; становится равноправным в системе российских городов.
В городскую думу было избрано 40 гласных, в основном представители зажиточной части населения. Первым городским головой был избран Владимир Ипполитович Жернаков. В 1914 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин города» за труды на благо городу в течение пяти лет руководства городской думой.
Александро-Невский храм на долгие годы стал сосредоточением духовной жизни города. На территории прихода церкви размещались учебные заведения: реальное училище имени Дома Романовых, женская гимназия, учительская семинария, городское четырехклассное училище и 10 школ (одна из них церковно-приходская).
В феврале 1910 года храм во имя святого благоверного князя Александра Невского стал центром благочиния новониколаевских церквей. В городе Новониколаевске действовали на 1911 год следующие православные храмы: в Вокзальной части — Пророко-Данииловская церковь; в Центральной части — Александро-Невская церковь, Покровская церковь и Воскресенская церковь; в Закаменской части — Богородице-Казанская церковь. В военном городке в 1913 году была построена Преображенская церковь.
Быстрый рост экономики Новониколаевска сказался на численности и составе население города. По данным полицейского управления на 1 января 1912 года в городе проживало 63 552 человека: 32 560 мужчин и 30 992 женщины. 70 % населения Новониколаевска были выходцы из крестьян. Вторыми по численности (25 %) были мещане. Купцы, промышленники, чиновники составляли 1,8 % всего населения.
Увеличение жителей города вызвало необходимость постройки новых церквей. Поэтому в 1911 году местное общество возбудило ходатайство о строительстве в Вокзальной части города нового храма. 29 января 1912 года было освящено место строительства седьмого храма в городе на Турухановской площади. Строительство храма в честь Вознесения Господня закончилось в июне 1913 года (ныне — Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирска).
В приходе АлександроНевского храма существовало две приписных церкви: в честь Воскресения Господня и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1913 году они были выделены в самостоятельные приходы, а Александро-Невский храм в 1915 году получил статус собора.
Большинство жителей Новониколаевска были православными, но в городе существовали и верующие других религий. В «Сибирском торгово-промышленном ежегоднике на 1914– 1915 гг.», изданном в Красноярске в 1915 году, о Новониколаевске говорится: «В настоящее время в городе семь православных храмов. Римско-католический костел, молитвенные дома старообрядцев, лютеран и лиц магометанской и иудейской веры».
Закрытие и частичное разрушение храма
После Октябрьского переворота 1917 года власть в России перешла к большевикам. 20 января (2 февраля) 1918 года был принят Декрет Совета народных комиссаров о свободе совести, по которому Церковь была отделена от государства и школа от Церкви. С этого времени начались гонения на Церковь. Закрывались храмы, церковное имущество было объявлено всенародным достоянием.
Летом 1921 года в Поволжье, Приуралье, на Кавказе, в Крыму и на юге Украины наступила засуха, приведшая к голоду 20 миллионов человек. Под предлогом помощи голодающим, 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК издал Декрет об обязательном изъятии всех церковных ценностей. По всей стране начались процессы, на которых священнослужители и миряне обвинялись в сопротивлении проведению в жизнь декрета. Духовенство было объявлено контрреволюционным, и к нему стали применяться прямые репрессии, вплоть до тюремных заключений и расстрелов.
Начались массовые репрессии духовенства и в Сибири. В феврале 1922 года было учреждено Новониколаевское викариатство Томской епархии, епископом Новониколаевским был назначен Преосвященный Софроний (Арефьев; †1937). Томская епархия в 1920-е годы охватывала территории современных Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. Почти все священнослужители епархии прошли через ссылки, тюрьмы, концентрационные лагеря, а многие были расстреляны. В 1926 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, в котором появилась известная 58-я статья, по которой на протяжении тридцати четырех лет могли обвинить практически любого человека в контрреволюционных преступлениях.
В 1920-х годах Новониколаевск становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Большинство приходов Новониколаевской губернии захватывают раскольники-обновленцы во главе с лжемитрополитом Томским и Сибирским Петром Блиновым. Обновленчество и деятельность священника Петра Блинова находили в то время поддержку властей, но среди прихожан и части духовенства он встречал неодобрение и осуждение.
Одновременно с полицейским преследованием Церкви усиливалась и кампания по пропаганде атеизма среди народа. В 1925 году под руководством секретаря ЦК ВКП(б) Е. М. Ярославского организуется «Союз безбожников», позже переименованный в «Союз воинствующих безбожников» (1929). Через год этот союз уже насчитывает 87 тысяч членов. Хорошим орудием «союза» в борьбе с Церковью Христовой были действия обновленцев-раскольников.
Борьбу с обновленчеством особенно трудно было вести на окраинах страны — в Сибири, на Северном Кавказе, в Белоруссии и на Украине. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон, защищая Святое Православие и единство Церкви, в сентябре 1924 года рукополагает во епископа для Новониколаевска архимандрита Никифора (Асташевского; †1937). Таким образом, была учреждена отдельная Новониколаевская епархия. С приездом Владыки Никифора в Новониколаевск, началось массовое возвращение духовенства вместе с прихожанами из обновленческого раскола.
В целом до 1924 года на территории нынешней Новосибирской епархии было около 360 православных храмов и молитвенных домов. В г. Новосибирске в 1926 году проживало 120,1 тысячи человек. С конца 1920-х — в начале 1930-х гг. началось массовое закрытие и разрушение храмов. Были арестованы, приговорены к заключению, расстреляны несколько сотен священников и мирян Новосибирской епархии: протоиерей Николай Ермолов и священник Иннокентий Кикин (прославлены в лике Святых Русской Православной Церкви в 2002 году), архимандрит Сергий (Скрипальщиков), протоиереи: Василий Курков, Иоанн Боголюбов, Александр Аристов, Исидор Максимов, Василий Вавилов, священники: Василий Выхованцев, Петр Матузков, Николай Чемерзов, Иоанн Богатов, Владимир Тихомиров, протодиакон Григорий Солодилов и многие другие.
Новосибирская епархия. Митрополит Никифор (Асташевский; †1937) и архиепископ Сергий (Васильков; †1937) с духовенством и мирянами. Фото 1937 года. |
С кончиной Патриарха Тихона у обновленцев возросли надежды на победу над Православием. 11 апреля 1925 года по поводу кончины Святейшего Патриарха Тихона обновленческий Синод во главе с лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) выступил с призывом к объединению, которое должно было, по их планам, состояться на третьем Соборе. Новое всероссийское сборище обновленцев, которое они назвали
«Третьим поместным Собором на территории СССР», проходило с 1 по 10 октября 1925 года в Москве в Доме Советов. На нем присутствовало 106 раскольников, именовавших себя архиереями, более 100 лжеклириков и более 100 мирян.
Обновленческий лжесобор был задуман для низвержения патриаршего престола. В программе заседаний стояли следующие вопросы: 1. О мире в Церкви. 2. О церковном благоустроении. 3. Об участии Русской Церкви во Вселенском Соборе. 4. О выборе высшего органа церковного управления. На последнем заседании избран был весьма многочисленный Синод из 35 церковных деятелей. Среди них были и бывший председатель обновленческого Синода лжемитрополит Евдоким (Мещеряков), так называемый «митрополит всея Сибири» Петр Блинов и глава Украинской обновленческой Церкви лжемитрополит Пимен (Пегов), но в Синод вошли также священники и миряне. Избрали и президиум из четырех членов: лжемитрополит Московский Серафим (Руженцев), «митрополитблаговестник» Александр Введенский, протопресвитер Красоткин и профессор С. Зарин. Председателем Синода и президиума остался лжемитрополит Вениамин, но подлинным начальником и вдохновителем обновленчества оставался Введенский.
К 1933 году в целом была закончена насильственная коллективизация сельского населения. Остались отдельные граждане, не проживающие в деревнях и селах: охотники и насельники многочисленных староверческих скитов, разбросанных в самых отдаленных и неудобных для проживания районах в верховьях рек, в глухой тайге. Органами ОГПУ было сфабриковано дело под названием «Старообрядческая контрреволюционная повстанческая организация «Сибирское братство». Старообрядцы обвинялись в подготовке вооруженного восстания с целью свержения советской власти, в антиколхозной и антисоветской агитации среди крестьян, в выпуске и распространении контрреволюционных брошюр. С 1932 года проводилось прочесывание тайги с целью поисков таких скитов. По делу организации «Сибирское братство» в Западно-Сибирском крае было осуждено и приговорено к разным мерам наказания 283 человека. Из них епископов — 3, попов и начетчиков — 32, монахов — 74.
Ордер на арест. Ордер № 259, выписанный сотруднику УГБ УНКВД по Западно-Сибирскому краю на арест архиепископа Сергия. |
Преемником Владыки Никифора на Новосибирской кафедре, после отправки его на покой в 1935 году, стал архиепископ Сергий (Васильков; †1937). Но недолго ему пришлось управлять православной паствой, в 1937 году он был арестован и расстрелян. В 1938 году был расстрелян епископ Томский Серафим (Кокотов). С 1937 года Новосибирская епархия, как и большинство других архиерейских кафедр Русской Православной Церкви того времени, осталась без архипастырского управления.
В 1935–1938 годах большое число священнослужителей обвинялось в том, что они были членами кадетско-монархической организации «Союз спасения России». В эту так называемую «организацию» органы НКВД включали священнослужителей Православной Церкви всех ориентаций, старообрядцев и представителей иных религиозных течений. Репрессированных епископов, священников, диаконов, церковных сторожей и мирян после ареста заставляли подписывать против себя самые невероятные показания, и приговор приводили в исполнение.
Обновленчество разделило судьбу всей Православной Церкви. Власти в те годы совершенно перестали делать какие-либо различия между представителями церковных ориентаций. В 1937–1938 годах были арестованы и физически истреблены наиболее видные лидеры обновленчества: Петр Блинов — бывший глава сибирских обновленцев, Петр Сергеев — обновленческий митрополит Ростовский, Василий Челябинский — обновленческий глава Урала и другие. Еще раньше, в 1934 году, был арестован и умер в заключении Александр Иванович Боярский — виднейший лидер обновленчества, в последние годы своей жизни — митрополит Иваново-Вознесенский. В 1935 году последовал «самороспуск» Синода. Единственным духовным центром обновленчества с этого времени является митрополит Виталий Введенский — бывший председатель Синода. По инициативе профессора Зарина (своего секретаря), митрополит Виталий принимает пышный титул «Первоиерарха Московского и всех православных церквей в СССР». Однако вся эта внешняя помпа не может скрыть той ситуации, в которой очутилось обновленчество. Ярые противники единоличной власти и сторонники «соборного начала» вынуждены отныне перейти сами к единоличному управлению. С ликвидацией Синода отпал всякий осмысленный повод для раскола. В Сибири после ареста Петра Блинова обновленческая организация фактически распалась.
Священник Иннокентий Кикин. Родился 12 февраля 1878 года в селе Ушковском (Ушково-Чумаково) Каннского уезда Томской губернии в семье священника Арсения Ивановича Кикина. В 1899 году Иннокентий Кикин окончил Томскую Духовную семинарию по высшему разряду. С 18 августа 1900 года служил псаломщиком, а с 3 декабря 1902 года — учителем подготовительных классов Томского Духовного училища. 21 сентября 1910 года Иннокентий Кикин был рукоположен во священника и назначен настоятелем Свято-Никольского молитвенного дома села Нижне-Каменского Барнаульского уезда 16-го благочиннического округа (ныне Ордынский район Новосибирской области), где прослужил до своего ареста в 1937 году. Священник Иннокентий был арестован 28 июля 1937 года. Проходил как обвиняемый по тому же делу, что и протоиерей Николай Ермолов. 26 октября 1937 года расстрелян в Новосибирске. |
Собор во имя святого благоверного Александра Невского закрыли в 1938 году по распоряжению властей. Были сняты колокола, кресты, снесена колокольня. В 1930-х годах делались попытки взорвать его, но заряды разрушали только перегородки. Мощность зарядов увеличить не решились, так как по соседству находилось здание Запсибкрайисполкома, которое могло разрушиться.
По данным уполномоченного по делам Русской православной церкви при СНК СССР по Новосибирской области, за 1931–1937 годы постановлениями Западно-Сибирского крайисполкома было закрыто 185 православных церквей.
В конце 1930-х годов были закрыты все церкви на территории Новосибирской области, кроме — церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Новосибирске. Этот храм стал на короткое время кафедральным для прибывшего в Новосибирск в августе 1943 года архиепископа Варфоломея (Городцева; †1956). Трудами и молитвами Владыки Варфоломея были открыты многие храмы на огромной территории от Урала до Тихого океана. В годы Великой Отечественной войны по его призыву православные жители Новосибирска активно собирали пожертвования на укрепление армии и подарки воинам, на содержание госпиталей и детских домов. Верующие епархии приняли участие в сборе пожертвований на создание воздушной эскадрильи «За Родину!». Приходскими советами Новосибирской епархии только в 1944 году для фронта было собрано 826 500 рублей.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны советское правительство меняет свою религиозную политику. 8 сентября 1943 года в Москве состоялся Поместный собор Русской Православной Церкви, на котором митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский; †1944) был избран патриархом, возрожден прекративший в 1935 году деятельность Священный Синод. Начался период восстановления церквей в Советском Союзе. В Новосибирской епархии открываются уцелевшие храмы, в которых стали совершаться богослужения. По состоянию на 1 января 1946 года в г. Новосибирске и области действовало 3 церкви и молитвенный дом, в которых служили 12 священников и 2 диакона.
Конец 1950-х — начало 1960-х годов были наиболее трудными временами для Православия. В годы усиления атеистической пропаганды новосибирской кафедрой управлял митрополит Нестор (Анисимов; †1962) — известный миссионер, незадолго до назначения освобожденный из заключения. При новосибирских архипастырях Донате (Щеглове; †1979) и Леонтии (Бондаре, †1999) были закрыты многие приходы епархии, а также подвергалась регламентации со стороны властей церковная жизнь. По состоянию на 1 января 1961 года на территории Новосибирской епархии действовало 5 церквей и молитвенный дом, в которых служили 11 священников и 5 диаконов.
После непродолжительного пребывания на Новосибирской кафедре епископа Кассиана (Ярославского; †1990) с 1963 по 1964 год, в Новосибирск прибыл архиепископ Павел (Голышев; †1979). В годы архипастырского управления епархией Владыкой Павлом (1964– 1972) стали появляться ростки духовного возрождения. В храмы потянулась молодежь, стала появляться духовная литература. В 1962 году Новосибирск перешагнул миллионный рубеж. Город достиг миллиона жителей менее чем за 70 лет. Для сравнения: Чикаго понадобилось 90 лет, Нью-Йорку — 250, Москве — более 700, Киеву — около 900 лет.
За годы советского периода, после закрытия Александро-Невского храма, здание перестраивалось и разрушалось организациями, которые его занимали. В 1940-х гг. в соборе разместили сотрудников проектного института «Промстройпроект». В эти годы в интерьер было встроено перекрытие, лестничный марш, заменены оконные переплеты, частично нарушена кладка фасадов, полностью уничтожена роспись. В 1957 году решением горисполкома здание передали Западно-Сибирской студии кинохроники, которая выпускала известный киножурнал «Сибирь на экране», документальные и другие фильмы. За время эксплуатации студией помещение собора неоднократно подвергалось перепланировке: на огромных швеллерах были устроены дополнительные перекрытия, на этажах — комнаты, из окон второго яруса сделаны пожарные выходы. Из купола сделали комнату. Клиросная лестница вела в зал для просмотра киноматериалов. На первом этаже разместились администрация и киноархив.
В 1971 году при прокладке кабельной линии рабочие около Александро-Невского собора обнаружили склеп с останками строителя храма Н. М. Тихомирова.
Александро-Невский собор. Центральное помещение. Утрата пола из керамической плитки. Фото 1989 года. |
Александро-Невский собор. Центральное помещение. Состояние стен устоев храма. Фото 1989 года. |
Решением исполкома Новосибирского городского совета от 18 августа 1971 года останки выдающегося человека города были перенесены на Заельцовское кладбище. На могиле установлена надгробная плита «Н. М. Тихомиров — инженер-путеец (1857–1900)».
В 1985 году здание храма передали Новосибирской филармонии. Планировалось переоборудовать храм под концертный зал для камерного хора, и только после вмешательства общественности города строительные работы были остановлены.
Пероисточник http://ansobor.ru/articles.php?id=255