Каталог Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая История

Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая

с. Ново-Луговое (ныне с. Новолуговое)


История

 




Новолуговое

В 1914 году деревня Новолуговая входила в состав Барышевского прихода. В деревне имелась церковно-приходская школа. В середине 1920-х годов верующие Новолугового решили строить собственный храм. Пока неизвестны фамилии всех, кто трудился на строительстве храма, но некоторые имена уже сегодня можно назвать. Это Степан Александрович Сбоев, Иван Корлыханов и Прохор Павлович Проскоряков. Прохор Павлович позднее был председателем церковного совета Ново-луговинского храма.

С.А. Сбоев

С.А. Сбоев — один из жертвователей на строительство храма. Фото из личного архива автора Источник: www.orthedu.ru

С.А. Сбоев — один из жертвователей на строительство храма. Фото из личного архива автора
Около 1926 года храм был уже построен и освящен во имя святителя и чудотворца Николая. Первым настоятелем стал священник Андрей Бирюков.

С 1933 по 1936 гг. в храме служил священник Николай Чемерзов (позднее служил в Покровской церкви Новосибирска), а с 1935 по май 1937 года настоятелем Никольского новолуговского храма был архимандрит Сергий (Скрипальщиков).

Архимандрит Сергий (Скрипальщиков)

Архимандрит Сергий (Скрипальщиков) – настоятель Никольской церкви в 1935—1937 гг. Источник: www.orthedu.ru

После ареста отца Сергия в мае 1937 года в храм был назначен священник Владимир Тихомиров. Ему пришлось служить в Никольском храме еще меньше.

Постановлением Новосибирского облисполкома от 16 марта 1938 года № 290 Никольский храм села Новолугового был закрыт, а богослужебная утварь изъята. Напрестольное Евангелие позднее попало в запасники Новосибирского краеведческого музея. Судьба остальных ценностей неизвестна.

После Великой Отечественной войны 1941—1945 годов по благословению архиепископа Варфоломея группа верующих обратилась с ходатайством об открытии храма. Ходатайство это, после ряда проволочек, было удовлетворено. Первым настоятелем в послевоенные годы стал протоиерей Василий Стариков.

Священник Василий Стариков

Священник Василий Стариков – настоятель церкви в 1949 – 1951 гг. Источник: www.orthedu.ru

Приход получался довольно большим. Верующие не только Новолугового, но и станции Инской, села Барышева и других населенных пунктов южных пределов Новосибирска стали его членами. По данным уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви П.Н. Созоненка, в 1948—1949 годах в Никольском храме за литургией по воскресеньям молилось от 60 до 100 человек, несколько меньше весной и осенью во время сельскохозяйственных работ.

Никольский храм был единственным храмом Новосибирской области, где верующие в праздник Богоявления (Крещения) совершали «хождение на Иордань» (чин освящения воды в реке). «На Крещение в 1949 году, — писал в своем секретном отчете Созоненок, — в крестном ходе на реку участвовало свыше 400 человек, на 100 человек больше, чем в 1948 году. Крестный ход прошел спокойно, без несчастных случаев, прорубь в реке Ине была сделана небольшая, в виде креста (как и в прошлые годы). Только после освящения воды около проруби временами создавалась суматоха из-за стремления верующих быстрее взять воду. Кроме того, один из присутствующих на водосвятии молодой человек во время освящения воды неожиданно для многих произвел в виде традиционного салюта два выстрела в воздух из охотничьего ружья».

В 1949 году о. Василий Стариков ходатайствовал перед митрополитом Варфоломеем о назначении к нему в приход второго священника, но просьба его не была удовлетворена. Скончался о. Василий 25 декабря 1951 года, похоронен на кладбище в селе Новолуговом.

В результате исследований стали известны имена некоторых священнослужителей Никольской церкви, которые в разное время служили в Новолуговом. Это священники Александр Поспехов (1951 г.), Николай Уржумов (1951—1952 гг.), Николай Ватолин (апрель—август 1952 г.), Василий Новоселов (1952—1953 гг.), Алексий Осипов (1953—1957, 1958—1960 гг.), протоиереи Михаил Сорокумовский (1957—1958 гг.), Александр Поспелов (1960—1966 гг.), Владимир Миненков, Иоанн Слугин, священник Вячеслав Попов.

Наиболее заметным событием в жизни прихода стало служение протоиерея Алексия Осипова.

Протоиерей Алексий Осипов

Протоиерей Алексий Осипов — настоятель Никольской церкви в 1953—1957, 1958—1960 гг. Источник: www.orthedu.ru

Протоиерей Алексий Осипов привлекал внимание не только своих прихожан, но и уполномоченного Н. Ченцова, который в 1959 году писал в своем отчете: «В Ново-Луговинской церкви перед первомайским праздником священник Осипов выступил с проповедью, чтобы христиане в дни страданий Христа, распятого на кресте (1-2 мая), не веселились и не пили вина.

Как сообщил председатель Н. Луговинского сельсовета, эта проповедь сильно отразилась на посещаемости клуба в первомайские дни, только с 3-го мая (1-й день Пасхи) началисъ массовые гулянки.

Священник Ново-Луговинской церкви выписывает журнал «Наука и религия», а клуб такого журнала не выписывает». (ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 58. Л. 6).

Подробнее о жизни, деятельности, личности протоиерея Алексия Осипова могут рассказать его личные воспоминания: «Приехал я в храм в 1953 г. к весеннему Николе, к престольному празднику. В 1954 г. с благословения митрополита Новосибирского Варфоломея (чья гробница находится в Новосибирском кафедральном соборе Вознесения) началось строительство бревенчатого дома в ограде храма для священника. А на следующий год, в 1955 г. — строительство новой сторожки, на месте землянки, где одна половина была просфорней, а другая крестильней. В том же 1955 г. была построена новая ограда вокруг церкви с бетонным фундаментом, бетонными вратами, бетонными столбами. Ворота были перенесены на южную сторону (с западной ранее), т.к. на западной стороне был выстроен Дом Культуры и между ним и нашими воротами устроена волейбольная площадка (по головам проходящих верующих били мячом).

С 1956 г. (точнее с конца 1955) началась художественная роспись купола и стен храма. Сначала был поставлен новый иконостас (ныне стоящий) с росписью новых икон. Затем в куполе 4 Евангелиста и остальные иконы в рамах на холсте по стенам центральной части храма.

В 1957 году были сделаны боковые пристройки к храму (северный и южный), сложены новые кирпичные печи.

Пристройки делались под предлогом необходимости иметь боковые двери на случай пожара. Таковых раньше не было.

Западная стена была разобрана (выпилена, и сейчас заметны углы выпиливания бывшей стены) и паперти были превращены в церковь. Храм внутри удлинился и получил дополнительную площадь помимо боковых пристроек. А паперти были устроены маленькие и крыльцо отодвинуто на запад. Большей площади сельсовет категорически не разрешал.

В декабре 1957 г. указом митрополита Новосибирского Нестора я был переведен из Новолугового в Новосибирский кафедральный собор. На место настоятеля Никольского храма был назначен прот. Михаил Сорокоумовский. При нем не было ничего сделано по кратости его пребывания, т.к. в следующем году — 1958, с августа я был вновь возвращен в с. Новолуговое. Сразу же, как и в предыдущие годы, было уделено внимание обновлению всей ризницы. Заново были сшиты все новые ризы и облачения Престольные ныне покойной инокиней Василисой.

Во дворе храма, за Алтарной частью, были осенью 1958 г. рассажены ряды деревьев: — рябины и клена.

В 1959 г. продолжена иконописная роспись западной части храма — киот со многими иконами Ликов Божией Матери. С наружной стороны бревенчатые стены храма были выкрашены в зеленый цвет. Отремонтирована крыша жестяная и покрашена. Колокольня дала наклон вправо (подгнила деревянная угловая подушка). Выкопали все четыре чурбака и фундамент залили бетоном и кирпичом.

С 1958 г. были мною установлены в обязательном порядке ежевоскресные по вечерам духовные беседы на толкование Священного Писания: Евангелия, Деяний Апостольских, Послания ап. Павла и Св. Апокалипсис.

Терпение тогдашних властей (с/совета и облисполкома) лопнуло и в 1960 г. весной советские власти сняли меня с прописки и запретили служить в Никольском храме. Духовные беседы по вечерам их встревожили в идеологическим уровне, т.к. на беседу помимо своих прихожан, ездило много верующих из г. Новосибирска, знавшие меня по службе у них в Соборе.

Некоторое время мне нигде не давали места служения. И только в конце мая направлен был в г. Абакан Красноярского края указом епископа Новосибирского Доната. А в с. Новолуговое епископом Донатом был назначен протоиерей о. Александр Поспелов (с 1960 г.)

При нем кроме текущего ремонта ничего не делалось. А по смерти его был назначен в с. Новолуговое прот. Владимир Миненков. Не помню, в каком году. Вот он и взялся делать водяное отопление в храме, выстроив котельную. Он же произвел расширение Алтаря и написание Запрестольной большой иконы явление Воскресшего Христа Марии».

В шестидесятые годы в новолуговинский храм была передана утварь из закрытого храма Александра Невского в городе Колывани.

В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Владимир Бирюков. На попечении прихода находятся ближайшие населенные пункты: с. Барышево, с. Издревая, с. Березовка, с. Быково, с/х «Железнодорожный». В великие праздники хор вместе со священником выезжают в эти села для поздравлений и молебнов. Кроме того, священниками прихода еженедельно посещается ближайшая больница для исповеди и причастия больных, а также, в случае необходимости, больница станции Инская и роддом №7 для крещения слабых новорожденных по просьбе их родителей.

Е.А. Шабунин
Образование и Православие