Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая
с. Маслянинское (ныне пгт Маслянино)
Никольский храм села Маслянино: уточнение дат
Никольский храм села Маслянино: уточнение дат
Ростовцева И.Л.
НГУАДИ, г. Новосибирск, Россия
УДК: 72.036
ББК: 85.113
Аннотация. Рассматриваются особенности архитектуры и история создания храма во имя Святителя Николая в селе Маслянинском Барнаульского уезда Томской губернии. Уточняются даты возникновения православного прихода и строительства храма. Установлено, что храм построен по типовому проекту № 9 из альбома проектов храмов, Высочайше одобренных для строительства в Сибири . Впервые вводятся в научный оборот сведения о храмах, построенных по этому проекту. Исследование основано на архивных источниках.
Ключевые слова: история архитектуры и строительства, православие, храм, культовая архитектура, типовой проект, Маслянино.
Введение. До сих пор датой строительства храма в Маслянино считался 1896 г., эти сведения почерпнуты из Справочной книги по Томской епархии. В четырех выпусках этого издания, вышедших после постройки храма (в 1898—1899 , 1902 1903 , 1909—1910 гг. и 1914 г. г.)), повторяется информация о том, что в селе Маслянинском построен деревянный однопрестольный храм во имя Святителя Николая Мирликийского [7, c.269; 8, c.279; 9, с.724–725; 10, c.498–499]. В выпуске Справочной книги за 1902 1903 гг. встречается фраза о служивших в храме: младшем священнике Сергее Ивановиче Краснове «на сем месте с 1892 г.» и псаломщике Дмитрии Максимовиче Конусове «на настоящем месте с 1890 г.» [7, c.724]. То есть до постройки здания в 1896 г. приход и храм уже существовали. О том же свидетельствуют хранящиеся в ГАНО метрические книги Никольского храма, начинающиеся с 1859 г. [2, л.2], а по сведениям архивной службы Маслянино, в селе с 1829 г. существовал молитвенный дом [5]. История создания православного прихода и строительства храма в селе Маслянинском Барнаульского уезда Томской губернии потребовали пересмотра и дополнений, поскольку найденные в последнее время архивные документы отодвигают дату строительства с 1896 г. на 1863—1866 гг.
Материалы и методы. Источником исследования послужили: типовые проекты и вновь найденные документы по истории строительства Никольского храма, хранящиеся в Государственном архиве Томской области (ГАТО), обмерные чертежи, данные натурных обследований, а также старая (рис.1) и современные фотографии здания (рис.4)
Результаты. «Первый храм в деревне Маслянинской был построен тщанием прихожан, на их средства в 1863 г. При строительстве был использован проект № 3» [3, л.7], но из какого именно альбома точно не указано. Если имеется в виду «Атлас Священного Синода», то храм был деревянным и совсем маленьким, рассчитанным всего на 80 человек [1, с.3]. Освящение построенного храма состоялось в 1866 г., [3, л. 2об.], а уже в 1886 15 июня прихожане просили епархиальное начальство разрешить им расширить храм, «используя проект № 5 из планов, Высочайше утвержденных для Западной Сибири». К этому времени в селе насчитывалось прихожан мужского пола 2 414 человек и женского пола 2 532 человек [3, л.7]. Пока шла переписка с Томской духовной консисторией, жители Маслянино собрались на сход и решили, что присоединение нового леса к обветшавшей церкви нецелесообразно, а потому составили новое прошение о разрешении им строить новый храм [3, л.8].
В 1890 г. благочинный 16 го округа священник Петр Митропольский подает в консисторию рапорт с приложением прошения прихожан о строительстве новой, деревянно й на каменном фундаменте церкви по плану № 9. С момента строительства первого храма прошло всего 30 лет. Любопытно, как за 30 лет церковь могла настолько обвешать, что названа именно «ветхой». Скорее всего, дело в том, что расширить здание, не прекращая богослужения, было невозможно, потому что план позволял расширение только по периметру или с разборкой внеш них стен и материала понадобилось бы больше, чем на постройку новой церкви. Если считать, что выбранный окончательно проект № 9 взят из альбома Святейшего синода, то рассчитан он всего на 300 прихожан и особенностью его композиции является восьмигранная форма центрального объема кафоликона [1, л.9].
В июне 1892 г. причт храма сообщает благочинному, что постройка до сих пор не начата, поскольку нет билета на вырубку бесплатного леса. В сентябре 1893 г. Лесная часть уведомляет Духовную консисторию о том, что отпуск леса разрешен и распоряжение отдано Салаирскому лесничему [3, л.9].
Когда 20 сентября 1893 г. «благочинный церквей № 35 округа Томской епархии, священник Павел Соколов, Маслянинской Николаевской церкви старший священник Василий Туберовский, псаломщики Иван Крестовоздвиженский и Димитрий Козусов, сельский староста Бубенщиков с прихожанами, осматривали местность избранную сходом прихожан под постройку в селе Маслянинском новой деревянной церкви во имя Святителя Чудотворца Николая, оказалось, что местность эта находится от самой ограды старой церкви с западной стороны, грунт земли крепкий, от жилых домов с одной только стороны в расстоянии 50-70 сажен, а с другой никакого жилья нет, от реки в ½ версты. Нашли, что это место для возведения храма Божьего есть совершенно удобное, что и удостоверяем подписями» [3, л.12]. Выбранное под строительство место примыкало к ограде старой церкви с запада, значит с восточно й стороны от современного храма можно попытаться обнаружить старый фундамент.
Из дальнейшей переписки о строительстве храма узнаем, что крестьяне на сходе решили еще увеличить размеры выбранного ими и утвержденного Епархиальным начальством плана храма, заказав лес на 2 аршина длиннее, чем предусмотрено проектом. За этим последовало прошение в Томскую духовную консисторию о разрешении такого изменения типового проекта. Оправдывая свои противозаконные действия, крестьяне пишут, что возврат к прежним размерам леса потребует много времени для его обработки, хранения и приведет к серьезной задержке строительства. В качестве аргумента для скорейшего начала строительства храма названо сильное влияние раскольнического движения в Маслянино и возможность ухода части прихожан из православия в раскол, если и дальше медлить с началом строительства [3, л.13].
Консистория обратилась к епархиальному архитектору В. Хабарову с просьбой разрешить внести коррективы в проект, вызванные изменением размеров строительного материала. Хабаров ответил согласием, при условии, что кроме периметра здания, пропорционально будет увеличена и его высота.
Во всей этой переписке нигде не упомянута сложная форма кафоликона, а сам построенный храм, сохранившийся до нашего времени имеет простые прямоугольные очертания плана кафоликона, трапезной, притвора и пятигранную форму алтарной абсиды, т.е. совершенно не похож на проект № 9 из Синодального альбома. Возвращаясь к фразе о выборе проекта № 9 из Высочайше одобренных планов для Западной Сибири, понимаем, что речь идет не о «проектах деревянных церквей для постройки в селениях Томской и Тобольской губерний» из часто использовавшегося в то время «Атласа планов и фасадов церквей», именуемого атласом Священного синода [1, л.2, 3, 9], а о каком то другом альбоме.
В процессе работы в Центре хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ в Барнауле, где сохранились копии чертежей храмов, возведенных на территории Барнаульского округа, подвергавшихся переделкам и расширению, нами были обнаружены проекты № 5 (по которому первоначально предполагалось расширение Никольского храма) и № 9 (по которому должен был строиться храм в Маслянино). Оба проекта из Высочайше одобренных чертежей [11; 12].
При внимательном изучении сохранившейся фотографии Никольского храма с. Маслянино рубежа XIX-XX вв. и сравнении ее с проектом церкви Казанской иконы Божией Матери в деревне Шиловой, составленным по проекту № 9, обнаруживаем полное сходство в очертаниях верхнего яруса колокольни и восьмигранного купола с люкарнами на низком глухом барабане, водруженном на четверик. Даже мелкие детали точно воспроизводят проект купола храма и колокольни завешены маленькими главками, в основании которых восемь треугольных кокошников.
Видимые различия в облике храма и проекта № 9 обусловлены увеличением церкви на «2 аршина во все стороны» с пропорциональным увеличением высоты. Архитектура храма претерпела при этом существенные изменения. Расширенный четверик центрального объема стал основанием для более широкого, чем в проекте, восьмерика увенчанного тяжеловесным куполом, а увеличение высоты кафоликона повлекло за собой устройство второго уровня окон, так что объем оказался двусветным. В нижнем уровне, на северном и южном фасадах, окна раздвинуты от оси и между ними вставлены входные двери, в верхнем уровне расположены три окна. В увеличенную на 2 аршина трапезную пришлось то же добавить по одному окну на северном и южном фасадах (рис. 3). В очертаниях западного фасада, не разработанного в чертежах типовых проектов, появился непропорционально высокий и пустой треугольный фронтон на слишком широком притворе под колокольней, над открытым крыльцом папертью устроен навес (рис. 1). С юга к притвору и трапезной примыкает пристройка придел, появившаяся позже строительства основного объема. До недавнего времени сохранялась деревянная обшивка горизонтально расположенной доской шалевкой с крупным рустом, имитирующим каменную кладку на углах здания.
Никольский храм был закрыт по распоряжению Облисполкома № 1703 от 21 октября 1939 г.: здание приспособили под театр, а купол и колокольню уничтожили. Приходская жизнь возобновилась только в 1985 г., когда собралась православная община и началась м о литва. В 1990 г. здание храма вернули церкви, а в 1993 г. были возведены новые купол и колокольня [13], не имеющие ничего общего (кроме местоположения) с первоначальным проектом храма. В 2016 г. проведен ремонт здания, в процессе которого внешние стены были обшиты сайдингом.
Выводы. Выявленные нами первоисточники позволили понять логику построения архитектурной композиции здания храма во имя Святителя Николая Мирликийского пос. Маслянино и восстановить историю его создания. Результаты анализ а рассмотренных материалов дали возможность утверждать, что приход Никольского храма в Маслянино на 30 лет старше, чем было принято считать, а его архитектура сильно отличается от типового проекта № 9 из Высочайше одобренных, по которому строился храм. При сохранении общей структуры плана трапезного храма здание претерпело изменения в композиции фасадов. Никольский храм является наглядным примером того, как в процессе строительства мог изменяться типовой проект храма под воздействием требований заказчика.
Список источников
- Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. Издание Святейшего Синода. М.: Синодальная типография, 1899. 55 с.
- Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-156. Оп. 1. Д. 2454. Метрические книги Николаевской церкви с. Маслянино. 1859 1862 гг.
- Государственный архив Томской области ( Ф. 170. Оп. 4. Д. 276.
- Из истории храма Святителя Николая Чудотворца [Электронный ресурс]. UR L :
www mikm 08. narod ru index 8. htm (дата обращения: 29.09.2018). - Отдел архивной службы Маслянинского района. Ф.1. Оп.1. Д.58а № 96.
- Ростовцева И.Л. Личный архив.
- Справочная книга по Томской епархии за 1898 99 год. Томск : Тип. епарх. братства, 1900. 458 с.
- Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год / сост. под ред. секретаря Томской духовной консистории Д.Е. Березова. 1903. 531, LVI с.
- Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год: с дополнениями и изменениями в личном составе священно церковно служителей: по 1-е марта 1911 г. Томск: Тип Приюта и Дома Трудолюбия, 1911. XVIII . 810 с.
- Справочная книга по Томской епархии / Сост. служ ащими консистории под рук.В.А. Карташева в янв. -марте мес. 1914 г. Томск: Т в о «Печатня С.П. Яковлева», 1914. VIII, 594 с.
- Центр хранения архивного фонда Алтайского края ( ЦХАФ АК). Ф. 31. Оп. 1. Д. 455.
- ЦХАФ АК. Ф. 31. Оп. 1. Д. Расширение церкви построенной по № 5 Высочайше одобренных чертежей в деревне Битковской Чингисской волости Барнаульского округа Томской губернии. 2 января 1895 г. Епархиальный архитектор В. Хабаров.
- Шабунин Е.А. Юго-Восточное благочиние Новосибирской епархии. Часть 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/k raeved/ugo_vost_blag ochin/1.htm (дата обращения: 29.09.2018).
Источник: Журнал «Региональные архитектурно-художественные
школы» 2018 №1, стр. 108-113
Метки: историко-культурное наследие
Документ подготовили: Ирина Львовна Ростовцева