Храм во имя Архистратига Божия Михаила
с. Листвянское (ныне с.Листвянка)
«В сущности, человеку надо немного…»
Я уроженка села Листвянка, в настоящее время живу в Астрахани. В память о своей Родине собираю материал об истории села, о людях, когда-то проживавших там. Регулярно читаю «Черепановские вести», из которых узнала немало нового об истории района. Думаю, моим землякам будет интересно вспомнить или узнать о людях и событиях времён минувших.
Достоверность приведённых фактов подтверждена документально материалами, собранными мною в Госархиве НСО, из личной переписки с внучкой священника И.И. Плотникова, проживающей в Санкт-Петербурге, другими источниками.
Многим уроженцам села Листвянка, родившимся в 40-70-х годах минувшего столетия, хорошо знакомо здание, изображенное на этой старой фотографии. Когда-то оно располагалось на самом высоком месте при въезде со стороны Черепаново. При советской власти здесь хранили зерно. Затем служило клубом. Хорошо помнят местные старожилы и школу через дорогу от него – деревянный одноэтажный бревенчатый дом. Но мало кто из жителей и школьников тех лет знает о людях и событиях, напрямую связанных с этими двумя зданиями. Уже давно нет ни того, ни другого строения, но память о школе сохраняется в умах и сердцах бывших учеников. Оба помещения: и клуб – бывшая церковь, и школа, когда-то были тесно связаны с именем одной личности.
Была украшением села
В здании нашей бывшей школы проживала семья священника Иннокентия Ильича Плотникова, служившего в листвянской церкви, возведённой в 1910 году в честь Архистратига Божия Михаила. С её открытием село выделилось в отдельный приход 46-го округа Благочиния Барнаульского уезда Томской епархии.
Здание церкви было построено в стиле неоклассицизма и, по-видимому, являлось настоящим украшением села. Купол и звон колоколов были видны и слышны в соседней деревне Татарка, что в трёх километрах от Листвянки. По этой фотографии искусствоведами Марией Викторовной Плотниковой (внучкой священника И. И. Плотникова) и её мужем Анатолием Яковлевичем Басыровым совсем недавно был установлен архитектурный стиль церкви – в тот период времени, когда она являлась еще зернохранилищем. Фото и информация о церкви размещены на сайте http://temples.ru/card.php?/D=20350.
Церковь в Листвянке просуществовала до 1937 года. До Листвянского прихода протоиерей И. И. Плотников служил в анисимовской церкви. У него и жены Марии Викторовны было шестеро детей: Алексей, Иоасаф, Татьяна, Николай, Вера и Виктор. Двое старших родились в селе Анисимово, остальные четверо – наши земляки. В 1912 году отец Иннокентий организовал в Листвянке церковно-приходскую школу.
Псаломщиками при храме были Дмитрий Поливанов, также служивший ранее в анисимовской церкви. Помогала здесь и Елизавета Андреевна Гахова, уроженка Листвянки. Старостой церкви была Прасковья Кондратьевна Иванова. Любовь Васильевна Хромова служила просвирней. Сторожами работали Василий Кузьмич Чепурных и Степан Перервин. В 1913 году в листвянской церкви насчитывалось более тысячи прихожан – кроме листвянских к приходу относились и жители двух соседних сёл.
С установлением советской власти и организацией колхозов жизнь в селе резко изменилась. Началось выселение кулаков – крестьян, нанимавших на временные работы в своём хозяйстве помощников (батраков). На основании таких решений из Листвянки было выселено около 20 семей. Подобным разбирательствам подверглась и семья священника. Несмотря на то, что помощников для работы в своём хозяйстве не нанимал, в 1930 году его семью лишили избирательных прав, из Листвянки не выселили, но школу закрыли.
В 1937 году церковь была разорена, священные книги сожжены, иконы разбиты, кресты и колокола вывезены куда-то на конных подводах. Уцелел лишь язык одного из колоколов, который в настоящее время хранится в листвянском школьном музее.
«Решение «тройки» отменить…»
Немногим позже из села увезли и служителей церкви. Их судьбы были определены решением «тройки» НКВД. Кроме четверых, официально имевших отношение к храму псаломщицы Гаховой, старосты Ивановой, просвирни Хромовой и сторожа Чепурных, были арестованы ещё 6 человек: Степан Михайлович Анохин, Анна Яковлевна Ковалёва-Галушкина, Евфросинья Петровна Клёцкина-Сонина, Домна Порфирьевна Карнюхина, Степанида Дмитриевна Коншина и Афанасий Петрович Сонин. Все они, неграмотные или малограмотные, без определённых занятий или занимавшиеся хлебопашеством, обвинялись в совершении уголовных преступлений. Плотникова, Анохина, Хромова, Чепурных, Коншину, Корнюхину 22 сентября 1937 года расстреляли.
В конце 60-х годов начались проверки дел осуждённых следственным отделом управления Комитета госбезопасности Новосибирской области. По результатам проверки дел наших земляков подготовлено заключение, в котором подведён итог: «Решение «тройки» НКВД в отношении 11 лиц отменить».
Так, спустя 22 года, официально закончилась жуткая, трагическая история, внезапно охватившая наших земляков, малограмотных людей, в большинстве своём уже преклонного возраста, занимавшихся до рокового 1937 года привычным крестьянским трудом. О своей реабилитации узнала, возможно, только Прасковья Кондратьевна Иванова, вернувшаяся домой через 5 лет. Судьбы остальных отправленных в лагеря остались неизвестными. Старожилы предполагают, что они умерли в ссылке.
Имя Иннокентия Ильича Плотникова, просветителя-предшественника начала XX века, и информация о нём внесены в базу данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: новомученики и исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую православную церковь – сайт http://213.171.53.29/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans?notextdekor.
Потомки священника Плотникова
О семье Плотниковых известно следующее. Сыновья Алексей и Николай были участниками Великой Отечественной войны. Николай погиб в 1942 году. Алексей после войны жил и умер в Томске. Второй сын священника Иоасаф умер в 1932-м в возрасте 22-х лет при неизвестных обстоятельствах на призывном пункте в Черепаново. Дочь Вера жила в Ташкенте, работала в общевойсковом училище, умерла в 1976-м. Дочь Татьяна, в замужестве Якунина, с 1940 года с матерью и младшим Виктором жили в Искитиме. Умерла в 2007 году в Новосибирске.
Наверняка все дети И. И. Плотникова учились в школе, организованной их отцом. Теперь старожилы помнят только Виктора, круглого отличника, окончившего Листвянскую семилетку. Среднюю школу Виктор окончил в городе Искитим в годы войны. Обучаясь в старших классах, он одновременно заменял учителя младших классов. Затем поступил на архитектурный факультет Новосибирского строительного института.
В биографии Виктора Иннокентьевича Плотникова написано: «…Выставка произведений Третьяковской галереи, экспонировавшаяся в Новосибирске, произвела на юношу столь сильное впечатление, что он решил изучать искусство и уехал в Ленинград. Там с отличием окончил Таврическое художественное училище, затем искусствоведческий факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Не имея материальной поддержки в послевоенные годы, он сочетал учёбу с вечерней работой в детских студиях изобразительного искусства...». Окончив с отличием институт, стал аспирантом, защитил кандидатскую диссертацию, а спустя несколько лет и докторскую. Доктор искусствоведения, профессор ленинградского института им. Репина, Виктор Иннокентьевич много лет посвятил изучению проблемы народности и национального своеобразия искусства. Учёный уделял большое внимание проблемам современного искусства и художественной критики.
Жизнь В. И. Плотникова оборвалась в автокатастрофе в Азербайджане (1978 год), где он находился в научной командировке. Накануне отъезда он записал в своём дневнике: «В сущности, человеку надо немного: быть человеком, воспитать человека и не быть забытым».
Дочь Виктора Иннокентьевича Мария является старшим научным сотрудником Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Она и её муж А. Я. Басыров – уроженцы Ленинграда. В 1975 году окончили факультет теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, оба члены Союза художников. Мария Викторовна работает в отделе народного искусства, хранитель фондов. Анатолий Яковлевич состоит в живописной секции и работает как художник. Он участник многочисленных выставок, в том числе и в Германии. В выставках участвуют работы трёх поколений художников – сына Луки Басырова, его отца Анатолия Яковлевича и деда Виктора Иннокентьевича Плотникова.
С наилучшими пожеланиями
Галина Васильевна Полянская (Кутлусурина),
доцент Астраханского государственного технического университета
Цитата заголовка «В сущности, человеку надо немного…» взята из записной книжки В.И. Плотникова (1925—1978), сына священника", отца моей жены М.В. Плотниковой. Разбирая архив В. И. Плотникова в мыслях о предстоящей памятной дате к 100-летию со дня его рождения, мы обнаружили его подписанную акварель с датой: «24 авг.1945 г.» -изображение храма Архистратига Божия Михаила в селе Листвянка Искитимской епархии, тогда в 1945 г. переделанного под клуб. Она написана почти с того самого места, что и опубликованная фотография. Причем следы снесенного фронтона на опубликованном фото предполагали наличие колонн- они обнаружились на западном портале при входе в храм.( в акварели-слева, на фото их уже нет). Следы декоративного фронтона на боковой северной стене подкупольного четверика тождественны на фото и в акварели (в их правой части). Акварель зафиксировала первоначальный декор наличников окон, к моменту съёмки фото уже утраченных.
Двадцатилетний сын священника запечатлел храм, возведенный трудами его отца, в память о нем. Наверное, не случайно акварель наклеена на обороте обложки журнала 1937 года- года, когда он лишился отца.
Кроме того, в исследовательской работе ученицы Анжелики Язвенко на тему"Село моё родное" в Листвянской школе опубликован сохранившийся язык церковного колокола (Слайд 9), видимо. находящийся в школьном музее https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-selo-moyo-rodnoe-1056571.html
Мария Викторовна Плотникова и Анатолий Яковлевич Басыров
Метки: воспоминания