Храм в честь Богоявления Господня
с. Коуракское (ныне с. Коурак)
Ирина Ростовцева. Использование типового проекта №9 в процессе строительства храмов сел Коурак, Доронино Кузнецкого и Ярки Барнаульского округов Томской губернии
Во второй половине XIX века, все строительство храмовых зданий в российской провинции велось по типовым проектам. Департаментом сельского хозяйства, Главным управлением путей сообщения и публичных зданий и Министерством государственного имущества были предприняты издания Альбомов и Атласов проектов каменных и деревянных церквей и часовен различной вместимости (от 80 до 750 человек), которые отправлялись Святейшим Синодом в епархии и строительные комиссии для строительства недорогих храмов и упрощения их согласования. Основным , часто используемым в Сибири можно считать Атлас издания 1857 г, который переиздавался позже с дополнениями и очень схожий с ним "Атлас Священного Синода”. Специально для Сибири, сибирскими же архитекторами , дополнительно разработаны упрощенные проекты, деревянных церквей без обшивки, сопровождавшиеся сметами cрасчетом применения местных строительных материалов. [8, С. 7-8.]
В строительстве церквей для переселенцев рубежа XIX-XXвв. Проект №9 (Рис. 1) деревянной церкви на 300 человек, [1, С. 9] был одним из часто употребимых, поскольку соответствовал запросам населения большинства переселенческих поселков средней величины. О популярности проекта церкви на 300 человек в Барнаульском округе и Кулундинской степи писал Р. Ю. Волостнов, упоминая построенные с копии чертежа №9 церкви сел Ново Полтава, Николаевка, Чистюньское, деревни Черновая Барнаульской волости. [ 2, С.119 ]. Этот проект был использован при строительстве новой Скорбященской церкви Чемальской общины Алтайской миссии. [ 7, C. 156] . По свидетельству вдовы епархиального архитектора Хабарова, церковь села Валерьяновского построена по плану №9 в 1897г. с уменьшением архитектором вместимости здания с 300 на 200 человек . [ 4, 36 лл.]
с. Коурак . В 2015г. В №2 (10) журнала Живоносный источник опубликована фотография здания бывшей Богоявленской церкви с. Коурак (Рис.2), построенной по проекту №9.[9, С. 28-29 ] Церковь деревянная однопрестольная, построена в 1860 г., а в 1876 г. храм был полностью реконструирован. Фотография запечатлела северный фасад церкви после ее закрытия, когда купол и колокольня храма были уничтожены. Судя по фотографии церковь возведена точно по проекту без изменений, обшита тесом. Углы оформлены с имитацией каменной кладки. По проекту выдержаны расположение окон и даже форма наличников.
По воспоминаниям заведующей школьным музеем села Натальи Леонтьевны Ефименко, "внутренняя высота храма составляла 8 м. Он был построен на лиственничных сваях. На высоте свай — пол (черновой), далее 80 см — слой перегноя для тепла, далее чистовой пол . Стены деревянные, обшиты тесом, покрыта железом. Бездействует с 1934 г.» [Там же ]
д. Доронино. Крестьяне деревни Дорониной Коуракской волости относившейся к приходу церкви с. Коурак изъявили свое желание построить новый однопрестольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, по плану и размерам, Богоявленской церкви в с. Коуракском Кузнецкого округа. (Рис. 4) Приговор крестьян деревни Дорониной от 21 марта 1911г. содержит следующую запись: «План на постройку церкви желаем №12 с прямыми углами а не 8-миугольником.» [ 6 , Л.2. ] Под номером 12 в атласе Св. Синода находится проект храма на 700 молящихся, по которому построен храм в с.Турнаево в связи с этим, Томская Духовная Консистория требует от заказчиков уточнений относительно источника информации. Возникшую путаницу с номерами проектов вынужден был объяснить благочинный, о. Виктор Лавров тем, что бывший в его распоряжении атлас типовых проектов не имел титульного и двух первых листов[ 6, Л. 10.].
В результате уточнений, стало понятно, что речь идет об Атласе Святейшего Синода и взятом из него проекте №9, центральная восьмигранная часть которого должна была по желанию заказчиков, стать прямоугольной. (Рис.5.)При этом менялась и форма кровли В результате такой переделки,храм должен был выглядеть, как разновидность проекта №19,из того же Атласа, только меньшего размера.[1, С. 28 ]
В августе 1915г. иерей Виктор Лавров докладывал в Консисторию: «Во исполнение указа Духовной Консистории от 5 августа сего года за №20125 имею честь донести, что церковь в деревне Дорониной начата постройкой 15 августа сего года и согласно заключенного договора, имеет быть окончена в трехлетний срок.» то есть к 1918г. [ 6, Л. 40.]
с. Ярки.Летом 2015г. удалось обследовать и обмерить здание бывшей церкви в селе Ярки Черепановского района НСО, прежде Карасевской волости Барнаульского уезда Томской губернии, при строительстве которой был применен проект №9.
В 1910г. ярковские крестьяне обратились в Томскую Духовную Консисторию с прошением о разрешении собирать средства на строительство церкви .[ 5.] По материалам школьного музея, собранным директором школы Кронидом Григорьевичем Романовым, «... церковь начали строить на самом высоком месте в 1914—1915 гг. Строили ее всем селом. Для крепости раствора при кладке фундамента, ярковские крестьяне корзинами везли яйца. Престол церкви села Ярки Карасевской волости Барнаульского уезда был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы. К приходу Троицкой церкви относилось село Ракиты. Жили в нем зажиточные крестьяне. Сейчас это село исчезло с лица земли. .»
По воспоминаниям местных жителей, «над церковью было пять куполов (здесь скорее всего допущена неточность, поскольку в типовом проекте, по которому создавалась церковь, купол был один). Она была очень богато украшена, утварь дорогая, паникадило с позолотой. Первым церковным старостой был Николай Петрович Дюмин. Священник сначала был приезжий из села Казанцево. Позже появился иеромонах Михаил (Байгулов). Псаломщиком одно время был Бондаренко Иван Сергеевич. Первыми в церкви венчались Василий Ионович и Прасковья Степановна Юдины. Последним церковным старостой был Ерохин Максим Иванович он долго не отдавал ключ от храма. Но потом ключ забрал житель этого села старик Евдоким Сытенко.
Среди материалов школьного музея, есть свидетельство Прасковьи Максимовны, Зотовой (девичья фамилия Ерохина) проживавшей в 30-е годы в с. Ярки ,о том, что последним священником в Троицкой церкви с. Ярки был монах Михаил (Байгул), который проживал в доме ее родителей и рассказывал, что родом был из Москвы.
В годы политических репрессий, когда повсеместно арестовывали а казнили священнослужителей, верующие люди с. Ярки просили своего священника уехать из села, так как опасались за его жизнь. Но он не уезжал. В 1930 году, когда вероятность быть арестованным стала реальной, отец Михаил согласился уехать из села, но сделать это было уже сложно. Чтобы спасти жизнь своего священнослужителя, сельчане решили тайно вывезти его. Запрягли лошадь, отец Михаил лег в телегу, сверху набросали сено и повезли в Черепаново. Чтобы не вызвать подозрение, «продавать сено на базар» послали молодых девчат Ерохину Марину и Родину Ксению, которым было по 18 лет. Им было страшно ехать, так как если бы обнаружили батюшку в телеге, то казнили бы и их. Чтобы придать себе смелости и не вызвать подозрения у встречных, девушки пели песни, особенно когда ехали через лес. Бог им помог, они благополучно доехали до Черепаново, высадили батюшку и вернулись домой. Дальнейшая судьба отца Михаила неизвестна
В 1932 году храм закрыли, но не разрушили. Крест сбрасывал житель села по фамилии Ярков. Через некоторое время он погиб на пожаре. Иконы уничтожили. Около школы рыли туалет, и из большой иконы Божьей Матери вырезали лик и положили в нужник. Кощунствовавший над иконой житель села,через три дня умер.
Ярковский храм разделил участь большинства сельских церквей – до войны здание использовалось как склад зерна. машины с зерном разгружались, подъезжая почти вплотную к северному фасаду, на котором для удобства убрали крыльцо.
В 50-е годы стали приспосабливать здание под клуб. (Рис.3) «С начала 1953 года в здании церкви был открыт клуб и сельская библиотека»[4 ]. Согласно архивным данным в 1950г. Ярковская церковь представляла собой: «Здание деревянное. Купола сняты. Церковная утварь отправлена в Москву. Здание ветхое, внутри переоборудовано.» [ 3 , Л.26.]Отапливать высокое помещение оказалось не выгодно и верхнюю часть центрального восьмигранника храма и колокольню сняли, сделав из этого материала жилой дом, стоящий до сих пор на противоположной стороне улицы.
В селе живет Ирина Владимировна Сенина ( в девичестве Кириенко), внучка священника церкви села Карасево, Евсея Яковлевича Куруса. По воспоминаниям Ирины Владимировны, церковь до 1948 года была еще высокой, как видим на фотографии.
Пока здание было клубом, в нем регулярно показывали кино. Мальчишки, у которых не было денег, но очень хотелось посмотреть фильмы, догадались забираться в подвал и оттуда было хорошо слышно и даже кое-что видно сквозь щели в полу. Однажды один из любителей кино замешкался ,отстал от товарищей — застрял в подвале и плакал, пока его не вытащили оттуда.
После закрытия клуба, здание храма было разделено на три жилые квартиры, имеющие входы с разных сторон, а одно из помещений занято магазином. В таком состоянии оно находится и сейчас. В одной из квартир в здании бывшего храма, приходилось останавливаться у родственников мужа ,Николая Илларионовича и Анны Федоровны Балакиных, Алевтине Григорьевне, сотруднице храма во имя святителя Алексия митрополита Московского в Черепаново. Эта квартира, включала часть помещения бывшего алтаря, пятигранной формы, где стояла печь, оставшаяся от храма. Там была устроена кухня. Хозяева были на редкость радушны — в их маленькой квартирке, порой ночевали до 16 человек.
В общих очертания центральной части здания еще угадываются формы храма. Хорошо сохранился кирпичный цоколь, частично оштукатуренный и основная часть деревянных стен сруба церкви. На всех фасадах нижние венцы подгнили, а на южном фасаде ( со стороны преимущественных ветров), количество поврежденных бревен больше чем на остальных. Владельцы магазина оштукатурили среднюю часть фасада, думая спасти таким образом стену от разрушения.
Алтарная часть изменена пристройками разной формы и высоты. Утрачены все три крыльца-паперти. Сейчас в бывшие дверные проемы вставлены оконные коробки, а на стене видны места крепления конструкций крыльца. На южном фасаде , где располагается магазин, поставлены пластиковые окна, на остальных фасадах наличники окон и рамы деревянные, прямоугольные, с прямыми очельями наличников.
При осмотре здания храма, становится ясно, что при его строительстве был использован проект №9 из «Атласа планов и фасадов церквей,” [ 1.,C. 9.] но в него внесены изменения.
Судя по фотографии здания, опубликованной историками Ярковской школы, все окна храма расположены на одном уровне, хотя по проекту №9 в центральной восьмигранной части здания, 2 окна размещались над дверными проемами, на 7 бревен выше рядовых окон. Такое высокое расположение окон на фасаде имело целью наилучшим образом осветить центральную часть храма , а в Ярковской церкви освещение было недостаточным. Для исправления недостатка, окна поставлены на косых частях восьмерика, тогда как в проекте на плоскости, параллельной стене продольного фасада. Следов окон-люкарн, имевшихся в проекте , на кровле не сохранилось — скорее всего их не было. Притвор под колокольней вовсе не имел светового проема- только слуховое окно, размером в одно бревно.
Фотография сделана вероятно в начале 50-х гг, когда пустовавшее здание собирались приспособить под клуб. Колокольни и куполов уже не было.
Трудно судить был ли храм полностью обшит досками, вероятнее всего нет, иначе бы сохранились следы крепления досок к фасаду. К моменту изготовления снимка, обшивкой был покрыт только повышенный ярус восьмерика и колокольни, располагавшийся над основным карнизом здания. Дополнительно этот ярус был украшен рамочными филенками, оси которых совпадали с осями окон.
Остатки основания колокольни перекрыты восьмискатной кровлей, как и восьмерик центрального объема, причем место где располагалась главка, прикрыто отдельным куском металла. По воспоминаниям местных жителей, церковь была пятиглавой, а по проекту должна была иметь одну главу. На фотографии видна заплата на грани ската кровли которая может быть закрытым отверстием основания одной из малых глухих главок пятиглавия, остальные места расположения главок не видны с этого ракурса. Учитывая что в проект были внесены изменения с расположением окон, можно допустить и существование пятиглавия.
3. Заключение. Приведенные примеры позволяют судить о том, что типовые проекты храмов из Атласа использовались как схемы которые можно было гибко изменять, с учетом всех пожеланий заказчиков. При внесении изменений заказчики должны были оговорить все условия и закрепить их проектом, составленным епархиальным архитектором. Большая часть этих проектов утрачена. В ГАТО сохранились только те из них, которые содержали изменения выполнявшиеся спустя несколько лет после завершения основного строительства, например пристройка колокольни или увеличение трапезной.
После закрытия церквей, национализации зданий , и их дальнейшем приспособлении под новые нужды, в целях экономии тепла, повышенные объемы кафоликонов разбирались до уровня основной высоты стен и использовались для создания пристроек, либо для строительства отдельно стоящих домов.
Библиографический список
1. Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях”. Издание Святейшего Синода, — М.: Синодальная типография, 1899г. — 55 с.
2. Волоснов Р. Ю. Сельское культовое зодчество Алтая конца XIX — начала XX в. // Мир науки, культуры, образования № 5 (12), 2008, — с. 118 -122.
3. ГАНО, Ф. 1418, Оп.1, ед.хр. 37 .
4. ГАТО, Ф.170, Оп. 4, Д. 313, 36 лл.
5. ГАТО, Ф.170, Оп. 7, Д. 233 (326) . Документы о строительстве Троицкой церкви с. Ярки Карасевской волости Барнаульского уезда. 07.03.1910 — 18.07.1919
6. ГАТО, Ф.170, Оп. 7, Д. 267.
7. Крейдун Ю.А. протоиерей. Миссионерское храмоздательство на Алтае. Воссоздание облика утраченных храмов XIX начала XX векаю : монография /Ю.А.Крейдун. — Барнаул:Алт. Дом печати, 2013 – 262с.,8 л. ил.
8. Образцовые проекты церковных строений: Материалы альбомов XIX -XX в. СПб., 2003.
9. Шабунин Евгений , Храмы Тогучинского района // Живоносный источник №10, С.28-29]
Автор: Ирина Львовна Ростовцева, старший преподаватель кафедры ОА ПИАиГ НГАХА