Собор во имя Святой Живоначальной Троицы
г. Колывань (ныне п.г.т. )
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СОБОР Г. КОЛЫВАНЬ
В поселке Колывань на улице Советской в глубине квартала находится неказистое здание, внешне похожее на клуб. Большинству колыванцев неизвестно ни происхождение, ни истинное назначение этого сооружения. И лишь немногие знают, что это – бывший православный храм. Немым укором предстает он взору прохожего.
Построение этого храма относится ко времени перемещения Колывани в середине XIX века на новое место. В «Сибирской Советской энциклопедии» говорится, что основание Колывани тесно связано с Чаусским острогом, возникшем в 1713 г. Чаусский острог был переименован в Колывань[1] в 1796 году. Позже (в 1822г.) Колывань была преобразована в губернский, а потом в окружной город Томской губернии. В середине 50-х годов XIX века Колывань была перенесена на 7 километров на юг на место нынешнего ее расположения.
Свято-Троицкий собор. Фотография нач. 1920-х гг. Из личного архива автора
На протяжении первых полутора столетий своего существования Колывань была крупным торговым городом, с довольно значительным по тем временам населением. Поэтому оставшаяся на территории старой Колывани (в селе Чаусском) Богоявленская церковь оказалась неудобно расположенной для большинства прихожан. По ходатайству епископа Томского Парфения перед Святейшим Синодом, в 1859 году была разрешена к построению в Колывани церковь с наименованием «соборною». Как свидетельствуют документы из фонда Томской духовной консистории Государственного архива Томской области, «храм был заложен 15 августа 1861г. и освящен 1 октября 1867 года. Зданием собор каменный, c таковой же в одной связи колокольней, покрыт железом, сложен очень прочно. Собор построен тщанием прихожан”.
Главный престол в соборе был освящен в честь Святой Троицы, а два боковых придела имели престолы: правый во имя святой великомученицы Екатерины, левый во имя мученицы Наталии и преподобного Кирилла диакона. История сохранила нам имя главного жертвователя на сооружение этих приделов купца первой гильдии Кирилла Климовича Кривцова. Освящение одного из престолов в честь преподобного Кирилла понятно: это небесный покровитель купца, имел ли он родственниц с именами Екатерина и Наталья, пока не установлено. По крайней мере, известно, что в Колывани устраивалась ежегодная екатерининская ярмарка, видимо связанная с престольным праздником.
Существует мнение, что проект Троицкого собора был выполнен известным архитектором К.Н.Тоном – автором проекта храма Христа Спасителя в Москве, или кем-либо из его учеников.
До нас дошло имя первого настоятеля собора - протоиерея Михаила Федоровича Вавилова, а благодаря недавним исследованиям удалось установить имена некоторых священников, диаконов и псаломщиков, в разные годы служивших в Троицком соборе. Это протоиереи Феодор Сосунов, Диомид Чернявский (1890—1892гг. очень известный священник в Западной Сибири, основатель Новониколаевского приюта “Ясли”), Трифон Шостак (в 1922 году, позднее священник Воскресенской церкви Новосибирска), священники: Константин Львов (с 1892г.), Павел Комаров (1895—1901гг.), Михаил Безсонов(1903—1909гг., позднее служил в Воскресенской церкви г. Новониколаевска), Михаил Ерлексов (с 1907г.), Василий Курков (с 9 апреля 1910 по 1912г), Михаил Лавров (с 23 мая 1913 и в 1914 году был диаконом Свято-Троицкого собора г. Колывани. С1913 по 1914 учитель соборной церковно-приходской школы. Позднее служил в Троицком соборе священником. В 1922 г. священник с. Кандауровского, где служил до начала 1930 — х годов, когда был выслан в Нарымский край. Перед арестом в 1938 статистик райпотребсоюза в селе Бачкар. Расстрелян в1938 году.), Нил Глушинский (с 22 сентября 1911 и в 1914 году был настоятелем), Павел Угодин (с 13 июня 1914), Александр Шереметинский (с 1914 был вторым священником), Иоанн Ткачев. Диакона: Павел Ураев (1859—1873 гг., с 1873 г. священник), Алексий Омский (с1889 г.), Петр Доброумов, Иоанн Горячев (с 1909 года). Псаломщики: Николай Иволин (1859—1878 гг.), Димитрий Сосунов (позднее священник в Барнаульском уезде), Александр Молчанов (с 1890 г.), Павел Колесников (с 1910 года), Павел Попов (с 1909 года), Севастиан Курков (1909—1911гг.), Николай Липовицкий (1888-).
Свято-Троицкий собор. Юго-западный фасад. Современный вид.
Самым известным священником Троицкого собора был отец Василий Курков.
Курков Василий Андреевич. Родился около 1879 г. в семье мещанина. В 1900 г. окончил Бийское катехизаторское училище, а с 1902 г. обучался в регентском классе Санкт-Петербургской Придворной капеллы. 27 июля 1906 г. был рукоположен в сан диакона к Троицкому собору г. Колывани. Свое служение совмещал с преподавательской деятельностью: был заведующим и законоучителем Колыванской соборной церковно-приходской школы и законоучителем 2-го женского народного училища министерства народного просвещения в Колывани. В 1909 г. рукоположен во священника. С 1910 по 1915 гг. священник Свято-Троицкого колыванского собора. С 1915 года и до своей смерти отец Василий Курков служил в Вознесенской церкви Новониколаевска. В 1933году он первый раз был арестован, отбывал срок в БАМ лаге. В декабре 1936 года вернулся в Новосибирск, а 28 июля 1937года, вместе с большой группой духовенства и мирян, был вновь арестован и 25 августа 1937 года расстрелян.
Церковным старостой собора с 1901 г. состоял колыванский купец Николай Тимофеевич Орлов.
Троицкий собор стоял на огромной площади, обстроенной домами наиболее богатых людей в городе. Здесь же на Соборной площади размещались базар, учительская и церковно-приходская школы, Городская Управа и Дума.
Сохранились отрывочные сведения о том, что учительская школа была открыта в 1898 г.; при ней существовала образцовая одноклассная церковно-приходская школа.
Заведующим учительской школой с 1907 г. состоял священник Михаил Ерлексов; он же преподавал Закон Божий. В 1911 г. преподавателями в учительской школе были: М.П. Ситников — старший учитель, А.М. Львов, П.В. Поломошнов и М.М.Попов.
Каждый день утром и вечером под мелодичный перезвон колоколов спешил колыванский люд на богослужение. Вся жизнь колыванцев была неразрывно связана с храмом: сюда несли крестить младенцев, под ликующий звон колоколов выходили счастливые новобрачные, под гулкими сводами храма звучала “вечная память” покойному.
По свидетельству старожилов храм поражал своим богатым убранством, величественно пел хор, звучал бас диакона, струился синий кадильный дым. Шли годы, и казалось, так будет всегда…
Но не прошло и года после начала революции, и в начале 1918 года советским правительством был принят декрет “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”. Началось разграбление и уничтожение церквей и монастырей, осквернение мощей и святынь, преследование духовенства, закрытие храмов. В Сибири эти процессы начались позже, их начало оттянула гражданская война, но проходили они часто еще более жестоко, чем в европейской части России.
Не миновала подобная судьба и Колывань. По невыясненным причинам в ночь на 1 февраля 1932 года в Троицком соборе вспыхнул пожар. Огонь быстро удалось погасить, но фактом пожара воспользовалась новая власть, священнослужителей собора обвинили в умышленном поджоге, и решением Западносибирского крайисполкома[2] храм был закрыт.
Позднее все церковное имущество было вывезено в Новосибирск. Дальнейшая судьба всех ценностей неизвестна, и только лишь фрагменты трех плащаниц находятся в настоящее время в фондах новосибирского областного краеведческого музея.
Графическая реконструкция собора
Впоследствии здание храма переделали: купол, колокольня и главки были сломаны, а в 1950-е годы западный фасад получил завершение треугольным фронтоном с советской символикой.
Здание неоднократно переходило от одной организации к другой. До конца 1980-х годов здесь размещался кинотеатр “Победа”, а с 1990 – х — вещевой рынок, страховая компания, медицинский кооператив. Сейчас здание передано новообразованному приходу.
Здание находится на охране как памятник архитектуры.
[1] С татарского – «город у озера»
[2] От 29 апреля 1932 г. за № 2743
Автор: Шабунин Евгений Александрович
Опубликовано: Портал "Образование и Православие"
Ссылка на первоисточник: http://www.orthedu.ru/kraeved/kolyvan/1.htm