Храм во имя Святого Благоверного Александра Невского
г. Колывань (ныне п.г.т. Колывань)
Колывань: вотчина святого князя Александра Невского
Сразу после трагической гибели Государя Императора Александра II Освободителя, погибшего в 1881 году в Санкт-Петербурге от рук народовольцев, в Российской империи началось повсеместное возведение памятников – храмов и часовен в честь небесного покровителя убиенного Государя святого благоверного и великого князя Александра Невского.
На месте гибели Императора за несколько дней была построена временная часовня, в которой совершали памятные панихиды. Часовня простояла до 1883 года, вплоть до начала строительства Храма Спаса на Крови.
В это время в Колывани собирались возвести новую церковь и освятить ее в часть Покрова Пресвятой Богородицы. Однако трагическое событие послужило толчком к решению построить храм в память убиенного Царя Александра II. Строить Александро-Невскую церковь на свои средства «по плану, утвержденному для церкви Покрова» пожелал видный сибирский меценат Кирилл Климович Кривцов. Он подал соответствующее прошение, оно было утверждено сыном погибшего Императором Александром III, небесным покровителем которого также был святой князь Александр Невский. В честь святого был назван и Александр I Благословенный, поэтому святого называли и называют небесным покровителем русских монархов.
Новую колыванскую церковь освятили в 1887 году. При этом нужно отметить, что колыванцы не отказались и от идеи строительства Покровского храма. Он всё равно был возведен три года спустя в 1890 году, но, к сожалению, до нашего времени не сохранился.
Первые сестры
Колыванскую Александро-Невскую церковь закрыли в 1934 году. После Великой Отечественной войны по просьбе верующих власть разрешила возобновить богослужения, однако в 1962 году церковь окончательно закрыли. Спустя время снесли купола, звонницу, растащили полы, лестницы, а потом вообще решили взорвать здание. Но, как и в случае с Александро-Невским собором в Новосибирске, который тоже взрывали, но так и не смогла разрушить, колыванская церковь во имя святого князя Александра Невского также оказалась крепкой, не поддалась взрывчатке, выстояла. Покорёженная, с выбитыми окнами, она простояла до 1990 года. Правда в соответствии с решением Новосибирского облисполкома от 14 апреля 1976 года уже в качестве памятника культуры. Однако восстанавливать её начали только в 1990 году на средства Новосибирской епархии.
В 1991 году произошло торжественное для Православной Сибири событие. Впервые за всю историю Русской Православной Церкви Предстоятель Русской Церкви посетил сибирскую землю. Им стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 15 мая Его Святейшество совершил полное освящение возвращенного Церкви Александро-Невского собора в Новосибирске (кстати, возведенного как храм-памятник Царю Александру III Миротворцу), а на следующий день совершил молебен и освятил крест и закладной камень келейного корпуса первого в епархии монастыря – женской монашеской обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы и благоверного князя Александра Невского. Сам же Александро-Невский храм был освящен годом позже, и уже после этого события в монастырь заехали первые сестры.
Почему монастырь Покровский?
Насельницы обители (сегодня их уже свыше сорока!) очень хотели быть под Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и иметь в Александро-Невском храме еще один престол. Священноначалие пошло навстречу просьбе сестер, и женский монастырь стал Покровским Александро-Невским. Удивительно то, что в то время монахини даже предположить не могли, что когда-то церковь как раз и должны были освятить в честь Покрова Пресвятой Богородицы, об этом они узнали много позже.
Есть еще один момент, который возможно сыграл во всей этой истории важную роль. В Александро-Невской церкви изначально находился образ Божией Матери «Игумения горы Афонской», как пояснили в монастыре, очень редкий в обычных приходах. Царица Небесная, Игумения, считается покровительницей монашествующих, и это вполне могло навести на мысль о создании в Колывани монашеской обители с монастырским храмом во имя святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия. Кроме того, прежнему главе администрации Колыванского района Виктору Михайловичу Ноздрюхину, почившему в 2010 году, членство в коммунистической партии не помешало заявить незадолго до организации в Колывани женской монашеской обители: «Хорошо бы здесь построить монастырь, благо будет Колывани…» Вот уж воистину пути Господни неисповедимы.
Место паломничества
В церкви много икон святого благоверного князя Александра Невского. Мозаичная икона святого расположена и на внешней южной стене храма, еще одна икона святого находится в построенной рядом с храмом водосвятной часовне в честь Новомучеников и исповедников русских и царственных страстотерпцев: в Доме Романовых всегда было особое отношение к святому князю; святой страстотерпец Николай II почитал святого благоверного и великого князя Александра Невского как небесного покровителя своего отца Александра III Миротворца.
Народ идет в монастырь непрестанно. Это не только колыванцы. Люди приезжают из соседних поселений, из Новосибирска. Не обязательно на воскресные службы, иной раз приезжают издалека и в будничные дни, всего лишь «на минутку» — поставить свечу у иконы святого, попросить у него помощи, заказать молебен. Каждую неделю в обители читают акафист святому благоверному князю Александру Невскому.
На вопрос, случаются ли в монастыре чудеса после усердной молитвы ко святому, сестры пожимают плечами. Ни чудесных исцелений от неизлечимых болезней, ни неожиданного приобретения материальных благ – ничего такого они припомнить не могут. Но отмечают: в трудные 90-е годы построить такой монастырь, придать ему благолепие, расписать храм, не имея материальных средств, можно было только предстательством святого князя Александра. И с уверенностью говорят об ощущении постоянного присутствия в монастыре и Пресвятой Богородицы, и святого благоверного князя Александра Невского, и это ощущение порождает мир в душе, что несравнимо выше всяческих исцелений и прочих земных благ.
Автор: Дмитрий Кокоулин
Опубликовано: Вестника Новосибирской митрополии
Ссылка на первоисточник: https://nskmi.ru/esmi/articles/6794/