Храм во имя Архистратига Божия Михаила
с. Ключевское (ныне с. Ключи)
История прихода
В 1895 году жители Ключей Ключевского района стали инициаторами постройки храма. По сложившейся традиции «община подавала ходатайство архиерею с указанием причин, вызвавших необходимость строительства, и обязательствами в деле постройки церкви: постройка церкви собственным коштом, избрание священно- и церковнослужителей, гарантия содержания церкви и причта». Согласно Уставу духовной консистории 1833 году к строительству церквей предъявлялись следующие требования: «строить там, где имеется надобность; место избиралось бы на площади; строительство без промедления и из прочных материалов; достаточное количество прихожан; определить размеры содержания причта; обязательное устройство причтовых домов». Все эти условия ключевцами были выполнены. Количество прихожан с 1897 по 1899 годы выросло со 185 до 851. Место было выбрано в самом центре села, где и сегодня располагается центральная площадь.
Вспоминает один из старейших жителей района Павел Иванович Гуков: «Церковь стояла, где сейчас райисполком (прим. – здание администрации). Кругом было пусто, даже в начале 1930-х годов никаких строений не было. Церковь строил наш дед (прим.− Гуков Василий Иванович), он был в составе церковного совета. Они нанимали, ездили, в Павлодаре бригаду. Место выбрали более-менее высокое. Строили два года. Строили за деньги населения Ключей. Вокруг не было ничего, кроме церкви, поэтому она была, как скала. Были красивые крест, купола, колокольня».
О прочности материала говорит тот факт, что здание после трех перестроек и одном переносе на новое место, до сих пор стоит (является жилым многоквартирным домом). Как и большинство сельских храмов Кулундинской степи, церковь во имя Архистратига Божия Михаила в селе Ключевском была деревянной в одной связи с таковою же колокольней, однопрестольной. Строительство было закончено в 1897 году, 4 ноября 1897 года с благословения Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского, церковь была освящена благочинным благочиния № 37священником Иоанном Разумовым, однако еще два года церковь была приписной к Бор-Форпостовской. Указом Святейшего Синода № 6618 от 25 октября 1899 года в Ключах был открыт самостоятельный приход, причта по штату положено священник и псаломщик. В 1900 году храм был обнесен деревянной оградой, в 1902 году обшит тесом и окрашен в белый цвет. Внутри оштукатурен и выкрашен в голубой цвет. По стенам внутри храма имелись иконы из Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Содержание причту было определено стандартное (600 рублей священнику и 200 рублей псаломщику; руги (плата причту в виде жалованья или помощи хлебом от прихожан) священнику 350 пудов, псаломщику 125 пудов и кроме того причт пользовался доброхотными даяниями от прихожан за требоисправления). Для причта прихожанами были построены в 1897 году новые дома со всеми надворными постройками. К сожалению, пока не удалось найти информацию, какой проект из числа одобренных Святейшим Синодом был взят за основу при сооружении храма. Не сохранилось ни одной фотографии, запечатлевшей образ Михайло-Архангельской церкви до ее закрытия и перестройки в районный дом культуры в 1936 году. Попытаться реконструировать вид церкви можно на основе данных по страхованию церквей 1910 году (Приложение 1, табл.15): «Михайло-Архангельская церковь в селе Ключевском деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и выкрашена, внутри оштукатурена и выкрашена, покрыта железом, окрашенным масляною краскою. Длина церкви с колокольнею 142/3 саженей, ширина 5 саженей, высота 41/3 саж., на церкви имеются одна большая и одна малая главки, окон в церкви 14 шт., дверей наружных створчатых 3, внутренних 4. Иконостас: длина 42/3 саж., высота 31/3 саж.
Церковь отапливается двумя печами контрамарками (прим. – печь круглой формы). Колокольня в два яруса, общей высотой до верхнего карниза 52/3 сажени. Ближайшая к сей церкви постройка − жилой дом − находится с юго-восточной стороны на расстоянии 25 саженей. Церковь построена в 1897 году, строение сохранилось хорошо». В 1928 году власть начала готовить революционные преобразования в деревне. Намечавшейся коллективизации могли навредить зажиточные крестьяне, как правило, люди религиозные, а центрами противодействия могли стать храмы. Поэтому решено было нанести упреждающий удар. В феврале 1929 году был подписан указ ЦК ВКП(б) «О мерах усиления антирелигиозной работы», в котором говорилось: «…Усиление социалистического строительства, социалистическое наступление на кулацко-нэпманские элементы вызывает сопротивление буржуазно-капиталистических слоев, что находит свое яркое выражение на религиозном фронте, где наблюдается оживление различных религиозных организаций…». Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» продолжило практику ограничений в правах верующих. Желающим образовать религиозное объединение предписывалась сложная и запутанная процедура регистрации. Одновременно разворачивалась кампания по закрытию церквей. Инициаторами выступали местные власти, аргументируя чаще всего следующими доводами: село остро нуждается в здании для культурно-просветительской работы; здание церкви практически не используется верующими (как вариант − не ремонтируется); существуют задолженности по налогам перед государством. Разберем процедуру закрытия на примерах двух храмов Ключевского района.30 января 1935 года состоялись общегражданские собрания Ключевского сельского совета, на которых выступили представители районной власти. Вот что, например, говорил К.В. Каурцев (внук священника, сын учителя церковно-приходской школы): «При упорной работе советской власти за время ее существования культурный уровень трудящихся поднялся вопреки вылазкам классового врага через служителей религиозного культа. В данный момент стоит задача о культурном строительстве двора колхозника, общественных культурных учреждений для предоставления возможности свободного уютного развития подрастающего поколения в духе социалистического строительства. Для достижения качественных мероприятий улучшения учебы, воспитания детей дошкольного возраста необходимо использовать все имеющиеся возможности и средства, для чего необходимо имеющуюся церковь передать в распоряжение сельского совета для приспособления ее под детские ясли и площадку». Постановили: «принимая во внимание, что имеющаяся церковь требует капитальных затрат и сноса на другое место, как мешающая культурному и архитектурному оформлению площади, и для приспособления как помещения под детский культурный очаг, передать с 3 января 1935 год в распоряжение сельского совета». В марте 1935 года президиум ключевского сельсовета, рассмотрев итоги собраний, решил закрыть церковь и материалы передать в РИК для утверждения и передачи церкви под культурные нужды села. 23 ноября 1935 года РИК принимает решение о передаче молитвенного здания под культурные нужды. А дальше планы местных властей были нарушены − в краевую комиссию по вопросам культов Запсибкрая поступила жалоба религиозной общины села Ключи, и, −торжество социалистической демократии − краевая комиссия по вопросам культов, направляя жалобу в Ключевский РИК просит сообщить, почему изъята церковь из пользования верующих, и одновременно указывает удовлетворить все законные требования религиозной общины. Речь, конечно же, не идет о чуде, просто бюрократические требования не были соблюдены. В дополнение к присланному материалу по ликвидации церкви в село Ключи комиссия по культам просит выслать следующие материалы: справку о количестве избирателей в населенных пунктах, обслуживаемых церковью (свыше 18 лет); акт комиссии о сохранении церкви; сообщить, на каком расстоянии находится такая же церковь в пользовании верующих; сколько времени не работает церковь, имеется ли религиозная община, есть ли задолженность, сколько и когда будет ликвидирована; предоставить план использования здания церкви, проект переоборудования, смету расходов и сведения о наличии средств в с/советах на переоборудование. РИК оперативно сообщает, что церковь не изъята, а только подано ходатайство об изъятии, собирает запрошенные данные, и 12 декабря составляет акт осмотра церкви, в котором комиссия в составе «уполномоченного Райфо тов. Дорохова, представителя сельсовета Михайлова и представителя от строительства десятника тов. Кацалап, и от церковного совета староста Иванов Кузьма и священника культа Чернышева», произведя обследование, устанавливает, что необходимо: «Пристройство трех крылец, исправление всего фундамента, замена нижних окладников нижнего ряда. Перекладка всех трех печей, исправление крыши с заменой некоторых частей железа. Произвести покраску крыши и всю наружность стен и заменить некоторые части обшивки новой обшивкой и обшивка цоколя, заменить половые и потолочные балки новыми. Комиссией установлено: 1) печки к топке в данное время непригодны, некоторые запретить топить; 2) поручить десятнику строительства тов. Кацалапу составить смету на вышеуказанные недостатки и предложить церковному совету устранить все выше перечисленные недостатки не позднее 15 мая 1936г. Ключевскому сельсовету проверить ход выполнения». Последний священник Михайло-Архангельского храма в Ключах Афанасий Иванович Чернышев подпись свою не поставил, в акте лишь записано, что он присутствовал. Ход власти был абсолютно беспроигрышным, у церковной общины не было ни государственной финансовой поддержки, ни материально поддержки населения, прошедшего только что через коллективизацию. И все же местная власть побаивалась за исход дела, и в Новосибирск, заместителю председателя Запсибкрайисполкома Д.И. Воронину, полетели личные письма районных руководителей, первого секретаря РК ВКП (б) Максимова и председателя РИК Ходченкова. Приведем фрагмент второго письма, к которому прилагался план-проект переноса здания закрываемой церкви (Приложение 2, рис. 11): «Уважаемый Дмитрий Иванович! Глубоко благодарен Вашим вниманием на оказанную мне помощь, обещаем работать больше и лучше, но прошу Вас убедительно помочь мне в следующем: мы оборудовали помещение Политпросвет учреждения в райцентре под звуковое кино (согласно заключенного с Трестом кинофикации договора) и надо не хвалясь заявить, что помещение вышло приличное: светлое, чистое, просторное и имеет культурный уют. Однако, в связи с этим (передача помещения кинотеатру) мы, имея хорошие любительские кружки самодеятельности (драматургический, хоровой, музыкальный и т.д.) лишили их возможности успешно продолжать и развивать свою работу в райцентре и внедрять через них это дело в колхозных клубах. Вместе с этим, в райцентре организован сад, огорожен, сделаны посадки, организуем там постройку эстрады, павильона, витрины знатных людей и вокруг сада проводим торцовую дорогу, но здесь же на площади, вместе с садом еще торчит уже несколько лет неработающая церковь, которая крайне мешает и совершенно нарушает осуществить этот жизненный необходимый и культурно полезный план мероприятий и наших возможностей и стремлений жить в колхозной деревне высококультурно, весело и радостно. Удовлетворение насущных требований культуры, создание условий для кружков самодеятельности, расширение сада, постройка павильона, эстрады и торцовой дороги − тормозятся наличием церкви на этой площади, за счет освобождения площади которой мы могли бы расширить сад в два раза, удовлетворить помещением кружки самодеятельности, районную библиотеку и беспрепятственно построить торцовую дорогу с другими перечисленными культурными необходимыми помещениями… убедительно прошу Вас воздействовать на быстрейшее разрешение нашего вопроса о передаче церкви под культнужды села, попы которой давно разбежались, оставив большие задолженности государству и отказались произвести необходимый восстановительный ремонт помещения, с каждым годом приходящего во все большую и большую ветхость». В последнем предложении Ходченков рискует дважды соврать краевому начальнику, в только что отправленных в край документах указано и наличие священника, и полное отсутствие задолженности на 1935 год.В тех же документах указано, правда, что религиозной общины нет. Возникает вопрос, кто же тогда писал жалобу в край, почти на год затянувшую решение о закрытии. Но, видимо, краевым властям в демократию играть уже надоело, бюрократические формальности были соблюдены и 21 февраля 1936 года президиум Запсибкрайисполкома Постановлением № 301 принимает решение о ликвидации молитвенного пункта в село Ключи.
1. Русская Православная Церковь Юга Западной Сибири (XIX – XX вв.): исторические очерки. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – С. 46.
2. Там же. – С. 47.
3. ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 2762, Л. 13; ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3243, Л. 10.
4. Воспоминания П.И. Гукова.
5. ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 2762, Л. 9.
6. Там же.
7. ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 2762, Л. 9.
8. РГИА. Ф.799.Оп.33. Д.2140. Л. 23.
9. Религиозный ландшафт Западной Сибири…С. 72.
10. ГААК Ф. 834, Оп. 4, Д. 720, Л. 17.
11. Там же. Л. 17.
12. Ключевский район. История и современность…С. 582.
13. ГААК Ф. 834, Оп. 4, Д. 720, Л. 12.
14. ГААК Ф. 834, Оп. 4, Д. 720, Л. 11.
15. Там же. Л. 8.
Автор: Гузеев Ярослав Владимирович, иерей
Опубликовано: История храмов Ключевского района (конец XIX - начало XXI вв.). Выпускная квалификационная работа //БПДС, 2018