Кикин Иннокентий Арсеньевич
Из протоколов допроса
– Скажите, к какому церковному течению вы принадлежите? – спросил следователь.
– Я принадлежу к Тихоновскому староцерковному течению.
– Назовите, с кем из священнослужителей вы имеете близкие связи.
– Близкие связи я имел со следующими священнослужителями: благочинным Николаем Ермоловым ...
– При каких обстоятельствах вы с ними познакомились?
– ... со священником Николаем Ермоловым я познакомился в 1924 году в тот момент, когда был разлад в Ордынском приходе. Он меня считал примкнувшим к обновленческому течению и по этому вопросу приезжал в село Каменку для установления моего церковного течения. С тех пор я с ним и знаком. С 1924 года я с ним встречался довольно часто ...
– Следствием установлено, что вы проводили собрание в церкви 27 июня сего года с церковным активом с целью срыва антирелигиозной беседы, проводимой сельским активом.
– После службы собрались в сторожке с вопросом о ремонте церкви. В этот же день проводилась антирелигиозная беседа. Ко мне пришла старушка Аполлинария Синицына и сказала, что будут закрывать церковь, а потому и делают антирелигиозную беседу. Я пояснил, что это против религии и вам на этом собрании будут говорить, что Бога нет. Ввиду того, что времени больше не было, я сказал им: «Ступайте с Богом на беседу».
– 30 июня бригада колхозников производила ремонт церкви. Сколько человек работало?
– Работа по ремонту церкви проходила недели три, в среднем на каждый день приходило работать человека по четыре, был день, 30 июня, работало человек девять, работали люди и из соседних деревень.
– Было ли постановление граждан о закрытии церкви?
– Постановление 90 процентов граждан о закрытии церкви было зимой примерно в декабре 1936 – феврале 1937 года в момент переписи.
– Почему церковь все же после этого не была закрыта?
– Я думаю, что церковь не закрыли и не отобрали потому, что нужно было ее отремонтировать, а средств на ремонт сельсовет не имел и надеялся на средства церковного совета, а после ремонта, сделанного церковным советом, отобрать. Недостаток средств у сельсовета характеризуется тем, что клуб находится в запущенном состоянии. Мой арест был необходим, потому что без меня легче отобрать церковь, так как теперь среди верующих не осталось человека, знающего законы. А для этого и меня арестовали.
– Вы были против закрытия церкви?
– Совершенно верно. Я был против закрытия церкви и положил много сил для этого. Я старался произвести ремонт и говорил своему церковному совету о том, что, если придет из краевого исполкома отношение о закрытии, то можно еще ходатайствовать перед ВЦИКом, ну а если из ВЦИКа придет постановление о закрытии, то уже больше ходатайствовать не перед кем...
– Расскажите об активных членах вашей общины и как она организовалась?
– В начале 1936 года по требованию районного исполкома нужно было представить список верующих. После богослужения я объявил молящимся, что, если кто желает быть членом религиозной общины, заявите о своем желании лично мне, или подайте заявление. Таким образом в деревнях Каменке, Хмелевке и Лесной были собраны подписи 300 верующих. Кроме этого существует двадцатка, которая следит за порядком и имуществом в церкви ...
– Выходит, вы работу проводили хорошо?
– Да, с ними заниматься приходилось много и часто проводить беседы на религиозные темы ...
– Следствию известно, что вы на основе религиозных убеждений в церкви распространяли контрреволюционные листовки и прокламации. Вы признаете это?
– Не помню в каком году, было это в Николин день 9 мая, в церкви после окончания богослужения я вышел давать народу целовать крест. Вдруг выходит незнакомый молодой человек и начинает громко читать какую-то контрреволюционную листовку, якобы найденную в Иерусалиме, написанную золотыми буквами. После этого я обратился к народу и сказал, чтобы его не слушали, и сразу же его удалили.
– Следствием установлено, что вы являетесь активным участником контрреволюционной повстанческой организации. Дайте показания по данному вопросу, – потребовал следователь.
– Участником контрреволюционного движения я не состою и не состоял, и никто меня в контрреволюционную организацию не вербовал.
– Следствию известно, что вы вовлечены в контрреволюционную повстанческую организацию благочинным Ермоловым.
– Я благочинным Ермоловым в контрреволюционную повстанческую организацию вовлечен не был.
– Вы изобличаетесь показаниями обвиняемого по вашему делу священником ...
– С ним я знаком мало ...
– Вам дается очная ставка с обвиняемым по вашему делу.
Был приглашен лжесвидетель. Его показания отец Иннокентий не подтвердил. 20 сентября состоялся последний допрос.
– Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– Виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю и больше по делу показать ничего не могу.
1 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила протоиерея Николая Ермолова и священника Иннокентия Кикина к расстрелу.
Они были расстреляны 26 октября 1937 года в Новосибирске и погребены в общей безвестной могиле.
Память священномучеников Николая и Иннокентия совершается в день их мученической кончины 13 (26 н.ст.) октября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем. Если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля), а также 10 (23 н.ст.) июня в день празднования Собора Сибирских святых.
Источники, использованные при составлении жития:
1. Архив УФСБ по НСО. Д. № 7649. Постановлением Президиума Новосибирского областного суда от 2 августа 1958 года Постановление тройки УНКВД от 1 октября 1937 года было отменено и дело в отношении протоиерея Николая Ермолова и священника Иннокентия Кикина прекращено за отсутствием состава преступления.
2. ГАНО. Ф. Р-1206, оп. 1, дд. 148,149.
3. ГАНО. Ф. Р-1978, оп.1, д. 13.
4. Справочная книга по Томской епархии на 1914 год, Томск. 1914.
Первоисточник Образование и Православие