Хроники гонений на Церковь


Федорчук Е. Трибунал: Роман. М.: Никея, 2021. 256 с.

Роман Екатерины Алексеевны Федорчук «Трибунал», посвященный гонениям на Церковь в первые годы советской власти, занял первое место на международном конкурсе Издательского совета Русской Православной Церкви «Новая библиотека» по теме «Новомученики и исповедники Церкви Русской». На Рождественских чтениях 2019 года награда была вручена автору. После этого книга долго шла к печатному станку, но в конечном итоге встретилась с читателем.
Это далеко не случайный успех.

Екатерина Алексеевна пишет давно и уже успела завоевать у читателей доброе имя. Ее рассказы «Долг монарха», «Я вышел на подмостки», «Что ты делал в октябре?», «Вечный май», «Отречемся от старого мира», а также ее стихи и статьи получили широкую известность. В 2008 году вышла книга Екатерины Федорчук «Творчество В. Шершеневича: теоретические декларации и поэтическая практика», а вслед за ней напечатаны еще три книги, в которых Екатерина Алексеевна выступает как литературовед и историк русской литературы (особую известность получила ее работа «Кризис языка и язык кризиса в новейшей русской поэзии», опубликованная в 2013 году). Да и в литературных конкурсах ей не раз удавалось занять призовые места. Писательские способности опираются на обширный багаж знаний: Екатерина Алексеевна – кандидат филологических наук.

Таким образом, постепенный творческий рост Екатерины Федорчук привел ее к закономерному успеху.

В романе «Трибунал» она избежала двух опасностей, преследующих современного православного писателя.

Во-первых, Екатерине Федорчук совершенно чуждо желание хоть как-то обелить советскую власть, занявшую в отношении верующих и Церкви позицию жестокого гонителя. В наши дни «из патриотических соображений» и «ради единства нации на текущий момент» многие авторы идут на компромисс: «Ну как же ругать советскую власть, Сталина, Ленина, ведь это наша история? Не будем же мы помогать американцам раскалывать наше общество!» На деле всё это приводит к очень нездоровым в духовном смысле последствиям. Верующие под влиянием подобных голосов не правильно воспринимают ту действительность, а идеология советского времени была по преимуществу богоборческой. Политика власти имела отчетливо антихристианский характер, и этого никак не замазать постфактум. Так вот, Екатерина Федорчук занимает твердо православную позицию, она на компромиссы не идет. И, вместе с тем, она не пытается сделать из советских начальников карикатурных злодеев: это люди, со всеми слабостями и сильными сторонами личности, просто люди помраченные. Так, например, главный герой, гонитель Церкви, убежденный безбожник, ради любви и по причине внутреннего неприятия свирепой расстрельщины восстает против своего руководства. Это неоднозначная личность, ее в черно-белой гамме представить невозможно.

Во-вторых, Екатерина Федорчук пишет современным языком, используя современные приемы художественной литературы, она обращена к массовой аудитории, и это отрадно. Так умеет далеко не каждый современный православный автор, и, конечно, использование архаичного языка может повредить художественно-просветительской работе. Очень хорошо и правильно, что роман «Трибунал» написан иначе: прозрачно в языковом смысле, увлекательно, с напряженным, динамично развивающимся сюжетом. Можно надеяться, что к этой книге проявит интерес широкая аудитория

А фокусировать интерес больших масс русских людей на теме новомучеников и исповедников, просиявших в России сквозь темень XX века, жизненно важно. В нашей стране произошло хронологически сгущенное повторение страшных столетий, когда на ранних христиан ополчались императоры-язычники, когда мученики за веру подвергались казням, пыткам, травле зверями на цирковых аренах. Духовный опыт того времени столетиями питал христианскую нравственность. Мы, православные люди России, относительно недавно получили новый трагический опыт, который по масштабам своим вполне сравним с волнами терзаний раннего христианства. Но мы до сих пор ленимся всерьез заглянуть в этот колодец с кровью, осознать всю глубину падения нашего народа, понять в полной мере суть того духовного дара, который получен нами от Бога в судьбах наших соотечественников, ради Господа пошедших на муки. Дар этот поистине огромен и светел, но требует постоянных усилий по растолковыванию его значения современному образованному обществу, которое, еще немного – и совершенно пройдет мимо него, торопясь по делам сегодняшнего дня…

«Трибунал» Екатерины Федорчук – часть духовного усилия, необходимого для того, чтобы подвиг новомучеников и исповедников XX века занял подобающее место на духовном небосклоне нашей страны. Наши соотечественники привыкли к тому, что высокие смыслы истории и современности им растолковывает художественная литература. Не научпоп, не публицистика и тем более не материалы массмедиа. Журналист как не владел никогда русским сердцем, так и не владеет им сегодня. Такова русская традиция: Слово дается большому писателю от Бога как великий дар, и писатель должен служить этому дару, не ожидая, что дар станет служить ему. Но много ли дара божественного истрачено в литературе наших дней на новомучеников и исповедников Русской церкви? Нет, нет, вовсе нет. Вышедших из печати «гражданских житий», архивных материалов, очерков для популярного ознакомления – златые горы, а вот сильной, высокой литературы едва на вдовью лепту наберется.

Роман Екатерины Федорчук внушает добрую надежду: не оглохли души русских писателей нашего времени, просто внутренняя работа, выстраивающая те самые высокие смыслы в отношении новомучеников, идет в них без спешки… Медленно машут крыльями мельницы вечности, но мука времени все же выходит из-под их жерновов.

Дмитрий Володихин


29 декабря 2020
Поставьте свою оценку Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...