Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая
Село Леботёр
Русские люди принесли с собою в Сибирь традиционные занятия, уклад жизни, семейно-родственные отношения, общинную организацию жизни и, конечно, православную веру. Наряду с личным мужеством, стойкостью, предприимчивостью и трудолюбием, в сибиряке во многом именно православием закладывались такие черты, как духовность, сострадание, терпение, нравственные заповеди. Все это помогало выстоять в борьбе с трудностями. Вера была олицетворением нравственного идеала старожила. «Нехристь» – говорили о человеке, нравственно ущербном, совершающем дурные поступки. «Вот это по-божески» – оценивали в «обществе» благородный поступок. Подробнее: http://andjusev.narod.ru/b/ergo7.htm
Освоение сибирского края и возникновение населенных пунктов потребовало строительства храмов и организационного оформления православия в Сибири. Сельский приход включал в себя определенную территорию, на которой располагалось 10—15, иногда и более деревень. Центром прихода было село с церковью.
Таким селом в своё время был в своё время Леботёр. В Подгорнском краеведческом музее хранится церковная книга (журнал) священника Верещагина, где в 1912-м году записаны фамилии прихожан Леботёрской церкви. Это свидетельство того, что русские переселенцы, едва появившись в этих благодатных местах и отвоевав у тайги пятачок земли, наряду с жильём, на самом видном, высоком месте ставили церковь.
Как и во всей России, церковь в сибирском селе сочетала законным браком молодоженов, крестила младенцев, поддерживала духовно слабых и немощных, помогала поддерживать мир и согласие в общине, семье, отпевала усопших. Приход помогал единению крестьян многих деревень.
Верующие посещали церковь в основном в воскресные дни, чаще зимой, чем летом. Отмечалось, что в летнюю пору крестьяне в церковь почти не ходили, особенно из отдаленных деревень. Для посещения церкви сибиряки надевали лучшие одежды, в храме вели себя «чинно, благопристойно, степенно». Женщины относились к вере ревностнее, чем мужчины.
Сибиряки могли даже работать в праздничные дни, особенно при устройстве «помочей». Не каждый выдерживал строгий пост, обычно это делали только пожилые люди, а большинство постились в первую и последнюю недели постов. Священники жаловались, что сибиряки крайне редко исповедуются в церкви. Важно отметить, что и сами сибирские священники по образу жизни мало отличались от крестьян.
Храмы долгое время были центрами грамотности: при церкви открывались библиотеки, церковно-приходские школы.
В книге Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. (Томск; М.: Водолей Publishers, 2004.
С.21,152,358,499) сообщается, что Белявский, священник Никольской церкви с. Леботёр, был арестован и расстрелян «Молчановским временным ревбюро» 28.01.1921 г. К сожалению, Томская епархия не располагает сведениями об этом священнике и его семье.
http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPrFf9X2sAU*
Церковь являлась духовной опорой большинства и едва ли не единственной нитью, связывающей переселенцев со своей родиной и культурой.
Церковно-приходская школа была единственным очагом культуры и образования, но при всей своей дешевизне, даже при бесплатном труде церковного причта, была не по силам многим. http://www.orthedu.ru/culture/rol-prav-cerkvi.htm
Духовенство в Сибири являлось духовной опорой большинства переселенцев и едва ли не единственной нитью, связывающей их со своей родиной, культурой, историей.
В Сибири церковно-приходские школы оставались длительное время едва ли не единственными очагами культуры и образования.
«Во всех церквях Томской епархии имелись библиотеки. Были церкви, которые в своих библиотеках имели всего до 20 названий книг, … библиотеками пользовались как само духовенство, так и учителя, прихожане, которые нередко брали книги для чтения себе на дом», — свидетельствуют документы. http://www.orthedu.ru/culture/rol-prav-cerkvi.htm
http://letleboter.edu.tomsk.ru/kultura.htm