Храм Михайло-Архангельский
с. Каип
История прихода
Михайло-Архангельская церковь в селе Каип. Она была заложена в июне 1897года. Строилась на средства прихожан, по «высочайше утвержденному чертежу под № 9» (1), постройка была окончена в декабре 1899 года, 29 декабря освящена по благословению Преосвященнейшего Макария благочинным священником Иоанном Разумовым (2). В клировых ведомостях неоднократно подчеркнуто: «во всем крепкая», «зданием сия церковь крепка и поместительна» (3). В окна были вставлены железные решетки, крыша крыта железом. В отличие от купеческого дома в Каипе, здание церкви не сохранилось, на этом месте сейчас пустырь. Причта по штату, высочайше утвержденному 30 октября 1900года, было положено: один священник и один псаломщик. Из страхового документа: «Михайло-Архангельская церковь в селе Каипском деревянная, на кирпичном цоколе, снаружи обшита тесом и выкрашена, внутри оштукатурена и выкрашена, покрыта железом, окрашенным масляною краскою. Длина церкви с колокольнею 15 саженей, ширина 6 саженей, высота 2 2/3 саж., на церкви имеются две большие главки, окон больших 12, малых вверху 4, дверей наружных створчатых 3, внутренних двустворчатых 5. Иконостас: длина 5 1/3 саж., высота 2 1/3 саж. Церковь отапливается тремя печами контрамарками. Колокольня в два яруса, высота 4 сажени» (4).
У третьей по времени открытия церкви была особая судьба. Весной 1897 года Алтайский горный округ отмечал 150-летний юбилей. В рамках празднования юбилея Император Николай II повелел выделить 20 тысяч рублей на постройку церквей в десяти переселенческих поселках округа, по 2 тысячи рублей на каждый (5). Предпочтение отдавалось более бедным селениям, но владыка Макарий высказал необходимость соблюдения следующих условий: «1. Жителями этих поселков общественным приговором должно быть выражено желание иметь у себя церковь с отводом установленного количества земли причту. 2. Избраны попечители для сбора добровольных пожертвований. 3. Принята обязанность, кроме высочайше пожертвованных 2 000 рублей, постройки своими силами как церкви, так и домов для причта и содержание их, как-то: отопление, освещение, ремонт и караул. 4. Представлен план церкви, утвержденным Строительным отделением с Высочайше утвержденных чертежей и засвидетельствованный техником, имеющим на это право» (6). В итоге были утверждены только те поселки, где крестьяне приняли эти обязательства. Среди них была и деревня Новая Полтава Покровской волости.
В 1897 году в ней проживало 170 человек в 17 дворах (7). Церковь начала строиться после получения императорских денег попечителям на местах от Главного управления Алтайского округа и разрешения от Томской епархии в 1899 году. За основу был взят тот же чертеж № 9, что и у Каипской церкви (созданный специально для постройки в селениях Томской и Тобольской губерний). Проект был рассчитан на 300 человек, но обществу давалось право увеличения размера при необходимости. Этим правом ново-полтавцы воспользовались. В рапорте помощника техника в Главное Управление Алтайского округа от 15 июня 1904 года сообщалось, что церковь почти построена и увеличена по отношению к чертежу № 9 в средней частина 1,75 аршина (1,24 метра) (8). В том же рапорте сообщается, что иконостас церкви пожертвован «каким-то курским помещиком». За всю постройку было уплачено подрядчику 4 500 руб. Пособие от Кабинета было выдано крестьянам на постройку этой церкви 3 500 руб. (9).
В клировой ведомости сообщается, что церковь была «освящена 20 мая 1904 года благочинным № 37 священником Василием Дмитриевым по благословению Преосвященнейшего Макария, Епископа Томского и Барнаульского. Зданием деревянная, с таковою же в одной связи колокольнею, обшита тесом снаружи и окрашена белой краской, а внутри оштукатурена и побелена известкой. Обнесена оградой деревянной, которая также окрашена. На каменном фундаменте, крыта железом. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле имеются. Построены тщанием прихожан в 1904 году (в двух ведомостях написано в 1909 году) и являются собственностью крестьян села Ново-Полтавского. Другие здания, принадлежащие церкви: церковная караулка» (10).
До 1910 года церковь была приписной к Михайло-Архангельскому храму в Ключах, затем открывается самостоятельный приход. В районе остается одна действующая церковь − в село Новополтава. Ее закрывали примерно по тому же сценарию, решение Крайисполкома №1764 от 9 октября 1936 года гласило: «Учитывая, что здание церкви не используется верующими в течение 3 ½ лет, религиозная община и церковный совет самоликвидировались, вследствие чего здание церкви осталось беспризорным; налоги в течение 3-х лет не платятся; ходатайства большинства трудящихся (из 900 ч. 728 ч.) за закрытие церкви и передачу здания церкви сельсовету, ходатайство Ключевского РИКа удовлетворить, здание церкви считать ликвидированным и передать сельсовету на культурно-просветительные цели» (11). На этот раз в деле сохранилась и жалоба верующих:«9 сентября 1936 года было наклеено такое объявление на дверях церковного здания: «Настоящим районный комитет доводит до сведения жителей района о том, что молитвенное здание Церковь, находящееся в новополтавском сельском совете сдается в аренду верующим. Община или группа верующих, желающих получить в аренду указанное здание, могут подать заявление в районный исполнительный комитет в семидневный срок со времени настоящего объявления».
Верующими Новополтавского сельского совета было представлено заявление в районный исполнительный комитет 15 сентября, в котором было представлено 118 душ с подписями каждого верующего. Районный исполнительный комитет просмотрел наше заявление, нашел причину такую, − почему не один писал, это разная запись руки − и отказал. Потом говорит, что у вас есть церковная задолженность. Но нами было оплачено до 1935 года, а в 1934 году в декабре месяце по распоряжению председателя райисполкома Церковь была отдана под хранение хлеба первому колхозу «Партизан» села Ново-Полтавы Ключевского района сроком на три месяца, с декабря 1934 по 1 марта 1935 год, на что имеются у нас документы. А посему просим краевой исполнительный комитет не отказать, дать нам ответ» (12). Как мы уже знаем, «ответом» было закрытие церкви, в котором черным по белому утверждалось, что верующих нет, а долги есть. Новополтавский сельсовет, видимо, более правдиво вел протоколы собраний граждан, поэтому в документах сохранились фамилии тех, кто возражал против закрытия. Так, в поселке Петровка на собрании, где присутствовало 76 человек, колхозник Тимофей Сова спросил: «Почему в городах не закрывают, а у нас нашлись, которые хотят закрыть церковь и разорить?», а М. Горобец: «Зачем использовать под клуб? Пусть стоит, она нам не мешает», при принятии решения 4 человека проголосовало против (13). При этом в списках зарегистрировавшихся Тимофея Совы вообще нет, а средний возраст присутствующих − чуть больше 30 лет. Куда же делись пожилые жители Петровки? Татьяна Алексеевна Бурлева, 1925 года рождения, жительница Новополтавы, сообщает: «Из храма сделали зерносклад. Была я внутри, когда была маленькой, мы играли там. Колокольня была, мы лазали на нее. Был большой колокол, когда его сбрасывали, то он полностью вошел в землю, одно ушко виднелось. Церковь была большая деревянная. Во время войны она еще стояла, развалили ее примерно в 1946—1947 году. Разобрали ее и сделали клуб, после чего сруб забрал себе директор и сделал сарай примерно в 1957—1958 году, который в конечном итоге сгорел» (14).
- ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 3284. Л. 43.
- ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 2876. Л. 34.
- ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 2876. Л. 34; ГАТО. Ф.170 Оп.1. Д. 3284. Л. 43.
- РГИА. Ф.799.Оп.33. Д.2140. Л.18.
- Шилин, С. Как царь-страстотерпец помогал церкви строить / С. Шилин // Алтайская миссия. – 2007. – № 5. – С. 12.
- Там же.
- ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 2497, Л. 6 об.
- ГААК Ф. 4, Оп. 1, Д. 2410, Л. 26
- Там же.
- ГАТО Ф. 170, Оп. 1, Д. 3780, Л. 183.
- ГААК Ф. 834, Оп. 4, Д. 719, Л. 22.
- ГААК Ф. 834, Оп. 4,. Д. 719, Л. 23 об.
- Там же. ЛЛ. 37, 38 об.
- Из воспоминаний Т.А. Бурлевой
Автор: Гузеев Ярослав Владимирович, иерей
Опубликовано: История храмов Ключевского района (конец XIX - начало XXI вв.). Выпускная квалификационная работа //БПДС, 2018