Собор в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя
г. Каинск (ныне г. Куйбышев)
Первая церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя при Каинском форпосте
История города Каинска и окрестных деревень в XVIII веке
История города Каинска начинается в 1722 году, когда посреди Барабинских степей на берегу реки Каинки высочайшим повелением был основан «Каинский Пас» — форт для защиты южных земель Российской империи. В то время в этих местах проживали барабинские татары, которые нуждались в защите от калмыков и киргизов и нашли её в лице Российского государства. Вокруг укреплённого форта стали селиться люди и вскоре образовалась слобода.
Через 11 лет после основания форпоста через Каинск прошёл Московско-Сибирский тракт — транспортная и торговая артерия России, что и обусловило дальнейшее развитие поселения. Территория страны в середине XVIII века почти непрерывно увеличивалась за счёт освоения и завоевания новых земель, что коснулось и Каинского форпоста. В 1740-х годах произошло расширение укреплений Барабинской степи, к которым относился и Каинск.
В составе гарнизона крепости были казаки и служилые люди, продовольствие для которых доставлялось из Тары и Томска. По словам А. Д. Колесникова, «задержка с доставкой провианта нередко вызывала голод. Например, в 1740 году произошла задержка с доставкой хлеба и командир Каинского форпоста Лукнев жаловался, что хлеб не доставлен, казаки помирали голодною смертью» 1 . Такие условия жизни диктовали свои правила, поэтому в слободе и форте развивались различные промыслы, служилые люди и разночинцы занимались рыбной ловлей, охотой для своего пропитания, для лошадей косили сено 2 .
К концу 1740-х годов в окрестностях Каинска упоминается уже три русские деревни: Развалова, Тайлакова и Белова. Сам форпост, по описанию начала 1750-х годов, представлял собой обнесённое частоколом поселение, вокруг которого был вырыт ров, а также устроены надолбы и рогатки. По углам форта были сооружены бойницы для пушек 3 .
Границы государства отодвигались на юг, необходимость защиты местного населения от набегов отпала, форпост стал преобразовываться в крестьянское поселение. «Уже к 1750 году постоянные гарнизоны в форпостах были ликвидированы, казаки вступили в крестьянское состояние» 4 . В исследовании Д.А.Колесникова «Русское население Западной Сибири в XVIII — начале XIX веков» приводится описание разведки новых земель в Сибири в середине XVIII века. Так, в 1755 году некий прапорщик Уксусников по поручению начальства отправляется в Барабинскую степь для прокладки удобного маршрута от Усть- Таркского форпоста до Каинска и попутно делает «обстоятельное описание Барабинской степи... какие годные на той степи места, где можно учинить поселение, по скольку дворов и какие имеются угодия» 5 . Прапорщик Уксусников, по всей видимости, прекрасно справился с поставленной задачей. Он проложил новый маршрут от реки Оми до Каинска и сообщил, что «на Барабинской степи имеются к поселению и для жилья человечества удобные места около реки Оми, где есть к строению и на дрова берёзового лесу и пахотной земли и сенокосных покосов со удовольствием» 6 . Эти места он определил как безопасные для проживания, так как они были закрыты от набегов вражеских войск Колывано-Воскресенской и Иртышской линиями защиты 7 .
Основание нового Барабинского тракта требовало устройства новых поселений на его протяжении, что означало некую внутреннюю миграцию, в частности, местная администрация планировала заселять тракт ямщиками из зауральских уездов. Однако Сенат указом от 21 августа 1755 года предписал «учинить из ближних мест к той Барабинской степи разночинцев, коих там довольно» 8 . Согласно данному указу произошло переселение некоторого числа крестьян и разночинцев из Томского и Тарского уездов Сибирской губернии в Барабинские степи близ Каинска для устройства нового Барабинского тракта. Для переселения выбирали «людей добрых и состоятельных, отделяя от домов отцов — детей, от братьев — братьев» 9 . Всего за год (1755—1756) было переселено около 250 семей. Им в обязанность вменялось содержать зимовья от Каргатского до Каинского форпоста «для содержания подводной гоньбы, ремонта старых и строительства новых мостов и гатей» 10 . Уксусников в донесениях от 1756 года сообщал, что по реке Оми и в слободе при Каинском форпосте проживают томские разночинцы и новопереселён- ные крестьяне, коих ещё в 1755 году там не было. Около форта строятся новые деревни для вновь прибывшего населения 11 .
Первые упоминания о Спасском храме относятся к 1740-м годам. Изначально гарнизон форта состоял из присылаемых из Томска казаков- годовальщиков, которых ежегодно меняли. Гарнизон был небольшой — не более 100 человек. С превращением во второй половине XVIII века форпоста в земледельческую слободу, стоящую на важном торгово- транспортном пути, увеличился и приток населения, что обусловило необходимость постройки здесь православного храма 12 .
В 1752 году «в приходе Спасской церкви Каинского форпоста зарегистрировано 7 новорождённых (4 в семьях казаков и 3 в семьях разночинцев), в 1753 году зарегистрированы 21 новорождённый и 2 умерших. В 1759 году соответственно 60 и 21. Другими словами, отмечался рост населения» 13 .
К 1763 году, за 20 лет существования, приход Спасской церкви с близлежащими деревнями разросся до 337 человек. Учитывая высокую степень воцерковления населения России в XVIII веке, можно сделать вывод, что население Каинска не превышало 400 человек. Это предположение косвенно подтверждается последующими данными: через 20 лет, в 1782 году, когда Каинский форт был преобразован в уездный город, «окружность территории Каинска составляла 1 версту 350 саженей, население — 658 человек, частных жилых домов — 106, лавок и амбаров — 7, в городе была деревянная церковь. Здесь ежегодно с 1 по 6 января проводилась ярмарка» 14 .
В заключение необходимо отметить важнейшую роль Барабинского тракта в истории становления и развития города Каинска, который благодаря удачному местоположению всего за 60 лет — с 1722 по 1782 год — из оборонительного форта стал уездным городом. Сюда начинают стекаться ямщики, ссыльные преступники, но главным образом — крестьяне: по данным IV ревизии, проводившейся в 1780-х годах, среди поселенцев 83,6 % составляли именно государственные крестьяне 15 .
Итак, мы видим, что история города Каинска начинается в начале XVIII века как история военного укрепления, сооружённого для защиты южных границ Российской империи от калмыков и татар, но уже в середине того же столетия он становится важным звеном экономического развития южных рубежей Российской империи, в городе активно развивается торговля, чему способствует удачное расположение на одной из главных экономических артерий.
Строительство деревянной церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя в 1743—1770 годах
Выше была описана история города Каинска в XVIII веке и, в частности, сказано о том, что в остроге в 1740-х годах была построена деревянная церковь. Далее будет предпринята попытка более подробно изложить обстоятельства постройки данного храма, освящённого в честь Нерукотворного образа Спасителя.
Сразу оговоримся: существует предположение, что первый храм в Каинском остроге был возведён в начале 1720-х годов, то есть непосредственно вместе с постройкой оборонительных сооружений. Но никаких документальных свидетельств, подтверждающих это предположение, в ходе исследования найдено не было. Возможно, такие свидетельства будут обнаружены в будущем.
Различные исторические источники так повествуют об обстоятельствах строительства первого храма: задача Каинского форпоста была стратегическая — защищать сибирских колонистов от набегов кочевников, охранять Московский тракт. Казаки честно несли службу. Немало их погибло. Но погибших и умерших воинов невозможно было отпеть по христианскому обычаю, так как не было здесь ни церкви, ни даже священника. Поэтому служилый народ обратился с петицией к митрополиту Тобольскому и Сибирскому Антонию (Нарожницкому) с покорнейшей просьбой «благословить на выстройку деревянной церкви» 16 .
Владыка не отказал казакам. И в феврале 1751 года был торжественно освящён храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. К сожалению, место для постройки церкви было выбрано неудачное — в низине реки Каинки. В бурные вёсны река выходила из берегов, затапливала храм. Жители вновь обратились к митрополиту с просьбой — перенести церковь на противоположный берег Каинки.
Выше говорилось о положительной роли Московско-Сибирского тракта (Барабинский участок) в становлении Каинска, но в судьбе Спасского храма этот тракт сыграл несколько иную роль. Дело в том, что будущий тракт пролегал по левому берегу Каинки, где как раз и располагался храм, в связи с чем, во исполнение высочайшего указа 1755 года императрицы Елизаветы Петровны о прокладке нового тракта, было предписано «перенести Спасскую церковь и Каинский форпост на правый берег реки» 17 . В том же 1755 году, согласно грамоте митрополита Тобольского и Сибирского Сильвестра (Гловатского) от 11 марта 1755 года 18 , храм был перенесён на правый берег реки Каинки. На прежнем месте, где находилась церковь, был поставлен деревянный крест.
Через 15 лет после перенесения старый сруб храма окончательно сгнил, поэтому жители Каинска были вынуждены вновь обратиться в консисторию для получения разрешения на постройку нового храма. Разрешение было поучено: 10 марта 1770 года епископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров) подписал грамоту № 347 «О заложении вновь деревянной церкви во имя Нерукотворенного Спасителева обра- за» 19 , постройка нового храма заняла три года, и он был освящён 18 сентября 1773 года. Но верующие мечтали о каменном соборе. Их мечта исполнилась только спустя 17 лет.
Резюмируя вышесказанное, важно отметить, что деревянный Спасский храм, построенный в 1743 году, за 30 лет подвергся двум вынужденным реконструкциям: переносу на новое место в 1755 году и полной перестройке в 1770 году. К середине 1780-х годов второй деревянный храм также пришёл в плачевное состояние, что и обусловило необходимость строительства каменного храма на месте прежнего.
Строительство нового каменного храма
Для возведения каменного собора в городе Каинске было несколько причин. Во-первых, город постоянно развивался и население его увеличивалось. Маленький деревянный храм не мог удовлетворить духовные запросы постоянно возрастающего населения. К тому же здание храма за 15 лет после постройки значительно обветшало. И наконец, небольшой по размерам храм не соответствовал статусу уездного города Российской империи — уездному городу требовался каменный собор.
Закладка нового каменного храма в честь Нерукотворного образа Спасителя произошла 14 декабря 1787 года 20 на Московской улице (сегодня улица Краскома). Государство не принимало участие в финансировании работ. По православной традиции он возводился за счёт пожертвований горожан. Те, у кого не было денег, приносили молоко и яйца. Эти продукты добавлялись в строительный раствор — для прочности.
Строительство Спасского собора в Каинске продолжалось без малого 40 лет (1787—1836 гг.), хотя город был не бедным, а скорее даже зажиточным, и жертвовал многие суммы. Львиную долю денег давали купцы. Однако средств всё равно не хватало. Именно по этой причине храм в три придела строился очень долго: в 1804 году завершилось строительство первого придела во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящён 29 февраля 1804 г.), в 1828 году — второго придела в честь Нерукотворного образа Спасителя; в 1836 году — третьего придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящён 30 сентября 1836 г.) 21 .
Конечно, все православные христиане Каинска принимали посильное участие в постройке собора, но существовали и крупные жертвователи-благодетели. Основными ктиторами выступили мещанин Куишлов- ский, крестьянин Кожевников и псаломщик Димитрий Лашков 22 . Третий придел храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1836 году был сооружён преимущественно на пожертвования купеческой семьи Поздышевых 23 . Через 40 лет, в 1877 году, крупное пожертвование сделали купцы Иван Петрович Ерофеев и Дмитрий Фёдорович Мясников. Суммы их пожертвования хватило на возведение нового иконостаса, а также на приобретение подсвечников и лампад к иконостасным образам 24 . Кроме того, оба эти купца были старостами Спасского собора: Дмитрий Фёдорович Мясников с 1869 по 1872 год, а с 1872 по 1880 год Иван Петрович Ерофеев 25 . Купец Иван Петрович Ерофеев скончался в 1887 году, но завещал пожертвовать 1000 руб. на нужды собора с тем, чтобы причт пользовался процентами «с оных» за поминовение души его — Ерофеева — и его сродников 26 . Не осталась в стороне семья купцов Ерофеевых и при ремонте иконостаса среднего придела Спасского храма в 1901 — 1902 годах. Как писала тогда местная пресса: «Украшением собора будут служить разноцветные электрические лампочки по иконостасу и карнизам собора, пожертвованные купцом Ерофеевым» 27 .
Стараниями народа собор получился великолепный: высокий, огромных размеров. Он был построен из белого кирпича, главный купол собора венчал позолоченный крест, рядом возвышалась высокая колокольня. Когда начинали петь колокола, то их звон слышали жители ближайших сёл. Храм был рассчитан на 300-350 человек. Простота, лаконичность, симметрия, гармония и даже строгость присущи этому собору. В нём удивительным образом сочетались аннинское барокко и сибирский стиль. Кстати говоря, подрядчики, строившие церковь, известны — это купцы Поздышевы 28 . А вот имя архитектора до сих пор не найдено. Быть может, он был в Томской губернии проездом. Быть может, именно он внёс новую идею — стиль аннинского барокко — в строительство каменного собора.
Между прочим, упоминания о Спасском соборе есть в путевых записках Радищева.
К Спасскому собору были приписаны: кладбищенская Духовская церковь и Никольская церковь при женской прогимназии; оба храма находились в городе Каинске. В конце XIX века в состав прихода входили: город Каинск и деревни Мошнина, Абрамова, Старо-Гребенщикова, Старо-Кандакова, Малинина и Сарапулова. Духовенством Спасского собора вёлся учёт количества прихожан: в 1886 году их число составило 4321 человек 29 , в 1909 году — 3572 человека 30 , в 1911 году — 2733 человека 31 , а в 1913 году — 3362 человека 32 .
Спасский собор можно назвать центром просвещения города Каинска: помимо церковно-приходской школы, к храму относились три училища Министерства народного просвещения, а также школы грамоты близлежащих деревень Абрамово и Малинино.
Приходское училище открылось в 1870-х годах, штат состоял из двух преподавателей, обучалось в нём около 70 учеников. Данное учебное заведение прекратило своё существование в 1917 году, но здание осталось и в настоящее время оно является памятником архитектуры государственного значения. В церковно-приходской школе преподавали и священнослужители собора, диаконы Иоанн Златомрежев и Всеволод Фирсов, также преподавала Хиония Даниловна Кривина 33 .
Работа с населением проводилась и на базе Каинского отделения Томского тюремного комитета и филиала Томского епархиального проти- вораскольнического братства во имя Святителя Димитрия Ростовского, который, по обычаю, возглавлял настоятель Спасского собора 34 .
На протяжении XVIII-XIX веков собор также был центром общественной жизни Каинска. По воскресным дням и в дни больших церковных праздников в храм стекались почти все жители небольшого уездного города. Кроме того, служители храма выполняли функции государственных органов по учёту населения, вели специальные метрические книги и клировые ведомости, в которых подробнейшим образом фиксировали количество рождений, браков, смертей и прочего. В этих, ныне архивных, документах сохранились сведения и о самих священниках, которые несли своё служение в Спасском храме.
Кратко подведём итоги. История города Каинска начинается как история военного укрепления, сооружённого для защиты южных границ Российской империи от калмыков и татар. Но уже в середине XVIII века он становится важным экономическим центром развития южных окраин Российской империи.
Активно развивающемуся городу был необходим духовный центр, им становится храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, построенный в 1743 году. За небольшой период времени храм подвергся двум вынужденным реконструкциям: переносу на новое место в 1755 году и полной перестройке к 1770 году. К середине 1780-х годов второй деревянный храм также пришёл в плачевное состояние, что и обусловило необходимость строительства каменного храма на месте прежнего.
Некогда небольшой деревянный храм середины XVIII века в начале XIX века усилиями благочестивых прихожан и общественных деятелей стал каменным собором — центром общественной жизни Каинска.
1 Колесников А. Д. Русское население Западной Сибири в XVIII — начале XIX вв. — Омск, 1973. — С. 258.
2 Бурматов А.А. Куйбышев // «Историческая энциклопедия Сибири». — Новосибирск, 2009. — С. 220.
3 Колесников А. Д. Русское население Западной Сибири. — С. 258.
4 Бурматов А.А. Демографическая история Каинска-Куйбышева и его округи. — Новосибирск, 1997. — С. 100.
5 Колесников А.Д. Русское население Западной Сибири. — С. 258.
6 Там же.
7 Гусаченко В. Л., Матвеева Л. Л., Тимяшевская Л.В. Каинск исторический. — Новосибирск, 1995. — С. 9-26.
8 РезунД.Я., ВасильевскийР.С. Летопись сибирских городов. — Новосибирск, 1989. — С. 173.
9 Баяндин В.И. Куйбышев Каинск: исторический опыт социально-экономического и культурного развития. (Тезисы региональной научно-практической конференции). — Куйбышев, 1997. — С. 195.
10 Бурматов А.А. Демографическая история Каинска-Куйбышева и его округи. — С. 101.
11 Колесников А. Д. Русское население Западной Сибири... — С. 259.
12 Там же.
13 Там же. — С. 258-260.
14 Бурматов А. А. Демографическая история Каинска-Куйбышева и его округи. — С. 101.
15 Фальк И.П. Записки путешествия академика Фалька. От Петербурга до Томска // «Полное собрание учёных путешествий по России». — Т. 6. — СПб., 1824. — С. 450-451.
16 Павлова Н.И., Гайер И.Н. Особенности застройки города Куйбышева (Каинска) Новосибирской области в период 1722—1917 гг. // «Баландинские чтения». — 2015. — Т. 10. — Вып. 1. — С. 256.
17 Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. — С. 172.
18 Павлова Н.И., Гайер И.Н. Особенности застройки города Куйбышева... — С. 256.
19 Там же.
20 Там же.
21 Шабунин Е.А. Спасский Собор г. Каинска. — [Электронный ресурс]. // Портал: Образование и Православие. — URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/kainsk/1 .htm (дата обращения — 15.04.2021).
22 Там же.
23 Там же.
24 Резун Д.Я. Ерофеевы // «Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири». Т. I. — Новосибирск, 2012. — С. 285.
25 Там же.
26 «Томские Епархиальные Ведомости». — 1887. — № 22.
27 «Сибирский вестник». — 1902. — № 71.
28 Резун Д.Я. Ерофеевы. — С. 285.
29 Клировые ведомости Спасского собора г. Каинска за 1886 г. // ГАТО. — Ф. 170. — Оп. 1. — Д. 2687. Л. 5.
30 Клировые ведомости Спасского собора г. Каинска за 1909 г. // ГАТО. — Ф. 170. — Оп. 1. — Д. 3926. — Л. 5.
31 Клировые ведомости Спасского собора г. Каинска за 1911 г. // ГАТО. — Ф. 170. — Оп. 1. — Д. 4161. — Л. 5.
32 Метрическая книга о рождении, браке, смерти Спасской церкви г. Каинска за 1913 г. // ГАНО. — Ф. Д-159. — Оп 1. — Д. 2122. — Л. 39.
33 Шабунин Е.А. Спасский Собор г. Каинска. — [Электронный ресурс]. // Портал: Образование и Православие — URL: http://www.orthedu.ru/kraeved/kainsk/1.htm (дата обращения — 15.04.2021).
34 Там же.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Материалы о праздновании юбилея каинского протоиерея Николая Васильевича Митропольского
Двадцатипятилетний юбилей каинского протоиерея Николая Васильевича Митропольского
(«Томские Епархиальные Ведомости». 1888. № 13 от 1 июля)
Прихожане каинского Спасского собора 1 декабря минувшего 1887 года через городского голову, купца Андрея Петровича Ерофеева, лично подали просьбу его Преосвященству, Преосвященнейшему Исаакию, епископу Томскому и Семипалатинскому, которою просили Его Преосвященство разрешить им поднести отцу протоиерею Николаю Митропольскому наперсный крест за двадцатипятилетнюю усердную и полезную его службу в Каинске, и Преосвященный уверил прихожан, что разрешение будет дано.
Немедленно прихожане попросили телеграммою московского купца Корнилова прислать им почтой наперсный золотой крест ценой около 400 рублей и вскоре были извещены, что крест послан 5 декабря. Сообразив, что крест будет получен к празднику Рождества Христова, прихожане порешили поднести его отцу протоиерею в этот высокотор
жественный день; на что 23 декабря испрашивали телеграммою разрешение у Преосвященнейшего; просили также указать и время, когда приличнее это сделать.
Одновременно, 24 декабря, получены были и крест, и разрешения архипастыря — поднести крест 25 декабря по прочтении Часов.
Прихожан по этому случаю к Литургии пришло больше обыкновенного, так что обширный каинский собор был переполнен богомольцами. Некоторые хозяйки отложили свои хлопоты по кухне, чтобы быть свидетельницами торжественной церемонии. К окончанию Часов к амвону подошли почётные граждане. Во главе их были городской голова, державший крест на подносе, и церковный староста купец Венедикт Петрович Ерофеев с адресом в руках. Часы кончились, Царские врата отворились, и из алтаря вышел отец протоиерей со служившими с ним. Сам он остановился на амвоне, а священник и диакон ниже его. Сейчас же церковный староста прочитал адрес от прихожан, в котором они высказали заслуги отца протоиерея и просили его принять его в дар.
На адрес этот отец протоиерей сказал ответную речь, по окончании её принял от головы поднос с крестом и прочитал молитву на освящение наперсных крестов. По окончании молитвы и окроплении креста святой водой певчие запели «Спаси, Господи, люди твоя...», а отец протоиерей в это время возложил на себя крест. После сего дьякон сказал и ектенью, и многолетие.
Адрес прихожан, прочитанный при поднесении наперсного креста протоиерею Николаю Митропольскому
(«Томские Епархиальные Ведомости». 1888. № 13 от 1 июля)
Ваше преподобие, отец протоиерей Николай Васильевич!
С благословения нашего архипастыря по случаю исполнения двадцатипятилетнего служения вашего в городе Каинске мы решили ознаменовать этот день выражением наших чувств беспредельной и глубочайшей признательности к вам.
25 лет вы неустанно, денно и нощно, в минуты нашей радости и горя были вместе с нами. 25 лет мы слышим неотпустительное и благоговейное ваше служение в храме Божием. 25 лет вы безотказно и бескорыстно удовлетворяете наши духовные нужды.
Вспоминаем возникновение женской прогимназии. Не будь вас, пожалуй, и не было бы сделано это благое дело. Не одних наших детей поучаете вы Закону Божию, в полном смысле слова вы — наш законоучитель.
Ваш пример жизни, ваше слово с кафедры, вами установленные воскресные беседы, слово утешения в горести, радование нашим радостям. Всё это мы чувствуем и видим стремление ваше научить нас жить по закону, немало ваших трудов положено на заботу о святом храме сем, мы не можем оценить ваших трудов, труды — эти подвиги души, оценке не поддаются. Всё это побудило нас возблагодарить вас по силам нашим, поднести вам золотой наперсный крест с украшениями, который и просим принять как знак нашей искренней любви и признательности за всё добро, сделанное нам. Поручаем себя Вашим святым молитвам, в свою очередь сердечно молим Бога, да продлит Он Вашу полезную жизнь на много-много лет.
Декабря 25 дня 1887 года.
Ответная речь протоиерея Николая Митропольского на адрес прихожан, прочтенный при поднесении наперсного креста
(«Томские Епархиальные Ведомости». 1888. № 13 от 1 июля)
Добрые мои прихожане!
За двадцатипятилетнее моё служение вам и сему храму вы подносите мне дорогой дар — золотой наперсный крест. Дорог он и по материалу, из которого сделан, но для меня дороже золота ваше усердие и ваше расположение ко мне. А выражая своё усердие и расположение, вы подносите мне ещё более ценный дар — вашу любовь ко мне. Не будь любви, не было бы и расположения, не будь расположения, не было бы и дара. Так, любовь — начало и конец в этом деле.
Я и прежде был уверен в вашей любви ко мне, а теперь узнают о ней и другие, и очень многие, так как сейчас выражаете её вы публично и торжественно не предо мною только, не перед городом только и приходом, но перед всей нашей епархией, потому что дар свой вы подносите мне с благословения и разрешения добрейшего нашего архипастыря, о чём объявлено будет в печати. Таким образом ваш крест есть и похвала моя.
За то вы меня любите, что я вас сердечно любил и люблю, всё, что только я делал, делаю для вас в алтаре, перед Престолом Божиим, света или кафедры: на беседах ли, в ваших ли домах или на службе в училищах, — делаю по любви к вам и с любовью. Дай Бог, чтобы взаимно наша любовь крепла больше и больше, вместе с нами перешла в вечность. «Любы николиже отпадает» (1 Кор. 13, 8), — говорит апостол, то есть никогда не прекращается.
Дорог для меня крест и по обязательствам, которые мы берём на себя и возлагаем, дорог и по воспоминаниям прошлого. Возлагая на себя крест, невольно вспоминаешь заповедь Господню: «Отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мф. 16, 24). То есть неси с терпением тяготу, которую возложил на тебя Бог. Возьми крест свой, сказано всем, значит, у каждого из нас есть свой крест более или менее тяжёлый.
Но у священников, кроме крестов общих, есть ещё и особый свой крест — священник чаще, чем иные, должен отказываться от своей воли: не хочется, а ступай; нет времени — найди его, оставив всё иногда и важное; не можется, а перемоги — сделай; хочется есть, пить, спать, но нужно отложить всё это на некоторое, а иногда и на продолжительное время. Приятно провести время в кругу своей семьи вместо беседы, но откажи себе и в этом удовлетворении, тяжела ноша, а неси ея.
Сорок второй год я в священстве. Из них 25 лет — у вас. Своим задушевным адресом вы засвидетельствовали, что не только я несу свой крест безропотно, несут его также другие служители прихода. Благодарение Господу Богу, Он всегда посылал мне деятельного сотрудника. Но вы хорошо знаете, что и мне, и моему сотруднику — обоим нам — часто бывает так нелегко, что вы часто с удивлением спрашиваете: да как это вам Бог помогает? Спрашиваете и в своём вопросе находите ответ: нам помогал и помогает Бог. Чем же? Силою Креста Господа нашего Иисуса Христа.
Так что и я, и всякий священник, любящий своих духовных чад, с дерзновением может сказать: всё могу о укрепляющем меня Господе нашем Иисусе Христе, Который немощных препоясывает силою Своего Креста!
Сами вы знаете, что я и смолоду не обладал крепостью телесных сил и потому всегда нуждался в помощи свыше, а теперь под старость нуждаюсь в ней тем более. Помолитесь Господу Богу, чтобы Он укрепил мои старческие силы на служение в церкви Божией, чтобы явиться мне на Суде Его не постыдным делателем в вертограде Христовом. С такими чувствованиями я приемлю ваш дар и благодарю, благодарю и приемлю.
Синодик о упокоении клириков Спасского собора
Священник Михаил Григорьевич Пушкарёв Священник Дмитрий Васильев Священник Стефан Иванович Елисеев Священник Терентий Афанасьев Диакон Иван Иванович Шапошников Пономарь Дорофей Иванович
Протоиерей Николай Митропольский Псаломщик Феодор Чиннов (1814—1859 гг.) Пономарь Иоанн Иоаннович Островзоров (f 1875 г.)
Протоиерей Николай Вавилов (1840—1925 гг.)
Священник Василий Бобриков (1870 — после 1914)
Священник Леонтий Голубович
Священник Сергей Соколов
Священник Михаил Румянцев
Священник Сергий Белорусов
Священник Василий Орлов
Священник Михаил Сперанский (1856—1903)
Священник Александр Солнцев
Диакон Всеволод Фирсов
Диакон Иаков Кондратьев
Диакон Сергей Переводчиков
Диакон Николай Смеловский
Диакон Алексий Скопин
Псаломщик Егор Куршин
Псаломщик Филипп Денисов
Псаломщик Константин Волков
Псаломщик Алексий Костров (1859—1903)
Автор: Священник Михаил Рыженков
Опубликовано: Богословский сборник. Вып. 15. Страницы 138-153
Ссылка на первоисточник: http://oopnm.ru/bs-npds-15-2/