Каталог Успенская Нагорная церковь История

Успенская Нагорная церковь

г. Ойрот-Туре (ныне г. Горно-Алтайск)






На средства Бийского второй гильдии купца Михаила Матвеевича Бодунова в 1889 году началось строительство каменной церкви с колокольнею в Улале, которая была освящена 120 лет назад – в 1891 году Преосвященным Владимиром, Епископом Бийским. Богослужения в церкви, как в кладбищенской, велись в дни поминовений и в день храмового праздника Успения Божьей Матери.

Удар по Православной церкви на Алтае, как и во всей стране, принес октябрьский переворот. Несмотря на трудности, деятельность Алтайской миссии как единой организационной структуры продолжалась вплоть до начала осени 1918 года. Тогда скончался помощник начальника миссии протоиерей Петр Бенедиктов. А с установлением советской власти на Алтае в 1919—1920-е годы. Алтайская духовная миссии была окончательно упразднена. Лишившись поддержки большинства своих благодетелей и благотворителей, Миссия прекратила свое существование как самостоятельная организация.

Годы гражданской войны принесли некоторое облегчение в финансовом положении церкви, так как в конце 1919–начале 1920 годов. Временным Сибирским Правительством был возвращен принцип централизованного содержания церкви. Однако лояльное отношение церкви к белому движению дорого стоило алтайскому духовенству. Это привело с приходом войск большевиков к разграблению части приходских церквей и притеснению местного духовенства вплоть до кровавых расправ над ними во время партизанских налетов и зачисток, проводимых регулярной Красной армией.

В 1922 г. все миссионерские дома были муниципализированы. На 1923 г. они были распределены так: четыре причтовых дома и амбар были переданы облздраву, облкоммунотделу и под квартиру секретаря областного комитета партии. То же произошло с двумя школами и новопостроенным приютом.

В 1923 г. коммунотдел потребовал отнять у общины приписную нагорную Успенскую церковь как пустовавшую. Однако, на общем собрании Улалинской Православной религиозной общины 14 октября 1923 г. верующие обосновали свой отказ тем, что с принятием Улалой статуса города, население которого быстро росло, и вскоре необходимо было бы образовать новую общину. Кроме того, в нагорной церкви отдельно проводились отпевания умерших от заразных болезней, что требовалось по санитарным нормам. Выполнение требования коммунотдела было отложено. Несмотря на притеснения со стороны властей, община продолжала существовать, в храме совершались регулярные богослужения.

25 июля 1924 года от Спасской общины в распоряжение обновленцев (так называемое обновленное течение православия) Улалы под председательством уполномоченного С. Большакова была передана приписная Успенская кладбищенская нагорная церковь и, по сути, более не использовалась.

Новое наступление на церковь начинается в середине 1930-х годов. Как показывают некоторые секретные документы, изъятие церковных ценностей не ограничилось кампанией 1921–1922 годов. и возобновилось с новой силой в 1930-х годов. В это время начинается повсеместная конфискация колоколов под предлогом недостатка меди для программы индустриализации. Во-вторых, было инициировано изъятие оставшихся церковных ценностей «на нужды государства», в том числе и икон.

На Алтае кампания по сбору церковной бронзы проходила летомосенью 1935 года и курировалась Западносибирской Краевой Комиссией по вопросам культов при Президиуме Запсибкрайисполкома. В рамках данной кампании была разрушена колокольня бывшего Спасского храма Улалы (в 1930 году по воспоминаниям очевидца П.С. Чевалкова). Ойротский облисполком обращался к Ойрот-Туринскому горсовету с требованием сдать колокола и с Успенского кладбищенского храма.

25 февраля 1935 года Народный комиссариат финансов СССР и Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР «в целях обеспечения сохранности предметов культового характера из драгоценных металлов, переданных по договорам в пользование религиозных обществ, а также устранения несоответствия между оценочной стоимостью, указанной в инвентарных описях, с их действительной стоимостью» обращаются к крайисполкомам и облисполкомам с секретным предложением «Об учете и переоценке предметов культового характера из драгоценных металлов, находящихся в молитвенных зданиях». Предлагалось произвести учет и переоценку предметов культа из драгоценных металлов (золота, платины, серебра), а также предметов, имеющих на себе драгоценные и полудрагоценные камни и жемчуг, находящихся в молитвенных зданиях. Период проведения учета определялся с 15 января по 15 апреля 1935 года. Учет и переоценка указанных выше ценных предметов должны были производиться комиссиями в составе представителей горсовета или райтсполкома, горрайфо и отделений госбанка, с привлечением в отдельных случаях надлежащих экспертов-оценщиков. Комиссии производили в присутствии представителей религиозного общества сличение фактического наличия предметов из драгоценных металлов с инвентарными описями, устанавливали их род, пробу и путем взвешивания определяли их точный вес. Ответственными лицами за недостающие по описи предметы из драгоценных металлов были признаны граждане, составлявшие религиозное общество и подписавшие договор.

7 июня 1935 г. комиссия в составе представителей от Горфо Плетнева и от Горсовета Шмелева, от Госбанка Лузина, от церковного совета Турищева и священника Лаврова произвели переписку предметов культового характера из драгоценных металлов, находящихся в Ойрот-Туринской Успенской церкви. При проверке была выявлена недостача: 1 серебряный крест, 2 серебряные дарохранительницы, 1 сосуд, всего на сумму 1500 рублей. В результате было возбуждено уголовное дело. Община верующих была ликвидирована как неблагонадежная. 6 июня 1936 года была проведена техническая проверка здания Успенской церкви, которая выявила дефекты здания. На основе акта технической проверки 1 июля 1936 года облисполком принял решение о сносе церкви, но решение было отложено, ввиду поданного церковным Советом верующих г. Ойрот-Тура заявления. 20 июля была назначена специальная комиссия для выявления технического состояния церкви в составе инженера Мочек, инженера-строителя Конаш и представителей облкомхоза и церковного совета. Спешная экспертиза доказала не только уже выявленные дефекты, но и выявила новые серьезные обстоятельства, угрожающие обвалом церковного здания. В решении говорится о том, что служение в этой церкви в силу технических неполадок было запрещено ещё до революции, а сама община в 1928-29 гг. отказалась от использования церкви из-за ветхости. Реконструкция церкви оценивалась как технически сложной и дорогой. Эти обстоятельства стали основанием для сноса церкви. Взамен религиозной общине предоставили церковное здание в с. Майма-Чергачак.

Снесенными оказались и все часовни Улалы. Однако документальных данных о времени их уничтожения обнаружить не удалось. Так был стерт с лица земли уникальный комплекс православных памятников архитектуры и религии Горного Алтая. Невзирая на притеснения со стороны государства в 1920—1930-х гг., верующие ГорноАлтайска сохраняли верность своим убеждениям. В храмах совершалось богослужение до тех пор, пока это было возможно. Разумеется, что их собрания проходили в тайне не только от официальных властей, но и даже от неверующих родственников и соседей. Небольшое количество тайных верующих и монахов сохраняли традиции православия. Благодаря этому, спустя десятилетия, со сменой политического строя стало возможным достаточно стремительное возрождение православной церковности. Первым возрожденным храмом в Горном Алтае стал Преображенский храм, который был построен за рекордно короткие сроки в 1990 г. В те годы православному приходу г. Горно-Алтайска далеко не сразу удалось получить регистрацию, тем не менее, при поддержке настоятеля Бийского Успенского собора архимандрита Ермогена (Росицкого) было приобретено несколько частных домов, которые были снесены и на их месте построен кирпичный храм. Администрация города вынуждена была только признать и узаконить факт существования достаточно крепкой православной общины верующих даже после многих лет безбожия. Сегодня в Горно-Алтайске построено три православных храма, а всего в Республике Алтай уже более двадцати приходов. Этот факт свидетельствует о плодотворности работы православных миссионеров XIX–начала XX вв., которые смогли воспитать в большой части местного населения не только оседлость и хозяйственность, но и основы христианской нравственности.

И.А. Кольцов

Источники и литература:
1. Крейдун Ю.А., Орехов А.С. История закрытия православных приходов Горно-Алтайска в середине ХХ века // Макарьевские чтения: материалы восьмой международной конференции / Отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск: Изд-во РИО ГАГУ, 2009. Интернет:
e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2009/3.doc
2. ГАТО Ф. 184, оп. 1, д. 20, л. 92
3. ЦХАФ АК. Ф. 164, оп. 2, д. 122, л. 76.
4. КПДА РА. Ф. 91, оп. 1, д. 21.
5. КПДА РА. Ф. Р-63, оп. 1, д. 18.
6. КПДА РА. Ф.Р-5, оп. 1, д. 274, л. 32.
7. КПДА РА. Ф. Р-25, оп. 1, д. 107а, л. 19.
8. КПДА РА. Ф. 51, оп. 1, д. 295; д. 220, л. 36; д. 284, л. 16; оп. 2, д. 139, л. 8об; д. 67, л. 82.
9. КПДА РА. Ф. Р-33, оп. 1, д. 188; д. 144а; д. 49, л. 10-11об; д. 188, л. 1; д. 607; д. 818.
10. КПДА РА. Ф. Р-33, оп. 8, д. 71, л. 11; д. 31.
11. КПДА РА. Ф. Р-33, оп. 6, д. 48, лл. 26, 38, 67 об.

 

Источник: Календарь юбилейных и памятных дат

Республики Алтай. 2011 год. – Горно-Алтайск, 2010. – 168 с.