Сан: профессор Казанской духовной академии
Год рождения: 1891
Год смерти: 1943
Дата приговора: 20.04.1942
Приговор: к 10 годам лишения свободы
Фиолетов Николай Николаевич, профессор Казанской духовной академии. С 1932 г. по 1933 г. ссылку в Новосибирской области отбывал известный кантонист и апологет, самый молодой участник Всероссийского Поместного собора 1917/18 годов. Новосибирское духовенство и прихожане из интеллигенции воспользовались этим случаем и сумели организовать несколько лекций профессора Фиолетова на частных квартирах. ОГПУ тщательно следило и за ссыльным профессором и за его слушателями, но именно благодаря этому интересу со стороны чекистов мы можем узнать, о чем говорил Николай Николаевич и кто являлся слушателем этих лекций. Профессор рассказывал о Поместном соборе, об отношении к советской власти Патриарха Тихона, о котором отзывался как о «героической личности, смело вставшей на путь защиты интересов Церкви». Кроме того, профессор критиковал дарвинизм. Во время этих бесед-лекций присутствовали архиепископ Никифор (Асташевский), его келейник Тит Арсеньевич Дмитраков, священник Вознесенской церкви архимандрит Сергий (Скрипальщиков), священник Константин Виноградов (из ссыльных), регент Вознесенской церкви Павел Федорович Лыткин.
Фиолетов Н. Н. родился 1 (13) декабря 1891 в семье священника Николая Константиновича Фиолетова, в селе Ерзовка Саратовской губернии находящемся в 28 верстах от Царицына (Сталинградская о., Городищевский р.), окончил Камышинское духовное училище, Саратовскую Духовную Семинарию.В 1904–1905гг. в связи с революционными волнениями исключен по собственному прошению из Саратовской Духовной Семинарии и продолжил образование, поступив в Царицынскую гимназию. ( Год окончания 1909 ), Московский Императорский университет, юридический факультет (1909 — 1913), Место службы — Москва, Московский университет (1914—апрель 1917). Должность — приват-доцент по кафедре церковного права (с 1917г.). В мае 1917 года был переведён в только что открытый Пермский университет, где стал профессором юридического факультета. Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. Должность - член Священного Собора (15.08.1917 — 1918). Был сторонником патриаршества в России. В 25 лет был избран делегатом на Поместный Всероссийский Церковный собор от Пермского университета, как мирянин Пермской епархии (самый молодой член Собора). На Соборе был секретарем отдела "Правовое положение Церкви в государстве, членом Юридического отдела и Отдела по урегулированию бракоразводного процесса. Как канонист, принимал самое активное участие в составлении многих актов Собора. В 1918г. защитил магистерскую диссертацию. В 1919 году Пермский университет был эвакуирован Колчаком в Сибирь. Наряду с другими профессорами Николай Николаевич приказом по управлению делами верховного правителя и совета министров с 27 января 1919 года в Омске исполнял обязанности юрисконсульта колчаковского правительства. В апреле он был назначен директором департамента. После разгрома армий Колчака профессор Н. Н. Фиолетов очень много сделал для возвращения университета в Пермь и по собиранию его рассеянных педагогических кадров. Он был даже избран временным ректором, но вскоре передал свои обязанности человеку, назначенному большевиками. В Саратове был профессором теории права и истории политических учений Саратовского государственного университета (1922—1924). Читал там лекции, много занимался научной и литературной работой, посещал студенческий христианский кружок, философский семинар, исполнял обязанности зам. декана факультета общественных наук. В Ташкенте преподавал в Среднеазиатском государственном университете (САГУ) был профессором факультета хозяйства и права (1924—1931). Участвовал в университетском философском обществе, отстаивая православную точку зрения. В конце 1920-х гг. были разгромлены «крамольные» факультеты САГУ — востоковедения, а также хозяйства и права. Профессор Н.Н.Фиолетов был лишен всех гражданских прав. В Душанбе был профессором Таджикского историко-исследовательского института (1931—1932). 12.04.1932 арестован в первый день Пасхи. Было организовано дело преподавателей двух закрытых факультетов САГУ. Обвинение — голосовал против партийного кандидата на факультетскую должность. Решением коллегии ОГПУ осужден по статье 58, пункты 7, 11 УК РСФСР на 3 года и выслан в Западно-Сибирский край. В 1932 г. работал экономистом в планово-экономическом секторе Западно-Сибирского крайкомхоза в Новосибирске. В январе 1933 г. был переведён в Томск. Преподавал статистику в банковском техникуме в Томске. 30 апреля 1933 г. его арестовали по обвинению в причастности к “контрреволюционной повстанческой организации, подготовлявшей восстание против Советской власти”. После “чистосердечного признания” в конце мая того же года был освобожден и переведен в Бийск на оставшийся срок ссылки. В июле 1933 освобожден из ссылки. Потом проживал в Курске (1934—1935), работал преподавателемистории средних веков кафедры всеобщей истории в Курском педагогическом институте. Вскоре за ношение нательного креста был уволен с должности преподавателя института без права восстановления. С 1935 г. жил в Калинине, первоначально работал статистиком, затем зарабатывал статьями для журналов и Большой советской энциклопедии, и преподавательской деятельностью по договорам. В 1935–1939гг. преподавал в заочном Калининском (Тверском) юридическом институте. В 1939—1941 гг. преподавал историю в техникуме в селении Высоковская (Московская область), в школе в Солнечногорске. Писал большую работу «Очерки христианской апологетики». 25 июня 1941 г. был арестован по обвинению “принадлежности к тайной церкви, симпатии к фашизму”, 24/01/1942 Осужден Особым Совещанием при НКВД СССР по Обвинению «принадлежность к а/с группировке, и к/р агитация» отправлен в Омск, где 20.04.1942 приговорен к 10 годам лишения свободы. В 1942–1943 гг. находился в Мариинских лагерях, в конце жизни был переведен в инвалидный лагерь на станции Антибес, где скончался 8.03.1943 от пеллагры, развившейся на почве крайнего истощения. В 1961 г. дело было прекращено за отсутствием события преступления.
В воспоминаниях супруги Н. Ю. Фиолетовой содержатся данные о последнем периоде жизни её супруга, известном ей по его письмам из лагеря. Он то и дело пишет в своих письмах о многообразных недугах, которые подтачивали его здоровье: о болезни ног — ноги распухли, на них появились раны, и он почти не мог ходить; о постоянном расстройстве желудка типа колита, о каких-то дефектах в деятельности сердца, о каком-то заболевании в бронхах. Слабость была такая, что не только сидеть, но и лежать было трудно. Внешне он сильно изменился, похудел, прежними остались только глаза. Стал совсем «старичком», как его называли товарищи по несчастью, и он долго не мог привыкнуть к обращению «дедушка» (ведь ему исполнился только 51 год). Но духом он был бодр, не унывал и еще больше укреплялся в своей вере и в своем мировоззрении. Каждое событие в своей жизни, как и само пребывание в лагере, он воспринимал не как случайность, а как совершающуюся над ним волю Божию. «Если думать глубже и объективнее, — пишет он в одном из своих писем, — а не с личной обывательской колокольни, то не приходится бесплодно роптать или жаловаться на свою судьбу. Все имеет свой смысл, и эта мысль облегчает все трудности».
Некоторые из арестованных в начале 30-х гг, например, игумен Иосиф (Ливанов) и протоиерей Василий Курков, на следствии не только заявили, что совершили деяния, в которых их обвиняли, но и подчеркнули, что действовали согласно велению совести и христианского долга. Группа священнослужителей и мирян, проходивших по этому делу, обвинялась в том, что они создали контрреволюционную организацию по сбору средств и продуктов для арестованного духовенства. Специальные тарелочные сборы проходили в церквах, на эти деньги закупались продукты, которые мирянами и монахинями передавались в пересыльную тюрьму и в другие места, где находились осужденные или арестованные епископы, священники и простые верующие. Это участие в благотворительной акции обошлось новосибирским священникам, монахам и мирянам, привлеченным по данному делу, пребыванием в БАМлаге сроком от 3 до 5 лет.
Фиолетов Н.Н.//
Архив УФСБ по ТО, Д. П-4845, из Д. П-10067, Л. 26.
«Тобольские епархиальные ведомости» 1900, №11, с.111; 1901, №4, с.94; 1903, №14, с.190; 1905, №6, с.151; 1906, №4, с.47; №7, с.66; №21, прибав., с.6; 1908, №7-8, с.120; 1911, №19, с.236.
Адрес-календарь Пермской епархии на 1877 год. — Пермь, 1877, с. 76.
Архив УФСБ по Тюменской обл. Д. 7116.
/Каледа Глеб, прот./ Профессор Николай Николаевич Фиолетов и его книга «Очерки христианской апологетики»/ Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М., 1992. С.5–17.
/Емельянов Н.Е./ За Христа пострадавшие // Татьянин день. 1998. Март. N 20. С.12.
Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.69,92.
Мир Православия: сб.ст. Вып.7/ сост.: Н.Д.Барабанов, О.А.Горбань. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. 508с. С.342.
Документы ГА РФ. Д.32344.
/Куликов Г. Д., Супрун В. И./ Подвижники веры и благочестия земли Волгоградской: Учебное пособие. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2004. – 98 с. // URL: http://www.volgaprav.ru/about_eparchy/persons/professor-nikolai-fioletov/
Архивное дело: 32344 (1941 г. ) БД «Жертвы политического террора в СССР»;
Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов-жертв политического террора в советский период. СПб. 2003;
Томский мартиролог;
БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
РГИА. Ф. 740. Оп. 19. Д. 164; ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 116; Архив УФСБ РФ по ТО. Д. П-5709; Наука и науч. работники СССР: Справочник... Л, 1928. Ч. 6. Науч. работники СССР без Москвы и Ленинграда; Сб. Об-ва ист., филос. и соц. наук при Пермском ун-те. Пермь, 1918. Вып. 1; Пермь, 1927. Вып. 2; Саратовский ун-т. 1909—1959. Саратов, 1959; Очерки истории Ташкентского гос. ун-та им. В. И. Ленина. Ташкент, 1980.; Профессора Томского ун-та. Биографический словарь. Том 2. Томск,1998. С. 448-449; Фиолетова Н. Ю. История одной жизни // Минувшее : Исторический альманах. Выпуск 9. — М., 1992. -С. 7-105.
Метки: Репрессированные