Фото Иеромонах Елисей. Сер. XX в. Фотография передана в Церковно-археологический кабинет Соловецкого монастыря в 2008 г. Надпись на обороте: «Соловецкий иеромонах о. Елисей умер 8 февраля 1962 г., много лет был в ссылке»

Сан: иеромонах

Год рождения: 1879

Год смерти: 08.02.1962

Дата приговора: 04.04.1941

Приговор: 8 лет ИТЛ

Елисей (Дзюбин (Дзюбик) Петр Семенович), иеромонах

1) см.сноску

Иеромонах Елисей пришел трудником на Соловки в конце XIX в. и успел за первые два десятилетия XX в. воспринять дух соловецкого подвижничества. Затем на его глазах монастырь был превращен в совхоз, а позднее в исправительно-трудовой лагерь, а ему самому пришлось в полной мере испить чашу гонений и притеснений со стороны советской власти. Его арестовывали трижды: в 1921, в 1930 и в 1940 г., около 15 лет он провёл в лагерях и ссылках, но во всех испытаниях его вера во Христа только укреплялась, он оставался добрым пастырем для своих чад и теплым молитвенником, о чём свидетельствуют его письма и письма его близких.

Родился 5.12.1879 г. Место рождения: Волынская губ., Кременецкий р-н (Тернопольская о., Збаражский р.) , с. Гнездично (с. Гнездичи). Родился в крестьянской семье. В отрочестве трудился у хозяина в сапожной мастерской. С 1902 по 1906 г. отбывал воинскую повинность в Царской Армии. Демобилизован в чине ефрейтора. 1911 — 1915 окончил 4 класса Соловецкого братского училища.

Служение:

1909  -  24.2.1913 Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, послушник (в монастырь пришёл в 1897 г.). В 1909 г. принят в число послушников. Проходил сапожное послушание, был старостой. По отзыву настоятеля: «Очень хороших качеств, предан своему делу, которое ведет исправно». 24.2.1913 пострижен в монашество в Соловецком монастыре настоятелем архимандритом Иоанникием (Юсовым) в честь Соловецкого святого прп. Елисея Сумского (14/27 июня). 24.2.1913 — 1922 Архангельская губ., Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, монах. 1925 г. — рукоположен во священника в г. Москве. 1925 — 1928 Архангельская и Холмогорская епархия, г. Архангельск, Воскресенская церковь, иеромонах.

Репрессии:

24.4.1930 арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, как активный участник контрреволюционной группировки церковников: в своей квартире совершал тайные богослужения. 1.7.1930 осужден тройкой при ПП ОГПУ по Северному краю на 5 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) на Соловки по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР. Июль 1930 – 10.2.1933 находился в заключении в Беломоро-Балтийском ИТЛ (Белбалтлаге). Освобожден досрочно. Арестован 4 сентября 1940 г. и заключен во Внутреннюю тюрьму УГБ НКВД г.Архангельска. При аресте у о.Елисея были изъяты частицы мощей и церковная утварь. Арестован как «участник контрреволюционной церковной организации» по групповому делу «дело схиепископа Петра (Федосихина). Архангельск, 1940–1941 гг.»Архив УФСБ РФ по Архангельской обл. Д.П-12580. 4.4.1941 осужден Особым совещанием при НКВД СССР на 8 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по статье 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР. По другим данным, дата осуждения — 12 апреля 1941 г. Был допрошен 6 сентября 1940 г.

Из обвинения: «Являлся участником контрреволюционной церковной нелегальной организации, в которую был завербован схииеромонахом Федосихиным, по заданию Федосихина организовал тайную катакомбную церковь. В этой церкви Дзюбик проводил нелегально пострижение верующих в тайное монашество. Дзюбик является одним из руководителей нелегальных антисоветских граждан в г.Архангельске». По этому же делу был осужден на 5 лет и его духовный сын Марк Иванович Стрелков.

1941 – октябрь 1948 находился в заключении в лагере НКВД в Новосибирской обл. Октябрь 1948 – 1954 находился в ссылке на поселении в Северо-Казахстанском округе. 8.2.1962 скончался. Место смерти: Тернопольская обл., Збаражский р-н, с. Гнездычно. Похоронен за алтарем церкви.

19.4.1989  реабилитирован Прокуратурой Архангельской о, по году репрессии: 1941.

Иеромонах Елисей так рассказывал следователю о своем жизненном пути на допросе 6 сентября 1940 г.: «18 лет ушел в Соловецкий монастырь, через 2 года из Соловецкого монастыря был взят в царскую армию солдатом. Служил 4 года. После окончания службы в армии я снова ушел в Соловецкий монастырь. В 1922 году в связи с закрытием Соловецкого монастыря я переехал в Архангельск. До 1925 года жил в г. Архангельске, занимаясь сапожным ремеслом. В 1925 году был произведен в сан иеромонаха — священника и служил священником в Воскресенской церкви г. Архангельска. В 1930 году был арестован, полагаю, что по той причине, что не стал служить в Воскресенской церкви после перехода ее к обновленцам, а производил церковное служение уже у себя в квартире на дому» (Дело П-12580. Т. 3. Л. 201).

Рукоположен был отец Елисей по рекомендации архангельского священника Дмитрия Федосихина, вместе с которым он и служил в Воскресенской церкви до ареста последнего в 1928 г.

По сообщению Марка Ивановича Стрелкова, духовного сына о. Елисея, который представлял материалы в базу данных ПСТГУ о Соловецких преподобномучениках архимандрите Вениамине и его келейнике иеромонахе Никифоре,которые были убиты и сожжены вместе со своей избушкой в архангельском лесу, в 1928 г. отец Елисей совершил их отпевание. «На место пустынников для погребения ездил духовной мой отец Соловецкий иеромонах Елисей. Там только нашли обгоревшие кости и черепа и их дали погребению. После этого я приезжал в Архангельск, заходил к своему духовнику и по обряду делал покаяние, исповедь, и он меня приобщал Святых Таин также один или два раза в год. Жил он на частных квартирах. В начале 30-х годов его забрали на три года срока, которые он отбывал на Беломоро-Балтийском канале. Возвратясь обратно, он опять также стал жить на частной квартире, когда я приезжал, его навещал и исповедовался у него. Особенно я к нему обратился, когда у нас закрыли церковь в 1938 году. Напал на меня страх, как будем жить дальше без Божией помощи, так как я со школьного возраста строго верил и уповал на Божию помощь и ходил в церковь» (Письмо М. И. Стрелкова митрополиту Исидору, 1990-е гг.).

Когда иеромонах Елисей был арестован в 1930 г., он отрицал все обвинения против него в контрреволюционной агитации: «Обвинения, что не признаю Советскую власть, я тогда не признал. Я себя считаю служителем истинно православной церкви и последователем бывшего Патриарха Тихона» (Дело П-12580. Т. 3. Л. 202). Иеромонах Елисей был приговорен к 5 годам заключения в Соловецком концлагере, но на родной остров его не допустили, направили на строительство Беломоро-Балтийского канала. После досрочного освобождения 10 февраля 1933 г. он вернулся в Архангельск, где зарабатывал на жизнь, занимаясь на дому починкой обуви для частных лиц. В 1938–1940 гг. он снимал комнату во флигеле дома № 46 по Петроградскому проспекту и почти ежедневно служил вечерню и утреню с обедницей, а по воскресениям совершал полную Литургию. Был помощником иеромонаха (впоследствии тайного схиепископа) Петра (Федосихина) окормлявшего тайную общину архангельских монахинь. Совершал тайные постриги.

Иеромонах Елисей. 1940. Фотография из следственного дела П-12580 (За веру Христову.С. 156).

Иеромонах Елисей. 1940. Фотография из следственного дела П-12580 (За веру Христову. С. 156).

В 1940 г. отец Елисей был вторично арестован по обвинению в организации тайной катакомбной церкви. Об этом деле П-12580, по которому проходило 38 человек, можно почитать в статье монахини Никоны (Осипенко). По окончании 8 летнего срока, иеромонах Елисей в октябре 1948 г. был отправлен в ссылку на поселение в Северо-Казахстанский округ и вернулся на родину только в 1954 г. Поселился в деревенском доме у племянницы неподалеку от Почаевской Лавры.

Сохранилось его пасхальное поздравление М. И. Стрелкову от 9/22 апреля 1955 г.:

«Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Целую тебя в радости пасхального восторга и поздравляю с Воскресением Христа, со Святой Пасхой, и да наполнится душа твоя радостью! Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго торжества, и да не рыдает своего убожества, ибо прощение от Гроба Живоносного возсия! Тому слава и держава во веки веков, аминь. Посылаю тебе свое благословение и да хранит тя Сам Христос Своею благодатию от всякаго зла. Еще мое благословение мамаше твоей Марии и всем домашним твоим и желаю вам всей полноты духовной от воскресшаго Господа. Мне назначили 2-ю группу инвалидности, от работы освобождаюсь, 76 лет. Летом обещали освободить, но я уповаю на Господа, да будет Его воля. Святую Пасху я встретил благополучно. В 3 часа ночи я кончил свое богослужение один и Господь со мной. Еще 3 часа полежал и пошел, куда меня ждали, со славою. В 12 часов дня я уже был в своей хате. Здесь мой любимый затвор, который меня спасает от суеты мира сего. Еще раз мое благословение на вас всех домашних и на тебя, дорогой мой собрат и духовный сын Марк. Пиши о себе. До свидания. Иеромонах Елисей»

О кончине о. Елисея сообщила его племянница Пелагея в письме М. И. Стрелкову: «Болел о. Елисей немного с воскресенья до четверга. В воскресенье еще совершал обедню, но до конца не смог, а только до Херувимской, и уже так его немощь преодолела, что он не выдержал, и лег без сознания, сильная температура и кашель. А в четверг ночью <8 февраля 1962 г.> ему стало легче, он встал, посидел и опять лег, а в 11 часов дня тихо и мирно отошел ко Господу наш батюшка. Дважды глубоко вздохнул и всё. Врача хотели, но он запретил, сказал: «Вы еще что не выдумаете!» Все время крестился и шептал молитву. В пятницу в 5 часов был вынос <тела почившего> в церковь, где совершалась заупокойная всенощная, а утром заупокойная литургия и после литургии началось отпевание. Схоронили его за алтарем церкви рядом с могилой бывшего его духовника, <который окормлял его еще с> юных лет. Народу было очень много, на обеде кормилось до 200 чел., а в воскресенье весь народ после литургии вышел на панихиду к могиле». Иеромонах Елисей похоронен за алтарем Спасо-Преображенского храма с. Гниздычнэ Збаражского р-на Вышнивецкого благочиния. Настоятель храма протоиерей Александр сообщил, что Петр Семенович Дзюбик в юношеском возрасте был продан хозяину в село Вышнивец Збаражского района и работал у него сапожником. В это время был сильный голод, и его отдали в монастырь, а затем он попал на Соловки. В 1953 г., возвратившись в родные места, батюшка до своей кончины проживал в с. Гниздычнэ. К нему приезжали из Архангельска Аннушка и Андрей, оттуда присылали ему посылки, поддерживали его.

Сноска 1) В послужных списках монастыря до 1915 г. значилась фамилия Дзюбин, в документах советского времени — Дзюбик.

Заявители:

  1. Андрущенко Николай

2.Духовный сын Стрелков Марк Иванович

Источники:

Архив УФСБ по Архангельской обл. Дело П-12580. 1940 г. 6 т.

Письмо иеромонаха Елисея (Дзюбина) духовному сыну Марку Ивановичу Стрелкову (фрагмент), 1955–1961 гг. // Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря. Фонд М. И. Стрелкова. Д. 2. 1 с.

Письмо иеромонаха Елисея (Дзюбина) духовному сыну Марку Ивановичу Стрелкову 12 октября 1961 г. // Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря. Фонд М. И. Стрелкова. Д. 5. 1 с.

Письмо иеромонаха Елисея (Дзюбина) духовному сыну Марку Ивановичу Стрелкову 21 июля 1961 г. // Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря. Фонд М. И. Стрелкова. Д. 4. 1 с.

Письмо иеромонаха Елисея (Дзюбина) духовному сыну Марку Ивановичу Стрелкову 9/22 апреля 1955 г. // Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря. Фонд М. И. Стрелкова. Д. 1. 2 с.

Письмо иеромонаха Елисея (Дзюбина) духовному сыну Марку Ивановичу Стрелкову, 1960-е гг. // Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря. Фонд М. И. Стрелкова. Д. 3. 2 с.

Письмо-исповедь Марка Ивановича Стрелкова митрополиту Исидору, 1990-е гг. // Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря. Фонд М. И. Стрелкова. Д. 6. С. 2–4

Послужные списки монашествующих и послушников Соловецкого монастыря, 1915 г. // РГАДА. Ф. 1201 (Соловецкий монастырь). Оп. 4. Д. 911. Монахи: № 100

Синодик в Бозе почившей братии Соловецкого монастыря с 1915 г. : [рукопись]. Соловки, 2011. 228 с. // Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря. — С. 9, 29, 61–63, 187, 208, 209

Автор: Никона (Осипенко), монахиня

Синодик живых и усопших многогр. раба Никифора. Составлен 17 января 1929 г., с. Козлы Арх. губ. // Архив Церковно-археологического кабинета Соловецкого монастыря. Фонд М. И. Стрелкова. Д. 7. Л. 11 об.

Список монашествующей братии, послушников и богомольцев-трудников Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря, 1920 год // Центральный государственный архив Республики Карелия. Ф. 205 (Кемский уездный продовольственный комитет). Оп. 1. Д. 7/143. № 155

Список рабочих и служащих совхоза «Соловки», состоящих на приварочном и денежном довольствии, на 1 января 1922 г. (включен в: Приказы по Управлению совхоза «Соловки» за 1922 год. Приказ № 1-й по Управлению совхоза «Соловки» от 1-го января 1922 года) // ГА Архангельской обл. Ф. 105. Оп. 3. Ед. хр. 115). Л. 115. № 56

За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951): Биографический справочник / Сост. С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 155–156

Старец Елисей — Соловецкий иеромонах и Соловецкий узник // Сборник научных статей и докладов научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», 13–14 июля 2015 г. Архангельск; Соловки, 2016. 8 с.

Автор: Никона (Осипенко), монахиня

Сайт «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Духовенство РПЦ в XX веке. Биографическая база данных. https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/422/

Марина Осипенко. Соловецкий Мартиролог. Братия Соловецкого монастыря после Октябрьского переворота 1917 г. С.110,113–114.

http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPn*n9X6r**

Новомученики и исповедники РПЦ XX века (База данных) Открытый список

https://ru.openlist.wiki/%D0%94%D0%B7%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BA_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_ (1879)

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1638955717&tld=ru&lang=ru&name=martir_10.pdf&text=%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D0%B4%D0%B7%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BD%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&url=http%3A%2F%2Fsolovki-monastyr.ru%2Fmedia%2Fattachments%2Fmartir_10.pdf&lr=65&mime=pdf&l10n=ru&sign=059aadff999a8843209fc4b1e3220d7a&keyno=0&serpParams=tm%3D1638955717%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Dmartir_10.pdf%26text%3D%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25B9%2B%25D0%25B4%25D0%25B7%25D1%258E%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2580%2B%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2587%26url%3Dhttp%253A%2F%2Fsolovki-monastyr.ru%2Fmedia%2Fattachments%2Fmartir_10.pdf%26lr%3D65%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D059aadff999a8843209fc4b1e3220d7a%26keyno%3D0

 

http://www.sever-journal.ru/vyshedshie-nomera/new-issueyear/03-04/neizvestnoe-ob-izvestnom/hraniteli-very/

Метки:

++