Дом, который построил Крячков
http://kryachkov.nsknews.info/
Родился архитектор 24 ноября 1876 года в Ярославской губернии в семье органиста и белошвейки. Поступив в петербургский Институт гражданских инженеров, он три года получал казённую стипендию. За это специалист был обязан после учёбы работать по распределению — там, где скажут.
Так архитектор Крячков оказался в Сибири, вначале жил и работал в Томске, позже переехал в Ново-Николаевск. Умер Андрей Дмитриевич в 1950 году во время отдыха в Сочи. Там же и похоронен, а его могила считается утраченной.
им. С. Н. Баландина при НГУАДИ
Если бы какой-нибудь режиссёр снимал кино о Ново-Николаевске, он бы наверняка выбрал в качестве декораций Городской торговый корпус. Построенное 110 лет назад в центре Базарной площади здание сразу же стало знаковым для города. На первом этаже находились магазины: капитальные стены в подвале были спроектированы таким образом, чтобы торговые помещения можно было легко разделить или объединить перегородками. Второй этаж занимали городская управа, казначейство, отделение Госбанка и большой зал для собраний на тысячу человек.
Изначально в здании был сквозной проезд с Ярмарочной площади для конных повозок. При длине здания 114 метров он был необходим по пожарным нормам того времени. Кстати, то, что мы видим сверху, — это вовсе не часовня с крестом. Это пожарная каланча со специальной мачтой, на которую в случае возгорания поднимали чёрный шар.
подземные галереи
который принадлежал Крячкову
подземные галереи
ДАЮТ БАЛ
Три года до революции. Высший свет Ново-Николаевска собирается на первый бал в новом здании Коммерческого собрания, в конце Кузнецкой улицы. Утопающий в зелени Михайловского сада в дюжину гектаров дом больше похож на загородный особняк — воплощение мечты русской буржуазии об идиллической усадьбе. Таким был изначально «Красный факел» Крячкова.
Однако в 1937 году группа архитекторов под руководством Клавдия Осипова разработала проект реконструкции здания. Переделка коснулась сценической части и зрительного зала. Тогда же к северному фасаду со стороны улицы Ленина пристроили полукруглую ротонду, убрали треугольные фронтоны и отказались от древнегреческого ленточного орнамента, который роднил здание с томскими дореволюционными постройками. «Красный факел» стал с архитектурной точки зрения гораздо проще изначального здания Коммерческого собрания.
ДОМ НОВОСИБИРСКА
Так называют знаменитый Стоквартирный дом на Красном проспекте, построенный в 1936 году. Он предназначался в первую очередь для работников соседнего Крайисполкома (ныне — здание правительства Новосибирской области). В просторных апартаментах были даже комнаты для прислуги.
Расположенный со значительным отступом от красной линии центральной улицы города жилой дом как бы уходит «за спину» чиновничьего комплекса. Однако эта «скромность» скорее показная. Неспроста едва построенный Стоквартирный дом получил Гран-при на всемирной выставке в Париже.
Строгие формы петербургского классицизма, шестиколонный портик, широкая парадная лестница, будто у дворца. Таким мог быть Дом офицеров, если бы его построили точно по задумке Андрея Крячкова. Проект ему заказало Общество увековечивания памяти героев войны, которое ходатайствовало о создании в Ново-Николаевске дома инвалидов для пострадавших на полях Русско-японской войны. Но когда уже были готовы два этажа, началась революция, а следом Гражданская война.
Строительство растянулось на десять лет. За это время кардинально изменилась эпоха, а вместе с ней и архитектурные предпочтения. Первоначальный проект существенно изменил инженер Блажовский. Он расширил здание за счёт пристроек, а минималистичные колонны дополнил «завитками» ионического ордера. Следы крячковского классицизма сохранились только в вестибюле Дома офицеров, где на полу до сих пор лежит восьмигранная метлахская плитка, и на фасаде: там узнаваемое сочетание кирпича и штукатурки.
Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада от фундамента до крыши. Есть мнение, что название происходит от ит. risalita — выступление.
Пилон — массивные столбы, опора арок, перекрытий, мостов или стоящие по сторонам входов или въездов.
Кронштейн — консольная опорная деталь или конструкция для крепления сооружений к стене или колонне, для поддержки балконов, сильно выступающих карнизов и т.д.
Портик — ряд колонн, объединённых аттиком или фронтоном перед фасадом здания. Портики широко использовались в архитектуре классицизма.
Пилястра — вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну.
Аттик — стенка, возведённая над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями.
Антаблемент — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.
Каннелюры — вертикальные или горизонтальные желоба. Делаются либо вплотную одна к другой либо с небольшими промежутками.
РЕДАКТОР НИКОЛАЙ КОПАЛОВ
ПРОДЮСЕР МАРИЯ АНИКИНА
ВЁРСТКА КРИСТИНА ШЕНЬКО
ГРАФИКА ЕКАТЕРИНА ТИХОНОВА
КОРРЕКТОР ДАРЬЯ КОВАЛЁВА
Музею истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина при НГУАДИ, Научно-просветительскому отделу Новосибирского краеведческого музея и Научно-производственному центру по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области
ВЯЧЕСЛАВ ГОРЧАКОВ,
АННА БРАТУШКИНА
ФОТО РОСТИСЛАВ НЕТИСОВ
ВИДЕО АЛЕКСЕЙ ФАЗЛЕЕВ,
ДАНИИЛ СМИРНОВ