Часовня Святого Николая Чудотворца
Россия, Новосибирск, Красный проспект, 17А
История
20 июля 1914 года в Новониколаевске была заложена на пересечении Николаевского проспекта и улицы Тобизеновской, ныне Красного проспекта и улицы Горького, часовня св. Николая.В 1913 году по всей России пышно отмечалось 300-летие Дома Романовых. По такому случаю городские власти Новониколаевска заказали в столице 25000 альбомов с видами города, а городское реальное училище стало именоваться реальным училищем имени 300-летия Дома Романовых.
Фундаментально решило увековечить эту дату благотворительное общество «Ясли». Оно начало ходатайствовать перед властями о разрешении построить часовню им. св. Николая. В октябре 1913 года Томское епархиальное управление уведомило городские власти о том, что оно разрешает обществу «Ясли» строительство часовни.
Несколько слов об обществе «Ясли». Это было благотворительное общество, которое ставило своей целью заботу о детях-сиротах. Работа велась на базе Покровской церкви, а в 1909 году рядом с ней было построено специальное здание. Руководителем приюта стала супруга известного городского врача и общественного деятеля М.В. Востокова М.П. Востокова. Существовал приют, в основном, на пожертвования горожан и церкви.
Для строительства часовни был создан общественный строительный комитет. Его членами были известные новониколаевские купцы: Вишняков, Маштаков, архитектор Ромман. План и смету на постройку составил архитектор А.Д. Крячков, а городской архитектор Ф.Ф. Рамман осуществлял наблюдение за строительством. Вишняков жертвовал кирпич на её строительство, а вся постройка должна была обойтись в 9 тыс. рублей. Она была выстроена в модернизированных стилистических формах новгородско-псковской архитектуры XII-XIVвв.
20 июля 1914 года состоялась закладка часовни (это событие было запечатлено местными фотографами, и снимки показывались затем в кинотеатре Махотина), а 27 октября 1915 года был подписан акт о приёмке здания. Часовня пользовалась большой популярностью у горожан. Если первоначально она была приписана к Александро-Невской церкви, то из церковной ведомости 1920 года видно, что это была самостоятельная часовня с приходом в 5 тысяч горожан.
Стоит отметить, что часовня, судя по документам, создавалась в память 300-летия Дома Романовых, а не потому, что в точке пересечения двух городских улиц якобы находился географический центр Российской империи. Легенда о географическом центре Российской империи на месте часовни появилась в советское время.
Не просуществовав и 15 лет, часовня была закрыта и сломана. Первый мощный удар по экономическому могуществу церкви новая власть нанесла, воспользовавшись голодом 1921 года, когда были изъяты церковные богатства. В конце 20-х годов, когда сталинское руководство начало свои страшные эксперименты по индустриализации и коллективизации, церковь ожидал новый сокрушающий удар. Была организована кампания по закрытию церквей и репрессиям против священнослужителей. В качестве примера можно привести протоколы собрания женщин в пригородном селе Бугры, которое постановило закрыть церковь как рассадник дурмана и одурачивания трудящихся масс, противника бурного роста коллективизации. Колокола было решено снять и отдать промышленности. Более решительно призывало действовать собрание граждан в селе Сенчакском: «Попа Рафаила как контрреволюционера немедленно расстрелять. Граждан старого и нового церковного совета передать следственным органам, церковь переоборудовать в клуб». Подобные постановления принимались и на собраниях рабочих и служащих в Новосибирске. Так, протокол общего собрания рабочих-строителей от 12.01.1930 года утверждал, что «вокруг церкви сгруппировался сброд бывших, которые ведут под прикрытием религии бешеную борьбу с Советской властью». Рабочие требовали передать культовые здания под культурные учреждения, а весь религиозный «актив» взять на учёт.
Из переписки между руководством Новосибирского окрисполкома и Сибкрайисполкома в начале 1930 года видно стремление властей как можно быстрее удовлетворить подобные требования, не останавливаясь перед нарушением советских же законов. Власти понимали, что в противном случае может наступить спад в настроениях масс. И вот здесь на пути совпарторганов вставал даже такой отобравший у церкви все права закон, как постановление ВЦИК от 1929 года «О религиозных объединениях». Согласно этому постановлению закрытие церкви представляло довольно длительную процедуру. Поэтому местные власти требовали упростить процедуру закрытия церквей. Для этого, по их мнению, хватило бы только ходатайства бедняков. Такого же мнения придерживалось и НКВД.
В ходе этой кампании, основываясь на так называемом мнении трудящихся, президиум Новосибирского окрисполкома 9 ноября 1929 года принял решение о сносе часовни. 27 декабря 1929 года это решение Новосибирского окрисполкома было утверждено президиумом Сибкрайисполкома. 30 января 1930 года газета «Советская Сибирь» в статье «Конец часовни» сообщила: «Вчера в 4 часа дня началась ломка часовни на Красном проспекте». Затем на месте часовни стояла статуя «Комсомолец», но недолго. Она была заменена статуей «вождя народов», которую в 50-х годах убрали.
21 сентября 1991 г. состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора и освящение закладного камня в основании восстанавливаемой часовни. В июле 1993 года часовня была отстроена заново. Новый проект выполнил архитектор П. А. Чернобровцев. Правда, расположение и ориентация часовни несколько изменились. Раньше часовня была ориентирована по сторонам света. Теперь ориентация — по линии Красного проспекта.
Часовня святителя Николая Чудотворца (Новосибирск, Красный проспект). Фото: Туаев Дмитрий
Часовня святителя Николая Чудотворца (Новосибирск, Красный проспект). Фото: Степанов Слава
Образование и Православие / Архитектурно-строительный справочник Novosibdom.ru