Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая
с. Болотинское (ныне г. Болотное)
Судьба храма святителя Николая Чудотворца г. Болотное Новосибирской области
Болотнинский район расположен на северо-востоке Новосибирской области и граничит с Томской и Кемеровской областями. Сегодня это часть Искитимской епархии Новосибирской митрополии. Деревня Болотнинская была образована Высочайшим указом в 1815 году как ямская слобода на Московско-Иркутском тракте по пути в Томск. Именно на этой станции от Московско-Сибирского тракта отходил Барнаульский тракт, соединявший Томск и Барнаул. Здесь проходила смена лошадей и обмен почтой. Путь через новое поселение значительно сократил расстояние до Томска, распрямил дорогу. Точную дату начала почтовой и прочей подводной гоньбы по новому измененному направлению Большого Московско-Сибирского тракта на перегонах от станции Ояш через станции Болотная и Проскокова до станции Варюхино называет томский исследователь С.Н. Скороходов – 1 января 1816 года 1 . В деревню на добровольных началах переселились люди из соседних селений по призыву властей. Своим названием село обязано небольшой речке Болотной (или Болотке). Городом поселение стало в 1943 году 2 .
Обращение болотнинцев с просьбой переименвать храм в (ГАТО Ф. 170. Оп. 3. Д. 394. Л. 7.). 12 июня 18767 г.
В конце 30-х годов XIX века жители деревни Болотное обратились в Духовную Консисторию с просьбой о дозволении на строительство в селе собственной церкви. В 1837 году епископом Томским Агапитом (Вознесенским) был утвержден план строительства деревянной церкви с колокольней в Болотнинском. 4 июля 1839 года церковь была заложена, 28 марта 1843 года построена и освящена 3 . Место было выбрано в центре деревни, на Московском тракте на пригорке между этапом и почтовой станцией, на перекрестке современных улиц Московская, Комитетская и Подгорная. Престол в церкви был один во имя Трех святителей – Петра, Алексия и Ионы Московских и всея России чудотворцев. В 1849 году один из путешественников писал: «Болотное селение простирается по широкой лощине, между гор. В нём деревянная церковь и этап" 4 . К сожалению, метрические книги сохранились только с 1847 года, поэтому первым из известных нам настоятелей Болотнинского храма мы можем назвать иерея Романа Архангельского, назначенного священником в Болотнинскую церковь в 1845 году 5 .
2 февраля 1864 года Трехсвятительская церковь в селе Болотнинском сгорела. 15 августа 1865 года епископом Томским и Семипалатинским Виталием (Ветроградовым) было разрешено строительство новой церкви. 1 сентября 1865 года церковь была заложена и построена по плану 1837 года. Фактически была восстановлена в прежнем виде. Болотнинский храм был построен по типовому проекту архитектора Колывано-Воскресенских заводов Якова Николаевича Попова (1802—1859?). В Сузуне по его проекту была построена в 1846 году деревянная однопрестольная церковь во имя Вознесения Господня 6 .
9 июня 1867 года было освящено новое церковное здание с престолом во имя святителя и чудотворца Николая 7 . Вызывает недоумение такое переименование храма. Но в фондах Томской Духовной консистории удалось найти уникальный документ, разъясняющий причину нового наименования. 12 июня 1867 года прихожанами церкви был составлено прошение на имя епископа Томского и Семипалатинского Алексея (Новоселова) с просьбой переименовать храм в честь святителя Николая Чудотворца. «Мы нижеподписавшиеся прихожане Болотинской Трехсвятительской церкви, крестьяне сел и деревень, быв в общем собрании, в силу того, что от пожара прежней церкви спаслась одна икона Святителя и Чудотворца Николая, изъявили желание переменить престол во вновь устроенной церкви во имя сего Великого Угодника Божия…» 8 . Таким образом, именно чудесное спасение иконы в пожаре и найденной ее невредимой послужило причиной наименования и освящения нового храма села Болотное. Икона Святителя Николая была установлена за правым клиросом нового храма 9 .
Икона святителя Николая из старого храма, современный вид
В начале ХХ века с приездом переселенцев из Европейской России, благодаря переселенческой политике и удобному местоположению, село Болотное расширяется и пополняется приход. Места в храме стало не хватать. В приходе числится уже 2170 лиц обоего пола 10 . В январе 1903 года Томская духовная консистория разрешила проект перестройки церкви в виде пристройки к алтарю 11 . Но с увеличением численности поселян и прихожан остро встал вопрос расширения храмового пространства. За период с 1904 по 1911 годы село стремительно растет, только количество торговых лавок увеличилось на 61 (было 7, стало 68). На 1911 год в Болотном насчитывается уже 282 дворов и 3968 душ прихожан 12 .
В этом же году в селе под председательством настоятеля прихода отца Александра Мигая был создан Комитет по постройке новой церкви. Строительство было начато в 1911 году в соответствии с планом, утвержденным Томским губернатором, губернским инженером и губернским архитектором 1 апреля 1911 года. 13 В 1911—1912 годах рядом со старым зданием болотнинской церкви было построено новое деревянное здание однопрестольной церкви на кирпичном фундаменте по проекту №31 на 500 человек из Атласа планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовень, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях, изданных Святейшем Синодом Русской Церкви 14 . Храм освящен 2 декабря 1912 года. На колокольне было пять колоколов, большой колокол имел вес 105 пудов 15 . На уникальном снимке 1912 года болотнинца Козьмы Изотовича Рыбакова из Болотнинского историко-краеведческого музея можно увидеть два храма, стоящих рядом друг с другом. Вскоре к 1913 году старое здание было разобрано.
По состоянию на 1914 год при церкви в Болотном было положено два священника и два псаломщика. С 1909 года в приходе служили настоятель Александр Николаевич Мигай (53 лет) и второй священник Сергей Гаврилович Коновалов (40 лет). Дьякон Александр Стратонович Кириллов находился на вакансии псаломщика, псаломщиком трудился Евгений Николаевич Захваткин. В составе прихода было 5704 прихожанина из села Болотного и деревень: Мануйлово, Савиново, Таскаево, Зудово, Н-Елбакское, Карасево, Поселье, Кряково – и еще четырнадцати поселков. Приходская земля включала в себя 120 десятин. Весь причт содержался при готовых причтовых домах, жалованье от казны составляло 180 рублей, доходы от треб составляли весьма значительные цифры – до 2500 рублей. Болотнинская церковь относилась теперь к благочинию 48 округа 16 .
Проект пристройки к алтарю Никольского храма (ГАТО Ф. 3. Оп. 41. Д. 865. Л. 3.). Январь 1903 г. | Проект №31 на 500 человек из Атласа планов, утвержденных Святейшим Синодом. |
Протокол одобрения проекта на постройку церкви в селе Болотном (ГАТО Ф. 3. Оп. 41. Д. 1523. Л. 2.). 1 апреля 1911 г.
Но рост численности прихожан и дохода резко упал с началом Первой Мировой войной. Революция 1917 года стала переломным моментом, во многом предопределившим ход не только российской, но и мировой истории. Последовавшая за революцией гражданская война, эпидемии принесли смерть, болезни и убыль населения. В результате Октябрьского переворота 1917 года в России к власти пришла Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков), вместе с новой политикой по отношению к Церкви и религии в целом. Новая власть отобрала у Церкви землю, имущество, учебные заведения. Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишал церковные организации и юридического лица.
С начала 1920-х годов Советское государство приложило огромные усилия для искоренения религии и уничтожения Русской Церкви. Одним из ударов власти стали компания по «изьятию церковных ценностей» и спровоцированный государством на этой почве церковный раскол. Уже 4 июня 1923 года на заседании Болотнинского волостного комитета рассматривался вопрос о закрытии церкви в Болотном и передаче ее под Народный дом. Волисполком постановил считать передачу церкви под Народный дом возможным, целесообразным и политически выгодным. Присутствовавший на заседании представитель РКП Фурман согласился поддержать постановление собрания перед УКомом и губисполкомом 17 . Храм продолжал свою работу, но, как и большинство храмов нашей области, Болотнинский приход перешел в руки обновленцев 18 . Православные приверженцы староканонической церкви оказываются в Болотном без храма. В 1934 году в списке обновленческой общины в Болотном насчитывалось 770 человек, в 1935 году – 1131 человек 19 . Но 25 марта 1935 года принято решение Болотнинского райисполкома о закрытии церкви в Болотном на период ее капитального ремонта. 26 марта 1935 года в Болотнинский райисполком пришло уведомительное письмо из Краевой комиссии культов о том, что 8 учреждений и предприятий Болотного в составе 421 работника на своих собраниях постановили включить в наказ Болотнинскому райисполкому закрытие церкви в Болотном, а само здание церкви использовать для культурно-просветительских целей. В связи с этим предлагалось выяснить отношение к ликвидации церкви у остального населения села Болотное и окружающих поселков 20 .
Два здания храма святителя Николая стоят рядом. Болотное. 1912 г. | Старое здание церкви уже снесли. Болотное. 1912 г. |
В следующих числах марта 1935 года церковь закрыли. Верующие принялись писать жалобы в Болотнинский райисполком и в Запсибкрайисполком. Жалобы православных верующих Болотного вынудили секретаря Запкрайисполкома М. Тутина прислать телеграмму в Болотнинский райисполком с требованием вновь открыть для верующих церковь с условием их обязательства выполнить ремонт церкви в течение лета 21 . 4 ноября 1937 года был арестован последний православный священник Болотного – о. Александр Чесноков, расстрелянный 5 ноября 1937 года 22 . Но верующие продолжали еще собираться на молитву в храм.
2 декабря 1939 года на заседании Болотнинского райисполкома вынесли новое решение о закрытии Болотнинской церкви с передачей ее здания под культурное учреждение. Богослужения в Болотнинской церкви были прекращены, православные верующие Болотного оказались без храма. Приход распался на группы, собирающиеся нелегально по домам. Распоряжением Облисполкома № 35 от 10 февраля 1940 года храм закрыли официально. В 1945 году в нем был открыт кинотеатр «Победа».
Ситуация изменилась во время Великой Отечественной войны, когда в стране вновь стали открываться храмы. В 1943 году верующие Болотного обратились в Новосибирский Облисполком с ходатайствованием об открытии церкви. «Особую настойчивость в отношении открытия церквей проявляют верующие городов Бердска, Болотное, Колпашево, с. Шарчино Сузунского района, с. Каргат – Каргатского района и с. Чаны Чановского района. В ряде поступивших заявлений – верующие, обращаясь к советским органам, просят под церковь или молитвенный дом отвести или специально оборудовать соответствующее помещение и послать им священника», –сообщает в своем отчете Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском Облисполкоме П.Н. Созоненок 23 .
В начале 1944 года общине было отказано в регистрации 24 . Но верующие написали заявление вновь. «По другому заявлению верующих /г. Болотное/ материал подготовлен, предварительно согласован, решение оформляется в январе 1945 г.» 25 . «Решения Облисполкома об отклонении ходатайств за №№ 21 от 4/1-1945 г. и № 297 от 26 марта 1945 года высланы в Совет. Ходатайства верующих отклонены в виду невозможности освобождения церковных зданий: в с. Чаны – церковное здание переоборудовано и занято амбулаторией, в г. Болотное – переоборудовано под кинотеатр» 26 . Верующие настойчиво требовали вернуть здание храма. Но власти считали, что нет возможности освободить церковные здания в городе Болотном – церковное здание капитально переоборудуется под кино, на что истрачено 42 тысячи рублей 27 .
Наконец, постановлением Совета от 27 июля 1945 года было разрешено открыть в городе Болотное молитвенный дом. «Распоряжения об этом будут даны райисполкому, управляющий епархией архиепископ Варфоломей об этом поставлен в известность» 28 .
Сначала верующие молились в частном доме Т.Е. Земцова. «Молитвенный дом (св. Николая Чудотворца) в городе Болотное Болотнинского района в доме Земцова по Советской ул. № 34, разрешенный к открытию постановлением Совета от 27 июля 1945 г. – начал функционировать с 25 октября 1945 г. Настоятелем дома назначен и мною зарегистрирован 12/Х-45 г. священник Крылов С.А. Часть верующих – из числа двадцатки, возбуждая вопрос об открытии молитвенного дома все-же питали надежду, что будет разрешено открыть церковь и будет передано им церковное здание. Многие открытие молитвенного дома встретили сдержанно безучастно и выжидательно… Верующие намерены снова возбуждать вопрос о передаче им церковного здания (ходатайства верующих об этом дважды отклонены Облисполкомом)» 29 . На Собрании верующих 8 ноября 1945 года была избрана казначеем гражданка Хомякова, а церковного старосту снова избрать не смогли, поэтому временно обязанности церковного старосты возложили на избранного ранее помощника церковного старосты Симонова.
Новое здание Никольской церкви перестраивается из дома в храм. Болотное. 1959 г.
Предлагаю вашему вниманию отрывок из уникального донесения настоятеля Болотнинского храма иерея Михаила Иванова отцу благочинному Александру Тугаринову в Новосибирск от 30 октября 1958 года:
«В конце 1945 года Высокопреосвященнейший Варфоломей, Архиепископ Новосибирский и Барнаульский назначил Священника о. Стефана Афиногеновича Крылова в гор. Болотное, который, зарегистрировавшись у Уполномоченного по делам Р.П.Ц. гражданина Созоненок П.Н., стал исполнять требы и молиться в собственном доме Земцова Т.Е. По истечении семи месяцев перешли молиться к гр-ке Вужаркиной А.М., проживающей в гор. Болотное по улице Октябрьская, 25. Священник о. Стефан стал хлопотать о разрешении для покупки дома под молитвенный дом. Разрешение было дано, и несколько членов «Двадцатки» стали ходить по домам, собирая деньги. Ходили: Наталья Костоусова, Матрона Лосева, Агафья Вужаркина и др. На собранные деньги купили дом за 65 тысяч у гр-на Петрова В.Н., проживающего в гор. Болотное по улице Вторая Кондукторская, 7. 5-го сентября 1946 года из купленного дома сделали молитвенный дом. Сначала было бедно и убого. Иконы приносили верующие. Загороженный угол иконами служил Алтарем. Сосуды были из белой жести, облачение священника – из крашенного холста. Пели певчие – любители. Управляла певчими инокиня Анастасия Онуфриевна Комаровская, она исполняла обязанности псаломщика. По благословению и решению архиепископа Варфоломея храм, т.е. молитвенный дом, ввиду сложившихся обстоятельств, продолжали расстраивать на Северо-Восток. Отец Стефан Крылов, 1868 года рождения, инвалид 2-й группы по старости, бессемейный /вдовец/. При Священнике Крылове были сделаны работы по ремонту молитвенного дома: купили сруб в деревне и сделали прируб, чем и расширили храм, а внутри вырезали арку. 19-го января 1946 года были зарегистрированы члены Ревкомиссии, члены церковного Совета у Уполномоченного по делам Р.П.Ц. Прослужив 2 года и 3 месяца, отец Стефан Крылов скончался 3-го января 1948 года. На городском кладбище имеется могила с огромным металлическим крестом от бывшей церкви, которая сгорела» 30 .
Величественное храмовое здание, в котором был открыт кинотеатр «Победа» сгорело в 1952 году. На месте, где когда-то возвышался храм, сейчас установлен православный поклонный крест.
Поклонный крест на месте сгоревшего храма. Наши дни
Но история церковной жизни, по милости Божией, продолжилась, началась история третьего храма Никольского прихода. Это здание перестраивалось из простого деревенского дома в течение 70 лет. Чтобы у верующих вновь появилась возможность молиться, помещение постоянно пристраивалось и расширялось. Этот храм был одним из трех действующих храмов на территории Новосибирской области после хрущевских гонений до перестроечных времен и продолжает быть центром духовной жизни города Болотное и Болотнинского района.
1 С.Н. Скороходов «О точной дате перенесения участка Московского тракта на Варюхино-Проскоково-Болотное-Ояш в первой четверти XIX века». http://bsk.nios.ru/content/o-tochnoy-date-pereneseniya-uchastka-moskovskogo-trakta-na-varyuhino-proskokovo-bolotnoe
2 «Болотнинская быль». Болотнинский район Новосибирской области: история и современность. Новосибирск. 2014. С. 5.
3 «Болотнинская быль». Болотнинский район Новосибирской области: история и современность. Новосибирск. 2014. С. 123.
4 «Болотнинская быль». Болотнинский район Новосибирской области: история и современность. Новосибирск. 2014. С. 60.
5 ГАНО Д-156. Оп.1. Д.107. Л. 2.
6 Калякин. С. В честь Вознесения Господня. Четыре проекта сузунского храма. Сузун православный. Новосибирск, 2014. С. 55.
7 Ведомость о Николаевской церкви села Болотнинского Благочиния №2 Томского округа за 1883 год. ГАТО Ф-170. Оп. 1. Д. 170. Л. 2. http://rodinoved.ru/bolotnoe/d okumenty/7135-2/
8 ГАТО Ф. Д-170. Оп. 3. Д. 394. Л. 7.
9 Там же. Л. 3 об.
10 Справочная книга по Томской епархии за 1902/3 год. Томск, 1903. С. 9.
11 ГАТО Ф. Д-170. Оп. 41. Д. 865. Л. 1-3 об.
12 Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 год. — Томск, 1911. С. 233.
13 ГАТО Ф. Д-170. Оп. 41. Д. 1523. Л. 2.
14 Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовень, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях / изд. Святейшего Синода. М. : [Синод. тип.], 1911. С. 40.
15 Хомченко Т.Н. «Из истории православия в Болотнинском районе. Традиционные и новые направления в музейной практике. Музейные чтения». Новосибирск. 2000 г. С. 87.
16 Справочная книга по Томской епархии за 1914 год. – Томск, 1914. С. 536-537.
17 Терентьев Е.В. Из истории православия//Наши новости 2009.http://www.orthedu.ru/kraeved/print:page,1,15723-iz-istorii-pravoslaviya-na-territorii-bolotninskogo-rayona.html
18 Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.Летопись прихода во имя Святителя Николая Чудотворца http://rodinoved.ru/bolotnoe/istoriya/
19 Терентьев Е.В. Из истории православия//Наши новости 2009. Там же.
20 «Болотнинская быль». Болотнинский район Новосибирской области: история и современность. Новосибирск. 2014. С. 123.
21 «Болотнинская быль». Болотнинский район Новосибирской области: история и современность. Новосибирск. 2014. С. 124.
22 База данных «Жертвы политического террора в СССР». URL: http://base.memo.ru/; Книга памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области. Новосибирск, 2005. Вып. 1.
23 ГАНО Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 11. Л. 3.
24 Там же. Л. 32.
25 Там же Л. 38.
26 ГАНО Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 15. Л. 3.
27 ГАНО Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 11. Л. 17.
28 ГАНО Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 15. Л. 19.
29 Там же. Л. 88.
Автор: Протоиерей Игорь ЗАТОЛОКИН руководитель Церковно-исторического проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие»
Опубликовано: Журнал "Живононсый Источник" № 1 (16) 2021 год
Ссылка на первоисточник: http://www.orthedu.ru/kraeved/22070-sudba-hrama-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca-g-bolotnoe-novosibirskoy-oblasti.html