Преподобномученик иеромонах Феодор (Богоявленский). Икона 2005 г. (находится в храме свт. Николая с. Амельфино Волоколамского р-на Московской обл.)
Сан: иеромонах
Год рождения: 1906
Год смерти: 1943
Канонизирован: Лик святости Преподобномученик
Год причисления к лику святых: 2000
Место последнего служения (проживания): г. Балашов
Дата приговора: 1943
Приговор: 5 лет ссылки в Красноярский край
Дополнительные данные: Собор новомучеников и исповедников Российских
Родился 26. 12. 1905/ 8 января 1906 в Персии, г. Тегеран. По др. данным родился 27.12.1905 г. Происходил из дворянского сословия. Родился в семье русского консула в Персии Павла Георгиевича Богоявленского, предательски убитого персами 19 января 1911 г. при обстоятельствах, аналогичных с судьбой А. С. Грибоедова. Места проживания: Санкт-Петербург (Петроград) 1911 – 1920 гг. Семья убитого русского консула была обеспечена до революции пенсией, достаточной для того, чтобы жить безбедно, после же революции все самые необходимые блага были отняты, и семья осталась без средств к существованию. Семья всю жизнь самоотверженно боролась с нуждой. Олег со свойственной ему настойчивостью и упорством прекрасно изучил английский язык, мог свободно читать и переводить, поступил в ремесленное училище. Семью поддерживал старший брат матери, дядя Олега, профессор Александр Петрович Нечаев. Когда в Петрограде начался голод, А. П. Нечаеву предложили занять должность ректора в институте в Саратове, и он перевез семью Богоявленских в Саратов. В 1918–1921 гг. Олег Богоявленский служил в Красной армии на административных должностях.
Саратов 1920 – 1922. Шестнадцатилетний Олег в Саратове поступил в какое-то военное учреждение, но вскоре заболел суставным ревматизмом и не смог больше работать. Голод достиг и Саратова, повсюду на улицах валялись трупы умерших. В 1921 г. Александра Петровича перевели в Москву, а семья Ольги Петровны осталась в Саратове, где существовала на ее скудный паек, получаемый за преподавание музыки в школе, который состоял из небольшого количества растительного масла, большей частью льняного, конины и патоки вместо сахара. Но в 1922 г., в разгар страшного голода в Поволжье, сыпного тифа и холеры, дядя, А. П. Нечаев, вызвал семью Богоявленских в Москву. В Москве Богоявленские получили комнату. Жили они более, чем скромно. Белый хлеб был у них только по праздникам и часто приходилось ходить обедать к дяде-профессору.
Образование: подготовительные курсы к Университету. Год окончания 1923. Московский университет, медицинский факультет. Олег отличался необыкновенной любознательностью. Ему при содействии дяди удалось поступить в Московский университет, из которого он ушел немного не закончив четвертый курс. Он хотел найти твердые устои в жизни, служить правде и добру; а обстановка в университете в то время была особенно тяжелой из-за примитивности и лживости моральных установок. Во время учебы он добровольно принимал участие в борьбе с беспризорностью, обследуя подвалы китайгородской стены. Ольга Петровна очень за него беспокоилась, но будучи сама человеком глубоко религиозным, не стала противиться христианскому подвигу сына. Она воспитывала детей в покорности воле Божией. Она с детства приучала их ходить в храм и прибегать к таинствам, и вскоре искра Божия разгорелась ярким пламенем в его душе.
Служение: Москва, храм Троицы в Никитинках (Грузинской Божией Матери). Должность: певчий церковного хора, чтец 1926 –1927. Живя в Москве, семья Богоявленских была прихожанами церкви Грузинской иконы Божией Матери. Этот храм был особенным, он обслуживался в основном молодежью, основную часть прихожан составляла молодежь. Свечного ящика в храме не было, свечи раздавались бесплатно. Богослужения совершались истово и в соответствии с уставом. Олег с сестрой Ольгой пели на клиросе, а младший брат Георгий был в храме чтецом и прислуживал в алтаре. Настоятелем храма был о. Сергий Голощапов, человек высокообразованный и прекрасный проповедник. В 1926 г. Ольга Петровна тяжело заболела, Олег ушел с 4-го курса Университета и поступил на работу делопроизводителем в Народный Комиссариат Просвещения. В 1927 году Ольга Петровна скончалась. В том же 1927 г. Олега призвали на военную службу. Два года (1927–1928 гг.) он прослужил в санитарном отделе Московского военного округа.Служа в армии, Олег не скрывал своей веры и христианских убеждений и всегда, прежде чем сесть за стол, про себя молился, а затем крестился. Это было замечено начальством, и его посадили на пять суток на гауптвахту.Из показаний его на допросе (1933 г.):
"Служа в Красной Армии в 1927–1928 гг. я ходил в красноармейской форме в церковь и помогал в богослужении, читая Евангелие, Псалтырь и проч. После окончания службы в Красной Армии я перешел в нелегальный бывший Высоко-Петровский монастырь, который существовал при церкви св. прп. Сергия Радонежского на Б. Дмитровке... При нашем монастыре существовала нелегальная Духовная Академия, преподавателями которой были протоиерей Смирнов и профессор Четвериков... "
Москва, Высоко-Петровский монастырь. Должность певчий, чтец, послушник 1928 – 1929.
Духовным руководителем обители был архиепископ Варфоломей (Ремов). Он благословил Олега для руководства в духовной жизни обращаться к о. Никите (Курочкину), старцу Зосимовой пустыни. Вскоре Олег стал послушником.
Постриг: 4.11.1929 г. Москва, Петровский монастырь, храм прп.Сергия Радонежского (на углу Большой Дмитровки и Козицкого пер.) — постриг в монашество архиепископом Варфоломеем (Ремовым) в честь прп.Феодора Студита в храме прп. Сергия, которого он особенно почитал.
Служение: Москва, храм преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке, монах, иеродиакон. Должность: сторож церкви 1929 – 1933. После пострига о. Феодор жил на колокольне, был лишен гражданских прав. В 1932 г. с него был написан портрет художником П. Кориным, как этюд «Молодой монах» к картине «Уходящая Русь».
Места проживания: Москва, Козицкий пер., 21/7 (на колокольне церкви св.прп. Сергия Радонежского) 1929 – 1933.
У Олега Богоявленского был брат Георгий — студент и сестра Ольга — художница.
Арест: 28.03.1933. Москва, храм преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке. Осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 27.04.1933. Обвинение «занимался к/р агитацией, направленной на свержение Советской власти, контрреволюционная деятельность». Статья ст.58–10, 58–11 УК РСФСР. Приговор 3 года ИТЛ. Групповое дело «Дело Ширинского-Шихматова А.А. Москва, 1933 г.». Всего по этому «делу» было арестовано 24 человека — священнослужителей и мирян. Среди других был арестован и иеромонах Никола (Ширинский-Шихматов).
Места заключения: Москва, Бутырский изолятор 28.03.1933 – 1933, Новосибирская о., Новосибирский лагерь 1933 – 05.1934. 7 мая он был отправлен этапом в Новосибирск. Перед этапом ему дали свидание с сестрой. Он вышел к ней радостный и бодрый. Благодать Божия давала силы быть стойким и мудрым; узы, которые пришлось переносить ради Христа, не были омрачены малодушием и тем более предательством, и устрояли мирное состояние духа. В мае 1934 года он был отправлен во Владивосток, в 1-е отделение Дальлага. О.Феодор был выслан в дальневосточный лагерь в числе смертников, направляемых на Колыму. Когда заключенных вели на пароход, у о. Федора на нервной почве отнялись ноги. Избили его до полусмерти, вызвали врача... В течение трех лет в лагере о. Феодор был правой рукой этого врача, потому что кроме них двоих во всем лагере никакого медицинского персонала не было. О. Федору пришлось быть ассистентом в более ста случаях операций аппендицита, удалять зубы и даже принимать роды. Желая как можно больше принести пользы страждущим, он явился для них не только врачом телесным, но и духовным, укрепляя словом больных и умирающих. Попав в исправительно-трудовой лагерь, отец Феодор имел намерение не сообщать о месте своего нахождения и никому не писать. Ему хотелось на время заключения, которое явилось для него подвигом сугубым, пожить, полагаясь только на Бога, не надеясь ни на материальную помощь близких людей, ни на согревающее душу слово их поддержки. В том военном походе, в той войне против духов злобы поднебесной, ему были не нужны ни излишки одежды, ни пищи, а только чистое сердце и душа, не преклоняющаяся на грех, о спасении которой воинствовали ангелы небесные. Но когда летом 1934 года одно из писем членов общины достигло до лагеря, где он находился, он переменил свое решение и ответил на него. В ответах он везде, когда писал слово «семья», имел в виду общину, с которой был тесно связан по храму Грузинской иконы Божией Матери. В это время его Ольга ушла из общины, почувствовав потребность в руководстве опытного духовника-монаха, и стала окормляться у священноиноков Высоко-Петровского монастыря; некоторые из них, как например схиархимандрит Игнатий (Лебедев), в то время еще не были арестованы. О. Феодор пробыл в лагере полных три года. Первое время он жил в Егорьевске, а затем переехал в Калинин (Тверь). Вернулся он, снабженный документами от лагерного начальства и ходатайством от врача о предоставлении ему возможности закончить медицинское образование. Настало время, когда нужно было решить вопрос, воспользоваться ли этими документами или пойти дальше по скорбному и тесному пути, который в то время вел прямо на Голгофу...Его духовный отец и восприемник при постриге, архимандрит Никита предоставил ему самому свободно решить этот вопрос. О. Федор обратился за советом к сестре. Ольга стала молиться перед образом Казанской Божией Матери, которым благословила их мать, и вдруг словно голос ясно услышала: «Вземшийся за орало да не зрит вспять». Она повторила эти слова вслух. О. Федор внимательно выслушал их и, кротко улыбнувшись, сказал: «Спасибо тебе, одна только ты меня поддержала, мне так это было нужно». После этого он уже не сомневался в выборе, и о.Феодор заявил в Священный Синод,что хочет принять священство.
Служение:
Московская о., Волоколамский р., с. Амельфино, иеродиакон 1936 – 6.1937. О. Феодора направили в большое село с каменным храмом в помощь уже старому бездетному протоиерею, который принял о. Феодора как родного сына. Служил здесь о. Феодор до ареста протоиерея и последующего затем закрытия храма. До своего второго ареста о. Феодор всемерно материально поддерживал осиротевшую матушку.
Рукоположение: иеромонах 6.1937, Москва, Преображенская пл., храм апп. Петра и Павла, рукоположил архиепископ Сергий (Воскресенский). 12 мая 1937 г. отошел ко Господу о. Никита — духовник и наставник о. Феодора. О. Феодор был очень предан ему и до самой кончины не отходил от его смертного ложа. Смерть духовника стала большой потерей для о.Федора, и он говорил: «Я готов еще раз пережить заключение, лишь бы был жив батюшка». Прихожане храма в Ивановском (в этом храме до своей смерти служил о.Никита) предложили о. Федору занять место почившего священника. Перед сороковым днем о.Никиты о. Федор был рукоположен в сан иеромонаха.
Служение:
Московская о., Волоколамский р., с. Ивановское, храм в честь мч. Иоанна Воина (в трех километрах от Волоколамска), иеромонах с 20.06.1939 – 1939. Первую службу после хиротонии о. Феодор совершил в сороковой день после смерти о. Никиты. С великим рвением и самоотверженностью совершал о. Феодор свои пастырские обязанности. Когда нужно было причастить больного, он отправлялся из дома в любую погоду — в дождь, в сильный мороз и в распутицу, идя по топкой от грязи дороге. Денег за требы он не брал, а когда видел нищету, то сам по мере возможности старался помочь. Этим он стяжал совершенно необычайную любовь своих прихожан. В то время духовенство облагалось непосильными налогами. Пока налог не уплачен, священнику запрещали служить, а храм закрывали. Так произошло и с о. Феодором. Храм в Ивановском был закрыт, налог возрастал каждый месяц вдвое, и тогда одна простая крестьянка,староста Троицкого храма в селе Язвище, Мария Васильевна, продала корову и лошадь и уплатила налог за священника.И он снова стал служить, но уже в с. Язвище, где не было священника, так как недавно там был арестован настоятель — протоиерей Владимир Медведюк.
Московская о., Волоколамский р., с. Язвище, иеромонах 1939 – 12.1940. Через год служения о. Феодора с налогом повторилась та же картина. Дело было передано в суд. В это время о. Феодор был вызван местными властями в суд, где приняли его неожиданно милостиво и стали склонять к доносительству. «Я не воспитан доносчиком», — резко он им ответил. Тогда они вырвали у него из рук паспорт, разорвали его и с отборной бранью запретили ему служить вообще и жить в Московской области.
Московская о., пос. Завидово. С трудом о. Феодор нашел себе в пос. Завидово комнатушку, где и поселился. Жил он в ней мало, больше бывал в Москве у духовно близких людей и у сестры за городом. Там он служил и причащал своих духовных чад.
Московская о., Павелецкая ж.д., ст. Востряково. О. Феодор поселился в частном доме, приобретенном его сестрой. В маленькой комнате о.Феодор устроил себе келию. Началась война, а с нею и массовые аресты священнослужителей. Вскоре арестовали его духовного отца, игумена Петровского монастыря о. Митрофана. Предчувствуя скорый арест, в своей келии о. Феодор постился и молился, в тишине и уединении готовясь к смерти.
Незадолго перед последним приездом отца Феодора к сестре его посетила в Вострякове одна из его духовных дочерей, постриженная им в монахини, у которой он часто находил приют, когда бывал в Москве. Вскоре после визита к священнику ее арестовали и при обыске нашли в сумке железнодорожный билет с указанием станции, где жила сестра отца Феодора. Затем были арестованы еще три духовные дочери отца Феодора. В самый день начала войны, 22 июня, власти выписали ордер на арест иеромонаха Феодора, предполагая предъявить ему обвинение в том, что он «является одним из руководителей антисоветской подпольной организации церковников... устанавливает широкие связи с антисоветски настроенными церковниками в Москве и Московской области... создал в Москве пять домашних церквей на квартирах активных участниц организации: Давыдовой, Сольдиной, Грошевой и Афанасовой...»
Арест: 8.07.1941. Московская о., Павелецкая ж.д., ст. Востряково, частный дом. Обвинение при аресте «проводил организованным путем антисоветскую работу». Около 12 часов ночи четверо сотрудников НКВД пришли с обыском и обнаружили о. Феодора. Когда его оторвали от молитвы, он встал перед ними во весь рост, и они как-то невольно отступили. Он стоял перед ними какой-то светлый, в белом подряснике, со спокойным, но очень бледным лицом, со светлыми волосами, весь крайне исхудавший за время своего затворничества. У него был такой вид, словно он только что сошел с иконы. До 5 часов утра длился обыск о. Феодора и всей квартиры, взяли драгоценный наперсный крест из черного дерева с довольно большим распятием из чистого золота(он принадлежал другу отца Феодора иеромонаху Косме, который перед тем как отправиться в ссылку, отдал его Ольге Павловне на хранение), хотели взять серебряную дарохранительницу, но о. Феодор решительно сказал: «К этому вы не смеете прикасаться, это Святые Дары». Он сказал это таким тоном, что уже протянутая рука невольно опустилась... Из дома унесли все письма, фотографии, рисунки и картины о. Феодора, которые он сделал в первой ссылке. Перевернув весь дом и не найдя ничего предосудительного они пошли на прямую провокацию о.Феодора: подложили ему большой конверт с портретом Гитлера и надписью на немецком языке. Перед уходом о.Феодор отслужил полный молебен перед Казанской иконой Божией Матери. После молебна у него было какое-то светлое, совершенно преображенное, словно сияющее радостью лицо. Помолившись, о. Феодор подошел к платяному шкафу, достал из него свою зимнюю ватную рясу, скуфью и надел. При виде этого сотрудники НКВД закричали: «Это еще что за маскарад?» На это о. Феодор с достоинством спокойно ответил: «Это не маскарад, я счастлив, что могу наконец надеть одежду мне подобающую». Прежде чем сесть в машину, он обернулся, перекрестил широким крестом сестру и весь дом, потом сел в машину и был увезен в тюрьму.
Места заключения: Москва, Бутырская тюрьма 9.07.1941 – 1041. Когда немцы стали приближаться к Москве, Бутырская тюрьма была эвакуирована в Саратов.
Саратов, тюрьма N1 1941- 1943. В тюрьме о. Феодор пробыл 2 года. Его ежедневно в течение долгого времени вызывали ночью на допросы, не давали спать, избивали и топтали ногами. Мучили его за то, что он упорно ничего не отвечал им, несмотря на пытки, не назвал ни одного имени. Поистине, о.Феодор отдал жизнь за други своя. Однажды его приволокли в камеру с допроса с лицом, превращенным в одну кровавую массу, у него была вырвана часть бороды вместе с кожей. О. Феодор претерпел до конца все мучения ради спасения совершенно неповинных ни в чем людей, каким был и он сам. Следствие по делу о. Феодора продолжалось до февраля 1943 г. К этому времени благодаря его стойкой позиции были освобождены все, кто привлекался по делу вместе с ним и у кого он останавливался, бывая в Москве. Такие освобождения в те времена не происходили. Такое могло случиться по особым молитвам и Промыслу Божию. Начальство НКВД, ознакомившись с материалами следственного дела, предложило начать новое следствие, на этот раз по обвинению в дезертирстве. О. Феодор как и на предыдущие обвинения отвечал: «виновным себя в предъявленном обвинении в уклонении от призыва в Красную армию по мобилизации не признаю». «Уклониться от призыва в Красную армию я цели не имел, а к сестре ездил, чтобы повидаться, где и задержался ввиду того, что не мог достать билет для проезда»
Осужден Особым Совещанием при НКВД СССР, 1943 г. Обвинение «с целью уклонения от призыва в Красную армию по мобилизации проживал на нелегальном положении». Статья ст.193–10а УК РСФСР. Приговор 5 лет ссылки в Красноярский край.
Места заключения: Саратовская о., г. Балашов, тюрьма N3,6.1943 – 19.07.1943.
Кончина: 19.07.1943, замучен до смерти на допросах. Место: Саратовская о., г. Балашов, тюрьма N3. Суровые условия длительного тюремного заключения и пытки сокрушили здоровье священника. Он скончался в тюрьме и был погребен в безвестной могиле.
Канонизация: 20.08.2000 канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 г. Московская епархия.
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль 06.07
Новый стиль 19.07
день мученической кончины (1943 г.)
Реабилитация: 1989 по году репрессий 1943
Публикации:
- Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М., 1996.
2. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.
3. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.5. С.105–130.
Заявители:
Сестра Богоявленская Ольга Павловна
Описание передал о.Иоанн Емельянов из Первой Градской больницы
Документы:
- Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
2. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-27416.
ПСТГУ. Факультет ИПМ
http://www.pstbi.ccas.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans
Новомученики и исповедники РПЦ XX века (База данных) Открытый список
Собор Саратовских святых: сборник житий / Авт. -сост. свящ. М. Плякин; Саратовская митрополия Русской Православной Церкви. Саратов, 2017. С. 387–401.
О. П. Богоявленская. Воспоминания о брате: (Олег Павлович Богоявленский — Иеромонах Феодор) / Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 2001. № 1 (27). — С. 258–282.
«ЗАВЕЩАНИЕ»
Преподобномученик ФЕОДОР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)[1]
1 июля 1941 г. Ольга Александровна Кавелина, духовная дочь архимандрита Никиты (Курочкина), с 1939 г. окормлявшаяся у отца Феодора, была вызвана в кабинет начальства и включена в состав группы, уезжавшей для организации Восточного филиала их предприятия в Свердловск. Незадолго перед тем, 27 июня она была допрошена следователем НКВД по делу отца Феодора. Командировка в Свердловск уводила ее от неминуемого ареста. Вскоре одна из духовных сестер передала ей от отца Феодора напутствие в дорогу — Праздничную Минею небольшого формата. 5 июля О. А. покинула Москву. Приехав в Свердловск накануне праздника святых апостолов Петра и Павла, в пустой комнате общежития она первый раз открыла Минею. Между страниц, где помещалась служба первоверховным Апостолам, был вложен вырванный из блокнота листок в линейку, на котором пером фиолетовыми чернилами отцом Феодором был написан приведенный ниже текст — последнее, что вышло из-под пера нового преподобномученика и сохранилось до наших дней.
†
Смирение — без труда спасение<,> как единогласно говорят св<ятые> отцы. Приобретается же оно не сразу, но когда человек испытает и перетерпит многую болезнь и изменение своему страстному устроению. Случаи к этому в жизни — на каждом шагу<,> и нам остается, принимая все скорби<,> как от руки Божией, обращать <их> в свою духовную пользу. Невозможно же этого совершить на деле, если не имеем постоянной памяти Божией и сознания своей греховности и неисправности. А то и другое получим не иначе, как через молитву. // Поэтому молитва есть основание и корень духовной жизни. Как же молиться? Стараясь ум свой отвлекать от внешних<,> собирать его в<>слова молитвы для начала хотя бы внешним образом, многократным повторением этих слов: Г<осподи> I<исусе> Х<ристе> С<ыне> Б<ожий,> помилуй мя грешн<ого>. А чтобы не осталось это делание одним упражнением ума, надобно и сердце понуждать внимать ему. Все же совершаемое не почитать делом великим и высоким, а, наоборот<,> видеть в этом крайнюю свою немощь и нужду в помиловании<,> как и есть на самом деле<.>
Господи, помилуй нас грешных.
Публикация А. Беглова
[1] Преподобномученик Феодор (Богоявленский). «Завещание» / Подготовка текста, публикация, вступительная заметка А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 2001. № 1 (27). — С. 283–284.
«Завещание» преподобномученика Феодора. Из личного архива инокини Серафимы (Кавелиной).
https://map.mefodiy-kirill-hram.ru/person.php?id=17
Молитвословия
Тропарь, глас 3
Церкве Русския столпе непоколебимый / благочестия правило, / жития евангельского образе, / преподобномучениче Феодоре, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Егоже моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии // до скончания века.
Кондак, глас той же
Мирскаго мятежа удаливыйся, / добре Богу послужил еси, / во дни же гонений на Церковь Русскую / кровь Твою за Христа пролиял еси / и страданьми твоими землю нашу обагрил еси. / Темже молися преподобномучениче Феодоре, / сохранитися ей в православии и благочестии // до скончания века.
Использованные материалы
Биография на официальном сайте Воронежской епархии:
http://www.vob.ru/saints/prpmc/feod_bog/main.htm
Служба преподобномученику Феодору Балашовскому// блог свящ. Максима Плякина:
http://ustavschik.livejournal.com/96385.html
https://drevo-info.ru/articles/12179.html
Метки: Репрессированные