Каталог Храм в честь Сретения Господня Публикации Попытка открытия Сретенского храма в Бердске в 1944—1952 годах

Храм в честь Сретения Господня

с. Бердское (ныне не существует)



Попытка открытия Сретенского храма в Бердске в 1944—1952 годах

В 1716 году в Бердском остроге одной из первых построек был небольшой деревянный храм, освящённый в честь Сретения Господня. Через 50 лет его расширили, увеличив в размерах. Простояв сотню лет, деревянный храм сгорел, на его месте в 1817 году воздвигли новую цер­ковь из кирпича.

Ещё через сто лет грянула революция, после октября 1917 года повсеместно стали закрывать и разрушать святые храмы. Сретенскую церковь города Бердска закрыли 31 декабря 1939 года 1 .

Политика государства в отношении Православной Церкви начала меняться в ходе Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, а именно после того как в 1943 году наметился явный перелом в пользу Советского Союза. Кроме того, Сталину необходимо было показать союзникам, что в Советском государстве есть свобода вероисповедания и верующие всех конфессий могут свободно отправлять свои религиоз­ные потребности.

С этой целью при Совете Министров СССР в середине 1943 года были созданы два Совета (первый по делам Русской Православной Церкви, второй по делам религиозных культов), которые были объедине­ны в один в 1965 году. Создание Совета по делам Русской Православной Церкви сделало на короткий срок возможным открытие православных храмов и молитвенных домов по всей территории страны: всего за пять лет с 1943 по 1948 год было вновь открыто около 1000 православных храмов.

Этим обстоятельством воспользовались и верующие города Бердска, они на протяжении ряда лет отправляли ходатайства об открытии Сретенского храма уполномоченному по делам Русской Православной Церкви по Новосибирской области. Первичное ходатайство об открытии церкви и передаче в пользование общине церковного здания было подано в начале 1944 года и рассмотрено 17 августа. Оно было отклонено, после чего в том же году поступило ещё 3 заявления. Инициатором ходатайств в Бердске являлись Бровкин и Колясов, бывший член «двадцатки» Сретенского храма 2 .

На повторные ходатайства через уполномоченного верующих Бровкина было разъяснено, что облисполком рассмотрел их и отклонил, и не намерен пересматривать решения по этому вопросу. Несмотря на это инициативная группа, в которую входили Бровкин, Колясов и др., регу­лярно через каждые 2-4 месяца организовывала подачу в Совет на имя председателя Г. Г. Карпова нового ходатайства, настойчиво добиваясь открытия церкви и передачи церковного здания или непосредственного ответа из Совета 3 .

Группа верующих из ходатайствовавших об открытии Сретенского храма осенью 1944 года подала жалобу в Совет на отказ облисполкома и просила передать им здание церкви. Но Совет не посчитал возможным пересмотреть решение облисполкома о передаче храма, капитально переоборудованного и занятого под городской дом культуры. Верующие через своего представителя стали готовить вторичную просьбу в Москву. 4

В ноябре 1946 года верующие города Бердска, на опыте удостове­рившись в том, что здание Сретенского храма им не вернуть, подали хода­тайство об открытии молитвенного дома в помещении по ул. Советской, считая, что это помещение коммунальное. После проверки и рассмотре­ния 21 марта 1947 года ходатайство было отклонено, т.к. выяснилось, что здание принадлежит Бердскому техникуму машинизации сельского хозяйства и оборудовалось под учебно-слесарные мастерские.

Православные верующие города Бердска проявили особую настой­чивость в ходатайствах об открытии церкви или молитвенного дома. За 3 года ими было подано 11 заявлений в Совет по делам Русской Церк­ви 5 . Уполномоченный верующих Бровкин принимает решение о том, что если они не найдут подходящего здания, то возбудят ходатайства о постройке нового молитвенного дома.

Тем временем, для урегулирования обстановки, в Бердск каждые 2- 3 месяца по благословению Архиепископа Варфоломея (Городцева) и разрешения уполномоченного П. Н. Созонёнка командируется священ­ник. В марте 1947 года, во время Великого поста, приезжал священник Сергий Миловидов из Вознесенского собора Новосибирска. В Бердске говело 160 человек, крестилось 35 детей от 1 до 5 лет, были заочно отпе­ты 8 человек 6 . Всего из города Бердска в 1947 году поступило 10 хода­тайств об открытии церкви 7 , почти столько же, сколько за три предыду­щих года вместе взятых.

В следующем 1948 году только за первый квартал в Бердский горис­полком поступило 3 заявления об открытии молитвенного дома. Случилось это потому, что верующие подыскали частный дом и заручи­лись согласием владельца сдать его под молитвенные нужды. Заявление было послано в горисполком для проверки и определения пригодности данного здания под молитвенный дом 8 .

Но уже в течение 2 квартала 1948 года эти заявления были сняты с рассмотрения, т.к. в результате проверки горисполкома выяснилось, что:

«1. Гражданин Бровкин дал ложное заявление о согласии сдать дом по адресу ул. Октябрьская № 90 в аренду, т.к. он не является владельцем этого дома.

2. По санитарно-техническому состоянию дом не пригоден для молитвенных собраний, требуется значительная переделка.

3. Из числа 20 заявителей добровольно подписались лишь 8 человек, двое их них уже отказались от своих подписей, т.к. не хотят участвовать в 20-ке и не желают открытия молитвенного дома. Одиннадцать заявили, что они заявление не подписывали и ни кого не просили его подписывать. Пять человек не грамотных, подписи фиктивные. О ходатайстве многие ничего не знали, также не знали, что их фамилии внесены в список. В список включён один человек, не проживающий в Бердске — его под­пись фиктивная» 9 .

При проверке уполномоченным Созонёнком выяснилось, что дом не принадлежит Бровкину, а под заявлением оказалось 12 фиктивных под­писей, поэтому заявление было снято с рассмотрения. После этого слу­чая новых ходатайств некоторое время не поступало.

Но не стоит подозревать подателей ходатайства в нечистоплотности, т.к. уполномоченный просто не мог не найти фиктивных подписей под заявлением. В своём отчёте за 1948 год он пишет: «Церковное здание в Бердске кирпичное, капитально переоборудовано, здание значительно расширено, причём пристроенная часть намного больше здания церкви. Церковное здание не сохранило вида церкви даже по внешним очерта­ниям, занято под городской дом культуры» 10 .

Передачу его верующим уполномоченный считает нецелесообраз­ной. Но в случае подачи новых ходатайств он считает возможным откры­тие в Бердске молитвенного дома, если община самостоятельно найдёт для этого помещение, т.к. горисполком соответствующее помещение выделить не может, в городе мало коммунальных зданий и помещений под церковь нет, что на практике означало, что горисполком не хочет откры­тия церкви в Бердске, что и подтвердилось в дальнейшем.

С очередным ходатайством о поездке в Бердск к уполномоченному П.Созонёнку обратился священник Сергий Миловидов с командировоч­ным удостоверением от Архиепископа Варфоломея, но Созонёнок на этот раз не дал согласия на поездку, т.к. якобы получил сведения о том, что отец Сергий, помимо совершения треб, должен по поручению Владыки Варфоломея помочь верующим в оформлении ходатайства об открытии молитвенного дома и осмотреть помещение, подысканное для этих целей. А также потому, что ранее выезжавшие в Бердск священники совершали не только требы, но и Литургию, во время «которой организаторы бого­служения продают в корыстных целях изготовленные ими свечи» 11 .

Уполномоченный разъяснил священнику Миловидову, что в Бердске служатся Литургии, организаторами которых являются люди корыстно заинтересованные, которые при возбуждении ходатайства об открытии молитвенного дома прибегли к обману, подложным подписям, поэтому «уполномоченный как человек глубоко порядочный не может согласить­ся на поездку священника в Бердск» 12 .

В это же время начинается работа по дискредитации главы инициа­тивной группы верующих — Бровкина. Семидесятилетнего старца обви­няют в присвоении чужих денег. Как сообщал Бердский горисполком, на основании устных жалоб верующих и из беседы уполномоченной верующих Токаревой с уполномоченным Совета было выяснено, «что инициатор ходатайства Бровкин все пожертвования хранил у себя или в сберегательной кассе, вместе со своими деньгами. При проведении денежной реформы он злоупотребил средствами верующих и часть их присвоил. Это вызвало недовольство в инициативной группе, и она рас­кололась на два лагеря — одна во главе с Бровкиным, другая поддержи­вает Токареву» 13 .

Как видно, работникам Бердского горисполкома удаётся разбить группу верующих на два враждующих лагеря, но это лишь ненадолго уга­шает пыл православных. Уже в марте 1949 года инициативная группа во главе с Бровкиным направила одновременно два заявления на имя прокурора РСФСР и на имя депутата Верховного Совета СССР по Берд- скому избирательному округу Вознесенского.

В них заявители жалуются на то, что руководители горисполкома тормозят открытие молитвенного дома: «Местная власть всячески стара­ется не разрешить иметь церковь в Бердске, несмотря на то, что Правительством разрешено и записано в Сталинской конституции о сво­боде религии. Конечно, и в дальнейшем мы ничего не добьёмся от своих руководителей, которые способны игнорировать и попирать советский закон» 14 . В конце заявления они просят оказать им помощь в открытии молитвенного дома в Бердске и дать необходимые предписания местным властям: «Не оставляйте нас — стариков без внимания, мы потеряли своих детей на полях боя и не имеем никакой отрады в жизни, нам также хочется свободно где-то отдохнуть» 15 .

Резолюция уполномоченного П.Созонёнка однозначно даёт понять, что открытия молитвенного дома в Бердске в скором времени ожидать не приходится, «т.к. они не имеют помещения пригодного для молитвенных целей, оба заявления сняты с рассмотрения» 16 . После этого отказа Бровкин слагает с себя полномочия руководителя инициативной группы.

Вначале руководящую роль в группе верующих города Бердска игра­ли бывшие члены «двадцатки» Сретенского храма — местные жители Бровкин 1879 г.р. и Колясов 1880 г.р. После смерти последнего и устра­нения в 1948 году Бровкина из группы за то, что он во время денежной реформы 1947 года якобы присвоил себе часть общих денег, которые были собраны на открытие молитвенного дома, руководящая роль в груп­пе перешла к Рубцовой, Токаревой и Варфоломеевой.

Уполномоченный П.Н.Созонёнок даёт следующую характеристику этому триумвирату: «Токарева, 1890 г.р. — бывшая церковная староста и член ревизионной комиссии. Варфоломеева, 1908 г.р. — бывший член церковного совета.

 

Но самым активным членом группы является Рубцова, 1919 г.р. Энергичная, грамотная и развитая, по некоторым сведениям училась на юридических курсах, она является основным ходатаем и уполномоченным верующих по открытию молитвенного дома. Одинокая мать, нигде не работает, ссылаясь на то, что у неё малолетний ребёнок — 3 года, живёт за счёт средств, собранных группой на открытие молитвенного дома» 17 .

Заявления за 1948—1950 гг. из Бердска поступали по инициативе Рубцовой при активном поиске помещения под молитвенный дом. В декабре 1949 года поступило заявление об открытии молитвенного дома по ул. Обской № 11, в доме, принадлежавшем гражданину Черни­кову, с указанием, что он согласен продать свой дом общине. При провер­ке выяснилось, что Черников уже продал дом горисполкому под город­ской военкомат. Ранее он действительно согласился продать дом общине и просил за него 35 тысяч рублей, с уплатой всей суммы сразу, но у общи­ны на тот момент не было данной суммы.

В марте 1950 года на имя депутата Верховного Совета СССР пред­седателя облисполкома Батамирова поступила жалоба Рубцовой на дей­ствия председателя горисполкома Бердска Клинкова. В жалобе указыва­лось, что община верующих приобрела у Желонкина дом для проведения молитвенных собраний и договор о покупке был оформлен на одну из верующих — Евтюхову. Клинков же, узнав об этом, вызвал к себе 17 марта 1950 года Желонкина и приказал написать заявление о растор­жении договора купли-продажи.

Эта жалоба проверялась уполномоченным П. Н. Созонёнком с вы­ездом в Бердск и, конечно же, никаких противоправных действий со сто­роны председателя горисполкома Клинкова он не установил. По за­ключению уполномоченного, «Желонкин по своему желанию написал заявление о расторжении договора, после того как председатель объ­яснил ему, что сделка совершена в обход закона, т.к. договор заключён на подставное лицо — Евтюхову, которая покупала дом не на свои сред­ства, и не для проживания в нём, а под молитвенный дом для группы верующих, по закону не имеющих право приобретать дом. Кроме того дом небольшой 32 кв.м., высотой 2,46 м и под м/д не пригоден» 18 .

Всего от верующих города Бердска поступило 24 заявления об открытии церкви, в том числе в 1944 — 4, в 1945 — 5, в 1946 — 2, в 1947 — 3, в 1948 — 4, в 1949 — 3, в 1950 — 3 заявления. Из этих заявлений 15 поступили из Совета по делам Русской Православной

 

Церкви, направленные верующими в Совет и другие центральные прави­тельственные органы и на имя Патриарха.

Посещений уполномоченного Созонёнка верующими из г. Бердска с устными заявлениями об открытии церкви было 25, в том числе в 1944 — 6, в 1945 — 4, в 1946 — 2, в 1947 — 2, в 1948 — 4, в 1949 — 2, в 1950 — 519 .

Наибольшее количество подписей под заявлением — 30, в 1944 году к одному из заявлений приложен список верующих из 300 человек. С апреля 1950 г. заявления прекратили поступать, т.к. к этому времени населению Бердска стало известно, что на реке Обь ниже города будет строиться большая плотина и крупный гидроузел, в результате чего значительная часть Бердска будет затоплена. Ввиду строительства гидро­узла и затопления части территории города открытие церкви в г. Бердске уполномоченный Совета считал «безусловно нецелесообразным» 20 .

Но ходатайства продолжали поступать вплоть до 19 марта 1952 года, когда поступило заявление от трёх человек. Они жаловались, что «мест­ные власти и уполномоченный в течение 8 лет препятствуют открытию церкви, а Совет не отвечает на их жалобы» 21 . Совет по делам РПЦ сообщил уполномоченному, что не находит основания для удовлетворения данного заявления, поэтому оно было снято с регистрации.

В конце августа 1951 года Совет Министров СССР утвердил про­ектное задание на строительство в 18 километрах от Новосибирска, около деревни Нижние Чёмы, новой гидроэлектростанции. Город Бердск находился в зоне затопления. От времени принятия решения о строитель­стве Новосибирской ГЭС до полного переселения Бердска прошло около четырёх лет.

Перед затоплением здание Сретенской церкви, переоборудованное к тому времени под клуб 22 , было разрушено. Первым объектом, возник­шим на новом месте, оказался Бердский городской парк, храма в городе не было. Православные бердчане ездили на богослужения в город Новосибирск или село Новолуговое, такое положение дел сохранялось до 1989 года 23 .

Новосибирская ГЭС была введена в эксплуатацию 14 марта 1963 года.

 

1 Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1418. Оп. 1. Д. 6. Л. 143.

2 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 195. Л. 7.

3 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 340. Л. 66.

4 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 35. Л. 40.

5 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 195. Л. 5.

6 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 195. Л. 6.

7 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 195. Л. 77.

8 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 340. Л. 4.

9 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 340. Л. 29.

10 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 340. Л. 29.

11 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 340. Л. 88.

12 Там же.

13 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 340. Л. 30.

14 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 498. Л. 36.

15 Там же.

16 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 498. Л. 37.

17 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 648. Л. 24.

18 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 648. Л. 25.

19 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 776. Л. 109.

20 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 776. Л. 110.

21 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 906. Л. 25.

22 ГАНО. Ф. 1418. Оп. 1. Д. 6. Л. 32.

23 Опыт работы воскресной школы Сретенского прихода г. Бердска. — Бердск, 2002.

 


Автор: Виталий Владимирович Гуляев, иерей

Опубликовано: Богословский сборник. Вып. 14

Ссылка на первоисточник: http://oopnm.ru/bs-npds-14/