Каталог Храм в честь Сретения Господня История

Храм в честь Сретения Господня

с. Бердское (ныне не существует)






КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ЗДЕСЬ МОГ БЫТЬ ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД...

Краткий очерк истории Бердского православного прихода

В начале ХVIII в. на территории Сибири было возведен ряд оборонительных укреплений — острогов. Одним из них был Бердский острог, основанный в 1716 г. Одновременно с постройкой острога была сооружена небольшая деревянная церковь, освященная в честь Сретения Господня. В 1783 году была учреждена Колыванская губерния, административный центр которой должен был располагаться «на правом берегу Оби реки при устье речки Верди и при Бердском остроге» в 16 верстах от него. Были сделаны проекты строения новых присутственных мест — каменные двухэтажные здания, намечена частная обывательская деревянная застройка. Некоторые губернские службы уже стали переезжать из Томска поближе к новому месту, в Бердский острог.

Новому губернскому городу предполагалось дать название «Колывань». Именной указ, данный Екатериной II Сенату 12 мая 1783 года, гласил: «О бытии губернского города Колыванской губернии в Бердском остроге с наименованием оного Колыванью».

Колывань-Бердск за годы губернского правления с 1783 по 1797-й значительно разросся. Появились новые улицы, питейные дома, конторы, склады, лавки. Прибавилось чиновников, торговцев, ремесленников. Но, увы, недолгая жизнь была суждена, казалось, перспективному государственному проекту — 14 лет.

С Бердского острога название «Колывань» сняли, он стал теперь именоваться — «село Бердское», «безуездное знатнейшее селение». В этом качестве оно и вступало в XIX век. А что же острог? По мере освоения русскими Западной Сибири и продвижения их в южные районы значение острогов стало постепенно падать. К концу XVIII века пришел в упадок и острог на Верди. Его стены и башни, отслужив свое, постепенно разрушались. Земляной вал зарастал бурьяном. Оказавшись в глубоком тылу, острог потерял свой прежний грозный вид. И 7 февраля 1791 года правителем Колыванской губернии Б. Меллером было предписано продать пришедшие в ветхость «состоящие в Бердском остроге две башни с надолбами и рогатинами», но желающих их купить так и не нашлось. Совершенно сгнившие бревна пошли на дрова для местной церкви.

Но вернемся к истории Сретенской церкви. За время, прошедшее с сооружения церкви её неоднократно перестраивали (в 1763 и после 1796 гг.), а в 1808г., трудами бывшего управляющего Кабинетским Имением Даниила Быстрова с прихожанами храм выстроили заново, но уже из камня. Новый храм имел три престола. Главный в честь Сретения Господня, и боковые — в честь Богоявления Господня (правый) и Успения Пресвятой Богородицы (левый).

В состав прихода входили: с. Бердское, Барнаульского уезда и деревни: Луговая, Морозова, Тальменская, Ельцовская, Сосновская, Мильтюшская, Верхне-Чемская и мукомольный завод В. А. Горохова. В 1913 г. приход претерпел изменения: в деревне Тальменской образовался самостоятельный приход, к которому отошла деревня Морозова. Это отразилось на численности прихожан Сретенской церкви; в 1911 г. приход посещало 7314 человек, а в 1913 г. — 6725 человек.

На территории Бердского прихода размещалось несколько учебных заведений. За годы советской власти большинство документов, относящихся к деятельности учебных заведений было утрачено; на данный момент сохранились крайне скудные сведения: в с. Бердском находились: одноклассное училище, двухклассное училище, открытое 8 сентября 1901 г. и ремесленная школа, открытая 28 сентября 1903г. В деревнях Сосновская и Мильтюшская находились одноклассные училища и еще одно одноклассное училище располагалось на заводе купца Горохова (открыто 1 октября 1888 г.). Все эти учебные заведения находились в ведении Министерства народного просвещения.

К Сретенской церкви была приписана церковь во имя Св. Равноапостольного князя Владимира, находившаяся в деревне Тальменской. В 1913 г. этот храм получил статус самостоятельного прихода. Кроме того, Бердской церкви принадлежало три часовни, находившихся на окраинах Бердска, одна часовня в деревне Ельцовской и походная церковь во имя Свт. Тихона Задонского, устроенная в 1897 г. Церковь использовалась для совершения богослужений в окрестных деревнях и на заводе Горохова. Духовенство Сретенской церкви состояло первоначально из одного священника и одного псаломщика, а после реконструкции храма причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков.

Увеличить

Сведений о первом священнике Сретенского храма Бердского острога на данный момент не обнаружено, но благодаря переписи населения, проводившейся в 1719 году, сохранилось имя одного из настоятелей — священника Иосифа Полканова. В ходе архивных исследований были установлены имена некоторых священнослужителей Сретенской церкви. Это: протоиерей Гавриил Вишняков (с 1898—1917 гг.), священники: Афанасий Тюшев, Матфей Знаменский, Алексей Хмылев, Григорий Стефановский, Иоанн Беляев (с 1869 г.), Николай Иволин (с 1878 г.), Иоанн Сидонский (1910—1912 гг.), Александр Костиков, Иннокентий Бархатный (1912—1914 гг.), Павел Соловьев (1914—1915 гг.), Иаков  Мазаев (1915—1916 гг.), Александр Дегожский (с 1916 г.), Александр Сатирский (с 1916гг.), Иоанн Котов (1913—1914гг.), Василий Иллиодоров (с 1921 г.), Василий Игумнов (до 1937 года, когда был расстрелян). Диаконы: Петр Соловьев, Василий Забоглоцкий (с 1899 г.), Иоанн Златомрежев (1906—1907 гг.), Лев Ершов-Васильев (апрель—август 1914 г.), Иаков Царьков (с 1922г.), Александр Суслов (март—апрель 1926 г.). Псаломщики: Илья Пономарев, Тимофей Кузнецов, Иоанн Хмелев, Александр Хромцов, Феодор Трапезников (1844—1858 гг.), Иоанн Мухин (с 1874 г.), Константин Сельцер (до 1897 г.), Иосиф Тетерин (1898—1901 гг.), Иоанн Власов (1899—1904 гг.), Димитрий Ильин (с 1904 г.), Александр Арефьев (1905—1907 гг.), Симеон Юрьев (с 1908 г.), Григорий Александровский (1912—1913 гг.), Виталий Юрьев (март—июнь 1913 г.) Константин Лавров (с 1891 г.), Иоанн Елисеев, Иоанн Россов (1902—1904 гг.), Михаил Жерновков (1913—1914 гг. с 1914 г. диакон этой же церкви), Николай Брыкав, Петр Головачев (1905—1912?), Иоанн Крестин (1917 г. с декабря 1917г. диакон той же церкви).

Наиболее известным священником в истории прихода был о. Александр Сатирский.

Сатирский Александр Николаевич

Родился в 1891 г. в семье священника Николая Сатирского. В 1914г. окончил Нижегородскую Духовную Семинарию. В этом же году, 13 сентября, Александр Сатирский получил назначение на должность псаломщика Никольской церкви г. Томска. С 1914 г. состоял личным секретарем епископа Томского Мефодия (Герасимова) В 1916 году Александра Сатирского рукополагают в священника Сретенской церкви г. Бердска. Там он прослужил до начала 1930-х гг. В 1937 году отец Александр был арестован и расстрелян.

В 20-е годы в клубе проходили диспуты на антирелигиозные темы с участием священника Сретенской церкви о. Александра Сатирского. Первое слово давали священнику, он рассказывал о возникновении религии, Библии, богословии. Затем слово предоставлялось коммунисту-пропагандисту, и он уже с научной точки зрения говорил о богословии как лженауке.

Иногда диспут растягивался на несколько вечеров, в клуб приходили не только молодежь, но и пожилые люди... В Бердске как бы образовалось два полюса—церковь и комсомольский клуб. Они и располагались рядом, через улицу. В 1939 г. по постановлению Новосибирского Облисполкома Сретенскую церковь закрыли и переоборудовали под клуб.

В июле 1945 г. в районе села Нижние Чемы, близ Новосибирска, комплексная экспедиция Ленинградского отделения всесоюзного треста «Гидроэнергопрект» начала изыскания для строительства Новосибирской гидроэлектростанции. 13-23 октября того же года Правительственная комиссия признала этот район наиболее удобным для расположения ГЭС. В затопления попадало несколько десятков сел и деревень, в том числе и Бердск. Перенос города из зоны затопления начался весной 1953 года, а завершился к 1957 году. На новую территорию, в 8 километрах от старого местоположения, было перенесено более 11 тысяч различных построек: 10 промышленных, строительных и транспортных предприятий, 4 школы, 8 медицинских учреждений, 30 магазинов, столовых, складов, 2264 частных дома, все здания государственных и общественных учреждений, детские сады и библиотеки. На новое место была перенесена братская могила борцов за Советскую власть. Более 30 миллионов рублей выделило государство на нужды жителей города, из них 17 миллионов рублей выдано было переселенцам в качестве безвозвратной ссуды и более 500 тысяч рублей единовременного пособия нуждающимся на новом месте. Кроме того, переезжающие обеспечивались необходимыми строительными материалами — лесом, цементом, кирпичом, стеклом, шифером. 27 июня 1957 г. было проведено пробное шлюзование на Новосибирской ГЭС. В эксплуатацию ГЭС была принята 14 марта 1963 года.

27 апреля 1989 года в Бердском горисполкоме было получено разрешение об организации православной общины. Деньги на оборудование временной церкви собирали, что называется, всем миром. Дом, в котором стали оборудовать церковь, до сих пор находится на пересечении улиц Кутузова и Маяковского. 1 августа 1989 года, по благословению митрополита Новосибирского и Барнаульского Гедеона, благочинным церквей Новосибирской области протоиереем Димитрием Будько (ныне архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний) была совершена первая служба. Позднее по субботам и воскресеньям на богослужения приезжали разные священники из Вознесенского кафедрального собора г. Новосибирска, а 1 октября 1989 года настоятелем Сретенского храма был назначен священник Василий Бирюков.

В апреле 1990 года состоялась официальная регистрация бердской общины. К празднику Пасхи этого же года, организация «Гигант», находящаяся в городе Бердске, подарила Сретенской церкви колокол, чудом сохранившийся со старого Сретенского храма. Первое богослужение в Сретенской церкви было совершено 15 февраля 1990 года в праздник Сретения Господня — престольный праздник церкви. 7 июля 1992 года, на праздник Рождества Иоанна Предтечи, Преосвященнейшим Тихоном, епископом Новосибирским и Барнаульским, было совершено освящение закладного камня и места для строительства нового храма, ныне Преображенского кафедрального собора. Собор строится по проекту Новосибирского архитектора П.А. Чернобровцева.

В конце августа 1998 года с уральских заводов для Преображенского собора был доставлен комплект колоколов. В Преображенском соборе два престола: нижний — освящен в начале января 1998 года Преосвященнейшим Сергием, епископом Новосибирским и Бердским в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Верхний храм в честь Преображения Господня был освящен Высокопреосвященнейшим Тихоном, архиепископом Новосибирским и Бердским, в праздник Входа Господня в Иерусалим 8 апреля 2001 года; с этого же времени в верхнем храме совершаются богослужения. Иконостас установили в праздник Входа Господня в Иерусалим 28 апреля 2002 года. А 9 июля 2004 г. архиепископ Тихон совершил чин великого освящения Бердского Преображенского собора. На современном этапе приход располагает Воскресной школой, образованной в 1993 г. Учащиеся Воскресной школы обучаются не только Закону Божию, но и хоровому пению, бисероплетению, вязанию на спицах и крючком, шитью и многому другому.

В Воскресной школе действует хоровой ансамбль под руководством Т.Т. Голубевой, который в 2002 г. стал лауреатом Всесибирской духовной выставки.

Но не только в Новосибирске можно услышать хоровое пение учащихся. В течение последних шести лет стали традиционными выступления хорового ансамбля с концертами перед жителями Бердска в ДК «Радуга».

По благословению архиепископа Тихона в 2001 г. в образовательном центре «Пеликан» был введен факультативный курс «Православная культура России».

Ежегодно духовенством Бердска проводятся крестные ходы на праздники Крещения, Сретения, Преображения, Дни Славянской письменности и культуры. Особенно запоминающимся событием является крестный ход «на Иордань», в праздник Крещения Господня, на лед Бердского залива. Это событие широко освещается местными и новосибирскими СМИ, т.к. всегда совершается при большом стечении верующих.

Об истории и современной жизни Православия в Бердске можно узнать на интернет-сайте -  http://berdsk.orthodoxy.ru.

Духовенство окормляет Бердский пансионат ветеранов труда, при котором создана часовня в честь иконы Божией Матери «Казанская».

При Преображенском соборе проводятся православные молодежные встречи, на которых молодые люди могут пообщаться со своими верующими сверстниками.

Святынями Преображенского храма являются:

  • Чтимая икона Божией Матери «Казанская»
  • Чтимая икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона из старого, разрушенного храма; подарена в 2001 году
  • Храмовые иконы: Преображения Господня и Трех Святителей
  • Иконы Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца, подаренные епископом Новосибирским и Бердским Сергием.

Евгений Шабунин, референт Издательского отдела Новосибирской епархии

Сибирь православная май 2006