Сан: протоиерей
Год рождения: 1885
Год смерти: 1930
Место последнего служения (проживания): г. Томск
Дата приговора: 10.04.1930
Приговор: расстрел
Родился в декабре 1885 г. в г. Советске Вятской губ. Окончил учительскую семинарию. С 1905 по 1907 гг. – учитель. Служил в Верх-Тулинском (Новосибирского округа) диаконом. Арестовывался в 1923 г. за невыполнение продразверстки. С 1927 г. служил священником в с. Богословское Томского округа (церковь во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова). Был членом Епархиального совета. Придерживался тихоновской ориентации (патриарха Тихона Белавина). Служил в Благовещенской церкви (старый собор). Место проживания: г. Томск, пер. Орловский, 6-2.
Арестовали Бердникова 20 февраля 1930 г. по обвинению в участии в контрреволюционной организации. В протоколе допроса от 5 марта 1930 г. он сказал, что виновным себя не признает, он верующий человек и для него всякая власть одинакова, лишь бы не трогали его убеждений, что он и до революции и после революции был священником в разных церквах города Томска (Л. 237-237 об). Из показаний свидетельницы Гусевой М.И.: «… насчет Бердникова могу сказать, что он в проповедях часто говорил против безверия, называя коммунистов и безверующих антихристами, призывал бороться с безверием (Архив УФБС по ТО. Д. П-8805, Л. 116 оборот). «Был известным в городе проповедником..., в своих проповедях старался все научные данные опровергнуть и придать им форму чисто божеского происхождения..., говорил, что коллективизация «мыльный пузырь» (из показания свидетеля С. Нестеровского).
Свидетель Казаков Н.В. дал такое характеристику Бердникову в протоколе допроса от 8 марта 1930 г.:
«Бердникова Василия знаю с 1924 года, как священника старого собора, а позднее члена Епархиального совета, в коих местах мне и приходилось с ним сталкиваться. Что касается его политических убеждений и современного положения церкви в СССР, то достаточно указать на его проповеди, произносимые публично, в которых он «ужо доказывает о тяжелом положении церкви, о гонениях за веру и призывал быть стойкими и сплоченными» (Л. 170, 170 об.). Е. Удинцев доносит на Бердникова, что «он в своих беседах проводил ту мысль, что братство, равенство, свободу коммунизм возвестил лишь только на словах. Рабство, ложь, разврат и злобу всюду выразил в делах» (Л. 178 об.). Диакон Жадин, проходивший по этому же делу, так характеризовал Бердникова: «… Относительно Бердникова могу сказать, что это ярый монархист, который не стесняясь высказывал свои убеждения. Бердников использует церковный амвон для своих антисоветских целей. Так говорил, что необходимо посылать детей в церковь, о вреде безверия, говорил: «Вы видите, православные, до чего доходит безверующий человек. Та культура, которая создавалась веками, сейчас рушится, крестьянство — опора нашего благополучия сейчас разоряется во имя какого-то социализма, кто не подчиняется коллективизации, того сажают в тюрьму. Надо с безверием вести борьбу, разъяснять губительность его для всех». Подобные проповеди я слышал от Бердникова часто. Я даже ему несколько раз делал по этому поводу замечания, что делать таких проповедей нельзя, что это есть призыв против советской власти. Об этом я не сообщил в ГПУ, так как знал, что об этом кто-нибудь да скажет. На мои замечания Бердников отвечал: «Семь бед, один ответ. Все равно посадят» (Л. 235). Осведомитель священник Удинцев добавляет, что Бердников в противовес антирелигиозной пропоганде выступал безбоязненно с горячим словом, убеждая слушателей не участвовать в карнавалах и других безбожных компаниях (Л. 177 из Д.П-8805)». Осуждение 30.03.1930 г. Расстрелян 10.04.1930 г. Семья выслана на север. Реабилитирован в июне 1989 г.
Метки: Репрессированные