Епископ Мелхиседек (Аверченко), фото из дела 1933г.

Сан: епископ

Год рождения: 1875

Дата приговора: 22.04.1933

Приговор: 5 лет заключения в ИТЛ

Родился 11 (23) января 1875 года в селе Усохская Буда Краснобудской волости Гомельского уезда Могилёвской губернии(ныне Беларусь, Гомельская обл., Добрушский р-н). До 15 лет жил в хозяйстве отца. С 1890 по 1897 год обучался в Гомельском духовном училище. В 1897 году пострижен в монашество в монастыре Глинской Пустыни с наречением имени Мелхиседек. В Глинской пустыни стал хорошим певчим. В 1905 г. откликнулся на приглашение игумена Порфирия (Муковозова), который, став настоятелем Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря, пригласил в Туркестанскую епархию хор певчих из родной обители. В монастыре был близок к архим. Геннадию (Лобачёву). В 1906 году был перемещён в Пржевальский Троицкий Иссык-Кульский монастырь в Туркестане (ныне Киргизстан, Иссык-Кульская обл., Тюпский р-н). 20 июля 1906 года возведен в сан иеродиакона епископом Димитрием (Абашидзе) в Казанско-Богородичном храме, а 15 августа 1907 года во иеромонаха в г. Верный (ныне Казахстан, г. Алмата). Служил в разных храмах вокруг своего монастыря в г. Пржевальске. С 1912, 1 августа, г. Пржевальск — законоучитель в городских одноклассных мужском и женском училище. 30 июля 1913 года вернулся в свой монастырь, где служил до его ликвидации. В августе–сентябре 1916 г. во время киргизского бунта укрывался с братией на острове, участвовал в спасении пострадавших монахов и монастырского имущества, оказывал помощь переселенцам. С 1918 по 1925 год служил одновременно в Ташкенте и в Михайло-Архангельском храме в поселке Черняево. Документально неизвестно, в каком году о.Мелхиседек был возведен в сан архимандрита, но скорее всего, в период 1923 — 1925 г. По данным митрополита Мануила (Лемешевского), о. Мелхиседек уклонился в обновленчество и 13 июня 1925 года был хиротонисан во епископа Андреевского, но уже в 1926 году принес покаяние и был принят в сущем сане, как ставленник архиереев старого поставления. По мнению Заславского В. Б. [1], о. Мелхиседек причислен к обновленцам необоснованно, поскольку ряд документов 1922 — 1924 гг. свидетельствуют об отрицательном отношении его к обновленцам [2]. В БД ПСТГУ цитируется доклад Луки (Войно-Ясенецкого): «Мелхиседек был рукоположен во епископа православных общин Туркестанской епархии епископами Андреем Ухтомским и Львом Нижне-Тагильским. Епископ Туркестанский Сергий (Лавров) наложил прещение на иеромонаха Мелхиседека, но он не могло иметь силы, так как в это время Мелхиседек уже был рукоположен, о чем епископ Сергий, очевидно, не знал». Эти события происходили незадолго до приезда епископа Луки, и в докладе, характеризуя епископа Мелхиседека, он ни одним словом он не упоминает об уклонении в обновленческий раскол. Святитель Лука пишет: «Хотя еп.Мелхиседек не имеет даже среднего образования, но знающие его весьма высоко отзываются о его благочестии, верности, смирении и примерной жизни, о высоком похвальном отношении к пастырским обязанностям. Я рад был бы иметь его своим викарием». Епископ Лука в своем докладе отметил, что, поскольку рукоположение епископа Мелхиседека происходило в его отсутствие, то он посоветовал ему получить утверждение его хиротонии. Еп. Мелхиседек последовал этому совету. В 1926 г. для снятия наложенного еп. Сергием (Лавровым) прещения и утверждения тайной хиротонии отправился в Нижний Новгород митр. Сергию (Страгородскому). В мае 1926 года назначен епископом Уразовским, викарием Воронежской епархии. С 30 октября 1926 года — епископ Пишпеко-Семиреченский, викарий Туркестанской епархии. Известно, что в 1928 году он объехал своё викариатство (Чуйскую область), и власти, фиксируя это событие, с неудовольствием констатировали провал своей атеистической пропаганды: «В ряде селений проезжал архиерей, и всюду устраивались торжественные встречи». Существует фотография 1928 года, на которой изображен архиерей с певчими Семиречья. С приездом архиерея в Киргизию было связано уникальное для конца 1920-х гг. событие — съезд православного «староцерковного» духовенства. Как сказано в отчете инспектора, «в селении Алексеевка попами проведен торжественный съезд попов, где установлено усиленно развивать религиозную работу среди населения». В 1928–1929 годах он какое-то время жил в с. Беловодском (в 30 км от г. Пишпек/Фрунзе). 17 октября 1929 года был арестован. Возможно находился под подпиской о невыезде.Как показывал на допросе 3 февраля 1933 года сам епископ Мелхиседек, с 1929 по 1931 год «в связи с отсутствием вакантных должностей я находился за штатом и жил в Ташкенте». Слова самого еп. Мелхиседека на допросе 1933 г. свидетельствуют о том же — он был епископом Челябинским: «С 1931 г. служу в Троицке на должности епископа Челябинской епархии тихоновской ориентации, куда входят Челябинский, Троицкий, Кустанайский округа». С конца 1931 года — епископ Курганский. Проживал в Троицке. 19 ноября 1932 года был арестован и обвинен следователем Мальцевым в торговле лампадным маслом и связи с чтимой в народе Дунюшкой, православной странницей из села Чудиново. К февралю Мальцев уже отчитывается о раскрытии очередной антисоветской к/р группировки церковников во главе с епископом Мелхиседеком. Проходил по групповому делу «Дело епископа Мелхиседека (Аверченко) и священнослужителей и мирян г. Троицка. Челябинская обл., г. Троицк, 1933 г.» По делу в составе группы епископа состояли священники тихоновской ориентации Тихон Костенко и Василий Т. Новиков, монахини: Клавдия (Винокурова), Анастасия (Куликова), Волкова, Пирожникова, председатель церковного совета Усенко, церковный староста Ремезов и миряне супруги Железняковы. Из показания епископа Мелхиседека на допросе: «На запрос митр. Сергия о созыве Всероссийского Собора в 1928 года я написал доклад, в котором высказал свое соображение о приглашении на Собор всех священнослужителей, находящихся в ссылках, в концлагерях и отбывающих наказание за а/с и к/р деятельность. Эту мысль меня заставили высказать те обстоятельства, что в то время большинство лучших, преданных делу православной церкви епископов и священников староцерковной ориентации советской властью были репрессированы. По моей инициативе церковным советом и верующими прихода в Ташкенте было написано прошение об освобождении епископа Войно-Ясенецкого. Я вел с верующими частные беседы, убеждал их в том, чтобы они не забывали Бога, ходили в церковь, молились Богу и не слушали атеистов-безбожников, ведущих борьбу с религией и православной церковью. С методами их борьбы я не согласен и рассматриваю эти методы как кощунство и гонение на Православную церковь». Из обвинительного заключения по делу: «Преследуя цель противодействия проводимым хозяйственно-политическим кампаниям, борьбы с советской властью и укрепления религии, объединившись, распространяли среди населения провокационные слухи о появлении в городе Троицке святой и прозорливой женщины „Дуняши“, и вокруг нее группировали весь антисоветский элемент города, собирали и проводили нелегальные собрания, на которых вели разговоры против существующего советского строя и проводимых мероприятий. Систематически нарушали декрет об отделении церкви от государства. Следствие установило, что осенью 1931 г. в Троицк приехала припадочно-больная 60-летняя старуха Маханькова Евдокия Тихоновна. Бывшие монашки усиленно стали использовать припадки Евдокии, как аргумент против советской власти. Они стали распространять провокационные слухи, говоря, что Дуняша святая и пострадавшая за православную церковь, что она верующих исцеляет от недугов, предсказывает скорую расправу с безбожниками за гонение на православную религию и закрытие церквей. Группа монашек проводила по вечерам и ночам нелегальные собрания, в которых принимали участие священники, и все вместе они проводили а/с работу против власти и и проводимых ею кампаний. Священники служили специальные молебны о здоровье Дунюшки, на проповедях говорил о ее святости и предсказаниях». Следователь выбивал из обвиняемых показания о спекуляции маслом и свечами. Однако, помощник областного прокурора написал на обвинительном заключении: «Ст.107 УК исключить, так как продажа горного масла и свечей разрешена».

22 апреля 1933 года на Особом Совещании при Коллегии ОГПУ осуждён по ст. 58 -10 УК РСФСР с обвинением в «организаторстве и руководстве к/р группировкой церковников, антисоветской деятельности» и приговором к 5 годам заключения в ИТЛ. В тот же день был направлен по этапу в Новосибирск для заключения в Сиблаг. 1 июля 1933 года был направлен спецконвоем в г. Фрунзе, а 23 октября 1933 года переведен в среднеазиатское представительство ОГПУ в Ташкенте. 23 октября 1933 года Тройка при ОГПУ изменила ему меру наказания, осудив уже на 10 лет. ОГПУ по Уралу шлет телеграммы во Фрунзе и Ташкент, пытаясь выяснить «результаты по новому делу на Аверченко», но получает лишь выписку из решения тройки ОГПУ. Дальнейшая судьба епископа Мелхиседека неизвестна. Возможно, владыка Мелхиседек скончался в Ташкентской тюрьме или в лагере.

[1] Заславский В.Б. Пострадавшие за веру православную в Ташкентской епархии// Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып.3 (20). С.111–125.

[2] Приведены следующие документы:

1. Письмо обновленческого епископа Николая в адрес ГПУ и НКВД за N 16119 от 22 июля 1923 г., в котором о.Мелхиседек объявлялся контрреволюционером и политическим преступником. Обновленческий архиерей Николай Коблов 22 июля 1923 г. просил ГПУ и НКВД «автокефалистов-тихоновцев… вдохновляемых к анархии церковной и к контрреволюционности политической самозванцем Лукой, выслать из края или обезвредить другим каким-либо способом» (в числе перечисленных 20 священнослужителей и мирян под номером 12 — «Михайло-Архангельская церковь села Черняевское Ташкентского у. иеромонах Аверченко Мельхиседек»).

2. Письмо того же епископа Николая в адрес НКВД номер 45 от 21 января 1924 г: «...иеромонах Мелхиседек Аверченко, уволенный от должности священника Черняевского поселка и запрещенный в служении [обновленческим руководством], имея антиминс, продолжает служить в Ташкенте и в Черняевском поселке, причем, около него группируются верующие. Все сообщество пропагандирует тихоновщину, волнуя народ и поддерживая в нем недовольство законной, как церковной, так и советской властью. Особенный вред нанес иеромонах Мелхиседек церковно-обновленческому движению своим торжественным служением в праздник Крещения по старому стилю, с торжественным крестным ходом на воду в пос. Черняевском...».

3. Имя о.Мелхиседека фигурирует в переписке ГПУ и НКВД: «...о регистрации и утверждении уставов — отказано. Предполагая, что на почве отказа будет усиленно вестись скрытая антисоветская агитация, НКВД просит установить разведкой: 1) Деятельность Мелхиседека Аверченко вблизи Черняево, на заимке, а также в Ташкенте, где около него группируются к/р элементы, и куда он приезжает для совершения служб в районе вокзального и Ольгинского приходов. 2) Деятельность Стороженко, бывшего дьяка. Подготовить материалы для их высылки из пределов Туркреспублики для устранения их как главарей староцерковников, продолжающих демонстрации своими службами, вопреки существующим правилам регистрации, и пользующихся известным авторитетом. Сообщите в последующем для дальнейшего административного надзора за названными группами»

https://drevo-info.ru/articles/13673000.html

Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.4. с. 318.

Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. с.749.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. с. 980.

Лобашев А. «Верою побеждали!..»: Книга о духовном подвиге православных южноуральцев. Челябинск, 2007. с.120 — 129.

ФПС I, с. 8.

ФПС II, с. 5.

ФПС IV, с. 5.

ФПС V, № 116.

ФАМ I, № 164, с. 13.

Кат-АМ № 198.

Списки архиереев 1897—1944 гг. Патриарха Алексия, с. 23.

Regel'son 548: 1929 verhaftet, 552: 19.1.1933 wieder verhaftet.

Страница сайта «Русское Православие»:

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_181

Озмитель Е. Е. Роль «первого епископа Киргизии» Мелхиседека (Аверченко) в жизни Туркестанской епархии 1920-х гг. // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — Бишкек, 2014. — Т. 14. — № 11. — С. 64-67.

Киргизстанский мартиролог / Сост. Е.Е. Озмитель. Бишкек, 2017. С. 244–258.

Мелхиседек (Аверченко) // Православная энциклопедия. — М., 2016. — Т. XLIV : «Маркелл II — Меркурий и Паисий». — С. 627-628. — 752 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D1%85%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BA_ (%D0%90%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE)

Архив Санкт-Петербургской епархии Ф. 2. Д. 94. Л. 59, 68.

Государственный архив Челябинской обл. Ф. Р–467. Оп. 3. Д. 336.

Центральный государственный архив Республики Узбекистан (ЦГА РУз.) Ф. И-961. Оп. 1. Д. 873. Л. 492–495, 503–503 об.

ЦГА РУз. Ф. И-961. Оп. 1. Д. 1195. Л. 332об-333.

ЦГАР Уз. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 38. Л. 6–10 об.

ЦГА РУз. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 68. Л. 4.

ЦГА РУз. Ф. Р-429. Оп. 1. Д. 75. Л. 5

ЦГА РУз. Ф. Р-429. Оп.1. Д. 90. Л. 3 об.

Центральный государственный архив кинофотодокументов Кыргызской Республики. Ф. 6-п. 5-8/Я1.

Центральный государственный архив политической документации Кыргызской Республики. Ф. 10. Оп.1. Д. 181. Л. 177–178.

Дорофеев Р. В. Епископ Мелхиседек (Аверченко): summa доступной информации // Библиотека Ташкентской духовной семинарии [Рукопись].

Туркестанские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1906. № 1. С. 7;

ТЕВ. 1907. № 9. С. 40.

ТЕВ. 1907. № 18. С. 92.

ТЕВ. 1915. № 4. С. 21.

ТЕВ 1917. № 15. С.194.

Жертвы политического террора в СССР. https://base.memo.ru/person/show/2501184

БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской ХХ века». http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuAdOjZeC4Zd8Ke60W*ceLUtuKheesUX8XZc8Wf66LYe8miceXb8E*

https://ru.openlist.wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%95%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_ (1875)

https://turkestanskaya-golgofa.info/repressed/averchenko-mihail-evfimovich

https://rusk.ru/st.php?idar=24616

Метки:

++