«В вере был весь смысл его жизни...»
В отдел областной прокуратуры, который занимается реабилитацией жертв политические репрессий, поток людей не иссякает уже много л» г, с тех самых пор, как 18 октября 1991 годи был принят Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Реабилитация сейчас проводится в соответствии с определением Конституционного суде РФ от 18 апреля 2000 года. Так, спустя много лет государство исправляет историческую несправедливость в отношении своего народа. В этом людском потоке преобладают люди преклонного возраста, дети репрессированных.
Это они тогда провожали своих отцов и матерей в никуда, в «Архипелаг ГУЛАГ».
Кого надолго, кого навсегда. Но вот однажды в телефонной трубке раздался молодой голос...
— Алло, это прокуратура? Меня зовут Роман. Моего деда судили в тридцать седьмом году, а потом еще раз... Я хочу знать, за что и как это было...
После того как мною было изучено это архивно-уголовное дело, мы встретились. Роман, студент КузГТУ, пришел с документами и большой фотографией, какие делали в 30-40-х годах XX столетия. В беседе с Романом мы выяснили, что он является не внуком, а уже правнуком Атапина Александра Митрофановича, репрессированного священнослужителя.
Гефсиманским вздох
Протоиерей Никольской церкви, что была в городе Топки, Овидинский Григорий Саввович, 1875 года рождения, был арестован 24.10.1937 года «... как активный участник контрреволюционной организации РОВС (Российский Общевойсковой, союз), который под предлогом церковной службы призывал к свержению советской власти...». Сутки спустя работники районного отдела НКВД г. Топки потем же основаниям арестовали и Атапина Александра Митрофановича, 1889 года рождения, совмещавшего в этой церкви должность псаломщика и сторожа. Следствие продвигалось столь стремительно, что 26 октября, т.е. через день после ареста Свидинского арестованным уже было предъявлено для ознакомления обвинительное заключение. 31 октября того же года тройкой УНКВД Новосибирской области священник Свидинский был приговорен к высшей мере наказания. 16 ноября 1937 года приговор приведен в исполнение.
Чуть больше «повезло» Александру Митрофановичу. Ему тройка определила 8 лет исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в политических правах сроком на пять лет. Такая спешка чекистов объяснялась тем, что именно в это время новосибирское руководство УНКВД в лице майора Мальцева рьяно «боролось» в области с контрреволюционными организациями — «Польской организацией войсковой», «Российским общевойсковым союзом- (в состав Новосибирской области в то время входил и Кузбасс). И хотя сами названия предполагают членство в них белых офицеров, агентов иностранных разведок, да где же взять их в сибирской глубинке через двадцать лет после революции... Но раз была дана команда из центра — работа закипела.
Правда, через год, в конце 1938 года и в начале следующего, за свое рвение сотрудники УНКВД Мальцев, а с ним и его коллеги Голубчик, Монтримович и др. будут уволены из органов и осуждены за «искажение линии партии», а Мальцев погибнет в 1940 году в пересыльной тюрьме...
Скорость, с которой была решена судьба двух церковнослужителей, объясняется еще и тем, что следствию ничего не надо было устанавливать, доказывать, поскольку в действиях этих лиц не было никакого конкретного преступления. Главное было убедить Свидинского и Атапина признать себя виновными в антисоветских высказываниях, которые они допускали в частных беседах: «Арестовывают нашего брата священника, но я знаю, что и на них придет свое время, и их также будут сажать...». Эти слова, которые окажутся впоследствии пророческими, приписывались отцу Григорию Свидинскому, и за них ему пришлось держать ответ по самому большому счету.
Александр Митрофанович же, крестьянский сын, уроженец села Усть- Щербидино Саратовского края, малограмотный, доверчивый по натуре человек, был обманут вежливым обращением следователя, сержанта госбезопасности Винкельмана, а потому в отличие от отца Григория обо всем говорил открыто, не замечая провокационных вопросов. Вот уж поистине, святая простота... Хотя с другой стороны удивляет политическая грамотность малообразованного церковного сторожа:
«...Кроме того, мы часто обсуждали в своем кругу вопросы новой Конституции, высказывая убеждения, что нужно готовить к выборам свои кандидатуры...» или «... Один раз мы собрались в доме попа Тумаева... и каждый из нас высказывал контрреволюционные убеждения, обвиняя советское правительство в грабительской политике...»
«...Последний раз с митрополитом Веденским я встречался в г. Топки зимой 1936 года...». Так написано в протоколе. Невольно поверишь, что псаломщик-сторож небольшой церквушки неоднократно (если говорит «последний раз») встречался с высоким иерархом Русской Православной Церкви, а значит, имел с ним контрреволюционные беседы. Ведь на момент допроса Атапина владыка Веденский был уже арестован.
Неосторожные разглагольствования Атапина подтвердили двое неких свидетелей: Борисенко и Кривицкий. В городе Топки, как потом оказалось, в то время такие люди вообще не проживали. Но в деле имеются протоколы их допросов, а кто скрывался за этими фамилиями, мы скорее всего уже не узнаем. Из протокола допроса Борисенко:
«...Атапин посмотрел на больного и сказал: «Да, советская власть скоро всех доведет до такой жизни. В ряде мест народ уже голодает...»
«...Зимой 1936 года попы на 9-й улице распространяли религиозные листовки. В том числе там был и Атапин...»
Из протокола допроса Кривицкого: «...Атапин всегда высказывал обиды на органы власти...»
«Тут же Свидинский высказывал оскорбительно-клеветнические измышления в отношении руководителей партии, правительства, ругал НКВД. Дальше он говорил, что действовать надо осторожно, чтобы не растерять силы, что вслед за Веденским арестуют и его...»
Посчитавшая себя оскорбленной, власть воздала всем по заслугам. Но действительно ли люди заслуживали той участи, что им уготовили органы НКВД?..
В круге втором
Долог и суров каждый день, проведенный за колючей проволокой. Время там словно загустевает, замедляет свой бег, чтобы, не торопясь, с садистской основательностью иссушить человека.
В ноябре 1945 года Александр Митрофанович возвращается домой больной, надломленный тюрьмой и, словно, к живительному источнику, стремится к вере. Ни уговоры родных и близких, ни скрытая угроза со стороны участкового инспектора: «...завязывай, дед, с молитвами, а не то...» не возымели действия — он остался верен Церкви.
27 ноября 1947 года на его имя приходит письмо из Новосибирска: «...Александру Митрофановичу Атапину. Резолюцией архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея вы назначены псаломщиком Никольского молитвенного дома города Топки Кемеровской области и вам предлагается...немедленно приступить к исполнению своих обязанностей. Секретарь архиепископа Новосибирского и Барнаульского архимандрит Никандр».
А спустя некоторое время новое назначение: «...Благословляем служить диаконом. Архиепископ Варфоломей...»
Чуть более двух месяцев успел прослужить в чине дьякона Александр Митрофанович. 26 апреля 1949 гада за ним снова пришли... И вторая волна репрессий, бездумных и безжалостных, накрыла его. Теперь доказывать несуществующую вину Атапина принялся старший следователь следственного отдела управления МГБ по Кемеровской области лейтенант Куликов. Казалось, задача не из легких. Из ничего, на пустом месте ему предстояло вылепить образ врага народа. Сразу после ареста пошла череда допросов. Не имея под рукой «жареных» фактов для предъявления обвинения, следователь начал издалека. Напомнил диакону, что еще в 1929-м его лишали избирательных прав за службу в церкви псаломщиком. Не раз возвращался к его судимости 1937 года, припомнив всех репрессированных тогда священнослужителей. Наученный горьким опытом тюремной жизни и коварством чекистов, Атапин теперь занял более осторожную позицию и не вступал в беседы со следователем
«Расскажите о своей антисоветской деятельности...» Все чаще Куликов задавал этот вопрос, надеясь, что арестованный по своей простоте сам себя оговорит, и дело будет сделано. Но подсудимый на все чекистские вопросы отвечал негромко, но твердо: «После освобождения из лагеря антисоветскую агитацию я не проводил...» Апрель и май прошли в пустых допросах, тогда Куликов решил зайти с другого бока:
«Вопрос: Назовите священника, с которым вам пришлось работать в Тонкинской церкви?
Ответ: ...мне приходилось работать со священником Михайловым Леонидом Ивановичем.
Вопрос: Расскажите все, что о нем знаете.
Ответ: ...ему 62 года, русский, житель Иркутска. В прошлом находился на стройке Беломорканала...»
Вот оно, слабое место: оба, священник и диакон, были в заключении, а значит озлоблены на советскую власть... И тут же задает вопрос в лоб: «Сознайтесь, что вместе с Михайловым вы занимались антисоветской агитацией?» Но ответ был прежним.
...Как ни старался лейтенант Куликов, а не удалось ему найти ни одного факта антисоветской агитации против Атапина. Нужно было освобождать его из-под стражи, но здесь случилось то, что трудно поддается нормальному рассудку: следователь вновь вменяет этому старому, набожному человеку ту вину, за какую он уже отсидел восемь лет в читинских лагерях: «...Атапин являлся (даже глаголы использует в прошедшем времени) участником антисоветской повстанческой группы в г. Топки, в 1937 году занимался организацией антисоветской деятельности, направленной на подрыв...» и далее по тексту обвинения 1937 года. Даже свидетели по делу были указаны прежние: Борисенко, Кривицкий и... священник Свидинский, расстрелянный 12 лет назад. Что же подвигло лейтенанта на такой упрощенный вариант расследования? А просто 21.02.43 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О направлении особо опасных государственных преступников по отбытию наказания в ссылку, на поселение в отдельные местности СССР». Позднее уже на основании этого Указа был издан приказ МГБ СССР N 00115 от 23.03.48 г., который и «разрешил» лейтенанту Куликову старого и «особо опасного госпреступника» отца Александр? вновь отправить в северные края, теперь уже в Красноярский край, в бессрочную ссылку, т.к. срок этого наказания в постановлении Особого Совещания МГБ СССР указан не был. Именно этот указ вызвал тогда очередную волну репрессий, и отменен он был лишь 10.03.56 года. Всех, кто попал под эту волну, называли «повторниками». Нужно отдать должное отцу Александру, он не сдался и из места ссылки написал две жалобы в Верховный Совет СССР с просьбой о пересмотре его дела. Его голос был услышан, правда, уже после смерти Сталина...
Определением Коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР (август—сентябрь 1955 года) дела в отношении Атапина Александра Митрофановича были пересмотрены. Постановления тройки УНКВД от 1937 года и ОСо при МГБ СССР от 1949 года были отменены, дела прекращены производством, а ему было разрешено вернуться домой, в Топки.
Страданье здесь, блаженство — там!
...Мой новый знакомый Роман сообщил, что дочь отца Александра, его бабушка, живет» в настоящее время в поселке Пионер, и вызвался организовать нашу встречу. Как я потом узнал, Анна Александровна всю свою жизнь не одобряла приверженность отца к религии и как истинная атеистка верила, что «религия — опиум для народа».
Беседа состоялась в ее небольшом домике, построенном еще при Отце, в присутствии ее сына и внука. Несмотря на свой почтенный возраст, а ей уже около 80 лет, хозяйка была бодра, приветлива и на все мои вопросы отвечала живо и с интересом.
— Мне было 15 лет, когда отца взяли в первый раз Восемь долгих лет его не было с нами. Нам, его детям: мне, сестре Аграфене, брату Федору, было нелегко без отца, но особенно тяжело было маме Матрене Михайловне. Но ни на один момент мы не верили, что наш папа — враг народа. Никогда! Мы его ждали все эти годы. Я была комсомолкой, выучилась на медсестру и потом работала фельдшером. Вышла замуж и переехала жить в Кемерово. Тогда же начали строить этот дом, где мы сейчас сидим... Отец вернулся домой поздней осенью 1945 года. Худой, болезненный, однако он не был озлоблен на жизнь и на власть. И вообще он был очень добрый человек — никогда не держал зла, даже на врагов, да их у него и не было. Уж не знаю, от рождения это у него или церковь его таким сделала. Он даже если кому-то в чем-то отказывал, то говорил об этом мягко, виновато улыбался, словно извиняясь, и человек на него не обижался...
Не могли не возникнуть вопросы о взаимоотношениях отца и дочери.
— ...Наверное, время было такое. Мы верили в партию, в коммунизм, а поди как все обернулось... До первого ареста я отцу ничего не говорила — совсем девчонка была, да и кто думал, что его могут посадить за молитвы, больше ведь не за что было... Уже по возвращении его в 1945 году не раз я и все наши родственники просили его отступиться от Церкви — ведь какую беду пережил! Он слушал, как-то огорченно улыбался и однажды сказал:
— Я же не против власти, я — за веру Христову! А беда пришла... так мне и отвечать в первую голову — потерплю…
И ведь не отступился от веры! А старушки на улице на меня прямо молились. Часто слышала вслед: дочка Божьего человека! После возвращения из второй ссылки отец служил священником в Осинниках, но недолго. Годы и подорванное тюрьмой и ссылкой здоровье брали свое… Но отец прожил долгую жизнь, ему было 82 года, когда он умер. До последних дней своих ходил в церковь, что в Кировском районе Кемерово. Как однажды сказал, любит слушать церковное пение, наблюдать за богослужением — душа млеет. Так и сказал. Мы уж потом ему не перечили, поняли, что в вере был смысл всей его жизни. А может, и прав он был: растеряли веру в свое время, потому и живем так убого и страшно...
Наша беседа подходила к концу, а сидевший рядом за столом Роман на чистом листе пытался нарисовать генеалогическое древо своего рода и в самом низу крупными буквами написал: АТАПИН АЛЕКСАНДР МИТРОФАНОВИЧ.
Протоиерей Алексей Курлюта, настоятель Никольского храма города Кемерово, лично знал Александра Митрофановича:
— ...Отец Александр часто бывал в нашей церкви, молился, любил разговаривать с людьми о жизни, о Боге. Человек трудной судьбы, он был праведным прихожанином. Умер отец Александр летом 1971 года, но мы узнали об этом слишком поздно, и похоронен он был в гражданской одежде. На праздник Успения Божией Матери я призвал прихожан молиться о упокоении отца Александра... А спустя некоторое время одна женщина сказала, что во сне видела его в белых ризах... Дошла. знать, молитва до Бога...
Сергей ПАВЛОВ,
старший прокурор
отдела облпрокуратуры,
член Союза
журналистов России.
Источник: Газета Кузбасс приложение Золотые купола. 29 мая 2002г.