Алтайский прорыв

Разговор об Алтайской железной дороге невозможен без рассказа о личностях Владимира Ипполитовича Жернакова и Григория Моисеевича Будагова. Обе эти фамилии появились в наших местах почти одновременно. 1 мая 1893 года из Колывани прибыл инженер Будагов, назначенный быть доверенным начальника строительства железнодорожного моста через Обь, а к августу того же года магазин «торговли разными товарами» открывает колыванский купец Евграф Александрович Жернаков — сначала на левом берегу, а через полгода переносит торговлю и на правый.

Жернаковы были фамилией значимой. Сын купца, Николай Евграфович ещё проявит себя в 1917 году как один из лидеров ново-николаевских эссеров, а племянник — Владимир Ипполитович, внесёт неоценимый вклад в вопрос места примыкания Алтайской дороги к Транссибу.

Владимир Ипполитович закончил юридический колледж в Петербурге, владел несколькими иностранными языками, а в 1909 году Жернаков был избран Городским головой Ново-Николаевска. Он стал первым руководителем города уже следующего уровня, после того как император Николай II разрешил применить к Ново-Николаевску городское положение «в полном объеме». И сразу попал в огонь – на разрушительный пожар мая 1909 года. Восстановление города после этого пожара, строительство в центре каменных зданий, приглашение в город архитектора А.Д. Крячкова, строительство первых кирпичных школ и Городского торгового корпуса – всё это заслуги Владимира Ипполитовича Жернакова. Это именно он придал Ново-Николаевску реальное, визуальное восприятие вида города и городской инфраструктуры.

Бюджет города при руководстве Жернакова вырос более чем в три с лишним раза. И в этом большая доля Алтайской железной дороги, строительство которой было одним из главных прожектов городского Головы. Он называл его «делом исключительной важности».

 На место примыкания новой Алтайской железной дороги к Транссибу, на этот железнодорожный узел претендовали и другие города, в частности Омск и Тайга. Томск вполне мог взять реванш за отклонение Транссиба на юг в 1891 году.

Вопрос этот начали обсуждать в ново-николаевских газетах ещё в 1908 году. В течение трёх лет Жернаков забрасывает Петербург своими «соображениями», «ходатайствами», «записками», сам часто ездит в столицу отстаивать проект в министерствах. Там «для личных бесед и участия в комиссиях» находится и, как бы сейчас сказали, «полномочный представитель» Ново-Николаевской городской думы инженер Сигмунд Феликсович Дунин-Марцинкевич.

И вот, наконец-то, 10 марта 1912 года вариант примыкания дороги Государственным Советом был выбран, а 3 июня высочайше утвержден. Ново-Николаевск становится транспортным узлом. Пшеница Алтая, скот Казахстана идут в Россию через него.

Вскоре заштатный городок было не узнать. На следующий год в нём уже проживало более 86 000 человек, работало несколько банков, крупных предприятий. Промышленность Ново-Николаевска занимала 80% объёма мукомольного рынка Томской губернии.

И тут в город возвращается Григорий Моисеевич Будагов, к тому времени уже действительный статский советник. В 1895 году из-за конфликта с руководителем строительства железнодорожного моста Березиным Будагов был вынужден покинуть наш посёлок и уехал в Томск.

 В 1911 году ему поручается руководство изысканиями и строительством Алтайской железной дороги протяжённостью более 650 км – от Семипалатинска до Ново-Николаевска. Эта дорога была нужна стране, поскольку промышленный вывоз грузов с южных регионов был возможен только по Оби и Иртышу и то только в навигационный период. И о постройке железной дороги говорили уже не одно десятилетие.

Дорога строилась не на государственные деньги, а на концессионных началах, на частные средства нескольких российских и французских банков. Началось строительство 1 июля 1913 года в Семипалатинске, через год началась Первая мировая война, но она не остановила строительство. Через два с четвертью года, после приёмки южного железнодорожного моста через Обь дорога была закончена. 8 октября 1915 года первый пассажирский поезд отправился из Ново-Николаевска в Барнаул.

Наш кусочек этой дороги, станция «Алтайская» была заложена 30 июля 1913 года. Теперь эта станция называется «Новосибирск-Южный», а здание её пассажирского вокзала и некоторые станционные сооружения недавно стали объектами культурного наследия регионального значения.

Город не забыл своих героев. Одна из основных улиц Ново-Николаевска, идущая в южном направлении, благодарными горожанами была названа Будаговской. И уже в 1920 году переименована Советской властью в Большевистскую. Сам Григорий Моисеевич успел ещё поработать на изысканиях и строительстве первого звена Туркестано-Сибирской железной дороги, а после революции продолжал службу на железной дороге. Умер в Петрограде в 1921 году. Несколько лет назад на карте города появилась площадь инженера Будагова, восстанавливается и скоро откроется в качестве музея дом-контора первого строителя первого железнодорожного моста через Обь.

Владимир Ипполитович Жернаков в 1913 году был переизбран Городским головой на второй срок, на следующее четырехлетие (1913—1917), но вскоре из-за слабости здоровья подал в отставку. На посту градоначальника Ново-Николаевска Владимир Ипполитович Жернаков также снискал благодарность горожан и был избран почётным гражданином города Ново-Николаевска — «за понесенные им труды на пользу города в течение пяти лет руководства городской Думой». Его портрет решено было вывесить в зале Думы наряду с императорским.

После гражданской войны бывший почётный мэр переехал на Украину, там был арестован как контрреволюционер и приговорён к 5 годам концлагерей. Место смерти неизвестно. Реабилитирован в октябре 1991 года.

А увековечить в топонимике Новосибирска имя самого успешного мэра за всю историю города нынешние градоначальники не торопятся.

Сотрудник музея Новосибирска

Константин Голодяев

bsk.nios.ru


08 июня 2018
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...