Алексей Талашкин: «Колокол — это продолжение моего сердца»
Прошедший 2022 год для Новосибирской школы звонарей при храме во имя Архангела Михаила в Октябрьском районе выдался особенным: священнослужители, педагоги школы звонарей, ее учащиеся и вообще все прихожане храма отпраздновали четверть века со дня организации учебного заведения, о котором наслышана вся страна.
По этому поводу мы поговорили с руководителем Сибирского центра колокольного искусства, кампанологом, педагогом, звонарем Алексеем Владимировичем Талашкиным.
– Добрый день, Алексей Владимирович! Примите наши сердечные поздравления с 25-летием вашей замечательной школы, известной не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами.
– Спаси Господи!
– Как всё начиналось? Кто стоял у истоков организации школы? Кому вообще пришла идея её создать? Смею предположить, что это была Лариса Дмитриевна Благовещенская, наша землячка, прославленный музыковед-кампанолог, известный специалист по русскому колокольному звону.
– Как раз идея принадлежала не Ларисе Дмитриевне! В 1995-м или 1996-м годах в доверительной беседе с нашим батюшкой (тогда настоятелем Михаила-Архангельского храма протоиереем Николаем Соколовым, а ныне игуменом Владимиром – прим. ред.) Лариса Дмитриевна посетовала, что ее знания о колоколах и звонах никому не нужны, тема никого не интересует, и в настоящее время она пребывает в растерянности, не знает, как быть дальше. Вспоминая об этом разговоре, батюшка сказал, что в этот момент он совершенно неожиданно для самого себя воскликнул: «Школу надо создавать!» Лариса Дмитриевна сопротивлялась – дело новое, а к новым делам она всегда относится очень осторожно. Но батюшка смог убедить в том, что это нужно всем, и Господь поможет.
Занятия начались на приходе, а затем, по благословению епископа Новосибирского и Бердского Сергия, школа звонарей была приписана к Новосибирскому Свято-Макарьевскому богословскому институту. Тогда это была, кажется, единственная в стране школа звонарей при высшем духовном учебном заведении. К сожалению, когда вуз реорганизовали, школа звонарей не вошла в новую структуру. Вот так и получилось: как начинали при приходе свою деятельность, так сейчас её здесь же и продолжаем.
– Недавно я прочитал вашу статью в журнале «Культура и цивилизация» о тобольских звонарях. Вы пишете, что до революции стать звонарем было непросто, нужно было иметь соответствующее социальное происхождение, в частности происходить из семьи священнослужителей, быть достаточно образованным, то есть иметь первоначальное образование, знать церковную службу, владеть церковным пением или чтением. И только в этом случае можно было писать прошение на имя правящего архиерея. Ну и наконец, служить звонарем, как я понял из вашей статьи, считалось тогда престижным.
– Престиж – слово из XXI века. А в веке XVIII-м, да и во все времена, наверное, это было очень непростое, сложное даже с физической стороны послушание, связанное с постоянным пребыванием на ветру и холоде, постоянными подъемами и спусками с колокольни, серьезными физическими нагрузками. При этом знать и уметь нужно было много, а жалование было мизерным. И это не мешало многим посвятить делу всю свою жизнь! Звонарское послушание являлось низшей ступенью социального лифта. Встав на эту ступень, при желании, можно было продвигаться вверх, стать пономарем, диаконом, священником. Двери были везде открыты.
– Каким самым главным качеством, по-вашему, должен обладать человек, желающий стать звонарем?
– Он должен быть, прежде всего, верующим, жить в православной традиции и понимать, зачем он поднимается на колокольню, и уж если поднимается, то отдавать себе отчет в том, что звонарское послушание дается не на полгода или год, не на пять-десять лет, а на всю жизнь. Ну и конечно он должен любить звонить в колокола.
Вот таких ребят мы ищем. Прошло время, когда мы брали всех подряд. Многие из них недоучивались, уходили из школы. Эту ситуацию нужно было изменить.
– В своем телеграм-канале «Звонец сибирских колоколен» вы пишете: «Когда я прикасаюсь к осколку сибирского колокола, во мне оживают звуки. Я слышу завывание метели и ямские колокольчики курьерских троек, я слышу далекий благовест и пушечную пальбу. Я слышу горловое пение и шаманские бубны, волчий вой и конское ржание, треск ломающихся льдин по весне, летящее эхо в горных ущельях Алтая, хрипы треснувших на морозе колоколов, заунывные песни каторжников… Многое, многое слышится». Из этих слов я делаю вывод, что звонарь должен любить не только звонить, но и любить колокола.
– Без этого невозможно сотворить звон. Колокол является инструментом, который озвучивает, воплощает в звуке твое внутреннее состояние. Бить по колоколам – это все равно, что взять молоток и начать быть по пальцам своей руки. Колокол – это продолжение моего сердца, только вынесенное за пределы меня. Как сердце пульсирует и животворит, так пульсирует и животворит звон.
– А почему ваш телеграм-канал называется «Звонец сибирских колоколен». Откуда такое слово — звонец?
– Было такое дореволюционное слово, мне оно глянулось. И швец, и жнец, и во кампаны звонец.
– Алексей Владимирович, скажите, сколько звонцов выпустила приходская школа звонарей за двадцать пять лет?
– Более двухсот человек.
– Много это или мало?
– Как-то в одном тюремном храме я поинтересовался, сколько у них прихожан. Отвечает, что шесть человек. Я молодой был тогда, поразился: «Всего шесть?! И ради этих шести человек строили целый храм?!» Потом только дошло, чего стоила молитва этих шестерых... Я не знаю, много или мало звонарей выпустила школа. Из общего количества, наверное, половина не несет звонарского послушания. Но мы видим миссию школы в том, что творил евангельский сеятель. Он знает, что взойдут не все семена, но его дело понятно и свято. Он должен приложить усилия для того, чтобы семя попало в плодородную почву. Наши выпускники звонят и в Беларуси, и в Петербурге, на Алтае, в Томске, в Красноярске, на Дальнем Востоке. Мы делаем одно большое дело возрождения колокольного искусства Сибири, и без школы этого не получится.
– А звонари на новосибирских приходах – они все закончили вашу школу?
– Нет, не все.
– Самоучки, что ли?
– Есть и самоучки, это слово не ругательное. До революции звонарских школ на Руси не было, искусство колокольного звона передавалось от мастера к подмастерью. Другое дело, что сегодня самоучки в большинстве случаев не обладают системными знаниями, к сожалению, не понимают простых вещей, делают ошибки в самых азах. И нет рядом тех, кто бы смог подсказать. И если до революции старый звонарь готовил звонаря в течение нескольких лет, постепенно вводя его в звон, плавно погружая в полноту традиции, то сегодня иные самоучки, просмотрев два-три урока в интернете, считают, что уже что-то умеют, чему-то научились.
Сейчас в нашей школе требования к обучению постоянно меняются, педагоги всё время повышают свою профессиональную планку, ежегодно пересматриваются методики обучения, предъявляют новые требования к тем, кто пришел стать церковным звонарем. Этот процесс у нас непрерывный. Но следует понимать, что мы, педагоги, только указываем своим ученикам направление, по которому они должны идти. А путь каждый должен пройти сам.
– Однажды вы говорили об известных московских звонарях, упоминали их имена…
– На Руси много хороших звонарей.
– Тогда кого бы вы выделили из новосибирских звонарей?
– Многие наши выпускники достойно несут звонарское послушание. Выделить кого-то из них непросто… Да и зачем?
– И все-таки…
– Дмитрий Кулешов, Анастасия Митина, Дмитрий Шурыгин, Александр Власов, Денис Дмитриев, Ксения Соловьева, много других. Лично для меня важно, чтобы звонарь был подвижником, старался раскрыть послушание в разных гранях. «Отзвонил – и с колокольни долой» – поговорка нехорошая.
И когда в памяти проносятся образы звонарей, я всегда понимаю, что мы с ними могли бы никогда не встретиться. Потому, что могли бы не встретиться наши дорогие наставники – Лариса Дмитриевна и отец Владимир. Но Господь благословил эту встречу, направил их на Свои пути, соединил, и началось огромное движение, частью которого мы все стали.
И, может, поэтому каждые пять лет школа звонарей становилась родоначальником крупных проектов, таких как: цикл филармонических концертов «Звоны России», в этом году праздновали его 20-летие; журнал «Сибирская звонница» – 15 лет со дня организации; Сибирский центр колокольного искусства – отметили 10-летний юбилей; литейный цех, где отливаются колокола – в этом году производству исполнилось пять лет.
– Замечательные даты! Но это всё юбилейные проекты. А я слышал – ТАСС сообщило, – что вы впервые за многие-многие годы собираетесь воспроизвести метельный звон. Это вообще что такое?
– Как корабли по ночам ориентируются на маяк, чтобы не уйти в сторону или не попасть на мель, так и метельный звон служит звуковым маяком для людей, заблудившихся в сильную метель в пустыне. Метельный звон был введен Государем Императором Николаем I, а запрещен в 1918 году вместе со всеми прочими набатными звонами. Метельный звон не совершался в России уже сто лет, и вот теперь мы решили реконструировать этот звон в первую метель, которая будет в нашем городе.
– Прямо в городе ударите набат? Всполошите народ.
– Звонить будем в знаменитой Спасо-Зашиверской церкви на территории Историко-архитектурного музея под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН. Мы заряжаемся на сутки, ведь снег будет лететь и днем, и ночью. Люди вряд ли всполошатся – мы подобрали такой колокол, чтобы не вызвать ненужного беспокойства. Мы просто хотим испытать себя и прочувствовать то, что было для наших коллег из прошлого обыденностью – они ведь как-то справлялись с этими задачами и совершали метельные звоны столько раз, сколько диктовала непогода.
– Уверен, это будет грандиозное представление. Помоги, Господи! А вот еще: в праздник Рождества Христова на Михайловской набережной состоится очередной Всероссийский фестиваль колокольных звонов, на которой съедутся звонари со всей страны. Вы лично примите участие в этом мероприятие?
– Да, это будет большой праздник, который организуют наши и светские и церковные власти. На набережной будет установлена деревянная звонница на подобие тех, которые сооружали на ярмарочных площадях до революции. Раньше существовала традиция целодневных звонов. Звонили целыми днями и на Светлой седмице, и в Рождество Христово. В Новосибирске впервые пройдет зимний праздник колокольного звона, а приедут этот звон совершить звонари из всех федеральных округов нашей огромной Родины – из Ставрополя, Москвы, Санкт-Петербурга, Суздаля, Волгограда, Екатеринбурга, Иркутска, Хабаровска. Новосибирские звонари тоже придут. Можно сказать, что этот новый праздник уходит своими корнями в прошлое, а значит, помогает возродить старые традиции.
Сегодня колокол должен стать инструментом возрождения не только нашего звонарского искусства, но и всей России. Во все трудные времена на Руси звонили колокола, они помогали пройти все лихие времена, всё пережить, объединиться, выстоять. Наша общая задача сегодня – научить слышать колокол, слушать, вслушиваться. В этом звуке с нами говорит Господь. Расслышим этот глас – сохраним веру. Выстоим!
– Спасибо, Алексей Владимирович, за то, что уделили нам время. Еще раз поздравляем вас, и других педагогов школы, и всех её выпускников с 25-летием их альма-матер.
Дмитрий Кокоулин