Храм в честь Святой Живоначальной Троицы
с. Ярки (ныне с. Ярки)
В 1910г. ярковские крестьяне обратились в Томскую Духовную Консисторию с прошением о разрешении собирать средства на строительство церкви .[ 5.] По материалам школьного музея, собранным директором школы Кронидом Григорьевичем Романовым, «... церковь начали строить на самом высоком месте в 1914—1915 гг. Строили ее всем селом. Для крепости раствора при кладке фундамента, ярковские крестьяне корзинами везли яйца. Престол церкви села Ярки Карасевской волости Барнаульского уезда был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы. К приходу Троицкой церкви относилось село Ракиты. Жили в нем зажиточные крестьяне. Сейчас это село исчезло с лица земли. .»
По воспоминаниям местных жителей, «над церковью было пять куполов (здесь скорее всего допущена неточность, поскольку в типовом проекте, по которому создавалась церковь, купол был один). Она была очень богато украшена, утварь дорогая, паникадило с позолотой. Первым церковным старостой был Николай Петрович Дюмин. Священник сначала был приезжий из села Казанцево. Позже появился иеромонах Михаил (Байгулов). Псаломщиком одно время был Бондаренко Иван Сергеевич. Первыми в церкви венчались Василий Ионович и Прасковья Степановна Юдины. Последним церковным старостой был Ерохин Максим Иванович он долго не отдавал ключ от храма. Но потом ключ забрал житель этого села старик Евдоким Сытенко.
Среди материалов школьного музея, есть свидетельство Прасковьи Максимовны, Зотовой (девичья фамилия Ерохина) проживавшей в 30-е годы в с. Ярки ,о том, что последним священником в Троицкой церкви с. Ярки был монах Михаил (Байгул), который проживал в доме ее родителей и рассказывал, что родом был из Москвы.
В годы политических репрессий, когда повсеместно арестовывали а казнили священнослужителей, верующие люди с. Ярки просили своего священника уехать из села, так как опасались за его жизнь. Но он не уезжал. В 1930 году, когда вероятность быть арестованным стала реальной, отец Михаил согласился уехать из села, но сделать это было уже сложно. Чтобы спасти жизнь своего священнослужителя, сельчане решили тайно вывезти его. Запрягли лошадь, отец Михаил лег в телегу, сверху набросали сено и повезли в Черепаново. Чтобы не вызвать подозрение, «продавать сено на базар» послали молодых девчат Ерохину Марину и Родину Ксению, которым было по 18 лет. Им было страшно ехать, так как если бы обнаружили батюшку в телеге, то казнили бы и их. Чтобы придать себе смелости и не вызвать подозрения у встречных, девушки пели песни, особенно когда ехали через лес. Бог им помог, они благополучно доехали до Черепаново, высадили батюшку и вернулись домой. Дальнейшая судьба отца Михаила неизвестна
В 1932 году храм закрыли, но не разрушили. Крест сбрасывал житель села по фамилии Ярков. Через некоторое время он погиб на пожаре. Иконы уничтожили. Около школы рыли туалет, и из большой иконы Божьей Матери вырезали лик и положили в нужник. Кощунствовавший над иконой житель села,через три дня умер.
Ярковский храм разделил участь большинства сельских церквей – до войны здание использовалось как склад зерна. машины с зерном разгружались, подъезжая почти вплотную к северному фасаду, на котором для удобства убрали крыльцо.
В 50-е годы стали приспосабливать здание под клуб. (Рис.3) «С начала 1953 года в здании церкви был открыт клуб и сельская библиотека»[4 ]. Согласно архивным данным в 1950г. Ярковская церковь представляла собой: «Здание деревянное. Купола сняты. Церковная утварь отправлена в Москву. Здание ветхое, внутри переоборудовано.» [ 3 , Л.26.]Отапливать высокое помещение оказалось не выгодно и верхнюю часть центрального восьмигранника храма и колокольню сняли, сделав из этого материала жилой дом, стоящий до сих пор на противоположной стороне улицы.
В селе живет Ирина Владимировна Сенина ( в девичестве Кириенко), внучка священника церкви села Карасево, Евсея Яковлевича Куруса. По воспоминаниям Ирины Владимировны, церковь до 1948 года была еще высокой, как видим на фотографии.
Пока здание было клубом, в нем регулярно показывали кино. Мальчишки, у которых не было денег, но очень хотелось посмотреть фильмы, догадались забираться в подвал и оттуда было хорошо слышно и даже кое-что видно сквозь щели в полу. Однажды один из любителей кино замешкался ,отстал от товарищей — застрял в подвале и плакал, пока его не вытащили оттуда.
После закрытия клуба, здание храма было разделено на три жилые квартиры, имеющие входы с разных сторон, а одно из помещений занято магазином. В таком состоянии оно находится и сейчас. В одной из квартир в здании бывшего храма, приходилось останавливаться у родственников мужа ,Николая Илларионовича и Анны Федоровны Балакиных, Алевтине Григорьевне, сотруднице храма во имя святителя Алексия митрополита Московского в Черепаново. Эта квартира, включала часть помещения бывшего алтаря, пятигранной формы, где стояла печь, оставшаяся от храма. Там была устроена кухня. Хозяева были на редкость радушны — в их маленькой квартирке, порой ночевали до 16 человек.
В общих очертания центральной части здания еще угадываются формы храма. Хорошо сохранился кирпичный цоколь, частично оштукатуренный и основная часть деревянных стен сруба церкви. На всех фасадах нижние венцы подгнили, а на южном фасаде ( со стороны преимущественных ветров), количество поврежденных бревен больше чем на остальных. Владельцы магазина оштукатурили среднюю часть фасада, думая спасти таким образом стену от разрушения.
Алтарная часть изменена пристройками разной формы и высоты. Утрачены все три крыльца-паперти. Сейчас в бывшие дверные проемы вставлены оконные коробки, а на стене видны места крепления конструкций крыльца. На южном фасаде , где располагается магазин, поставлены пластиковые окна, на остальных фасадах наличники окон и рамы деревянные, прямоугольные, с прямыми очельями наличников.
При осмотре здания храма, становится ясно, что при его строительстве был использован проект №9 из «Атласа планов и фасадов церквей,” [ 1.,C. 9.] но в него внесены изменения.
Судя по фотографии здания, опубликованной историками Ярковской школы, все окна храма расположены на одном уровне, хотя по проекту №9 в центральной восьмигранной части здания, 2 окна размещались над дверными проемами, на 7 бревен выше рядовых окон. Такое высокое расположение окон на фасаде имело целью наилучшим образом осветить центральную часть храма , а в Ярковской церкви освещение было недостаточным. Для исправления недостатка, окна поставлены на косых частях восьмерика, тогда как в проекте на плоскости, параллельной стене продольного фасада. Следов окон-люкарн, имевшихся в проекте , на кровле не сохранилось — скорее всего их не было. Притвор под колокольней вовсе не имел светового проема- только слуховое окно, размером в одно бревно.
Фотография сделана вероятно в начале 50-х гг, когда пустовавшее здание собирались приспособить под клуб. Колокольни и куполов уже не было.
Трудно судить был ли храм полностью обшит досками, вероятнее всего нет, иначе бы сохранились следы крепления досок к фасаду. К моменту изготовления снимка, обшивкой был покрыт только повышенный ярус восьмерика и колокольни, располагавшийся над основным карнизом здания. Дополнительно этот ярус был украшен рамочными филенками, оси которых совпадали с осями окон.
Остатки основания колокольни перекрыты восьмискатной кровлей, как и восьмерик центрального объема, причем место где располагалась главка, прикрыто отдельным куском металла. По воспоминаниям местных жителей, церковь была пятиглавой, а по проекту должна была иметь одну главу. На фотографии видна заплата на грани ската кровли которая может быть закрытым отверстием основания одной из малых глухих главок пятиглавия, остальные места расположения главок не видны с этого ракурса. Учитывая что в проект были внесены изменения с расположением окон, можно допустить и существование пятиглавия.
Ирина Ростовцева, НГУАДИ
Из статьи:
«Использование типового проекта №9 в процессе строительства храмов
сел Коурак, Доронино Кузнецкого и Ярки Барнаульского округов Томской губернии»
Литература
- Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях”. Издание Святейшего Синода, — М.: Синодальная типография, 1899г. — 55 с.
- Волоснов Р. Ю. Сельское культовое зодчество Алтая конца XIX — начала XX в. // Мир науки, культуры, образования № 5 (12), 2008, — с. 118 -122.
- ГАНО, Ф. 1418, Оп.1, ед.хр. 37 .
- ГАТО, Ф.170, Оп. 4, Д. 313, 36 лл.
- ГАТО, Ф.170, Оп. 7, Д. 233 (326) . Документы о строительстве Троицкой церкви с. Ярки Карасевской волости Барнаульского уезда. 07.03.1910 — 18.07.1919