Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая
с. Койновское (ныне на территории г. Искитима)
Далекая история
Далекая история
На месте, где вырос наш город, еще в давние времена поселились переселенцы из России. Это были крестьяне, укрывавшиеся от обязательных Сборов (налогов), которые собирал тобольский воевода Слушеев; крестьяне, гонимые голодом, в связи с неурожаем в 1650 году в Еропейской России; старообрядцы после 1667 года, когда началось преследование их; скрывавшиеся участники восстания Степана Разина (так называемые, «чалдоны»); сосланные участники стрелецкого бунта; бывшие участники восстания Булавина, избавленный от виселицы; скрывавшиеся участники крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
Так, в 30 км от Бердского острога, основанного в 1652 году, возникли три деревеньки: Вылково на Берди Бердского ведомства, Чернодырово при Берди и Черной Бердского ведомства, Койново на реке Койниха.
В списках «утекленцев» (беглецов), пришедших на территорию нашего города, указывается Койнов Кирилл из Тобольского ведомства, деревни Койновой. Ушел с родины вместе с братом в 1728 году. Жили сначала в пустых местах, затем он, Кирилл, поселился в деревне Орде Чаусского острога, а брат домообзавелся в другой деревне, от него получившей свое название, т. е. д. Койновой.
До революции самым богатым было село Койново. Здесь жила местная знать: староста, купцы, поп. Их пять домов отличались от подслеповатых, ветхих крестьянских изб. Каменный дом по улице Советской, где недавно помещался филиал Школы №3, был купца Еремеева, который имел лавку. Торговали красным товаром купцы Иконников, Игнатов и Царев. Братья Щедрины (приказчики) ездили с товарами по деревням.
На три деревни была, одна школа, стоявшая вблизи церкви. Учительствовала дочь бедного дворянина Софья Францевна Квятковская, обучавшая сразу три класса, с составом учащихся разных возрастов в количестве 40 человек.
Общественным местом была церковь, построить, которую было решено всем миром, собрав со двора по 20 рублей на закуп и вывоз леса. Здание церкви простояло до 1937 года. Тогда берег подмыло, зданию угрожала опасность. Его разобрали и построили три новых здания: горсовет (ныне Дом пионеров), амбулаторию (здание против Дома пионеров), больницу (угол ул. Коротеева и ул. Пушкина, где в этом году сдали пятиэтажный дом, завода асбестоцементных изделий.
В Койново же была тюрьма «каталашка» с пересыльным пунктом (старое здание школы №3). Вокруг этапа было кладбище, которым д. Койново и отделялась от села Вылково.
Были заезжие дома, принадлежавшие богачам Цыганкову, Барышникову, Сонину.
Базара в этих деревнях не было. Ездили на ярмарку в Бердск. Перед войной 1914 года на сходе было решено открыть свой базар, который и был открыт на площади (у теперешней школы №3), где стадион. Об открытии базара было оповещено десятником, как о важном событии в жизни этих деревень. Позднее, в годы Советской власти, базар был перенесён на площадь между Вылково и Черноречкой, где сейчас размещается завод «Теплоприбор».
Положение деревень на Тракте и близ торгового центра Новониколаевска привлекало предприимчивых людей. Во второй половине XIX века сюда хлынули людские потоки, пустыри Между деревнями стали застраиваться. Приехал и плотник Оксарин, который построил дом и мельницу на реке Шипуниха. Жадность возбуждала аппетит к наживе, он строит вторую мельницу на реке Бердь. Был и другой человек, инженер Окороков, который открыл известняки и предвидел будущее Черноречья. Он построил плотину на реке Бердь в районе современного цемзавода, река протекала по рукаву, и образовался остров, на котором был самый красивый парк с самым, крупным летним театром, построенным в годы первых пятилеток, а сейчас там находится вторая очередь цемзавода. В одно из наводнений обрушилась его плотина и долго служила местом перехода пеших и переездом на телегах. Он же решил заняться обжигом двести. Еще до сих пор сохранились полуразрушенные печи в конце улицы Садовой, где получали известь на дровах.
Вскоре стали вручную делать кирпичи. Первый кирпич сделали братья Николаевы.
Местные богачи и власть не придавали значения богатствам. Лес хищнически вырубался, известняк и глина не использовались, а о мраморе вообще не знали.
Долго ещё лежали богатства в кладовой земли и ждали настоящих хозяев. А хозяином стала власть Советов.
Н. ПОПРУКАЙЛО, преподаватель истории школы № 5.
Из архива Искитимского городского историко-художественного музея